Рынок для миллионеров
В Швейцарии завершился Art Basel
В швейцарском Базеле прошла самая громкая, самая обширная и коммерчески успешная
ярмарка современного искусства — Art Basel. На ней побывала СУРИЯ САДЕКОВА.
В последние пару лет ярмарки как старого, так и современного искусства привлекали большой интерес публики, но совершенно не радовали финансовыми итогами. Впервые за много месяцев на Art Basel интерес зрительский совпал с интересом покупательским. Бомонд мира современного искусства плавно переехал из дождливой Венеции в солнечный Базель: насладившись на Венецианской биеннале искусством в его чистом (некоммерческом) виде, коллекционеры отправились пополнять свои собрания. Как обычно, на Art Basel искусства хорошего и разного было представлено очень много.
Когда в 1990-х Лоренцо Рудольф по заказу Эрнста Байелера перелицовывал ярмарку, одним из его достижений стало сокращение количества галерей. Он придал Art Basel статус элитарности, в ярмарке не могли участвовать все желающие. Рудольф был в этом вопросе непримирим: обилие галерей убивает искусство и качество салона. С тех пор многое изменилось. Успех и статус самой главной ярмарки мира в области современного и актуального искусства сохранились, а вот сдержать рост числа участников не удалось.
Из-за обилия галерей, толп посетителей (как на вернисаже, так и в обычные дни работы салона) и тесноты создается ощущение, что находишься в огромном супермаркете, где вместо банок с консервами (на некоторых стендах выставлены именно они, уорхоловские) предлагают предметы искусства. О развеске и сценографии галеристы уже не слишком заботятся. Зритель перетекает с одного стенда на другой, даже не замечая этого. Но самое удивительное, что это никого не раздражает. В Базель приезжают не за идеями, не за поиском новых концепций и мыслей. В Базель едут за покупками.
Все, кто едут на Art Basel не покупать, едут, чтобы посмотреть, что покупают другие. В этом году, как и в прошлые кризисные годы, спрос на искусство модернистов не иссяк, а, наоборот, возрос. Галереи-гиганты — такие как Gagosian, Acquavella, Marlborough, "Гмуржинска", L&M, Landau — привезли в основном проверенные имена. На сегодня главное среди них — Пикассо. Правда, качество всех его работ, представленных на Art Basel, оставляет желать лучшего, а чтобы поверить в величие этого художника и оправдать цены, за которые галеристы пытаются его продать, придется срочно отправиться в музей. Фрэнсис Бэкон по-прежнему не выходит из моды. Но, несмотря на это, галерея Marlborough уже не первый год пытается пристроить за $60 млн один из триптихов мэтра. Ей не удалось это ни на последних сессиях TEFAF, ни на сей раз в Базеле. Прошлогоднее обилие произведений Марка Шагала в этот раз не повторилось. Его заменил Фернан Леже. Разнообразие представленных работ поражало — галеристы привезли и раннего Леже, и Леже послевоенного, и живопись, и его графику... А разошлись как горячие пирожки небольшие графические работы Андре Бретона, привезенные парижской галерей "1900-2000".
Единственным участником Art Basel от России стала галерея Regina. Как и заведено у наших галеристов, они Америку решили не открывать, пошли проторенным путем. Привезли имена проверенные, среди них произведения любимого Западом Павла Пепперштейна. Однако работы российских художников (часто не худшего качества) встречались и на многих стендах европейских галерей.
Покупатели также были представлены во всех весовых категориях — от Франсуа Пино и Даши Жуковой (которая стала постоянным посетителем ярмарки) до пока что менее известных имен. Среди которых немало выходцев из Китая.
Весь мировой оборот арт-рынка составил в прошлом году $42,8 млрд. В Базель привозят предметы искусства приблизительно на общую сумму $1,75 млрд. Одно это безоговорочно свидетельствует: Art Basel — одна из самых дорогих ярмарок мира.
Газета "Коммерсантъ", №111 (4652), 22.06.2011