Е. Винокуров. Дубнячки. Холст. Масло. 90-е года.

Но конечно, больше всего вдохнове­ния и души художника Евгения Александровича - в живописи. Его живописные картины - это целые большие полотна-пейзажи, выпол­ненные маслом на холсте, которые словно заново открывают нам красоту родной природы, погружают в торжественную ти­шину церквей, жалобно взывают слепыми окнами домишек заброшенных деревень, - в них точно есть «искра Божья».

Своими учителями Евгений Алек­сандрович называет наших выдающихся земляков - художников М. В. Несте­рова и А. Э. Тюлькина и писателя С. Т. Аксакова. С начала 80-х годов он начал углубленно изучать творчество Аксакова, ездил по аксаковским местам. Он расска­зывал, что при этом описания знакомых мест слились с его собственным восприя­тием характера аксаковского письма, и настроения писателя стали ему близки и понятны.

Анализируя живопись Евгения Вино­курова, В. М. Сорокина писала: «Полотна "Быстрое лето" (1981), "Пора зеленых трав" (1982), "Извечный мотив" (1983) эпичны по композиции. Точка зрения сверху открывает широкий горизонт, без­брежные просторы. В то же время пейзажи озарены светом лирических, исповедаль­ных интонаций поющего о Родине, что придает им поэтическую неповторимость. Неторопливая манера письма художника, любящего плавность линий, ритмов, цве­товых отношений, определенность формы сродни целомудренному аксаковскому языку, традициям русской пейзажной жи­вописи в целом. Размышляя о духовных традициях, он пишет ставшую широко из­вестной картину "Уфа. Весна на окраине" (1985)... Лирико-романтическая устрем­ленность автора в его полотнах обогащает­ся философскими размышлениями о жиз­ни, осмыслением современности. Чутким умом и сердцем улавливает он добрые и горестные перемены. Видя наступающий разлад вековой гармонии человека и при­роды, он пишет картины "Ника" (1982), "Умирающий раб" (1983), показывая в них одинокие, кричащие от боли обезглавлен­ные деревья. Они взывают, обращаясь к нам, - что будет с миром?»

Картины раннего периода творчества живописца (конец 1970-х - 80-е годы) - обычно более светлые, наполненные нежно- зеленым, золотистым и небесно-голубым цветом. Для этого периода очень характерна философская картина « Весна на окраине» - как память о прошедшем детстве и юности, начале новой, взрослой жизни. На се первом плане - распахнутые деревянные ворота родного дома. Над ними - развевающаяся снежно-белая простыня, вывешенная ру­ками матери, за ними - улочка, сбегающая к Белой, широкая гладь реки и вдали, до самого горизонта, в туманной дымке по­росший лесом противоположный берег. Что там, за горизонтом?.. Здесь интересна изо­бразительная манера художника (которую можно назвать авторской), характерная для многих его картин. Первый план макси­мально приближен к зрителю, очень тонко, рельефно выписан и подан до осязаемости реалистически точно, а за ним нередко сле­дуют гораздо более размытые философские «дальние дали», заставляющие нас невольно задуматься о вечных вопросах. А изображае­мое на первом плане нередко превращается всимвол («Пора зеленых трав», «Уральский букет», «Красное лето - зеленый покос» (1983), «В Старой Ладоге» (1986)).

Е. Винокуров. Чернотроп. Холст. Масло. 1983.

Евгения Винокуров. Чернотроп. Холст. Масло. 1983.

Многие произведения художника сви­детельствуют об его умении мыслить не только художественными и поэтическими, но и философскими и историческими ка­тегориями и содержат аллегории, напри­мер написанная им в годы перестройки картина «Колесо» (1988). На идею ее соз­дания художника навело старое колесо, найденное им на реке Инзер, оно и заняло практически весь холст. Но главные ге­рои здесь - это, наверное. История, Вре­мя, истертое, залатанное колесо которого катится по многочисленным ухабам, но не падает и жестоко подминает под себя пчелиные соты... Время беспристрастно и подчас неумолимо взирает на нас и с холстов «Извечный мотив», «Быстрое лето», «Уфимский дворик», «Покинутый берег». А грустная картина-воспоминание «Вечерний эшелон» звучит эхом ушед­шей войны, трагизмом военных потерь и тяготами послевоенного полуголодно­го детства (она экспонировалась в 2000 году в Москве на выставке, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечествен­ной войне).

