Несомненно, шестая международная триеннале печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL–2010» — большое культурное событие, и не только для Республики Башкортостан. Знаменательно то, что 262 художника из 31 страны прислали в Уфу 604 произведения! Но после строгого отбора компетентного жюри на публику вышли 323 работы 123 художников 28 стран — от Австралии до Чили. Больше всего представлено россиян, далее по количеству идут художники Южной Америки. Обусловленные размеры и девиз: «История, мифы и культура народов мира» авторами большинства произведений соблюдены. И, как и на предыдущих триеннале, никаких типографских, компьютерных листов — только ручная работа над оригинальной печатной формой и авторский оттиск. Разнообразие приемов и печатных техник поражало воображение. Куратором триеннале, как всегда, выступила искусствовед Ирина Оськина.
Уфимская художественная галерея не первый раз собирает мировые таланты. На предыдущей выставке один аргентинский художник представил суперграфику - трехметровые гравюры на дереве, которые в классическом варианте не превышают двадцати сантиметров, а некоторые представители США привозили первые пробы монотипий, литографий: ляпнул краску на металл или камень, прокатал на станке - и нерукотворное произведение готово. В этот раз все уложились в норму, и работы отличались изяществом форм и мастерским владением материала. Но! Иногда именно за счет этого автору позволяется отойти от темы. Как Кристоферу Дентону (Австралия) в фотореализме «Философская коробка 7–5», где ткани и яблоко играют роль вечно извергающейся из недр жизни. Он — яркая индивидуальность. Впрочем, индивидуальности все. Но есть тенденции, объединяющие представителей той или иной страны.
Александр Григорьев. Наездница
Скажем, поляков объединяют душевный надлом, подобный тому, что прозвучал в свое время в творчестве великих польских кинорежиссеров А. Вайды и Е. Кавалеровича. Драматизм одинокого человека (Ярослав Новак, офорт «Сомнение») у них подчеркивается контрастом глубоко черного тона и белой светящейся бумаги. Пожалуй, ближе всех к заданной теме мексиканцы. Их традиционные революционные сюжеты напоминают призывные плакаты в миниатюре, а древние ацтекские мотивы очень пластичны в гравюрах вывороткой - белая линия по глубоко черному фону. Впечатляют листы «Циклон», «Харибды» Мики Мураками (Испания). Здесь не только печать, но и конгрев, они очень ассоциативны, как и чистая бессюжетная линогравюра Грабове Славомира (Польша) — диптих «Завтра».
Владимир Зуев. Леда.
Мне были интересны мнения зрителей об экспозиции. Первые впечатления восторженные. А вот что говорят те, кто сам занимается этим видом изобразительного искусства: «Мир на квантовом уровне становится зыбким и неопределенным, в зависимости от позиции наблюдателя»; «…чистого мастерства, владения материалом уже недостаточно». Конечно, понятна позиция устроителей триеннале — определить состояние и направленность мирового графического искусства. Мир за последние десятилетия распахнулся внезапно и широко, и многие привычные нормы растворились. Но если великие графические традиции Альбрехта Дюрера глубоки по историзму, философии, совершенны по пластическому воплощению, как и гравюрные поиски Владимира Фаворского, то работы современных мастеров не более чем красивы.
Мартин Байенс
Среди участников триеннале я насчитал одиннадцать художников из Башкортостана. Прочтение исторической темы Талгата Масалимова - это пять листов «Легенды о Шатмане». Их можно было бы назвать цветной гравюрой, но общий зеленоватый фон смягчает символы черных фигур и придает работам эпическую глубину.
По-своему решил тему пионерии Глеб Голубев — стройный ряд ребят в красных галстуках, но в их глазах нет того огонька, а есть трагизм. Психологические листы! Салават Гилязетдинов представил цикл «Ожидание»: в условных формах все то же прочтение легенд, как и в размещенных рядом листах Рамиля Маглиева «Сын Тенгри-Гэсэрэ». Ринат Миннебаев, занимавшийся археологическими раскопками, в листах «Герой», «Змееборец» создал свой эпос. Валерий Мельников в хитросплетениях черной гравюры видит грозный образ («Троянский конь»).
Ольга Самосюк. Царица Кадеша. Серия «Мифы Хеттов»
Все эти художники прекрасно звучат в общем сообществе мировой графики, правда, призов на этот раз не получили. Жюри распределило награды следующим образом: Гран-при за серию чудных, по-народному ироничных офортов получил Александр Григорьев из Белоруссии; первая премия присуждена Владимиру Зуеву (Нижний Тагил) - за серию, выполненную в технике травления; вторую получил Мартин Байенс (Бельгия) - за офорт «Повествование»; третью - Юрий Ноздрин (Москва) — за цикл офортов «Шаманизм». Цикл цветных офортов «Мифы хеттов» нашей Ольги Самосюк и серия восхитительных работ по библейским мотивам Айка Григоряна (Армения) удостоены награды в номинации «За мастерство».
← Башкирские художники выступили дуэтом | Совместный арт-проект скульптора и художника → |
---|
Выставка-акция по защите горы Таратау в СтерлитамакеВыставка по результатам симпозиума "Шиханы. Сотворение" прошла в картинной галерее города Стерлитамака. Открытие выставк... Далее Выставки в Стерлитамаке | Четверг, 12 Сентября 2013 |
Касание неба и земли - Персональная выставка Михаила Спиридонова«Если рассматривать произведения искусства как камертон, настраивающий человека определенным образом, то возникает мысль... Далее Выставки в Стерлитамаке | Понедельник, 13 Февраля 2012 |
Персональная выставка Олега МашковскогоВ Стерлитамакской городской картинной галерее 12 января открылась персональная выставка местного фотохудожника Олега Але... Далее Выставки в Стерлитамаке | Суббота, 14 Января 2012 |
Отчетная выставка Ассоциации художников юга Башкортостана. Нам 15 лет.В пятницу вечером 25 ноября в Стерлитамакской картинной галерее открылась очередная отчетная выставка Ассоциации художни... Далее Выставки в Стерлитамаке | Пятница, 2 Декабря 2011 |
Персональная выставка Асгата Ялиева в Стерлитамакской галерее.Свою персональную выставку салаватский художник Асгат Ялиев назвал “Мой край родной” И это уже вторая выставка, проходящ... Далее Выставки в Стерлитамаке | Вторник, 22 Ноября 2011 |
Имя екатеринбургского коллекционера Александра Шадрина хорошо известно в среде л
И снова Стерлитамакская картинная галерея открывает свои двери для жителей город
Эксперементальная эстампная студия имени Игнатия Игнатьевича Нивинского. Ассоциа
Чем больше ходишь на выставки современного искусства, тем больше все напоминает тебе экспонат, включая стул для посетителей и огнетушитель.