На реке Сим. Урал. 1987. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Идея художественной реконструкции событий и образов, символизирующих счастливую жизнь советских людей до­военной поры. - содержательная основа большинства произведений музейной кол­лекции. В силу своего смыслового един­ства они составляют отдельную тематиче­скую линию.

Еще в начале 90-х годов один из пер­вых исследователей творчества Николая Пеганова уральский искусствовед Тамара Речкалова определила эту тематическую линию понятием «стертая прелесть ста­рины» и связывала ее появление с начавшейся в эти же годы «экспансией документализма» в изобразительное искусство. Позднее или практически одновременно возник термин «ретро». Наверное, для того времени объективным было и то и другое, но сегодня, когда тематическая линия сформирована полностью, с этой терминологией хотелось бы поспорить, и в первую очередь потому, что в ней отсут­ствует, на наш взгляд, драматизм изобра­жаемых событий (или, точнее, его пред­определенность), который в эмоциональ­ной структуре созданных художником образов актуален не в меньшей степени, чем лирика или романтизм. Это не просто «ретро» или «стертая прелесть старины», а одна крупноформатная картина бытия целого поколения людей, неотрывная от истории страны, картина одного большого счастья Родины, поделенного на счастья миллионов людей, и приближающейся трагедии, также ворвавшейся в дома мил­лионов. Не случайно в одном из своих знаковых произведений - в полиптихе «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) - Пеганов использует прием кадрированности: кадр - хроникер отдельных событий и характерных при­мет времени, из которых и складывает­ся архетип конкретной эпохи.

К тому же время, оторванное от сегодняшнего дня лишь семью десятками лет, трудно на­звать стариной: старина - это век XVIII или намного раньше, но не недавнее про­шлое. Термин же «ретро» применим по отношению скорее к чему-то модному, стильному, гламурному, то есть в большей степени к интерпретационному и в мень­шей - к историческому. То же, что создано Пегановым, - это история, подлинная и романтическая одновременно: в эту историю веришь, ее любишь, по ней ностальги­руешь, поскольку рассказана она языком искренней, неподдельной любви художни­ка. Выбор же исторического периода легко объясним: Николай Пеганов, как и многие его соотечественники, был убежден, что до войны вера советских людей в счастливое завтра была неоспорима, иначе не победили бы они в страшной войне. Для него это время стало главным духовным источником, именно поэтому в нем, как и в его «Июне-острове», так много счастья и света.

От произведения к произведению, ответственно и трогательно «архивирует» он выдающиеся достижения молодого советского государства: первые советские самолеты и пароходы, величественные мосты над бурными реками, строящие­ся города (хотя они и звучат в основном лишь деликатным фоном события). И рядом - счастливые свидетели (а возможно. и участники) этих побед: люди, путеше­ствующие на довоенных пароходах и само­летах, отличники в красных пионерских галстуках, десятиклассники-выпускники, встречающие свой первый «взрослый» рассвет... И еще - многочисленные чайни­ки, поившие чаем или кипятком не одно поколение советских людей. В своих на­тюрмортах Пеганов «спел» подлинный гимн довоенному чайнику: несуразный по размерам металлический чайник не в меньшей степени, чем красавцы-пароходы и фанерные аэропланы-«этажерки», стал одним из основных носителей его худо­жественной идеи, любимым артефактом любимой эпохи.

Сама же ретроспектива мотивов и образов довоенного народного счастья отличается исключительной последова­тельностью. Так, в 1988 году появляется «Утренний натюрморт», в 1990-м - «До­военный пароход», «К дальнему берегу» и «Полет», в 1992-м - «XX век. Утро» и «Танго над рекой», в 1993-м - «Круж­ка пива» и «Пароход», в 1998-м - «От­личник», в 1999-м - «Чай в деревне». Но образной квинтэссенцией этой темы ста­ли полиптих «В провинциальном городе (Все были еще живы)» (1990) и картина «Довоенное лето» (1991), а ее началом - крупноформатное полотно «Город юно­сти» (1979), в котором белизна фартуч­ков выпускниц школы символизирует свет новой счастливой жизни. В «Городе юности» впервые появился и мотив без­граничного неба, который впоследствии будет развит во всех пейзажах Пеганова и станет одной из основных эмоциональных составляющих его «самолетных» компо­зиций: в последних выражены репрезен­тативная для 30-х годов идея покорения человеком неба и вера в близкое покоре­ние космоса. Причем «пегановское» небо совершенно особенное и поэтому не может восприниматься всеми однозначно. Так, Михаил Назаров12 считает, что «его небо не пугает ни темнотой, ни ограниченно­стью пространства рамой. Оно веселое, детское. В нем можно кувыркаться, играть. Оно свободно для радости, оно нарядное, новогоднее». Это замечание, безусловно, интересно, поскольку, с одной стороны, оно как бы разрушает принцип условного пространства, а с другой - утверждает, что эффект пространственной безгранич­ности (но все-таки не вглубь, а вширь) до­стигается только цветом, точнее сложной нюансировкой многочисленных оттенков. На наш же взгляд, именно эта сложнейшая нюансировка и делает рисунок самолета еще более прозрачным или почти при­зрачным: маленький самолетик, похожий на игрушку, как бы ускользает от нас, рас­творяется в небе, и это ощущение чрезвы­чайно тревожно, если не драматично.

Вечер. 1987. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Николай Пеганов. Вечер. 1987. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Но на этом функции «пегановского» неба не исчерпываются: небо для него - еще и «ангел-хранитель» простого человеческого счастья. Взять хотя бы, к примеру, одно из самых проникновенных его произведений - жанровую компози­цию «Довоенное лето»: родственники или просто знакомые люди как бы замерли на секунду, они смотрят на нас так, как смотрят в объектив фотоаппарата, а над ними - большое чистое небо, хранящее их душевный покой, их мужскую друж­бу. Фрагмент беседки на крутом берегу, плывущий по реке пароход, домики, утопающие в кронах деревьев, сферичная пластика шихана - эти пейзажные мотивы звучат символами мира и стабильного сча­стья, и к тому же они - типично уфимские. Поэтому и небо над Уфой, как над любым другим провинциальным городом, кажет­ся и самым широким, и самым высоким. Тот же композиционный прием сюжет­ного центрирования с распростертым над ним небом использует Пеганов в картине «Кружка пива», главный герой которой - подгулявший в свой законный выход­ной или в праздник «мужичок-фраерок в модном прикиде». Но он не пропойца и не гуляка, а, наоборот, труженик, может быть даже стахановец, уж слишком тщательно выглажен его костюм и отчетлив рисунок заводских труб: очевидно, это трубы его родного завода, где он и ставит свои тру­довые рекорды.

Еще один патриот советской страны - пионер-отличник в картине «Отличник»: ответственный и нарядный, он всегда го­тов ответить урок только на пятерку. И в этом нет никакой авторской иронии. Яркий солнечный свет и слепящая глаз небесная синь - свидетельства близости лет­них школьных каникул, которые всегда - радость; пролетающий самолет, красивый сам по себе, - предположение об отдыхе на море, откуда, по довоенной традиции было принято отправлять фотографии с трогательными надписями. Именно на такой довоенной фотографии с надписью «Привет из Крыма» изображены герои по­липтиха «В провинциальном городе (Все были еще живы)». Они действительно живы и, в отличие от художника, еще не знают о приближающейся войне: пред­чувствие войны выражено Пегановым только стилистически - плоскостностью в трактовке фигур и их дополнительным абрисом, вследствие чего они кажутся почти бестелесными или как будто исче­зающими. Прием графичности становится еще более аргументированным, если сравнить его с пастозностью живописи «Отличника». Очевидно, довоенный пе­риод в «Отличнике» на несколько лет старше этого же периода в полиптихе «В провинциальном городе», и именно этим объясняется не только пастозность, но и праздничность колорита «Отличника»: и то и другое - синонимы радости и полно­ты жизни.