Мне самой в юности довелось как-то летом отдыхать на реке Белой близ деревни Нагаево в спортлагере Башгосуниверситета. Тогда там художником-оформителем работал Евгений Винокуров - с типичным для художника обликом: небольшая бородка, внимательные гла­за, в то время не седой, а золотоволосый. Помню, он рисовал портрет одной из сту­денток - спортсменки-баскетболистки с географического - и казался нам, только вступающим в жизнь юным существам, в то время увлеченным в основном пля­жем и дискотеками, слишком взрослым и спокойным. Иногда он тонко и мудро усмехался в бороду над какой-нибудь уж слишком разошедшейся в своей праздной суете студенткой. А я тогда понятия не имела, что за художник Евгений Винокуров (мало ли кругом художников?).

Е. Винокуров. Двенадцатое апреля (фрагмент). Холст. Масло. 2006.

Евгений Винокуров. Двенадцатое апреля (фрагмент). Холст. Масло. 2006.

«Спокойный художник» Евгений Ви­нокуров оказался настоящим подвижни­ком с активной творческой и гражданской позицией. Под впечатлением от природы близ деревни Нагаево им была создана целая серьезная живописная серия под названием «Музей под открытым небом»: это не просто картины, а пронзительные картины-предостережения, изображаю­щие выступающие из земли оголенные корни огромных старых деревьев или их остовы, коряги и пни, - «Корни», «Дере­вья», «Умирающий раб», «Ника» (1982), «Нагаево. Биография века» (1983). «Пом­ните, - рассказывал он, - были сильные морозы, через два-три года вязы погибли, и остались эти пни». А на одной из картин этого цикла тлеющая на горизонте словно бы ржавая полоска напоминает о недав­но бушевавшем в лесу пожаре. Как ука­зывают исследователи, чтобы выделить главный, знаковый предмет изображения, в этих картинах, как и в ряде других, ис­пользуется прием подсветки при помощи холодно-стальных и землистых цветов грунта. Нагаево - одно из самых дорогих художнику мест, он до сих пор часто туда наведывается.

Еще одно из сильных его жизненных впечатлений - озеро Байкал, куда он по­пал в 1990 году, можно сказать, случайно, по горящей путевке в Дом творчества, расположенный близ места впадения в Байкал Ангары. Его встреча с этим озером превзошла все ожидания. Когда он плыл по Байкалу, то радовался как ребенок. Результат этой поездки - такие карти­ны, как «Байкальский крест», «Байкаль­ская осень», «Ольхон» (это единственный остров на Байкале - его местные предания связывают с именем Чингисхана: якобы здесь тот обрел вечный покой). В них он призывает беречь Байкал - это чудо при­роды, эту несказанную красоту.

Е. Винокуров. Бабье лето. Холст. Масло. 1987.

Евгений Винокуров. Бабье лето. Холст. Масло. 1987.

В 90-е годы Евгений Винокуров создает такие значительные произведения, как «Уфимский дворик» (1993), «Бабье лето» (1995), «Курган на Волхове» (1996). А в результате поездки в Нереяславль- Залесский появились «Ямская слобода» (1992), «Монастырь» (1992). Художник страстно призывает нас беречь и памят­ники истории и культуры. Старинная Уфа, его родной город, сказать по правде, уже не может похвастаться обилием старинных зданий и монументов. Приезжающие в Уфу туристы время от времени по неведе­нию своему спрашивают: «А где у вас тут древний кремль?» А кремля-то, который был деревянным и стоял на высоком бе­регу Белой на нынешней Первомайской площади, уже давным-давно нет - сгорел еще в XVIII веке. Даже каменная соборная церковь постройки XVI-XVII веков более пятидесяти лет назад была безжалостно взорвана.

Евгений Винокуров - в первых ря­дах тех, кто выступает за сохранение культурно-исторических памятников. Лет двадцать назад в своей статье «Будем вни­мательны к памяти» он писал: «То здесь, то там исчезают дома и целые улицы. Нет, я совсем не за то, чтобы в любом строении старого типа слепо искать ценности ушед­ших веков. Я против огульного сноса без предварительного изучения каждого зда­ния. Уже погибли многие интересные дома по улицам Коммунистической, Ленина, Аксакова, Социалистической, исчезли многие крепкие кирпичные здания, кото­рые могли еще служить и, надо заметить, являлись эталоном качества строитель­ства... А почему бы не объявить южную часть Уфы музеем под открытым небом? Ведь делать это нужно именно сейчас! Пока еще целы улицы Октябрьской ре­волюции, Коммунистическая, Пушкина, Посадская и Сочинская. Пока еще целы соловьиные овраги и резные наличники, скамейки у ворот и родники. И пусть смущает уфимца провинциальный облик старой части города. Ведь провинция яв­лялась и является корнями, капиллярами государственного древа. Сколько блиста­тельных судеб началось за воротами таких городов, сколько прекрасных в дерзости своей идей родилось под сенью яблоневых садов... Что станет памятником зарождаю­щейся любви к Отечеству? И не вытеснят ли вездесущие гаражи все реже встре­чающиеся голубятни? Все это в наших руках. Просто надо быть осторожными и внимательными к "каменной летописи", собирать и хранить все ценное, что связано с историей Уфы».

