Пеганов Николай Леонидович - живописец, заслуженный художник Республики Башкортостан (1997), член Союза художников СССР (России) с 1980 года.
Родился 30 декабря 1948 года в Москве. В 1952 году семья Пегановых переехала в Уфу.
В 1977 году окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (ныне - академический; мастерская В. Г. Цыплакова).
В 1977-1983, 1991-2000 годах преподавал живопись и композицию на факультете живописи (ныне - факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне - Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова), с 1997 года - доцент.
В 1983-1987, 1991-1997 годах - член правления Союза художников РБ, возглавлял секцию живописи.
С 2000 года жил и работал в Москве. Скончался 30 июня 2006 года там же.
С 1971 года - участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских и групповых выставок. В творческом активе Н. Л. Пеганова - 5 персональных выставок: в 1983 году - в Уфе, в Малом выставочном зале СХ БАССР, в 1993 - в Уфе, в БГХМ им. М. В. Нестерова (совместно с Н. А. Калинушкиным), в 1994 - в Москве, в выставочном зале СХ РФ (совместно с Н. А. Калинушкиным), в 1999 - в БГХМ им. М. В. Нестерова, посвященная 50-летию художника. Наконец, в 2009 году состоялась посмертная персональная выставка в БГХМ им. М. В. Нестерова (совместно с Н. А. Калинушкиным), посвященная 60-летию со дня рождения художников.
Начинал Николай Пеганов как пейзажист, причем убежденный (во всяком случае, об этом свидетельствует ретроспектива его живописи в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова). Получивший блестящее академическое образование, он тем не менее в меньшей степени ориентировался на академизм - его привлекала русская живопись начала XX века с ее смелым экспериментаторским характером и образно-стилистической симбиозностью. В то же время, несмотря на врожденную привязанность к природе Подмосковья, он больше всего любил работать в Башкирии, где, по его словам, каждый «...уголок родной земли становится символом Родины, отзвуком грусти и радости»'. Сегодня это давнее откровение художника воспринимается как принципиальная авторская программа: такие привычные понятия, как «Родина», «грусть» и «радость», изначально стали для него основополагающими духовными константами, на основе которых сформировался только его, Пеганова, мир тем и образов - ностальгически острых, проникновенно-лирических и откровенно символических.
Николай Пеганов. В провинциальном городе. (Все были еще живы). 1990. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Так, уже одно из самых ранних его произведений - пейзаж «Вечер» (1977) - при, казалось бы, типичности и даже хрестоматийности мотива - это в первую очередь пейзаж-настроение, и апелляции к творческому гению одного из любимых художников раннего Пеганова Исаака Левитана здесь более чем уместны. Перед нами не просто вечерний пейзаж, а пронзительный образ умиротворенной природы, замирающей в предчувствии близкой ночи. Доминирующий темно-зеленый тон и густо замешенный и как бы распластанный на поверхности холста мазок гармонируют с состоянием разлитой в природе вечерней неги. В то же время это «сумеречное» колористическое решение было для башкирской живописи нетрадиционным и поэтому не могло восприниматься всеми однозначно, но то, что оно было новаторским, отметили сразу.
Подтверждением неслучайности для Пеганова этого образного и живописно- пластического решения стал пейзаж «Сумерки» (1982) - как и «Вечер», по-левитановски чувственный и проникновенный. В то же время таинственность перехода вечера в ночь в этих пейзажах как бы предваряла символизм и производную от него загадочность - черты, которые составят образную структуру пейзажных композиций 80-х годов и происхождение которых продиктовано особенностями натуры художника: его созерцательностью и эмоциональной подвижностью, душевной тонкостью и философичностью. Последнее имело отношение уже к концептуальным установкам «голуборозовцев». При этом в пейзажах 80-х годов от первоначальной «сумеречности» колористического решения не останется и следа, но и декоративная насыщенность будет для Пеганова практически исключением. Яркий пример тому - пейзаж «Осенний свет» (1986): тональность колорита и соответствующая ей размытость мазка создают в нем эффект фресковости, который как нельзя лучше соответствует вневременному, ирреальному «бытованию» образа, ассоциирующемуся с миражом. Немаловажную роль играет и свет, наиболее аргументированный в живописи пейзажа «Вечер» (1987): поверхность холста в нем буквально светится, кажется, что она подсвечена изнутри. Сама же идея света неоднозначна, как неоднозначно состояние осени: это и ее свет, и цвет одновременно. В этом смысле аналогии с колористическими убеждениями Павла Кузнецова8 звучат особенно убедительно: свет и цвет у Пеганова обладают теми же особыми, неуловимо тонкими свойствами, благодаря которым и создаются сложные эффекты матово-мерцающей живописной фактуры.
Николай Пеганов. Довоенный пароход. 1990. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Миражность - концептуальное обоснование образа и в жанровой картине «Жатва в Баймакском районе» (1980). С одной стороны, это произведение, как и за год до него написанное жанровое полотно «Город юности» (1979), открывает так называемую сюжетную линию в творчестве раннего Пеганова. С другой - оно вполне укладывается в смысловую концепцию пейзажного ряда: не человек - главный герой «Жатвы», а природа, представленная в характерной для художественного мышления Пеганова образной многослойности. Во-первых, несмотря на географическую адресность, заявленную в названии произведения, все-таки трудно определить, Баймакский ли это район Башкортостана: художник создает не конкретный, а типический степной пейзаж. Во-вторых, неоднозначно и само сюжетное действие: это может быть как отдых в перерыве между напряженной работой, так и просто момент общения. Но именно эта неопределенность и есть синоним образной загадочности. Единственное, что не вызывает сомнения, - идея гармонической слитности состояния природы и настроения человека. Эта великая духовная идея, владевшая сознанием многих русских художников конца XIX - начала XX века, составляет смысловую структуру образа: перед нами - картина почти архаической тишины, некий первобытный рай, и параллели с выдающимися произведениями Павла Кузнецова «Мираж в степи» и «Утро в ставке» звучат здесь столь же убедительно.
Свое дальнейшее развитие эта «миражно-райская» тема получила в начале и во второй половине 80-х годов: речь идет о пейзажах «Июнь-остров» (1982), «С утра до вечера» (1983), «На реке Сим (Урал)» (1987), «Диалог» (1987). Эти пейзажи стали своеобразными концептуальными доминантами заявленной художником образности, и в то же время их значение в контексте дальнейшего развития творчества Пеганова трудно переоценить: они - своеобразная отправная точка в последовательно формирующейся модели образа счастливого времени. С точки же зрения жанровой классификации эти пейзажи скорее тематические пейзажи- картины, чем пейзажи в традиционном понимании жанра: имеется в виду та степень художественного обобщения, которая делает их образную структуру не конкретной, натурной, а типической и, более того, философско-символической. Образ в каждом из них - это обособленный от мира, от цивилизации духовный «оазис»: не случайно сам художник называл эти пейзажи «планетами» или «островами». Исключение здесь не составляет даже пейзаж «На реке Сим (Урал)», в названии которого так же, как в «Жатве», отчетливо читается его башкирская адресность. «На реке Сим (Урал)» - пейзаж типический, а не натурный: красота башкирской природы представлена в нем как органическая часть красоты мира, красоты вселенной.
Николай Пеганов. Жатва в Баймакском районе. 1980. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Планетарность как основа художественного мышления Пеганова, производная от его ранней идеи невероятной красоты мира, похожего на райский сад или мираж, - демонстратор высокой духовности художника. Именно она диктует особенности композиционно-пластического решения всех его произведений. Это принцип выявления крупных изобразительных форм, тяготеющих к лапидарности и плоскостности: в «Сумерках», «Июне- острове» и «С утра до вечера» - деревья- великаны с пышной кроной, торжественно вытянутые по вертикали и занимающие собой первый композиционный план, в пейзаже «На реке Сим (Урал)» - вели чественные горы и округлой формы изгиб реки. Крупные плоскостные формы, как правило, предполагают условное пространство. И то и другое - отличительные черты стилистической манеры Пеганова, получившей свое наиболее полное воплощение в его более поздних но времени тематических композициях, посвященных художественной реконструкции исторического прошлого страны.
Принципиален для Пеганова и сложный тональный колорит, построенный на активизации двух-трех тонов и их многочисленных оттенков, в основном зеленых, синих, серебристо-серых и коричневых (только в пейзаже «С утра до вечера» используется напряженная красно-розовая гамма, символизирующая восход и заход солнца). Тональность - синоним философских размышлений художника о многообразии красоты мира и природы, сохранение которой напрямую зависит от масштабов созидательных инициатив человека. В этом смысле особое значение приобретает пейзаж-картина «Диалог» с его откровенно символической образной структурой: дерево и белое облако, напоминающее по форме дерево, как будто смотрят друг на друга в молчаливом согласии со своей визуальной похожестью, но они принадлежат к разным мирам - земле и небу. К тому же уверенно стоящее «на ногах» дерево, кровно связанное с землей, и плывущее по небу воздушное облако, в любую минуту готовое изменить свою форму или просто «растаять», звучат символами вечного и сиюминутного, хотя, казалось бы, что может быть бесконечнее, чем небесная высь или космическая бездонность?
Интерес Пеганова к натюрморту возник практически одновременно с интересом к пейзажу, во всяком случае, об этом свидетельствует ретроспектива его натюрмортов в коллекции Нестеровского музея. Она немногочисленна: это «Натюрморт с чесноком» (1984), «Утренний натюрморт» (1988) и «Бессмертники» (1992). «Чай в деревне» (1999) может классифицироваться и как натюрморт, и как композиция, синтезирующая в себе несколько жанров: натюрморт, сюжет и пейзаж, причем пейзажный фон играет в эмоциональной структуре образа роль не меньшую, чем предметная среда. Но, несмотря на неоднозначность жанровой классификации, в «Чае в деревне» бесспорно главное: это его стилистика, а в ней - абсолютный эстетизм. И то и другое - типично пегановское. Отличительные особенности его живописно-пластической манеры - лапидарные, но выразительные по пластике формы, отсутствие детализации, композиционная четкость и изысканность колорита - формируют красоту нагюрмортной линии в целом. Так, в «Бессмертниках» трогательная красота полевых цветов-огоньков подчеркнута глубиной синего цвета фона и таким же глубоким коричневым цветом простой глиняной крынки. Красота в «Натюрморте с чесноком» и в «Утреннем натюрморте» носит более аскетичный характер: композиционная конструктивность и брутальная пластика предметов акцентированы пронзительной простотой одной из наиболее любимых Пегановым природных форм - формой чеснока. Демократизм двух последних натюрмортов проецируется на смысловую структуру образа в натюрморте-композиции «Чай в деревне», имеющую кроме поэтичности еще и социальный подтекст. В этом смысле три последних натюрморта, точнее предметы в них, представляются органичными объектами той образно-тематической линии, которая для зрелого Пеганова стала программной: это события и люди молодой советской страны.
← Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 2. | Современные художники Башкирии – Мустаев Рамиль. Под сенью «бумажного» ангела. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...