Ещё не остыли эмоции по поводу выставки скульптуры и графики Сальвадора Дали, устроенной осенью 2009 года в залах Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова известным екатеринбургским коллекционером Александром Шадриным, как уже новая выставка — «Шедевры ХХ века», экспонировавшаяся в музее в декабре прошедшего года. Она и стала тем сюрпризом, о котором мы обмолвились год назад в беседе с Шадриным в редакции «Рампы». Сам же коллекционер посвятил свои «Шедевры» 90‑летию Нестеровского музея и преподнёс в дар музею два произведения из своей коллекции.
В экспозиции «Шедевров» — выдающиеся произведения выдающихся художников. Графика, живопись, скульптура, керамика. В первом зале — Пабло Пикассо, Анри Матисс, Фернан Леже, Марк Шагал, Василий Кандинский, Пауль Клее, Сальвадор Дали — гении, определившие пути развития изобразительного искусства ХХ века. В двух других — элита русского нонконформизма, художники «андеграунда», в своём большинстве лишённые советского гражданства и эмигрировавшие из СССР, составив славу русскому искусству за рубежом: Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Владимир Янкилевский, Вячеслав Калинин, Илья Кабаков, Михаил Шемякин (с произведений Шемякина когда-то началась коллекция Шадрина и знакомство Уфы с самой коллекцией). Рядом с литографиями, офортами, пастелями и скульптурами Шемякина - живопись его жены Ребекки Мадлен Шемякиной. На отдельным настенном модуле - «нервные» рисунки Анатолия Зверева - «последнего представителя московско-парижской пластической традиции», «безумца», «ниспровергателя общественных норм и канонов», «русского Матисса», неоценённого в Отечестве, но удостоенного Золотой медали из рук самого Сикейроса. Здесь же - живопись и графика известных в России и за её пределами, но не экспонировавшихся пока в Уфе Юрия Иванова, Вениамина Лазарева, Владлена Гаврильчика, Андрея Гросицкого, Владимира Лемпорта. Все новейшие течения и направления искусства ХХ века: кубизм, примитивизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. И всё это - в одной, чрезвычайно эмоциональной и чрезвычайно интеллектуальной экспозиции… Рассказать о всех экспонентах и их произведениях в формате одного журнального разворота невозможно, поэтому остановимся только на некоторых из них.
П. Пикассо (1881–1973) Портрет женщины в кресле. 1962.
Гениальный испанский живописец, график и скульптор Пабло Пикассо, оставивший после себя более 20 тысяч произведений, в том числе всемирно известные полотна «Девочка на шаре», «Герника» и эмблему «Голубь мира», представлен печатной графикой и керамикой «французского» периода - конца 1940‑х – 1960‑х годов. Основная тема его графики, как и живописи, - цирк, вакханалия, коррида, женщина. Первая тема неотрывна от арлекинов и бродячих актёров «розового» периода (1904–1905). Вторая в какой-то степени производна от тематической направленности 27 панно и картин для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе (1946) с концептуальной для них идеей радости бытия и гармонии с природой. Третья, вероятнее всего, возникла во время двух поездок Пикассо в Испанию - в 1933 и 1934 годах, в результате которых появились образы быка и Минотавра - главные персонажи знаменитой серии гравюр 1935 года «Минотавромахия». (Хотя и на юге Франции были чрезвычайно популярны бои быков, страстным поклонником которых слыл Пикассо). Изысканная простота плоскостно (аппликативно или линеарно) трактованных фигур на столь же плоскостном, но благородном по колориту фоне в линогравюрах и литографиях 1950‑х годов как бы возвращает Пикассо в начало ХХ века - к его «синтетическому» кубизму с программным доминированием в нём декоративности и контрастности.
П. Пикассо (1881–1973). Коррида. 1959.
Четвёртая тема - тема женщины - проходит красной нитью через всё его творчество: от купальщиц «голубого» периода (1901–1904) до женских портретов, в первую очередь, портретов его красивых и талантливых жён. Шелкографический «Портрет женщины в кресле», созданный художником в 1962 году, в период его счастливого «французского» уединения в сельском доме в Мужене, знаменателен ещё и тем, что демонстрирует живописно-пластические особенности раннего пикассовского кубизма - «сезанновского» и «аналитического» периодов. К периоду жизни в Антибе - времени страстной любви стареющего Пикассо к молодой художнице Франсуазе Жило - относится и его керамика конца 1940‑х - 1950‑х годов. Богатая глиной почва деревеньки Валорис, расположенной рядом с Антибой, заинтересовала Пикассо настолько, что через некоторое время и Валорис, и размещающаяся на её землях фабрика «Мадура» стали известнейшим в мире керамическим центром. Простые по формам тарелочки, несколько лёгких движений кистью, и перед нами - пикадор, птичка, кузнечик. Сам же Пикассо относился к своей керамике лишь как к новому выходу творческой энергии: придавая росписи намеренно эскизный характер, он утверждал её неотрывность от своей графики, но создал при этом более трёх тысяч керамических произведений.
А. Матисс (1869–1954) Голубая обнажённая. 1952.
Стоявший у истоков фовизма великий француз Анри Матисс так же, как «послевоенный» Пикассо, утверждал в своём искусстве идею радости жизни. В созданной за два года до смерти цветной линогравюре «Голубая обнажённая» он дидактически подводит итоги своих творческих убеждений: передача эмоций должна осуществляться самыми простыми изобразительными средствами. Глубокий синий цвет, плоскостный рисунок (но по-матиссовскигибкий, музыкальный, «танцевальный») служат главной цели художника - его чувственному наслаждению телом и позой молодой натурщицы. В самой же пластике рисунка - его силуэтности, «аппликативности» - отразился характерный для творчества Матисса 1930‑х годов интерес к технике «декупажа» (вырезания из цветной бумаги), широко применявшейся им впоследствии, в литографии в том числе.
В. Кандинский (1866–1944) Звёзды. 1939.
Родившийся в России и начинавший здесь как художник, но обретший свою вторую Родину во Франции, выдающийся живописец, график и театральный художник Марк Шагал к 1908–1910‑м годам находился под влиянием постимпрессионизма, фовизма, Пикассо. Свойственные его мироощущению фантасмагория и иррациональность сближали его искусство с сюрреализмом и экспрессионизмом, хотя сам Шагал никогда не принадлежал ни к одной группе. В 1920‑е годы он освоил различные техники гравюры, в 1950‑е интенсивно работал над живописной «Библией», и его цветная литография «Каин и Авель», вероятно, должна датироваться теми же годами: в пользу этого предположения свидетельствует не только сюжет, но и откровенная живописность рисунка.
Самое раннее по времени создания из представленных на выставке произведений - цветная литография «Звёзды», созданная в 1939 году великим русским художником, одним из основоположников абстракционизма Василием Кандинским. Переехав в 1933 году во Францию и испытав сильное влияние сюрреализма, Кандинский в эти годы всё чаще вводил в свои произведения, помимо геометрических фигур, причудливые по формам биоморфные структуры, очень похожие на космические звёзды…
← Картины художника-экспрессиониста Сильвестра Сталлоне пользуются успехом | Встретить закат на вершине Золотой горы Бангкока → |
---|
XXI салон современного искусства Art ShoppingВ сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017 |
«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинокВ Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015 |
На Юге России пройдет «Биеналле-2015»Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015 |
В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфораОснову экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015 |
8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников областиЭта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015 |
С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в Росси
С 3 ноября началась Ночь искусств в Третьяковской галерее, которая называется &l
Самарская мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусст
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.