Мудрость и талант художника
В декабре 2009 года отметил свое 60‑летие один из ведущих мастеров российского, башкирского графического искусства
Камиль Губаевич Губайдуллин.
Губайдуллин уже тридцать лет работает в республике и знаком зрителю как автор многочисленных офортов, в которых он обращается к национальной истории и быту, темам сохранения народных традиций и экологии. Его мудрое искусство несет в себе огромный заряд духовности. Удивительно умение Губайдуллина придать обычным вещам и сюжетам глубоко символический, философский смысл. Каждый его лист — это метафора, символ красоты, драмы и даже трагедии нашего мира. Работы лаконичны по языку, богаты по фактуре, которую мастер обогащает, применяя в офорте многократное травление печатной формы и добиваясь сложного тонального решения черно-белых листов.
Талант Камиля Губаевича получил широкое признание. Он удостоен званий заслуженного художника России и Республики Башкортостан, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, в 2005 году награжден Серебряной медалью Академии художеств России. С 2003 года он — руководитель мастерской станковой графики факультета изобразительных искусств Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова.
Круглую дату художник решил отметить выставкой, которая прошла в Уфе, в Малом выставочном зале Союза художников. Выставка своеобразна: темой обширной серии листов, нарисованных ретушным карандашом, стали башкирские народные пословицы и поговорки. Безжалостная правдивость ситуаций выявлена в них точностью и скупостью выразительных средств. В пословицах воплощены все возможные варианты жизненных коллизий и, казалось бы, художнику не остается ничего, кроме как следовать за их буквальным смыслом. Но он не отступает от четко очерченной фабулы пословиц, а талантливо передает их образную глубину, силу и жизненность. Не впадая в шутовство или сатиру, он приближается в рисунках к причудливому и одновременно суровому миру народной мудрости. Сила таланта Камиля Губайдуллина заключена в том, что при этом он создает в работах свою драматургию, воплощенную собственным изобразительным языком. Мы узнаем характерную для художника мощную пластику линий и форм, его умение напряжением черно-белых цветов передать эмоциональное содержание работ, столь проникновенно воспроизводящих народные характеры, типы, особенности национального уклада жизни. Художественным, образным решением
листов он подтверждает, что меткое человеческое слово, процеженное поколениями и отфильтрованное веками, не теряет своей актуальности.
Обращение Камиля Губаевича к этой тематике, конечно, не случайно. Она созвучна его серьезной, глубокой и мудрой авторской позиции по отношению к любому явлению жизни. В основе всей серии, над которой Губайдуллин работал целый год, лежит его богатый творческий и жизненный опыт, которым он щедро делится со зрителем.
Валентина Сорокина, искусствовед