А. Лутфуллин. Башкирка из Бурангулово. 1980.

У художника Ахмата Лутфуллина рисунок в живописи имеет первостепенное значение. Желание и умение постоянно рисовать с натуры воспитывались начиная с учебы в Уфимском художественном училище, под влиянием замечательного педагога Б. Ф. Лалетина. И в последующие годы плодотворное общение с ним продолжалось. К работе над композицией картины, а также над формой, объемами в пространстве холста учитель предъявлял требования первостепенной важности, что являлось одной из основ школы живописи старых мастеров. «Воспитывать в учащихся чувство природы и правды.»

В формировании же его живописного чутья и вкуса, колористического видения живописного полотна заметное влияние, особенно вначале, оказал другой его учитель по Уфимскому художественному училищу, тонкий колорист А. Э. Тюлькин.

Особое значение на протяжении многих лет имел для него творческий опыт первого художника из башкир К. С. Девлеткильдеева (1887—1947). Еще в начале ХХ в. он, как и татарский художник Б. И. Урманче (1887—1990) он первый в изобразительном искусстве Урала-Поволжья запечатлел образы, лица, сцены из жизни мусульман, не имевших по шариату право на изображение. В дальнейшем, особенно с середины ХХ в. и к концу столетия, развитие живописи, рисунка постепенно обрело растущий, даже динамичный характер развития в искусстве советской Башкирии, Татарии. В этом развивающемся художественном процессе советского изобразительного искусства творческий опыт, профессионализм А. Лутфуллина вместе с деятельностью его современников — художников послевоенного поколения — сыграл основополагающую роль.

Самые ранние из сохранившихся рисунков Ахмата Лутфуллина относятся к середине 1950 годов, выполненные после возвращения из Вильнюса. Вскоре, в 1957 г., в Уфе состоялась его первая персональная выставка. На ней экспонировалась, наряду с живописными работами, и графика тех лет: смелые, энергичные наброски, выполненные тушью, пером на обычной писчей бумаге.

Силой и виртуозностью формообразующих линий эти рисунки заметно отличаются от рисунков последующих лет. В рисунках более позднего периода на первый план выступает чаще всего стремление не столько к артистизму исполнения, сколько к точности фиксации, к документальности в изображении.

В ранних как живописных, так и графических работах, заметно, как он озадачен поисками собственного видения, своего отношения к искусству. Предметом его художественного внимания и интереса становится только то, что поистине близко и дорого сердцу. Это огромный мир его деревенского детства, прошедшего в башкирском Зауралье.

Однажды, в конце 1960-х годов произошла встреча и беседа А. Лутфуллина с президентом Академии художеств СССР Н. В. Томским, который определил тогда творческий талант башкирского художника как явление в отечественном искусстве «пластовского толка». На вопрос: «Что для вас значит искусство?» Ахмат ответил лаконично: «Главную свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду».

Но, как известно, путь к правде чреват и не легок. Чем смелей, острей, талантливей становились его творческие поиски, тем все сильнее сгущались тучи вокруг его имени. Тогда художник безоглядно и надолго уходил в работу, связанную больше с рисованием и таким образом старался отстраниться на время от всего внешнего, суетного. Он будет много рисовать стариков, старух, молодых женщин и детей. Это было своего рода художественное исследование, опыт постижения народных характеров.

Портрет башкирки в национальном наряде. 1969.

Ахмат Лутфуллин. Портрет башкирки в национальном наряде. 1969.

Известный московский искусствовед А. И. Морозов в одном из своих исследований обратил внимание на произведения художника из Башкирии А. Лутфуллина. Он подчеркивает, что в написанных им портретах тружеников села Абзелиловского района выразительно прочитывается «… стремление к емкости художественного восприятия натуры. При этом возникает даже контраст между предельной простотой строя, скромностью размеров портретного произведения и незаурядностью его содержания».

Широко известен небольшой, скромный по формату холст Лутфуллина «Портрет матери» 1956 г., по своим задачам скорее этюдного характера, но выполненный добротно в лучших традициях классической портретной живописи. Образ матери узнается во многих рисунках и набросках, выполненных углем, но большей частью простым карандашом. Они сделаны трепетно, с любовью, за внешним сходством угадываются глубинные черты характера: благородство, кротость и терпеливость, всепрощающая материнская доброта. Но в ней есть и сила характера, собранность, безмерное трудолюбие, преданность своему материнскому предназначению и долгу.

На рубеже 1960—1970-х годов Ахмат часто рисовал с натуры своего отца. Рисунок головы с поворотом в три четверти выполнен простым мягким карандашом, с подробной проработкой формы. В гармонии и единстве линий возникает спокойно сосредоточенный взгляд человека, ушедшего внутрь, в себя.

Этот и многие другие рисунки явились подготовительным, рабочим материалом к работе над известным живописным портретом отца в белой рубахе с загорелым, темным лицом, с натруженными руками, спокойно сложенными на коленях, (1970). Полотно часто репродуцируется, стало широко известным, является одним из лучших в ряду портретной живописи не только в творчестве самого А. Лутфуллина, но и в целом в башкирской портретной живописи.

Множество портретных зарисовок, сделанных на протяжении почти всей жизни, свидетельствуют о широте его общения с художниками, писателями, поэтами, артистами, учеными-гуманитариями, близкими по духу людьми. Он жаждал этих встреч, бурных обсуждений наболевших проблем в искусстве.

Старик в тюбетейке. 1964.

Ахмат Лутфуллин. Старик в тюбетейке. 1964.

Ахмат не лишен был остроумия. Слегка ироничный, смешливый, он умел от души расхохотаться, и его раскатистый смех взахлеб, наверное, долго будет нам помниться. Как будет помниться и его шуточное изречение: «Я не люблю лесть, но она может найти дорогу к моему сердцу».

Возвращаясь к самой обширной части графического наследия Ахмата Лутфуллина — к портретным зарисовкам, необходимо выделить хотя бы некоторые из них по принципу важности и значительности.

Как дороги нам сегодня карандашные зарисовки и наброски, сделанные Ахматом в 1950—1960-е годы. Выполненный в 1957 г. живописный портрет А. Э. Тюлькина — единственный, написанный с натуры, блистательно исполненный, принадлежит кисти А. Лутфуллина (9).

А. Ф. Лутфуллин принадлежит к поколению художников-шестидесятников, начало творческой зрелости которых пришлось на годы оттепели в советском искусстве. В тот период, после разоблачения культа личности, в обществе и в самом искусстве происходили позитивные перемены. Прогрессивно мыслящие молодые художники жаждали обновления, экспериментов. Живописцы А. Пантелеев, М. Назаров, П. Скворцов, А. А. Кузнецов, А. Бурзянцев, Б. Домашников, А. Юдин и, конечно, среди них Ахмат Лутфуллин были полны энергии и сил. Они составляли тогда левое крыло в искусстве советской Башкирии.

1960—1970-е годы были периодом отчаянной борьбы за честность, достоинство и правду в искусстве. Это были годы сопротивления диктату партийных органов, противостояния функционерам от искусства, которые ведь тоже назывались художниками. Но об этих интересных, драматичных и даже трагических страницах в истории искусства республики еще до сих пор не сказано ни слова. Надо надеяться, что историю напишет следующее, непуганое молодое поколение искусствоведов. Как пережил эти годы Ахмат, мучительно долго находившийся в опале, во внутренней эмиграции, знает только он сам и самые близкие ему люди. Лишь после персональной выставки его произведений, организованной в 1975 г. Москве, с появлением статьи в поддержку художника в газете «Правда», а также ряда других публикаций московских искусствоведов постепенно разрядилась напряженная обстановка вокруг имени опального художника.

В работе Ахмата Лутфуллина над формой постоянно происходило развитие, и безупречное владение рисунком в процессе поисков играло незаменимую роль. Для него было также важно определить и выработать в искусстве свое художественное пространство, свое понимание национальных ценностей в жизни народа, подчеркнуть их духовно-нравственные приоритеты. И эта высокая шкала в творчестве, намеченная и временем, и самим художником, воспринималась чиновниками, функционерами от искусства как нарушение идеологических норм. Отсюда — почти неизбежный в те годы конфликт художников с «вышестоящими инстанциями». Многие тогда покинули свою родную Уфу и, как оказалось, навсегда. А когда в 1987 г. мы встретились с некоторыми из них в Москве, на последнем съезде бывшего Союза художников СССР (в числе них был и автор этих строк), то вологодские художники в кулуарных беседах шутили: «Переезжай, Ахмат, к нам на вологодчину: мы построим для тебя башкирскую деревню».

Молодая башкирка. 1969.

Ахмат Лутфуллин. Молодая башкирка. 1969.

Художник прошел сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга — нидерландского художника XIV в. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Он высоко ценил и особо выделял творчество современного армянского художника Минаса Аветисяна. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

Титанические интеллектуальные усилия художника из Башкирии серьезно, со знанием дела оценил выдающийся мастер, ученик М. В. Нестерова, академик живописи Павел Дмитриевич Корин. Это произошло летом 1963 года, когда в Москве была организована выставка уфимских художников А. Бурзянцева, А. Лутфуллина и Б. Фузеева. Павел Дмитриевич заглянул на выставку, чтобы посмотреть, какие художники выросли в Уфе, на родине его учителя. И они заинтересовали Корина. Там, на выставке, прямо у полотен состоялся содержательный и незабываемый разговор с великим мастером кисти, сыгравшим немаловажную роль в дальнейших художественных поисках молодого А. Лутфуллина. Его творческие искания, связанные с живописно-пластическими решениями в композиции картины, П. Корину были особенно дороги, близки и интересны. Он пригласил уфимцев к себе в мастерскую, предложив продолжить разговор у него.

Тогда Ахмат впервые увидел этюды Корина к его в то время еще мало известной, многофигурной картине «Русь уходящая». Они произвели на него сильное впечатление. В беседе с маэстро Ахмат еще больше утвердился в необходимости дальше развивать композиционную и пластическую культуру мышления.

Известно, какого мастерства, профессионализма в работе требует искусство классического рисования водяными, акварельными красками. Его совершенствованию А. Лутфуллин посвятил многие годы. В ранний период творчества он отдавал предпочтение работе по сырой, влажной поверхности бумаги. Быстрый, динамичный процесс письма строится на живописном чутье и на импровизации в колорите и рисунке. Работы, написанные «по сырому», притягательны особой живописностью. Рисунок, едва намеченный карандашом, играет лишь вспомогательную роль. В некоторых случаях он даже отсутствует.

В зрелые годы творчества Лутфуллин добился совершенства в другой, в еще более сложной технике письма акварелью, когда живопись ведется по сухому листу, на котором предварительно сделан кропотливо, тщательно исполненный рисунок. В таком случае рисунок и живопись идут в акварельном листе вместе, взаимосвязано и гармонично, оставляя кое-где крохотные просветы белой бумаги, как жемчужинки. Так написан изумительный поколенный портрет молодой башкирки в традиционном национальном наряде с множеством украшений из серебра, драгоценных камней. Блистательные акварели А. Лутфуллина, написанные «душой и трепетной, и тонкой», несут в себе огромное жизнелюбие и ощущение подлинной красоты изображаемых им моделей.

Здесь, пожалуй, следует отметить, что в новейшем искусстве эпохи постмодернизма портретное искусство, портретный жанр перестали быть актуальными и имеют тенденцию к исчезновению. А в самом понятии «жанры в искусстве» уже давно наметились признаки стирания, исчезновения границ. Однако многополярность точек зрения во всех сферах жизни, в том числе и в области искусства, позволяют бережно относиться и к традиционному художественному опыту, и к новаторству в искусстве.

Вклад А. Ф. Лутфуллина в развитие башкирского изобразительного искусства трудно переоценить. Его творчество послужило мощным толчком к дальнейшему развитию классического реалистического рисунка и композиции в башкирской живописи второй половины ХХ в. А. Лутфуллин — истинно евразийский художник, в творчестве которого отразились и опыт европейской художественной школы, и черты восточной культуры. У него хватило таланта и сил, чтобы выразить этот синтез, наполнить его новым содержанием и смыслом. Имя, творчество художника прочно вошло и стало неотъемлемой частью истории многонационального искусства России.

Начало: Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 1.

Обсудить творчество художника на ФОРУМЕ.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта