Идея художественной реконструкции событий и образов, символизирующих счастливую жизнь советских людей довоенной поры. - содержательная основа большинства произведений музейной коллекции. В силу своего смыслового единства они составляют отдельную тематическую линию.
Еще в начале 90-х годов один из первых исследователей творчества Николая Пеганова уральский искусствовед Тамара Речкалова определила эту тематическую линию понятием «стертая прелесть старины» и связывала ее появление с начавшейся в эти же годы «экспансией документализма» в изобразительное искусство. Позднее или практически одновременно возник термин «ретро». Наверное, для того времени объективным было и то и другое, но сегодня, когда тематическая линия сформирована полностью, с этой терминологией хотелось бы поспорить, и в первую очередь потому, что в ней отсутствует, на наш взгляд, драматизм изображаемых событий (или, точнее, его предопределенность), который в эмоциональной структуре созданных художником образов актуален не в меньшей степени, чем лирика или романтизм. Это не просто «ретро» или «стертая прелесть старины», а одна крупноформатная картина бытия целого поколения людей, неотрывная от истории страны, картина одного большого счастья Родины, поделенного на счастья миллионов людей, и приближающейся трагедии, также ворвавшейся в дома миллионов. Не случайно в одном из своих знаковых произведений - в полиптихе «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) - Пеганов использует прием кадрированности: кадр - хроникер отдельных событий и характерных примет времени, из которых и складывается архетип конкретной эпохи.
К тому же время, оторванное от сегодняшнего дня лишь семью десятками лет, трудно назвать стариной: старина - это век XVIII или намного раньше, но не недавнее прошлое. Термин же «ретро» применим по отношению скорее к чему-то модному, стильному, гламурному, то есть в большей степени к интерпретационному и в меньшей - к историческому. То же, что создано Пегановым, - это история, подлинная и романтическая одновременно: в эту историю веришь, ее любишь, по ней ностальгируешь, поскольку рассказана она языком искренней, неподдельной любви художника. Выбор же исторического периода легко объясним: Николай Пеганов, как и многие его соотечественники, был убежден, что до войны вера советских людей в счастливое завтра была неоспорима, иначе не победили бы они в страшной войне. Для него это время стало главным духовным источником, именно поэтому в нем, как и в его «Июне-острове», так много счастья и света.
От произведения к произведению, ответственно и трогательно «архивирует» он выдающиеся достижения молодого советского государства: первые советские самолеты и пароходы, величественные мосты над бурными реками, строящиеся города (хотя они и звучат в основном лишь деликатным фоном события). И рядом - счастливые свидетели (а возможно. и участники) этих побед: люди, путешествующие на довоенных пароходах и самолетах, отличники в красных пионерских галстуках, десятиклассники-выпускники, встречающие свой первый «взрослый» рассвет... И еще - многочисленные чайники, поившие чаем или кипятком не одно поколение советских людей. В своих натюрмортах Пеганов «спел» подлинный гимн довоенному чайнику: несуразный по размерам металлический чайник не в меньшей степени, чем красавцы-пароходы и фанерные аэропланы-«этажерки», стал одним из основных носителей его художественной идеи, любимым артефактом любимой эпохи.
Сама же ретроспектива мотивов и образов довоенного народного счастья отличается исключительной последовательностью. Так, в 1988 году появляется «Утренний натюрморт», в 1990-м - «Довоенный пароход», «К дальнему берегу» и «Полет», в 1992-м - «XX век. Утро» и «Танго над рекой», в 1993-м - «Кружка пива» и «Пароход», в 1998-м - «Отличник», в 1999-м - «Чай в деревне». Но образной квинтэссенцией этой темы стали полиптих «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) и картина «Довоенное лето» (1991), а ее началом - крупноформатное полотно «Город юности» (1979), в котором белизна фартучков выпускниц школы символизирует свет новой счастливой жизни. В «Городе юности» впервые появился и мотив безграничного неба, который впоследствии будет развит во всех пейзажах Пеганова и станет одной из основных эмоциональных составляющих его «самолетных» композиций: в последних выражены репрезентативная для 30-х годов идея покорения человеком неба и вера в близкое покорение космоса. Причем «пегановское» небо совершенно особенное и поэтому не может восприниматься всеми однозначно. Так, Михаил Назаров12 считает, что «его небо не пугает ни темнотой, ни ограниченностью пространства рамой. Оно веселое, детское. В нем можно кувыркаться, играть. Оно свободно для радости, оно нарядное, новогоднее». Это замечание, безусловно, интересно, поскольку, с одной стороны, оно как бы разрушает принцип условного пространства, а с другой - утверждает, что эффект пространственной безграничности (но все-таки не вглубь, а вширь) достигается только цветом, точнее сложной нюансировкой многочисленных оттенков. На наш же взгляд, именно эта сложнейшая нюансировка и делает рисунок самолета еще более прозрачным или почти призрачным: маленький самолетик, похожий на игрушку, как бы ускользает от нас, растворяется в небе, и это ощущение чрезвычайно тревожно, если не драматично.
Николай Пеганов. Вечер. 1987. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Но на этом функции «пегановского» неба не исчерпываются: небо для него - еще и «ангел-хранитель» простого человеческого счастья. Взять хотя бы, к примеру, одно из самых проникновенных его произведений - жанровую композицию «Довоенное лето»: родственники или просто знакомые люди как бы замерли на секунду, они смотрят на нас так, как смотрят в объектив фотоаппарата, а над ними - большое чистое небо, хранящее их душевный покой, их мужскую дружбу. Фрагмент беседки на крутом берегу, плывущий по реке пароход, домики, утопающие в кронах деревьев, сферичная пластика шихана - эти пейзажные мотивы звучат символами мира и стабильного счастья, и к тому же они - типично уфимские. Поэтому и небо над Уфой, как над любым другим провинциальным городом, кажется и самым широким, и самым высоким. Тот же композиционный прием сюжетного центрирования с распростертым над ним небом использует Пеганов в картине «Кружка пива», главный герой которой - подгулявший в свой законный выходной или в праздник «мужичок-фраерок в модном прикиде». Но он не пропойца и не гуляка, а, наоборот, труженик, может быть даже стахановец, уж слишком тщательно выглажен его костюм и отчетлив рисунок заводских труб: очевидно, это трубы его родного завода, где он и ставит свои трудовые рекорды.
Еще один патриот советской страны - пионер-отличник в картине «Отличник»: ответственный и нарядный, он всегда готов ответить урок только на пятерку. И в этом нет никакой авторской иронии. Яркий солнечный свет и слепящая глаз небесная синь - свидетельства близости летних школьных каникул, которые всегда - радость; пролетающий самолет, красивый сам по себе, - предположение об отдыхе на море, откуда, по довоенной традиции было принято отправлять фотографии с трогательными надписями. Именно на такой довоенной фотографии с надписью «Привет из Крыма» изображены герои полиптиха «В провинциальном городе (Все были еще живы)». Они действительно живы и, в отличие от художника, еще не знают о приближающейся войне: предчувствие войны выражено Пегановым только стилистически - плоскостностью в трактовке фигур и их дополнительным абрисом, вследствие чего они кажутся почти бестелесными или как будто исчезающими. Прием графичности становится еще более аргументированным, если сравнить его с пастозностью живописи «Отличника». Очевидно, довоенный период в «Отличнике» на несколько лет старше этого же периода в полиптихе «В провинциальном городе», и именно этим объясняется не только пастозность, но и праздничность колорита «Отличника»: и то и другое - синонимы радости и полноты жизни.
Николай Пеганов. Утренний натюрморт. 1988. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Что же касается стилистики тематической линии в целом, то ее ретроспектива показывает, что, представляя собой симбиоз живописности и графичности, она все-таки имеет свои этапные прерогативы. В первом случае имеются в виду в основном ранние произведения, «Город юности» в том числе, во втором - более поздние, и среди них «Утренний натюрморт», «В провинциальном городе (Все были еще живы)», «Полет», «XX век. Утро», «Кружка пива», «Чай в деревне». Возможно, прием графичности, или, точнее, рисуночности, продиктован той образной эфемерностью, которая в произведениях последних лет происходит из осознания художником мифичности довоенного счастья. Хотя это только предположение. Или прав Назаров, считающий, что «паровозы и пароходы Пеганова, стилистически доведенные до цветовой метафоры... удивительным образом освобождают нас от конечности и дают бесконечность». Бесконечность исторических оценок и производную от них долю сомнения?
Из воспоминаний друзей Николая Пеганова известно, что он писал и портреты. В их ряду - портреты жены Наташи (Натальи Васильевны), один из которых - ранний - Михаил Назаров определил как «слегка румяный, нежный, как рассвет, но в нем стройность струны». Наталья Васильевна стала и моделью героини триптиха «Книга судеб» - одного из важнейших произведений Пеганова в ретроспективе его главной темы в контексте «до войны - война».
Что же касается музейной коллекции, то единственным образцом портретного творчества Пеганова в ней можно считать картину «Вифлеемская звезда» (1996), главными героями которой стали самые близкие его друзья - уфимские художники Михаил Назаров (слева) и Николай Калинушкин (справа). Изображенные в «роли» библейских волхвов (иначе почему в их руках «дары»?), они отличаются безупречным портретным сходством, к тому же это произведение ценно еще и тем, что представляет единственный в музейной коллекции автопортрет Пеганова (в центре). Что же касается живописно- пластического решения «Вифлеемской звезды», то оно имеет прямые аналогии с русской живописью начала XX века, но не с «Голубой розой», а с «Бубновым валетом» и, следовательно, с кубофуту- ризмом, что, скорее всего, объясняется данью уважения художника живописным убеждениям Михаила Назарова. Во всяком случае, «изломы» рисунка и откровенная декоративность колористического решения с доминированием в нем яркого, почти локального красного цвета - типично «бубнововалетские». В то же время важно отметить, что многие произведения Пеганова, в особенности последних лет, отличаются такой же колористической активностью и даже напряженностью, но в их основе лежит все-таки не цвет, а тон. Взять хотя бы, к примеру, пейзаж «Зима. Пугало» (1998) с его изысканным тональным решением. Но именно эта колористическая вариативность, продемонстрированная на примере «Вифлеемской звезды», производная от вариативности стилистической, позволяет еще раз убедиться в искренности импровизационного чувства художника, заключающего в себе главное - его восторженно-ответственное отношение к человеку, истории, природе, к миру в целом, или, как говорит Назаров, «цвет у Пеганова возникает из самой материи - материи состояния». Уточним: у позднего Пеганова в особенности, и это утверждение - почти аксиома.
Николай Пеганов. Чай в деревне. 1999. (БГХМ им. М. В. Нестерова).
Своеобразной иллюстрацией этого стала картина «Ушедшая страна» - последнее произведение художника, написанное в год его кончины и еще не вошедшее в собрание Нестеровского музея. Что такое «Ушедшая страна» в эволюции мировоззрения художника? Не покаяние ли это? Покаяние в многолетнем заблуждении любимого Пегановым народа? Или «Ушедшая страна» и есть единственная отправная точка в его ретроспективе довоенного народного счастья? Зеркало мифичности? Тогда необходимо напомнить, что выставка 1999 года также (или уже) носила название «Ушедшая страна». Значит ли это, что и мифичность у Пеганова имеет свою ретроспективу? Череда вопросов, сквозь которые высвечивается одно: «Ушедшей страной» художник, еще совсем недавно убежденный в перспективности народного счастья, сегодня убежденно утверждает, что это счастье изначально было обречено на гибель - еще тогда, в день кровавой казни последнего российского царя
Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 1.
← Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 1. | Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 1. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...