Е. Винокуров. Ямская слобода. Холст. Масло. 1983.

Евгений Винокуров. Ямская слобода. Холст. Масло. 1983.

Сподвижник известного писателя и общественного деятеля Михаила Андрее­вича Чванова, Евгений Александрович горячо поддержал идею восстановления в Уфе дома С. Т. Аксакова. Дом-музей был открыт для посетителей в 1991 году. В 1986 году, когда начался капитальный ремонт бывшего Аксаковского Народ­ного дома (нынешний Башкирский го­сударственный театр оперы и балета), он выступал против ненужной, грубой, с нарушением правил акустики его перепла­нировки. В числе его многих славных дел - и борьба в группе единомышленников за знаменитые Торговые ряды (Гостиный двор), в годы перестройки они планиро­вались к сносу. Сейчас красавец Гости­ный двор встречает нас своей изящной открытой галереей и арочными проемами по фасаду. Его внутреннее пространство, правда, осовременено: модные бутики, кафе, эскалаторы, банкоматы. Постоянно наведывающаяся сюда молодежь нет-нет да заглянет в созданную на втором ярусе здания художественную галерею...

Защищает от уничтожения Евгений Александрович и храмы - например, двухсотлетний Свято-Никольский храм в деревне Николо-Березовке, ровесник С. Т. Аксакова, а также уфимскую Спасскую церковь, в которой под слоем побелки были неожиданно обнаружены уникаль­ные старинные росписи. Вообще тема православия у него - особая тема, к ней он пришел в творчестве в 90-е годы. В то вре­мя, путешествуя по России, в Переяславле- Залесском он увидел Иверский монастырь и ощутил дыхание Вечности...И до сих пор встречающиеся ему на жизненном пути церкви и храмы - как что-то родное и близкое, как сокровенные уголки души. Эти его высокие переживания во­плотились в полотнах «Монастырь» и «Оклад», которые участвовали во Всерос­сийской выставке в Москве, посвященной 2000-летию Рождества Христова. Эта же тема - в полотнах «Напутствие» (1986), «Вознесение» (1988), «Курган на Вол­хове» (1997), «На краю Европы» (2000), «Мост» и в посвященной памяти его деда Николая Васильевича Первушина «Ям­ской слободе». Когда смотришь на такие картины, как «Ямская слобода» и «Мост», как-то сразу сами собой вспоминаются песенные строки «Деревеньки, купола, а зима белым-бела...» Правда, его картинам 90-х присущи уже и значительно более темные краски, например лиловая, а также лаконизм изображения, местами гранича­щий с плакатностью; и нередко характер монументальности приобретают грустные старинные храмы, изображаемые Евгени­ем Винокуровым - таким вот «печальни­ком земли Российской».

В 2006 году Евгений Александрович встретил свое 60-летие. Но не хочется и, наверное, нельзя назвать его «художником уходящего поколения». Прав заслужен­ный художник Российской Федерации А. Г. Королевский, за­метивший, что «современен Евгений Ви­нокуров со своими обветшалыми, усталы­ми, глядящими сквозь века монастырями, стылыми на легком морозце речками...» Творчество Евгения Винокурова устрем­лено в будущее. Пример тому - его диптих «Вознесение» и картина «Напутствие», в которых он пытается соединить на первый взгляд несоединимое: старинную остроко­нечную церковную колокольню и взмыва­ющую за облака космическую ракету. Но ведь в них обеих - устремленность ввысь и торжество человеческого духа, который сподвигает строить храмы и запускать космические корабли...

А его программная картина «Оклад» - это своего рода прозрение будущего. Она представляет старинный церковный оклад; что изображено на нем - уже не разобрать: с годами потускнело, как и наша вера. Но рядом, на фоне неясных темных очертаний российских церков­ных куполов - легендарная птица Сирин- Феникс: ее лик тоже темен, но настанет время, и рассеется тьма, и, подобно этой птице, Россия из пепла возродится. Не­пременно.

Начало: Высоты Евгения Винокурова. Часть 1




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта