Для современного художника - графика Фаниля Шаймухаметова неиссякаемым источником вдохновения, тем и образов стал родной край – Башкортостан – и малая родина – Альшеевский район. В какой бы выставке он ни участвовал, а здесь он необычайно активен (демонстрировал свое творчество на более чем восьмидесяти самых разных выставках), всюду его линогравюры и офорты знакомили зрителя с сельским бытом, башкирскими народными обычаями и обрядам, эпосом. Ранние работы Фаниля можно назвать бытописательством, настолько подробно, с любовью, со знанием материала они созданы. Это линогравюры «Мой родной край», «Цветы моей деревни», отражающие радость восприятия мира. Обе были показаны на республиканской молодежной выставке в 1982 году. А еще раньше 15-летний Фаниль, воспитанник Уфимской школы – интернат № 4, на республиканской выставке творчества воспитанников детских художественных школ экспонировал работы «Джигиты» и «Кумыс», принесшие ему первые поощрения старших коллег – художников и первое признание публики.
После окончания художественно – графического факультета БГПИ он вернулся в родной Альшеевский район, стал преподавать в сельских школах. И уже с академической закваской, но с прежним открытым миру взглядом окунулся в новую волну творчества, тем более что родная сельская тема была теперь на каждом шагу, в каждом доме. Возникают гравюры и офорты « Мастер из деревни Уразбаево», «Весна», «Дерево жизни», Каз йолку», уже эпичные, приподнятые над бытом, философские. Обряд «Каз йолку» Фаниль изображает на как грустный процесс забивания гусей, а любуется пластикой этих птиц. Офорты «Пасека», «Раздумье» - подведение итогов некоторых этапов жизни, обмен накопленными впечатлениями. В это время родился и цикл «Путь Салавата», принесший Шаймухаметову почетное звание лауреата на конкурсе, посвященному 250-летию Салавата Юлаева.
Итогом его творческой и педагогической деятельности (преподавал кроме села, в педагогическом колледже г. Стерлитамака, в школе искусств г. Ишимбая) было открытие картинной галереи в селе Карамыш Альшеевского района. Он подарил галерее более двух десятков своих произведений.
Фаниль Шаймухаметов. Пасека. 1990 год. Офорт. Акватинта. Размеры: 49 Х 59.
Художник Фаниль Шаймухаметов, пожалуй, один из тех немногих художников России, кто работает в очень сложной технике цветной гравюры. Это когда режутся 2-3 доски – на каждый цвет (в Японии великий мастер Хокусай резал более 20 досок на каждый сюжет). Графика Фаниля Шаймухаметова прошла по зональным, российским, международным (Германия, Италия, Австрия, Югославия, США, Япония) выставкам. Если зарубежным зрителям творчество Шаймухаметова представлялось лишь убедительной экзотикой, то на родине чистота и трепетность его замыслов ясна всем. Не случайно он стал Гран-при «Золотая палитра» за лучшее произведение искусства в номинации «Графика» на выставке в Саратове.
«…Когда я получила первые работы друзей Наиля Вагапова (Наиль Вагапов – художник и предприимчивый человек, устраивающий выставки в дальнем зарубежье), то была поражена этими замечательными произведениями. Надеюсь, что эта выставка послужит не только дальнейшему сотрудничеству представителей изобразительного искусства России и США, но и дружбе народов двух великих держав». Эти слова принадлежат Сильвии Клендинс, искусствоведу из США. Они были сказаны на выставке наших графиков «Из России с любовью», членов Ассоциации художников юга Башкортостана Наиля Вагапова, Камиля Губайдуллина, Виктора Шарыгина, Геннадия Немчинова и Фаниля Шаймухаметова, состоявшейся в картинной галерее «Impact Art Gallery» в городе Баффало, штат Нью-Йорк, США,
Фаниль Шаймухаметов. К весне. Из серии «Сельские хлопоты». 2003 год. Бумага. Цветная линогравюра. Размеры: 55 Х 62.
В этом году Фаниль участвовал в нескольких российских специализированных художественных выставках. В Кургане на выставке акварели показал работу «Тора-Тау», на которой изображен величественный памятник природы, оставленный древним морем. «Старец» на акварели Фаниля убелен зимней сединой. В Омск художник представил мотивы своих прежних юношеских задумок (гравюра «Джигиты»), воплощенных в сочной пастели.
Два листа Фаниля Шаймухаметова – «Мироздание I» и «Мироздание II» - можно было увидеть среди произведений VI Международной триеннале печатной графики в Уфимской художественной галерее. И эти произведения, пожалуй, знаменуют собой новый этап его творчества.
Алексей Королевский
для журнала "
{odnaknopka}
← Новый Моисей | Владислав Эдуардович Меос. Душой болея за Россию. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...