». Ее проводит Министерство культуры Республики Башкортостан совместно с региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ.
В этом году на выставку представлено более 600 работ художников из 27 стран мира. Тематика работ - «
». В саму же экспозицию отобрано более 300 работ.
Торжественное открытие и церемония награждения лауреатов Международной выставки печатной графики состоится 10 ноября в Уфимской художественной галерее. Также в рамках «
» запланировано проведение дополнительных экспозиций из коллекции триеннале прошлых лет.
В преддверии предстоящей презентации в башкирской столице открылись выставки-спутники масштабного проекта. В
художественном салоне одного из торгово-развлекательных комплексов Уфы и галерее "Мирас" проходят экспозиции из коллекции триеннале прошлых лет.
- В этом году наш
арт-салон был выбран выставочной площадкой, на которой представлены произведения художников, завоевавших основные награды предыдущего конкурса. Для нас эта миссия является почетной, так как все работы, которые выставлены в галерее, выполнены на очень высоком уровне, - говорит "БАШвесту" арт-директор галереи "Мирас" Ольга Рамазанова.
В эти дни в камерном зале
арт-салона выставлены работы Сандро Бракитта из Италии, который завоевал Гран-при Триеннале - 2007, Айрата Терегулова из Башкортостана (первая премия), австралийца Кристофера Дентона (вторая премия), поляка Томаша Марека Кукавски (третья премия), а также произведения дипломантов конкурса.
- Международная конкурсная выставка печатной графики
Ural Print Triennial проводится с 1995 года один раз в три года, - рассказывает куратор выставки, искусствовед Ирина Оськина. - Первая и вторая триеннале имели соответственно региональный и российский статус, а с 2001 года выставка обрела статус международного проекта. Целью триеннале является поддержка и дальнейшее развитие традиционно-классических техник печатной графики. Она также призвана знакомить зрителя с современным уровнем эстампа в мире, а также стимулировать интерес художников к техникам печатной (тиражной) графики.
На конкурс участники предоставляют не более одной-двух работ, выполненных во всех техниках:
офорт, литография, ксилография, линогравюра, гравюра на металле, картоне, пластике и прочее с использованием давления при печати. Произведения оценивает независимое жюри. Присланные работы авторам не возвращаются и после выставки передаются в коллекцию Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова, благодаря чему уфимцы сегодня могут увидеть работы призеров прошлых лет.
Центральное место экспозиции в галерее "Мирас" заняла картина победителя Триеналле - 2007 итальянца Сандро Бракитта. Его офорт "Secreta geometria" был признан лучшим. Аскетичную черно-белую гамму своего произведения художник оживил двумя ярко-красными чашами.
То, что идеи витают в воздухе и могут прийти в голову людям, живущим на разных континентах, доказывает и его коллега из Австралии Кристофер Дентон. Произведение графика "Три в пространстве" продолжило геометрическую тематику. В отличие от итальянского художника в композиции своей работы Кристофер Дентон уравновесил не чаши весов, и груши.
Уфимский график Айрат Терегулов и искусствоведам, и простым зрителям запомнился линогравюрой "Инстинкт XXVIII", а художник из Польши Томаш Марек Кукавски работой "Из тени (без света)".
Не меньший интерес у публики вызывают произведения дипломантов Триеннале - 2007. Испанский художник Мика Мураками на прошедшем конкурсе заявил о себе двумя офортами: "Любовь магнолии" и "Тайная любовь". Из названий может показаться, что произведения посвящены одному из самых прекрасных чувств на свете. Может, это и так, но зеленый носорог, который изображен на первом листе, и синий ящер на втором уводят зрителей далеко от этой мысли.
Берт Келлер из Нидерландов подарил зрителям возможность увидеть гигантский цветок каллы. Его работа с таким названием заняла отдельную стену экспозиционного зала. Черно-белое произведение художника делают фактурным и объемным все оттенки серого цвета.
Нидерландский график создает работы в технике меццо-тинто (от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашенный, тонированный). Это так называемая "черная манера", вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. Специалисты отмечают, что при изготовлении печатной формы для гравюры меццо-тинто полированная поверхность медной пластины механическим или химическим способом делается зернистой. При печати такая пластина дает ровный черный тон. На зазерненную пластину (чистую или покрытую краской) иглой или карандашом наносится изображение, места, предназначенные быть светлыми, выглаживаются или выскабливаются, при этом создаются постепенные переходы от тени к свету. Благодаря такой технике создания гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов.
В качестве определяющего стиля в своей работе технику меццо-тинто выбирает и Киеко Фудзимото из Японии. На выставке этот автор представлен двумя гравюрами: "Светлячки I" и "Светлячки II".
Мариан Копперуд из Норвегии, которая известна своими холодными водами, прислал на Триеннале - 2007 работу с лирическим названием "Багаж распадается, уплывая вдаль". Американец Юджи Хирацука порадовал уфимскую публику своими "Очаровательными людьми". Шесть веселых человечков, изображенных на этой гравюре, живут своей независимой жизнью.
В экспозицию "Мастера графики", помимо работы Айрата Терегулова, вошли произведения еще двух известных уфимских графиков. Ольга Самосюк представила гравюру на картоне мифический "Мини-бестиарий", а Ринат Миннебаев - загадочный "Объект 143-2". Произведения этих авторов в 2010 году принимают участие в Международной триеннале печатной станковой графики
Ural Print Triennial.