Ученые нашли причину потускнения картин Ван Гога
Группа ученых установила причину потускнения желтых красок на картинах Винсента Ван Гога, сообщает BBC News со ссылкой на научную статью, опубликованную в журналe Analytical Chemistry. Оказалось, что краска тускнеет из-за химической реакции, о существовании которой ранее не было известно.
Ученые под руководством Коэна Янсенса из Университета Антверпена проводили исследование в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF), одном из ведущих мировых институтов по изучению структуры вещества. Взяв две картины Ван Гога - "Берега Сены" 1887 года и "Вид на Арль с ирисами" 1888 года, - они изучали использованные художником краски методом рентгеновской спектромикроскопии.
Фрагмент картины "Вид на Арль с ирисами" работы Винсента Ван Гога
В итоге им удалось выяснить, что краска тускнеет из-за химической реакции, которая приводит к восстановлению хрома. Дело в том, что основу желтой краски, которую использовал Ван Гог, составлял хромат свинца PbCrO4, благодаря которому художник получал очень яркий желтый цвет, соответствовавший его замыслам.
Под воздействием ультрафиолета верхний слой краски на картинах вступал в реакцию с масляной основой краски, в результате чего хром восстанавливался таким образом, что степень его окисления менялась с +6 на +3. Вместе с ней менялся и цвет.
Ученые также установили, почему желтый цвет темнеет не на всех картинах импрессионистов, которые использовали для получения яркого желтого цвета хромат свинца. (К примеру, на картинах Гогена желтый цвет сохраняет свои свойства.) Оказалось, что для осветления цвета Ван Гог добавлял в краску сульфат бария, наличие которого необходимо для протекания открытой учеными реакции.
По словам Янсенса, чтобы предотвратить изменение цвета на картинах Ван Гога, необходимо не подвергать их воздействию ультрафиолетовых лучей, а также хранить в помещениях с относительно низкой температурой, так как чем выше температура, тем быстрее протекает реакция. Ученый также добавил, что он и его команда надеются найти способ вернуть краскам на картинах Ван Гога их изначальный цвет.