Арт-рынок в России только начинает формироваться, и специалисты не спешат называть его надежным. Во-первых, потому что российская инфраструктура пока недостаточно развита: в отличие от зарубежной практики у нас все еще остается место для развития и формирования компаний, специализирующихся на создании арт-индексов, рейтингов и организации аукционов. Во-вторых, потому что до сих пор операции на российском рынке сопряжены с множеством рисков: слишком высок процент подделок как среди русской "старины", так и среди авангарда. В-третьих, по сравнению с европейскими странами и США оборот искусства в нашей стране ничтожен, рынок по сути до сих пор остается теневым. Наибольший импорт в Россию был достигнут в 2004 - 2005 годах (6,6 млн евро и 12,2 млн евро соответственно), что связано с отменой в 2004 году 18%-ной пошлины на ввоз предметов искусства частными лицами. Наибольший экспорт - в 2002 году - составил 6,5 млн евро. Но постепенно арт-рынок России приближается к западным стандартам.
"Русский бум" начался еще в конце 80-х прошлого столетия, и в первую очередь это касалось изобразительного искусства. Работы российских художников вывозились на выставки, скупались иностранными галереями и даже музеями, причем по очень высокой цене, часто открывающей художнику путь на Запад. За последнее десятилетие в торговле русским антиквариатом за пределами России произошли существенные изменения - как качественного, так и количественного характера. Одним из показателей качества является выход торговли отечественным антиквариатом за рамки русского авангарда, икон и Фаберже.
При этом продажа произведений русского искусства перестала быть монополией Sotheby's и Christie's, сохраняющих лидирующее положение на рынке русского антиквариата, однако сфера их деятельности в этом секторе постоянно сужается в результате возрастающей активности в нем таких аукционных домов, как шведский Bukowskis, австрийский Dorotheum, французские комиссары-призеры (commisaires-priseurs), швейцарский Galerie Koller, французский Phillips. Последний, например, одной продажей Малевича в мае 2008 году перекрыл оборот всех перечисленных выше аукционных операторов русского рынка на Западе вместе взятых.
Статистика продаж русского искусства в 2003 и 2008 годах
Участник рынка | Объем продаж в 2008 г., млн долл. | Рост объемов продаж по сравнению с 2003 г., % |
Sotheby's | 180 | 360 |
Christie's | 145 | 639 |
К сожалению, в большей степени торгуется и остается русское искусство пока на Западе. Это связано с не до конца продуманной законодательной базой в России и сопутствующими издержками при ввозе предметов искусства на территорию страны. Помимо этого, большинство антикваров не стремятся к легализации рынка, и значительная часть совершаемых на рынке сделок не фиксируется: коллекционеры опасаются раскрывать информацию о своих собраниях.
Еще одним показателем развития российского арт-рынка является возникновение специальных финансовых и банковских услуг в области хранения и оборота произведений искусства, а также кредитования под их залог. Выход ряда банков в данный сегмент рынка свидетельствует о коренных преобразованиях российского рынка искусства и о значительном повышении его инвестиционной привлекательности. Кроме того, не стоит забывать о не так давно созданном арт-индексе ARTIMX, более подробно о котором мы поговорим ниже.
С 1991 г. в России проводятся регулярные аукционы антиквариата. Лицензии на торговлю антиквариатом имеют 140 фирм в 20 российских городах. Антикварные империи Sotheby's и Christie's в последние годы ввели должности директоров по проектам с Россией. В русских видят будущих клиентов самых дорогих западных аукционов. Не случайно эти известные аукционные дома перед тем как устраивать торги где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне, нередко привозят сначала в Москву выставку картин художников с мировым именем. Стоимость каждой из них зашкаливает за несколько миллионов долларов. Однако пока наибольшим спросом у отечественных коллекционеров и инвесторов пользуются национальные художники.
Давид Бурлюк. Натюрморт с цветами.