Утренний натюрморт. 1988. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Николай Пеганов. Утренний натюрморт. 1988.  (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Что же касается стилистики темати­ческой линии в целом, то ее ретроспектива показывает, что, представляя собой сим­биоз живописности и графичности, она все-таки имеет свои этапные прерогативы. В первом случае имеются в виду в основ­ном ранние произведения, «Город юности» в том числе, во втором - более поздние, и среди них «Утренний натюрморт», «В провинциальном городе (Все были еще живы)», «Полет», «XX век. Утро», «Круж­ка пива», «Чай в деревне». Возможно, при­ем графичности, или, точнее, рисуночности, продиктован той образной эфемерно­стью, которая в произведениях последних лет происходит из осознания художником мифичности довоенного счастья. Хотя это только предположение. Или прав Наза­ров, считающий, что «паровозы и парохо­ды Пеганова, стилистически доведенные до цветовой метафоры... удивительным образом освобождают нас от конечности и дают бесконечность». Бесконечность исторических оценок и производную от них долю сомнения?

Из воспоминаний друзей Николая Пеганова известно, что он писал и портре­ты. В их ряду - портреты жены Наташи (Натальи Васильевны), один из которых - ранний - Михаил Назаров определил как «слегка румяный, нежный, как рассвет, но в нем стройность струны». Наталья Васи­льевна стала и моделью героини триптиха «Книга судеб» - одного из важнейших произведений Пеганова в ретроспективе его главной темы в контексте «до войны - война».

Что же касается музейной коллекции, то единственным образцом портретного творчества Пеганова в ней можно считать картину «Вифлеемская звезда» (1996), главными героями которой стали самые близкие его друзья - уфимские худож­ники Михаил Назаров (слева) и Николай Калинушкин (справа). Изображенные в «роли» библейских волхвов (иначе поче­му в их руках «дары»?), они отличаются безупречным портретным сходством, к тому же это произведение ценно еще и тем, что представляет единственный в му­зейной коллекции автопортрет Пеганова (в центре). Что же касается живописно- пластического решения «Вифлеемской звезды», то оно имеет прямые аналогии с русской живописью начала XX века, но не с «Голубой розой», а с «Бубновым валетом» и, следовательно, с кубофуту- ризмом, что, скорее всего, объясняется данью уважения художника живописным убеждениям Михаила Назарова. Во всяком случае, «изломы» рисунка и откро­венная декоративность колористического решения с доминированием в нем яркого, почти локального красного цвета - ти­пично «бубнововалетские». В то же время важно отметить, что многие произведения Пеганова, в особенности последних лет, отличаются такой же колористической активностью и даже напряженностью, но в их основе лежит все-таки не цвет, а тон. Взять хотя бы, к примеру, пейзаж «Зима. Пугало» (1998) с его изысканным тональным решением. Но именно эта ко­лористическая вариативность, продемон­стрированная на примере «Вифлеемской звезды», производная от вариативности стилистической, позволяет еще раз убе­диться в искренности импровизационного чувства художника, заключающего в себе главное - его восторженно-ответственное отношение к человеку, истории, природе, к миру в целом, или, как говорит Наза­ров, «цвет у Пеганова возникает из самой материи - материи состояния». Уточним: у позднего Пеганова в особенности, и это утверждение - почти аксиома.

Чай в деревне. 1999. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Николай Пеганов. Чай в деревне. 1999. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Своеобразной иллюстрацией этого стала картина «Ушедшая страна» - последнее произведение художника, напи­санное в год его кончины и еще не вошед­шее в собрание Нестеровского музея. Что такое «Ушедшая страна» в эволюции мировоззрения художника? Не покаяние ли это? Покаяние в многолетнем заблуж­дении любимого Пегановым народа? Или «Ушедшая страна» и есть единственная отправная точка в его ретроспективе до­военного народного счастья? Зеркало мифичности? Тогда необходимо напом­нить, что выставка 1999 года также (или уже) носила название «Ушедшая страна». Значит ли это, что и мифичность у Пега­нова имеет свою ретроспективу? Череда вопросов, сквозь которые высвечивает­ся одно: «Ушедшей страной» художник, еще совсем недавно убежденный в пер­спективности народного счастья, сегодня убежденно утверждает, что это счастье изначально было обречено на гибель - еще тогда, в день кровавой казни последнего российского царя

Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 1.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

אתר נערות ליווי נערות ליווי בתל אביב עם מאות נערות חדשות כל חודש

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта