Но конечно, больше всего вдохновения и души художника Евгения Александровича - в живописи. Его живописные картины - это целые большие полотна-пейзажи, выполненные маслом на холсте, которые словно заново открывают нам красоту родной природы, погружают в торжественную тишину церквей, жалобно взывают слепыми окнами домишек заброшенных деревень, - в них точно есть «искра Божья».
Своими учителями Евгений Александрович называет наших выдающихся земляков - художников М. В. Нестерова и А. Э. Тюлькина и писателя С. Т. Аксакова. С начала 80-х годов он начал углубленно изучать творчество Аксакова, ездил по аксаковским местам. Он рассказывал, что при этом описания знакомых мест слились с его собственным восприятием характера аксаковского письма, и настроения писателя стали ему близки и понятны.
Анализируя живопись Евгения Винокурова, В. М. Сорокина писала: «Полотна "Быстрое лето" (1981), "Пора зеленых трав" (1982), "Извечный мотив" (1983) эпичны по композиции. Точка зрения сверху открывает широкий горизонт, безбрежные просторы. В то же время пейзажи озарены светом лирических, исповедальных интонаций поющего о Родине, что придает им поэтическую неповторимость. Неторопливая манера письма художника, любящего плавность линий, ритмов, цветовых отношений, определенность формы сродни целомудренному аксаковскому языку, традициям русской пейзажной живописи в целом. Размышляя о духовных традициях, он пишет ставшую широко известной картину "Уфа. Весна на окраине" (1985)... Лирико-романтическая устремленность автора в его полотнах обогащается философскими размышлениями о жизни, осмыслением современности. Чутким умом и сердцем улавливает он добрые и горестные перемены. Видя наступающий разлад вековой гармонии человека и природы, он пишет картины "Ника" (1982), "Умирающий раб" (1983), показывая в них одинокие, кричащие от боли обезглавленные деревья. Они взывают, обращаясь к нам, - что будет с миром?»
Картины раннего периода творчества живописца (конец 1970-х - 80-е годы) - обычно более светлые, наполненные нежно- зеленым, золотистым и небесно-голубым цветом. Для этого периода очень характерна философская картина « Весна на окраине» - как память о прошедшем детстве и юности, начале новой, взрослой жизни. На се первом плане - распахнутые деревянные ворота родного дома. Над ними - развевающаяся снежно-белая простыня, вывешенная руками матери, за ними - улочка, сбегающая к Белой, широкая гладь реки и вдали, до самого горизонта, в туманной дымке поросший лесом противоположный берег. Что там, за горизонтом?.. Здесь интересна изобразительная манера художника (которую можно назвать авторской), характерная для многих его картин. Первый план максимально приближен к зрителю, очень тонко, рельефно выписан и подан до осязаемости реалистически точно, а за ним нередко следуют гораздо более размытые философские «дальние дали», заставляющие нас невольно задуматься о вечных вопросах. А изображаемое на первом плане нередко превращается всимвол («Пора зеленых трав», «Уральский букет», «Красное лето - зеленый покос» (1983), «В Старой Ладоге» (1986)).
Евгения Винокуров. Чернотроп. Холст. Масло. 1983.
Многие произведения художника свидетельствуют об его умении мыслить не только художественными и поэтическими, но и философскими и историческими категориями и содержат аллегории, например написанная им в годы перестройки картина «Колесо» (1988). На идею ее создания художника навело старое колесо, найденное им на реке Инзер, оно и заняло практически весь холст. Но главные герои здесь - это, наверное. История, Время, истертое, залатанное колесо которого катится по многочисленным ухабам, но не падает и жестоко подминает под себя пчелиные соты... Время беспристрастно и подчас неумолимо взирает на нас и с холстов «Извечный мотив», «Быстрое лето», «Уфимский дворик», «Покинутый берег». А грустная картина-воспоминание «Вечерний эшелон» звучит эхом ушедшей войны, трагизмом военных потерь и тяготами послевоенного полуголодного детства (она экспонировалась в 2000 году в Москве на выставке, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне).
Мне самой в юности довелось как-то летом отдыхать на реке Белой близ деревни Нагаево в спортлагере Башгосуниверситета. Тогда там художником-оформителем работал Евгений Винокуров - с типичным для художника обликом: небольшая бородка, внимательные глаза, в то время не седой, а золотоволосый. Помню, он рисовал портрет одной из студенток - спортсменки-баскетболистки с географического - и казался нам, только вступающим в жизнь юным существам, в то время увлеченным в основном пляжем и дискотеками, слишком взрослым и спокойным. Иногда он тонко и мудро усмехался в бороду над какой-нибудь уж слишком разошедшейся в своей праздной суете студенткой. А я тогда понятия не имела, что за художник Евгений Винокуров (мало ли кругом художников?).
Евгений Винокуров. Двенадцатое апреля (фрагмент). Холст. Масло. 2006.
«Спокойный художник» Евгений Винокуров оказался настоящим подвижником с активной творческой и гражданской позицией. Под впечатлением от природы близ деревни Нагаево им была создана целая серьезная живописная серия под названием «Музей под открытым небом»: это не просто картины, а пронзительные картины-предостережения, изображающие выступающие из земли оголенные корни огромных старых деревьев или их остовы, коряги и пни, - «Корни», «Деревья», «Умирающий раб», «Ника» (1982), «Нагаево. Биография века» (1983). «Помните, - рассказывал он, - были сильные морозы, через два-три года вязы погибли, и остались эти пни». А на одной из картин этого цикла тлеющая на горизонте словно бы ржавая полоска напоминает о недавно бушевавшем в лесу пожаре. Как указывают исследователи, чтобы выделить главный, знаковый предмет изображения, в этих картинах, как и в ряде других, используется прием подсветки при помощи холодно-стальных и землистых цветов грунта. Нагаево - одно из самых дорогих художнику мест, он до сих пор часто туда наведывается.
Еще одно из сильных его жизненных впечатлений - озеро Байкал, куда он попал в 1990 году, можно сказать, случайно, по горящей путевке в Дом творчества, расположенный близ места впадения в Байкал Ангары. Его встреча с этим озером превзошла все ожидания. Когда он плыл по Байкалу, то радовался как ребенок. Результат этой поездки - такие картины, как «Байкальский крест», «Байкальская осень», «Ольхон» (это единственный остров на Байкале - его местные предания связывают с именем Чингисхана: якобы здесь тот обрел вечный покой). В них он призывает беречь Байкал - это чудо природы, эту несказанную красоту.
Евгений Винокуров. Бабье лето. Холст. Масло. 1987.
В 90-е годы Евгений Винокуров создает такие значительные произведения, как «Уфимский дворик» (1993), «Бабье лето» (1995), «Курган на Волхове» (1996). А в результате поездки в Нереяславль- Залесский появились «Ямская слобода» (1992), «Монастырь» (1992). Художник страстно призывает нас беречь и памятники истории и культуры. Старинная Уфа, его родной город, сказать по правде, уже не может похвастаться обилием старинных зданий и монументов. Приезжающие в Уфу туристы время от времени по неведению своему спрашивают: «А где у вас тут древний кремль?» А кремля-то, который был деревянным и стоял на высоком берегу Белой на нынешней Первомайской площади, уже давным-давно нет - сгорел еще в XVIII веке. Даже каменная соборная церковь постройки XVI-XVII веков более пятидесяти лет назад была безжалостно взорвана.
Евгений Винокуров - в первых рядах тех, кто выступает за сохранение культурно-исторических памятников. Лет двадцать назад в своей статье «Будем внимательны к памяти» он писал: «То здесь, то там исчезают дома и целые улицы. Нет, я совсем не за то, чтобы в любом строении старого типа слепо искать ценности ушедших веков. Я против огульного сноса без предварительного изучения каждого здания. Уже погибли многие интересные дома по улицам Коммунистической, Ленина, Аксакова, Социалистической, исчезли многие крепкие кирпичные здания, которые могли еще служить и, надо заметить, являлись эталоном качества строительства... А почему бы не объявить южную часть Уфы музеем под открытым небом? Ведь делать это нужно именно сейчас! Пока еще целы улицы Октябрьской революции, Коммунистическая, Пушкина, Посадская и Сочинская. Пока еще целы соловьиные овраги и резные наличники, скамейки у ворот и родники. И пусть смущает уфимца провинциальный облик старой части города. Ведь провинция являлась и является корнями, капиллярами государственного древа. Сколько блистательных судеб началось за воротами таких городов, сколько прекрасных в дерзости своей идей родилось под сенью яблоневых садов... Что станет памятником зарождающейся любви к Отечеству? И не вытеснят ли вездесущие гаражи все реже встречающиеся голубятни? Все это в наших руках. Просто надо быть осторожными и внимательными к "каменной летописи", собирать и хранить все ценное, что связано с историей Уфы».
