Людвиг Эмиль Гримм. Домик-пряник. Гравюра на меди. 1825.Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработками народ­ных сказок, к сожалению, как-то поте­рялся в тени своих знаменитых родст­венников. Людвиг Эмиль Гримм - ху­дожник, гравер, профессор Кассель­ской Академии художеств с 1832 года, один из основателей первого в Герма­нии профессионального объединения художников Виллингсхаузенской коло­нии художников, оставил тысячи живо­писных работ, акварелей, гравюр, лито­графий и карандашных рисунков. Он родился в 1790 году в Ханау в семье го­родского секретаря Филиппа Вильгель­ма и Доротеи Гримм и был пятым, предпоследним ребенком. Шести лет он потерял отца, а в 18 лишился матери.

После смерти отца богатая тетушка из Касселя забрала к себе Якоба и Виль­гельма. Людвиг учился в школе в другом городе. Но братья и тогда, и в дальнейшем поддерживали тесную связь друг с другом. Старшие братья помогали Эми­лю материально в годы его учебы в Академии художеств.

В детстве мальчик отличался необыкновенной живос­тью характера, любил вместе с друзьями подолгу бродить по лесам, собирал птичьи гнезда, знал каждый закоулок в ок­рестностях. Учился он без излишнего усердия, но при этом обнаруживал огромный интерес к рисованию. Став взрос­лым, он с большой теплотой описал детство в своих воспо­минаниях. В них уже ощущался будущий художник. Ему за­помнились внешность его учителя, сту­денческая форма брата Якоба, приехав­шего на каникулы из Марбурга, живо­писная усадьба друзей матери.

Став художником, Людвиг Эмиль отдавал предпочтение романтическим пейзажам, которые он тонко чувство­вал. и портретам, потребность в кото­рых была велика, так как еще не было фотографии. Благодаря своим братьям он вошел в круг образованнейших лю­дей своего времени. Брат Вильгельм пригласил его в 1815 году во Франк­фурт, чтобы познакомить с Гёте. Гёте очень одобрительно отнесся к работам молодого художника, и это не было простой вежливостью. Гёте и сам ин­тересовался искусством.

Людвиг Эмиль осел в Касселе, где размеренная жизнь была не богата со­бытиями. Только в конце 1814 года по призыву вступил добровольцем в опол­чение и участвовал в чине лейтенанта в походе во Францию. А позднее, в 1816 году, отправился в длительное путешествие по Италии, которому мы обязаны появлением большого количества рисунков и путевых за­меток. В 1817 году — вновь был уже в Касселе. Людвиг Эмиль даже в поездке по Италии - стране признанно кра­сивой природы — вспоминал о своей родине. Он вообще скептически относился к крупным городам и любил свои родные края без излишнего пафоса. Художник написал в 1842 году акварель с видом из окна дома его матери в Кас­селе. Неброский городской мотив, но сколько в него вло­жено любви и тепла. Ярко синее небо с легкими облачками, оранжевые ши­ферные крыши создают яркий живо­писный аккорд. Внизу - фигурки лю­дей, занятых повседневными делами.

Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет. Офорт. 1815.

Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет. Офорт. 1815.

Техникой рисунка и гравировки ху­дожник владел в совершенстве. Во время прогулок Людвиг Эмиль давал грош нищему ребен­ку, чтобы тот постоял тихо. А сам в это время гравировал его портрет без подготовительного рисунка сразу на мед­ной доске. Такая манера работы требовала твердости руки, безошибочного владения линейной штриховкой, ясного понимания композиции, поскольку на гравировальной до­ске поправки уже невозможны.

