Екатеринбургский музей изобразительных искусств является одним из крупнейших художественных музеев Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история его коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания. Уральское общество любителей естествознания сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейное собрание пополнялось передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.
В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Выставочные залы.
Научно-исследовательская деятельность картинной галереи активизировалась с приходом в нее Б. В. Павловского. В 1958 году при его участии был восстановлен и открыт Каслинский чугунный павильон. В 1960-1980-х годах сотрудниками галереи был организован ряд знаковых проектов, среди которых одна из первых в стране выставка «Портреты неизвестных».
К середине 1980-х годов с ростом музейного собрания возникла необходимость увеличения фондовых и экспозиционных площадей, которые смогли бы удовлетворять потребности хранения и экспонирования коллекций. В связи с этим в 1986 году часть экспозиции, в том числе собрание каслинского художественного литья была перенесена во вновь реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода (ул. Воеводина, 5). Каслинский павильон был демонтирован, перенесен в новое помещение и отреставрирован.
В 1988 году Свердловская картинная галерея получила статус музея изобразительных искусств. Вновь организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию собрания. Это был период наиболее активной научной и издательской деятельности музея, который приобрел широкую известность и контакты с научными и музейными центрами России и зарубежных стран.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Экспозиция.
В 2005 году в музее был открыт Виртуальный филиал Русского музея – информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея.
В 2008 году при Екатеринбургском музее изобразительных искусств совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея был создан Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества. Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является развитие взаимосвязи музея с системой школьного образования и реализация совместных музейно-педагогических проектов и программ.
Сегодня Екатеринбургский музей изобразительных искусств – крупный культурный центр, ведущий активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Экспозиция.
Музей известен своими коллекциями, многие из которых имеют мировое значение. Одной из таких является уникальное собрание уральского художественного литья XIX - XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
Большой художественной ценностью обладает собрание русского художественного авангарда 1910-1920-х годов, включающее в себя полотна его классиков – К. С. Малевича, В. В. Кандинского, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, А. В. Куприна, А. С. Родченко и многих других. Данная часть музейной коллекции многократно выставлялась на крупных международных выставках и получила заслуженное признание в России и за рубежом.
Значительный интерес представляет раздел западноевропейского искусства XIV - XIX веков. Здесь продемонстрированы произведения итальянских, фламандских, голландских, французских и немецких мастеров. Работы некоторых живописцев, таких как Рутилио Манетти и Франческо Рустичи являют собой большую редкость и представлены только в единственном музейном собрании России – Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Выразительна и разнообразна по своему составу экспозиция русского искусства XVII - начала XX века. Представленные в ней произведения последовательно отражают основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Здесь выставляется иконопись мастеров московской школы и русской провинции XVII - XX веков, где основное внимание уделено произведениям местного уральского письма так называемой Невьянской иконе. Русская живопись XVIII-начала XX века представлена картинами таких известных художников, как В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, А .Г. Венецианов, И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Н. А. Ярошенко, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, С. Ю. Судейкин, К. Ф. Юон и другие.
Значительный раздел коллекции музея составляют произведения отечественных мастеров 1920-2000-х годов. Кроме вышеупомянутого собрания русского художественного авангарда начала прошлого века экспозиция включает в себя социалистический реализм 1930-1950-х годов, работы художников-шестидесятников, тематически и стилистически разнообразное искусство последней трети ушедшего столетия, а также творческие поиски современных авторов.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Гости музея.
В обширную коллекцию декоративно-прикладного искусства Урала входят камнерезное и гранильное искусство, демонстрирующее изделия традиционного уральского промысла XVIII-начала XXI века, златоустовское украшенное оружие и гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос и глиняная игрушка, авторское ювелирное искусство признанных мастеров 1970-2000-х годов уральской и московской школ.
Сегодня музей изобразительных искусств активно участвует в культурной жизни города, являясь организатором крупных международных проектов, престижных выставок из собраний столичных российских музеев и частных коллекций, а также сформированных из собственных фондов и мастерских художников. Музей успешно выполняет не только традиционные научные, просветительские, хранительские функции, но и проводит в своих стенах самые разнообразные культурно-развлекательные мероприятия.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Шедевры.
← Американский музей народного искусства под угрозой закрытия | Музей плохого искусства → |
---|
Поль Гийом и судьба его коллекцииПоль Гийом (Париж, 1891 - Париж, 1934), французский арт-дилер. Дилер Хаима Сутина и Амедео Модильяни, он был одним из п... Далее Коллекционеры и собиратели | Вторник, 1 Ноября 2011 |
Сила человеческой слабости. Моменты, которые не исчезают…Роттердам, шестидесятые годы. Маленький мальчик идет по Музею Бойманса - Ван Бенингена – одного из крупнейших музеев Нид... Далее Коллекционеры и собиратели | Вторник, 25 Октября 2011 |
Евгений Евтушенко: «У меня лучшая в России коллекция работ Олега Целкова»Бывая в разных городах, поэт Евгений Евтушенко старается посетить местные галереи. Кстати, он и сам увлекается коллекцио... Далее Коллекционеры и собиратели | Четверг, 13 Октября 2011 |
Художник - коллекционер показал на выставке свое личное пространствоСобрание работ российских художников, принадлежащее коллекционеру Евгению Семенову, представлено со вторника как единая ... Далее Коллекционеры и собиратели | Среда, 3 Августа 2011 |
Банк Julius Bär показал свою коллекцию картинНет, мы ни за что не поддадимся соблазну и не станем иронизировать над банкирами, намекая на формализм и отсутствие ху... Далее Коллекционеры и собиратели | Суббота, 9 Июля 2011 |
История княжеской династии Лихтенштейнов, первое упоминание о которых восходит
Лишь в легком челноке искусства От скуки мира уплывешь. Александр Блок, Флорен
ARTinvestment.RU Агентство ARTnews в двадцатый раз опубликовало свой ежегодный
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.