В феврале 1998 г. в Москве на публичных торгах аукционного дома "Гелос" была продана картина В. Кандинского за 1,1 млн долл. Был побит рекорд 1993 г., поставленный на аукционе "Альфа-Арт" картиной "Витязь на распутье" В. Васнецова, проданной за 100 тыс. долл. В то время это был ошеломляющий успех, и "Витязь на распутье" попал в международный аукционный справочник "Майер". Но провал аукциона "Альфа-Арт" в 1995 г., на котором непроданным оказался исторический раритет - "Портрет Николая II" И. Репина, украшавший до революции зал заседаний Государственного совета, внес свои коррективы в представление о рынке. Ничего подобного этому репинскому полотну никогда не появлялось на российском антикварном рынке, даже специалисты Третьяковской галереи не знали о существовании картины. С тех пор "Альфа-Арт" занимается исключительно галерейной продажей. Из аукционных домов выжил только "Гелос", который и занял лидирующее положение на антикварном рынке.
Этот пример заставил задуматься над тем, как велики в России в отличие от Запада риски инвестиций в крупные, а значит, дорогие произведения искусства. Самой большой ликвидностью сегодня обладают работы, цена которых не превышает 10 тыс. долл.
Совсем недавно никому не приходило в голову сопоставлять результаты торгов российских фирм и знаменитой Sotheby's, существующей более 250 лет. Даже успешные аукционы "Альфа-Арт" приносили около 200 тыс. долл. А сегодня итоги торгов "Гелоса" уже вполне сопоставимы с итогами продаж русской коллекции Sotheby's. Результатом десятилетнего существования "Гелоса" на рынке был юбилейный аукцион, итоги которого превзошли все ожидания - 3,5 млн долл. В это же время свои торги русского искусства провел в Лондоне Sotheby's, общая сумма которых составила 5,5 млн долл. Более того, сравнение рекордов цен двух этих аукционов удивит всех знатоков антикварного рынка. Самая дорогая картина в Sotheby's - "Пейзаж" И. Шишкина, 100 тыс. фунт. стерл. (165 тыс. долл.), в "Гелосе" - "Портрет жены" В. Кандинского, 1,1 млн долл.
Повторные продажи русских художников в 2007 - 2009 годах
Художник | Название | Цена продажи, евро |
Дата продажи |
Цена продажи, евро |
Дата продажи |
Прирост стоимости, % |
Доходность, % годовых |
Петр Кончаловский |
"Цветы на розовом" |
495 286 | 26.05.2004 | 1 205 775 | 24.11.2008 | 243 | 54 |
"Вид Константинополя |
112 000 | 21.05.2008 | 212 833 | 24.11.2008 | 190 | 380 | |
Леопольд Сюрваж |
"Композиция с цветами" |
7 800 | 19.06.2007 | 32 400 | 27.11.2008 | 415 | 277 |
Давид Бурлюк |
"Натюрморт с цветами" |
14 000 | 29.09.2007 | 39 925 | 04.10.2008 | 285 | 285 |
Юрий Анненков |
"Портрет Александра" |
147 647 | 05.10.1989 | 2 787 000 | 15.10.2007 | 1 888 | 105 |
Хаим Сутин | "Человек красным платком" |
2 115 248 | 09.12.1997 | 11 840 400 | 05.12.2007 | 560 | 56 |
В настоящий момент не так важно найти хорошую картину - куда труднее найти хорошего покупателя, чтобы держать высокие цены. В этом московском рекорде отразилось правило универсального характера: на внутренних рынках национальное искусство ценится дороже, чем на внешних. Вот почему Sotheby's и Christie's имеют свои отделения в десятках стран мира и устраивают аукционы изделий из жадеита в Гонконге, итальянской мебели - в Италии, дельфтской керамики - в Амстердаме, живописи викторианской эпохи - в Лондоне, американского поп-арта или голливудских плакатов - в США и т.д.
Стабильность высоких цен на русское искусство в России способна больше, чем какие-либо запретительные меры, остановить контрабандный вывоз антиквариата за границу. И уже сегодня можно говорить о значительном количестве мелкого и среднего антиквариата, который ввозят в Россию из-за границы торговцы, коллекционеры и просто любители искусства. Однако наивно рассчитывать на то, что в результате этого обратного потока Россия обогатится шедеврами национальной живописи и из частных коллекций Запада выйдут на свет какие-то неведомые полотна, подобные "Боярыне Морозовой" Сурикова или "Последнему дню Помпеи" Брюллова. Русская живопись XVIII - XIX вв. - предмет нашей национальной гордости - никогда не входила в круг коллекционерских интересов ни в Европе, ни в Америке. Вот почему в таких мировых музеях, как Лувр (Париж), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Лондон), и других нет коллекций русской живописи. В частных собраниях ее также очень мало, и очевидно, что русский рынок на Западе мелеет, все меньше даже на крупных аукционах попадается ценных картин русских художников.
ЮРИЙ АННЕНКОВ Портрет Александра Николаевича Тихонова. 1922
Холст, масло, коллаж, стекло, дверной звонок, штукатурка. 67 х 58
В контекст мировой истории живописи поставлена только икона и русский авангард. Список книг и статей, посвященных иконе и авангарду, западных исследователей намного превышает количество трудов отечественных ученых. И если за картины Левицкого западные коллекционеры 5 - 6 лет назад платили 3 - 4 тыс. долл., за пейзажи Айвазовского - не более 20 тыс. долл., то в иконы, картины Поповой, Экстер, Малевича и Кабакова они готовы были вкладывать сотни тысяч долларов. Однако скандалы и даже судебные процессы, связанные с выходом на рынок большого количества фальшивок в 80 - 90-х гг., подорвали у коллекционеров доверие и к иконе, и к авангарду. Сегодня это минное поле антикварного рынка, на котором способны действовать успешно только большие профессионалы.
Наши ожидания на возвращение из-за границы национальных ценностей могли бы быть оправданы только по отношению к декоративно-прикладному искусству. Известно, что в 20 - 30-е гг. советское правительство, нуждаясь в валюте, вывозило на Запад имущество царских дворцов: великолепную мебель, художественную бронзу, столовое серебро, фарфор, изделия фирмы Фаберже. С 30-х гг. вплоть до Второй мировой войны и даже в первые послевоенные годы цены на антикварные произведения искусства в России были баснословно низкими. Разоренная интеллигенция несла на рынок накопленное семьей за десятки лет. В Торгсине драгоценные камни, фарфор и утварь из серебра с двуглавыми орлами продавались за сотую долю их стоимости. Девяносто процентов покупателей были иностранцы. Некоторые дипломаты отправляли целые пульманы, наполненные антиквариатом. Все это разбрелось по миру, осело в музеях, во дворцах, и только иногда отдельные предметы мебели, вазы, столовые сервизы из Павловска, Петергофа, Аничкова дворца появляются на аукционах или в престижных галереях, но они стоят чрезвычайно дорого. Так, каминные часы из серебра фирмы Фаберже из голубой гостиной Аничкова дворца были проданы в 1996 г. в Нью-Йорке на аукционе Christie's за 1,5 млн долл.
Сегодня в стране существуют три крупные ярмарки: Российский антикварный салон, славящийся демократичными ценами, элитарный Московский международный художественный салон, специализирующийся на живописи и предметах антиквариата, и международная ярмарка "Арт Москва", торгующая исключительно современным искусством.
← Аукционные гарантии третьих лиц: возможность снижения рисков и получения прибыли | Роковая Гончарова: величайшее открытие или передел рынка → |
---|
Карикатуры от Alberto ArniПредставляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ... Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015 Далее |
Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013 Далее |
Способы и методы.Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской... Юмор | Суббота, 26 Марта 2011 Далее |
Яблоко за 25 франковВ этот миг звякнул колокольчик входной двери. Вошел незнакомый человек. - Я насчет той картины, которая выставлена в ... Юмор | Понедельник, 5 Июля 2010 Далее |
Я целиком и полностью за это талисман. В нем меня особенно радуют два обстояте
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.