Кашаев Анвар Шакирович родился 22 марта 1949 года в селе Акбулат Федоровского района Башкортостана. Детство прошло в деревне. Юношеские годы жил в Средней Азии в городах Чимкент. Ташкент, Душанбе. Пришлось поработать каменщиком, бетонщиком.
В 1967 году участвовал в восстановлении города Ташкента после землетрясения. Учился в Душанбинском художественном училище. В 1970 году поступает в Уфимское училище искусств на художественное отделение. Учился у замечательного педагога Баскакова В. Н.
Участник республиканских, зональных, всероссийских художественных выставок с 1980 года (Уфа, Казань, Курган, Свердловск, Челябинск, Москва, Ленинград).
Чпен Союза художников России с 1993 года. В настоящее время преподает ДХШ № 2 г. Уфы. Первая персональная выставка прошла в марте- апреле 1993 года в Музее истории и культуры народов Башкортостана.
Анвар Кашаев — художник. Встреча с ним начинается с маленькой мастерской на верху большого дома. В мастерской чисто, уютно, деревянный пол, доски выскоблены до желта. Единственное окно смотрит на восток, с открытой форточкой, на веревочке.
В мастерскую входим как в Храм. Исповедальное место художника.
На стенах картины. Солнце возбуждает их и приглашает нас к откровению.
Мастер страдает поддаваясь желанию глубоко вникнуть в суть назначения Природы Искусства. Его страсть, почтение к Искусству не дает возможности не соглашаться и не переживать вместе с ним, не поддаваться самосожжению каким он охвачен в порыве рассуждения о его любимом предмете. Он как у Огнивища озарен бурлящим пламенем. Но на своих холстах он умеет быть сдержанным и загонять стихию своего восторга в состояние идеальной гармонии, где есть идея о идеальном образе. Он романтик. Он последователь лучших романтических традиций. Им и только им он доверяет право на служение к восхождению по ступеням к Истине, утверждающей Бытие как дарованное Счастье.
Художник Кашаев Анвар Шакирович.
Мое первое знакомство с Анваром было на улице, в толпе. Я встретился с молодым Дервишем. Поэтом, отреченным от суеты. У него свое особое предназначение, не совместимое с повседневностью, но он повседневно в своем созидании плоти и духа Искусства. Взор его направлен, устремлен далеко, но Путь долог в тяжких приобретениях навыков и умению заключать свои понятия в объятия его формы.
Путь этот начинался давно с детства, когда он юношей очутился в далекой Азии близко к горам и Солнцу. И в своей деревне Акбулат, где он породнился с красотой степей, перелесков, родников, где запрягал лошадь, помогал на сенокосе. Мечтал подняться как жаворонок и посмотреть на просторы и самому петь обо всем чудесном на Земле, чем наполняется понятие о смысле Жизни.
Его высокий настрой и спрос к себе помог пройти и отказаться от натурного взгляда и воспроизведения натуры к внутреннему видению и истолкования образа.
Ностальгический характер его работ, это вводная часть его картин скорей это сюжетная доля, легко видимая, а основное содержание картины, ее одухотворенная Идея о совести как о Вечном поклоне перед Вселенским стоицизмом Бытия, и тут он как первородный Лирик. Он позволяет себе говорить об истине как о Совести, о возможности ее уберечь как единственный дар — возможности жить в Любви и Согласии с Миром и с самим Собой.
Его картины большой простор для солнца несоизмеримый, хотя оно заключено в интимную среду конкретного места.
Места его Родины, его села, его дома.
Кашаев Анвар. Тропинка к Тюлькину. 1987. Бумага. Тушь, перо. 30 Х 42.
В его картинах мало примет времени, отголосков текущего дня, он художник Мечты о совершенном символе о созерцании мечты.
Бережливое отношение к своему миру, чувств, испытание их идей Временем для него есть Утверждение и Очищение себя.
Мои рассуждения плод моих возбуждений, дарованных мне его картинами. Я делюсь своим искренним мнением о значительности и важности содержания его живописных композиций. При спокойной палитре, почти монохромной, но богато разработанной в своих нюансах они действуют на нас своей торжественностью, значительностью глубокого замысла, заключенного в самой композиции в соотношении ее частей.
Несколько о его автопортретах тушью, в которых он лет тридцать всматривается в себя, ведет диалог с самим собой, вопрошая себя: кто я, кто я есть? В этих осязаемых изображениях он пытает себя: вправе ли говорить о Высоком, не впадет ли в недостойную для себя и художника риторику, не впадет ли выдуманной собой аскетизм, не уходит ли от живых ощущений, не удаляется ли от непосредственности, не грозит ли мне умозрительность, стилизация и какие у меня взаимоотношения со зрителем, моим соавтором. Все это читается в облике художника, который соизмеряет себя со своими учителями и своим неистовым Ван Гогом, "который глаголом жег сердца людей". И думая о Ван Гоге как предстать перед Андреем Рублевым, который своей гармонией формы и мысли приводит Анвара в состояние высшей ностальгии по утрате искусством, нашего Времени. Чистоты Помыслов.
О чем же его картины? О чем его формулы картин? О чем его сюжеты и влияют ли они на содержание его живописи. О чем его лирические повести или это баллады? О чем его исповедь? О чем их хрупкий и последний слой. Разработанный в каждой клеточке, до каждого движения мазка, воспринимающего дыхание цельности и влияющий на эту цельность. И если в названиях его сюжетов в разработке темы, наличие противоречий или они сгармонированы до Идилии, которая не возбуждает, не тревожит, а успокаивает наше воображение перед его картиной.
Кашаев Анвар. Осень за окном. 1988. Картон. Масло. 48 Х 58,5.
Архитектура каждой его картины продумана безупречно. Членение размеров, выявленность объемов, цветовых соотношений по отношению к формату плоскости в зависимости с замыслом автора сопоставлены и обработаны с любовью и терпением ювелира.
Поверхность своим последним слоем своей интонацией, своим настроем обращена к нам вопросом «Какова дорога и цена Любви к Жизни?»
Его картины это не иллюстрации к его рассуждениям и воззрениям и не адекватность к моим комментариям. Они первым делом прекрасны своим лицом для чуткого глаза, настроенного не на "барабанный бой", а грамотного воспитанного глаза.
Картины Анвара живые, смотрящие и видящие.
«Кто-то учит нас и просит
постигать и мерить,
не губить пришли мы в мире,
а любить и верить».
Я не обращаюсь отдельно к каждой картине, не разбираю ее частности и слагаемые. Полагаю это право каждому зрителю.
В Галерее перечислены все названия присутствующих произведений. Они все вместе составляют единую массу о насущном, животрепещущем вопросе как быть сегодня и всегда Человеком. Об этом бьется сердце художника-мастера. При все кажущемся спокойствии его картин они полны тревоги и тоски по красоте, светлой надежде. Мастер вошел в пору своих достижений, а его требовательность, взыскательность к себе — залог следующих его шагов к своим возможностям.
Михаил НАЗАРОВ, художник.
{odnaknopka}
← Войлочные откровения Гузель Мухамедьяровой, или Новая жизнь древнего войлока. | Современные художники Башкирии - Александр Тихонов. Пейзажи пахнут талой водой. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...