Евгений Винокуров. Ямская слобода. Холст. Масло. 1983.
Сподвижник известного писателя и общественного деятеля Михаила Андреевича Чванова, Евгений Александрович горячо поддержал идею восстановления в Уфе дома С. Т. Аксакова. Дом-музей был открыт для посетителей в 1991 году. В 1986 году, когда начался капитальный ремонт бывшего Аксаковского Народного дома (нынешний Башкирский государственный театр оперы и балета), он выступал против ненужной, грубой, с нарушением правил акустики его перепланировки. В числе его многих славных дел - и борьба в группе единомышленников за знаменитые Торговые ряды (Гостиный двор), в годы перестройки они планировались к сносу. Сейчас красавец Гостиный двор встречает нас своей изящной открытой галереей и арочными проемами по фасаду. Его внутреннее пространство, правда, осовременено: модные бутики, кафе, эскалаторы, банкоматы. Постоянно наведывающаяся сюда молодежь нет-нет да заглянет в созданную на втором ярусе здания художественную галерею...
Защищает от уничтожения Евгений Александрович и храмы - например, двухсотлетний Свято-Никольский храм в деревне Николо-Березовке, ровесник С. Т. Аксакова, а также уфимскую Спасскую церковь, в которой под слоем побелки были неожиданно обнаружены уникальные старинные росписи. Вообще тема православия у него - особая тема, к ней он пришел в творчестве в 90-е годы. В то время, путешествуя по России, в Переяславле- Залесском он увидел Иверский монастырь и ощутил дыхание Вечности...И до сих пор встречающиеся ему на жизненном пути церкви и храмы - как что-то родное и близкое, как сокровенные уголки души. Эти его высокие переживания воплотились в полотнах «Монастырь» и «Оклад», которые участвовали во Всероссийской выставке в Москве, посвященной 2000-летию Рождества Христова. Эта же тема - в полотнах «Напутствие» (1986), «Вознесение» (1988), «Курган на Волхове» (1997), «На краю Европы» (2000), «Мост» и в посвященной памяти его деда Николая Васильевича Первушина «Ямской слободе». Когда смотришь на такие картины, как «Ямская слобода» и «Мост», как-то сразу сами собой вспоминаются песенные строки «Деревеньки, купола, а зима белым-бела...» Правда, его картинам 90-х присущи уже и значительно более темные краски, например лиловая, а также лаконизм изображения, местами граничащий с плакатностью; и нередко характер монументальности приобретают грустные старинные храмы, изображаемые Евгением Винокуровым - таким вот «печальником земли Российской».
В 2006 году Евгений Александрович встретил свое 60-летие. Но не хочется и, наверное, нельзя назвать его «художником уходящего поколения». Прав заслуженный художник Российской Федерации А. Г. Королевский, заметивший, что «современен Евгений Винокуров со своими обветшалыми, усталыми, глядящими сквозь века монастырями, стылыми на легком морозце речками...» Творчество Евгения Винокурова устремлено в будущее. Пример тому - его диптих «Вознесение» и картина «Напутствие», в которых он пытается соединить на первый взгляд несоединимое: старинную остроконечную церковную колокольню и взмывающую за облака космическую ракету. Но ведь в них обеих - устремленность ввысь и торжество человеческого духа, который сподвигает строить храмы и запускать космические корабли...
А его программная картина «Оклад» - это своего рода прозрение будущего. Она представляет старинный церковный оклад; что изображено на нем - уже не разобрать: с годами потускнело, как и наша вера. Но рядом, на фоне неясных темных очертаний российских церковных куполов - легендарная птица Сирин- Феникс: ее лик тоже темен, но настанет время, и рассеется тьма, и, подобно этой птице, Россия из пепла возродится. Непременно.
Начало: Высоты Евгения Винокурова. Часть 1
← Вещный город - Молодые художники Уфы | Высоты Евгения Винокурова. Часть 1 → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...