Портреты Гримма имеют не только художественное зна­чение, но, бесспорно, являются свидетельствами эпохи и этим тоже важны для нас. Портретная галерея, созданная им, сохранила лица юристов, филологов, медиков, военных, крестьян, художников, священнослужителей, купцов, изда­телей первой половины XIX века. Людвиг Эмиль Гримм увековечил свое время, и сделал это честно, уважительно и, самое главное, талантливо. Отметим, что некоторое однооб­разие поз вполне искупается разнообразием типажей, воз-растов, сословных отличии, выраже­ний лиц, костюмов, деталей антуража. Он портретировал таких значительных людей своей эпохи, как Никколо Пага­нини, Клеменса Брентано, Генриха Гейне и, разумеется, братьев - Якоба и Вильгельма. Широко известен их двой­ной портрет, датируемый 1843 годом. Портрет Генриха Гей­не был создан, когда он посетил братьев Гримм в Касселе. Гейне произвел на Людвига сильное впечатление своими знаниями, оригинальностью ума, умением интересно рас­сказывать. Поэт изображен в профиль. Он сидит, отвернув­шись в досаде от разбросанных на столе перед ним книж­ных томиков. На плечи наброшен плащ с меховым ворот­ником. Задумчивый взгляд устремлен в сторону. Под порт­ретом сохранилась факсимильная подпись самого Гейне: «Лелея в холодном сердце мрачные чувства, смотрю я угрю­мо на холодный мир». Она была сделана под влиянием дождливой осенней погоды, приведшей поэта в уныние.

Людвиг Эмиль Гримм. Рыночный переулок в Касселе. Бумага, карандаш, перо, акварель. 1842.

Людвиг Эмиль Гримм. Рыночный переулок в Касселе. Бумага, карандаш, перо, акварель. 1842.

К 1815 году относится самый известный автопортрет ху­дожника. Рисунок к нему сделан еще в 1811 году. Он изоб­разил себя в старинном немецком костюме времени осво­бодительной войны 1813 — 1815 годов. При гравировании портрета молодой художник пририсовал себе усы и бород­ку, чтобы прибавить возраст слишком юному лицу. Он так­же с большим теплом создавал детские портреты. Они рас­положены по моде того времени в ряд профильными изоб­ражениями. Так представлены дети его единственной сест­ры Лотты вместе с его собственной дочерью Эмили.

Гримм был и карикатуристом. Его карикатуры были обращены на социальные уродства немецкого обыватель­ства. Интересно, что при этом, много раз обращаясь к пор- третированию национальных типов, он сохранял исключи­тельную уважительность к моделям. Художник изображал людей в национальных костюмах различных немецких зе­мель, по ним можно было определить не только местожи­тельство человека, но и его социальный и семейный статус.

Кроме того, Людвиг Эмиль был первым немецким ил­люстратором сказок своих братьев. В 1825 году вышел ма­ленький тираж «Детских и семейных сказок» Якоба и Виль­гельма Гриммов с 7 гравированными иллюстрациями Л.Э.Гримма: к «Красной Шапочке», «Домику-прянику», «Спящей красавице», «Белоснежке», «Золушке» и другим сказкам. Книга была очень популярной. Созданные им ил­люстрации стали классическими и воспроизводились офор­мителями и издателями еще много времени после их созда­ния. Не следует забывать, что тогда книги, как правило, ук­рашались титульным листом с виньеткой. И братья-литера­торы, и художник росли в одной среде, поэтому зрительные образы у них были наиболее близкими. Иллюстрации Грим­ма ближе других к образному строю текстов сказок. Доста­точно сказать, что Вильгельм Гримм не только побуждал своего младшего брата иллюстрировать сказки, но и вносил уточнения в образы. Так для «Красной Шапочки» он посо­ветовал в домике бабушки добавить настольную лампу. Биб­лию, кофейник и чашки. У домика ведьмы из «Домика-пря- ника» дорисовать ядовитые растения и чертополох.

Людвиг Эмиль Гримм. Братец и сестричка. Набросок титульного. Перо, коричневая бумага, акварель.

Людвиг Эмиль Гримм. Братец и сестричка. Набросок титульного листа ко 2-му изданию "Детских и домашних сказок". Перо, коричневая бумага, акварель.

Людвига Эмиля невольно сравнивают с братьями, и это несколько искажает восприятие его как самобытной творческой личности. Он сам не считал себя выдающейся персоной и был вполне удовлетворен своим положением преподавателя провинциальной Кассельской академии ху­дожеств. Однако при внимательном знакомстве с его твор­ческим наследием становится понятно, что художник за­быт незаслуженно. Его романтические пейзажи, реалисти­ческие портреты, карикатуры и рисунки к путевым замет­кам являются неотъемлемой принадлежностью немецкого изобразительного искусства.