ЯН ТИХИ. Инсталляция № 4 (Башни). 2008.

В минувшее воскресенье завершилась 41-я международная ярмарка искусств Art Basel, проходившая с 16 июня в швейцарском городе Базеле. В ярмарке приняли участие более 62 тысяч человек: художники, коллекционеры, кураторы и любители искусства со всего мира, установив новый рекорд посещаемости. Свыше 300 галерей из 36 стран представили работы более двух с половиной тысяч художников. Участники отметили высокое качество предложенных работ.

Уже в первый день мероприятия некий американский коллекционер купил 90-сантиметровую скульптуру Пабло Пикассо «Персонаж» (Personnage, 1960). Творение из белого гипса досталось ему за 15 миллионов долларов. Кроме того, были проданы несколько работ Луиз Буржуа. Среди наиболее интересных и ценных работ этой ярмарки — прижизненная бронзовая отливка скульптуры Альберта Джакометти «Три шагающих человека I».

Удачно были проданы произведения Такаси Мураками и Демиена Херста. 1 миллион долларов получили дилеры из Лос-Анджелеса «Blum & Poe» за картины Мураками, основанные на его скульптурах «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон». Лондонская компания White Cube за 2,35 миллиона фунтов (3,48 миллиона долларов) продала европейскому коллекционеру кабинет Демиена Херста «Любовные воспоминания» из нержавеющей стали и стекла размером три на полтора метра, усеянный шестью тысячами стразов.

По словам лондонского дилера Николаса Маклина (Nicholas Maclean), предметы топ-класса по-прежнему распродаются хорошо. Уверенности прибавляют и успешные аукционы, прошедшие накануне. Вместе с тем работы современных художников, относящиеся к среднему ценовому диапазону, все еще не вернулись к уровню 2007 года.

МИКЕЛАНДЖЕЛО ПИСТОЛЕТТО. Лабиринт и большой колодец. 1969–2010.Крупномасштабные видеопроекции и инсталляции, как и в прошлые годы, были объединены в секторе Art Unlimited. Из 64 произведений сектора шесть проектов заняли более 200 квадратных метров каждый. Еще несколько лет назад, во времена арт-бума восьмитонный «Овальный Будда» Такаси Мураками, покрытый платиновыми листьями, был продан за 8 миллионов долларов. Сегодня же дилеры предпочитают предлагать работы по более разумным ценам. Упор делается на недорогие, одноразовые материалы. В частности, за 650 тысяч евро предлагалось произведение Микеланджело Пистолетто (Michelangelo Pistoletto) из роллов картона «Лабиринт и большой колодец»; впервые эта вещь была сделана еще в 1969 году. По мнению директора галереи Лоренцо Фиаски (Lorenzo Fiaschi), эта работа призвана, так сказать, отрезвить зрителя, вернуть его с небес на землю.

Продемонстрировав стабильные продажи работ популярных художников, ярмарка в Базеле дала возможность заявить о себе и многим доселе не известным художникам. Дебютировала на ярмарке художница Сесилия Эдефальк (Cecilia Edefalk) из Швеции. Ее работы были распроданы по 10 тысяч долларов каждая. Дилеры чешского художника Яна Тихи (Jan Tichy) представили его видео «Инсталляция № 4 (Башни)» и продали ее за 25 тысяч долларов. Ярмарка еще раз подтвердила, что покупатели готовы должным образом оценить высококачественные работы новых авторов в том случае, если цена адекватна. В случае завышенной цены шансов продать становится гораздо меньше.

По мнению дилеров, снизился общий уровень спекуляции. Меньше стало тех, кто раскупает произведения лишь в надежде удвоить или утроить их стоимость при перепродаже через пару лет. Вырос интерес к художникам периода 1970-х годов, покупатель заново открывает тех, кто творил 20–25 лет назад, — к примеру, Росса Блекнера (Ross Bleckner). Больше внимания уделяется не цене, а провенансу работ: наличию музейных записей, персональных выставок художника, пребыванию его работ в коллекциях. В целом, по общему мнению, ярмарка становится все более интеллектуальной.