Уфимский художник Евгений Михайлович Хоменко (1937– 2009) родился 5 июля 1937 года в Минске в семье интеллигентов. Мать, Клавдия Александровна, была судьёй, отец, Михаил Евгеньевич, – инженером строителем. Когда маленькому Жене было четыре года, началась война. Умерла мама. Женя попал в детский дом, голодал.
После войны отец разыскал своих детей и уехал с ними по распределению в Башкирию восстанавливать мукомольную промышленность. В 1955 году поступил в Пензенское художественное училище, хотя конкурс был 18–20 человек на место. После окончания училища в 1963 году Евгений Михайлович приехал в Уфу и начал преподавать в художественной школе № 1, в которой проработал до 1990 года. Он прививал своим ученикам любовь прекрасному, многие их них стали известными художниками.
Евгений Михайлович и сам много работал в своей мастерской, писал картины, темы которых подсказывала сама природа. В его полотнах чувствуется любовь к родному краю – верховья Караидели, Павловка, Бурзянский район. Писал он и промышленные пейзажи, занимался линогравюрой.
В 1991 году Евгения Михайловича пригласили на Уфимский мебельный комбинат художником-дизайнером, где он проработал до 1997 года. Здесь он выполнял эскизы маркетри для украшения мебели, эскизы для небольших сувениров с изображением пейзажей и натюрмортов и сам выполнял первые образцы для производства. Шпон оживал в его руках, превращаясь в прекрасные работы. Это занятие настолько увлекло его, что, забыв про живопись, он занялся декоративным искусством – маркетри. Его неиссякаемому таланту и бурному темпераменту были тесны производственные рамки сувенирного цеха, и он искал свой стиль в этом виде искусства.
Евгений Михайлович развил существовавшие в маркетри направления: пейзаж, натюрморт, портрет. Прекрасно разбираясь в стилизации изображения, он привнёс в свои работы приёмы живописи: светотеневое решение объёмов, реалистичное изображение предметов и наполнил работы сюжетным содержанием.
Столешница «Морской мотив». Шпон. Маркетри. Диаметр: 120.
К этому периоду творчества относятся столешницы «Морская», «Вера, Надежда, Любовь». В «Морской» столешнице изображены экзотические обитатели подводных глубин. Они выполнены с такой убедительной детальной светотеневой проработкой форм, что кажутся лежащими на столе.
В безупречных по композиционному решению столешницах «Вера, Надежда, Любовь» мы видим закомпонованные в круг орнаменты из цветов, создающие торжественное настроение. Умело найденный ритм наполняет композицию динамикой, а использование контрастного по цвету шпона придаёт живописное решение работам, выполненным с филигранным мастерством.
В 1997 году Евгений Михайлович вновь вернулся к педагогической деятельности. Он преподавал в уфимских профессиональных лицеях № 155 и 64, где вёл занятия по технике маркетри. На его уроках не было безразличных учащихся, он умел увлечь их своим делом, так как сам очень любил его. Он участвовал с ребятами в многочисленных смотрах - конкурсах: «Мастер», «Золотые руки», «Деревянное чудо», занимая первые места.
Художники Евгений Хоменко и Вячеслав Асеев.
Процесс создания маркетри очень трудоёмок и длителен. Евгению Михайловичу хотелось иметь последователя, которому он мог бы передать свой творческий опыт и секреты мастерства. И в 1995 году в мастерской у него появился ученик и последователь Вячеслав Асеев, который продолжил его дело.
«Натюрморт в голландском стиле» выполнен Вячеславом Асеевым по эскизам Евгения Михайловича. Они напоминают работы старых мастеров и по композиции, и по духу – такое же внимательное изучение материального мира, передача материальности предметов, но только не красками, а шпоном. И это поражает.
Натюрморт с грибами. Маркетри. 1998 год. Размеры: 70 Х 92.
В «Натюрморте с грибами» все изображённые предметы или сделаны из дерева, или выросли в лесу, и поэтому шпон воспринимается очень органично.
Работу «Золотое кольцо» я считаю одной из лучших в творчестве Евгения Михайловича. Это обобщённый образ России с берёзами, церквями над рекой. Русь во все века была деревянной. Из дерева строили дома, церкви, делали иконы. Густые леса и полноводные реки окружали людей. Содержание и материал работы сочетаются очень органично, и в этом заключается высочайшее мастерство Евгения Михайловича.
Триптих «Русь уходящая» – сюжетная работа. Коллеги упрекали Евгения Михайловича за то, что он перенёс приёмы живописи в маркетри. По сути, это живопись в шпоне. Но в этом и состоит смысл творческого поиска художника – ему тесно в рамках установленных правил, и он их нарушает, намечая новые пути в искусстве.
Русь уходящая. Триптих. Центральная часть. 1989-1990. Маркетри. Размеры: 120 Х 250.
Триптих имеет эпическое содержание. Это обобщённый образ Руси с церквями, пасущимися лошадьми и стогами на берегу реки, со снежными и морозными зимами. Центральная часть триптиха составляет 250 см по большой стороне. Сколько же труда вложил в эту работу Мастер!
Евгений Михайлович работал в жанре портрета в технике маркетри. В постперестроечный период он выполнял портреты вождей и политических деятелей, стремясь придать им положительные характеристики. Он искал образ положительного героя. Работая в этом направлении, он в конечном счёте пришёл к образу Христа, который занимает особое место в его творчестве.
Евгений Михайлович выполнил три лика Иисуса. Два из них подарил Симеоно-Верхотурскому храму. Резную раму для третьего лика Христа выполнил ученик Евгения Михайловича Вячеслав Асеев.
Лик Христа. Маркетри. 1995 год. Размеры: 75 Х 80.
Символичен и уход из жизни Евгения Михайловича. 22 августа 2009 года он работал в своей мастерской над четвёртым ликом Иисуса, почти набрал всё изображение, так называемую «рубашку», и радовался, что всё получается удачно. В творческом процессе он находил душевное равновесие и планировал на следующий день продолжить работу. Ничего не предвещало беды. Но утром 23 августа 2009 года сердце Мастера перестало биться. будто работая над образом Бога, он готовился к встрече с иим.
Ушёл из жизни Мастер Евгений Михайлович Хоменко. Его творческое наследие – живописные холсты, линогравюры и, конечно, работы в технике маркетри.
Остался ученик и последователь Вячеслав Асеев, который продолжает осуществлять то, что было задумано вместе с Евгением Михайловичем. Вячеслав организовал посмертную выставку работ учителя в Белорецке, Уфе, Стерлитамаке (Республика Башкортостан). Ведь при жизни Евгению Михайловичу пришлось выставляться не часто. В 1993 году он участвовал в выставке-презентации Республики Башкортостан в Зальцбурге (Австрия), где несколько его работ приобрели частные коллекционеры. В 1996 году прошла его персональная выставка в Уфимской картинной галерее.
Надеюсь, что работы прекрасного Мастера, сделанные в технике маркетри и излучающие солнечную энергию, будут радовать многих зрителей, любящих этот вид изобразительного искусства.
Фото : Римма Асеева.
{odnaknopka}
← Современные художники Башкирии - Верный историческому жанру. Урал Мухаметшин. | Новый Моисей → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...