Диоген. Холст. Масло. 60х105. 1995

Мустаев Рамиль Хайруллович, живописец. Член СХРФ с 1995 года. Родися в 1952 году в Уфе. В 1980 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. С 1981 года живет и работает в Уфе. С 1985 года участник многочисленных выставок. Работы хранятся в частных коллекциях CША, Великобритании, Германии...

Творческое кредо:

...Меня интересуют необычные зрительные впечатления, неожиданные ассоциации, возникающие вдруг при встрече с многократно виденными предметами и объектами.

...Большая чисти моих работ написана интуитивно, и не однажды предчувствии, заложенные в работах, сбывались через некоторое время...

...Начинаю писать только тогда, когда внутренним взором вижу всю картину, и мне остается только перенести ее на холст...

...Работы пишу сериями...

... Библию и Евангелие воспринимаю как сборник человеческой мудрости, где в многочисленных сюжетах проповедуются духовные ценности, остающиеся неизменными на всем протяжении существования человечества, поэтому, работая над библейскими сюжетами, старался увидеть и них связь с современной жизнью...

Не у каждого человека обстоятельства, определяющие выбор ею жизненного пути, оказываются и буквальном смысле в двух ша­гах от места eго проживания. У уфимского живописца, члена Союза художником РБ Рамиля Мустаева это было именно так. Маль­чишкой бегая по дворе своего дома за фут­больным мячом, то и дело закатывавшимся под окна детской художественной школы, располагавшейся рядом, он заворожено на­блюдал за рисующими внутри детьми, пред­ставляя на их месте себя. В этой самой шко­ле он сейчас преподает и ею руководит. Живет в том же дворе. Творит недалеко - в подвале своей мастерской. Полжизни - на одном "пятачке". Здесь, среди знакомых с детства черниковских улиц и дворов, рождаются образы его сегодняшних картин.

...Единственно длительной разлукой и важными для формирования были годы учебы на художественно-графическом факуль­тете Ленинградского государственного педагогического института им. Л. И. Герцена. Нагоняя упущенное, Рамиль интенсивно за­нимался самообразованием. Участвовал в первых творческих выставках. Уже тогда бо­лее всего его интересовала социальная сто­рона жизни, отношения между людьми и их проблемы. Бродя по пушкинским местам, сохраняющим энергетику прикосновения великого поэта, он думал о творчестве. Через много лет, уже в Уфе, в цикле картин, по­священных А. С. Пушкину, которого живописец считает воплощением наиболее близких его понимаю качеств человека в искусстве, он с волнением отразит свои размышления о судьбе творца, о его высоком одиночестве и родстве со стихией («Пушкин и море»), о любви, низости и честности («В летнем саду»), о верности внутреннему долгу и призванию («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), о мире вдохновения («Пушкин в Одессе»). Рамиль испытывает огромную радость от свободного творчества, являющегося его главной и единственной опорой в жизни.

Клетка. Холст. Масло. 52х80. 1990.

Рамиль Мустаев. Клетка. Холст. Масло. 52х80. 1990.

На рубеже 80-90-х годов в жизни общества все заметно сдвигается, динамизируется и обостряется. С коллективом единомышленников современный художник в жесткой борьбе отстаивает самостоятельность и статус своей художественной школы. В предчувствии перемен он создает первые, по-новому написанные ассоциативные картины ("Предчувствие пре­одоления", "Клетка"), в которых непосред­ственные впечатления от жизни трансформируются в образы более широкого обобщения.

Перечисления, подробности уходят из работ художника 90-х годов. Художественный язык в них становится лаконичнее и ус­ловнее. В сложении ето стилистики на­ибольшую роль сыграли известное под именем "сурового стили" художественное на­правление конца 50-х начала 60-х годов и ассоциативно-философское творчество живописцев, вышедших из него, а также про­стое, но емкое искусство примитивизма.

Я памятник себе воздвиг.  Холст. Масло. 92 х 120. 2001.

Рамиль Мустаев. Я памятник себе воздвиг.  Холст. Масло. 92 х 120. 2001.

Основой большинства сюжетов картин написанных художником в последние десятилетия сериями, стали незамысловатые житейские сцены из постперестроечного быта стариков, торговцев и мужиков, по-разному проявляющие себя в это нелегкое и переломное время. Все изображаемое в них видится будто бы со «зрительного зала». Упрощенные, пластически жестко написанные фигуры действующих лиц выявляются на фоне действующих лиц выявляются на фоне скупо намеченного неба, земли или условного пространства, выводится светом, ассоциирующимся с искусственным освещением рампы.

Жизненная стойкость и достоинство, нравственная чистота ощущаются в одетом во все белое несогбенно идущем старике: по бесплодной земле, прямо и неотступно,  с кормилицей-коровой на закате дня ("Ста­рик с коровой. Вечер"). В каждом до элементарности простом и конкретном мотиве проступает весь уклад жизни человека и он сам... И следующем пологне представлен хо­зяином Земли, на фоне озера, мужик. В его руке — улов! За мужика радостно, пока не за­мечаешь одну деталь; замысловато зацепив­шийся за жабры рыбы стальной крючок, под кистью живописца преобразившийся в предмет бездушного убийства ("Мужик и рыба"). Другой мужик - у краешка обрыва, в неистовство пришедший от крика петуха, готов перевернуть весь мир за ним в брев­не торчит топор (!). Стихия "гонора" всегда была страшна ("Мужик и петух")...

Вечер. Холст. Масло. 92 х 120. 2001.

Рамиль Мустаев. Вечер. Холст. Масло. 92 х 120. 2001.

Предельно обобщая изобразительную речь, художник наполняет ассоциативно-ме­тафорическим символическим звучанием в полотнах буквально все; его композицион­ную, пластическую и колористическую со­ставляющие, а также и редкую включенную деталь. Парадоксален и язык примитива, он то способствует возвышению образа, то уси­лению чувства иронии или сострадания, или другого чувства.

Даже в натюрмортах и пейзажах, отра­жающих красоту природного окружения человека, порой реминисцирустся в опосредо­ванной форме все та же, главная в творчест­ве живописца, трактуемая в нравственно-философском ключе социальная проблема­тика. За внешней сдержанностью художественного письма глубоко скрываются тревожащие его напряженные ощущения. Один из тематических натюрмортов автора можно без натяжки принять за метафору дискармониически воспринимаемой им действительности («Натюрморт с ангелом»).

Думая о своем времени, современный художник обращается к легендарному прошлому человечества («Кайн и Авель», «Диоген» и другие). Священную историю, воспроизведенную в «Библейской серии» (насчитывающей уже 85 картин), он изображает как реальную, приближенную к нам. И достигает этого благодаря возможностям живого и непосредственного детского изобразительного языка, к которому художник обращается. Перекидывая «мостик» из древности, насыщенной событиями и противоречивыми поступками людей, в современность, автор говорит об общих для всех эпох нравственных ценностях. Его картины о силе и слабости человека, верности и отступничестве, сострадании и равнодушии, жестокой лицемерной влас­ти... Каждый человек сам для себя определяет высоту нравственной планки. Уже много лет художник не расстается с вырезанным из белой бумаги бутафорским ангелом; он изо­бражает его не только в своих натюрмортах, но и дублирует и учебном классе, кабинете мастерской, в выставочном пространстве зала. Символика ангела ясна. Мир духовного должен быть здесь, на Земле, внутри каждо­го из нас!

Старики. Холст. Масло. 76 х 90. 1999.

Рамиль Мустаев. Старики. Холст. Масло. 76 х 90. 1999.

Образы живописца открыты для много­образных ассоциаций. Мысли бегут, перехо­дят из одной картины в другую, объединяясь в одну главную - о духовном и нравствен­ном. Понятна причина серийности и откры­тости характера композиционного решения в творчестве художника. Режиссируя действие в полотнах с позиции зрительского восприятия: разворачивая пространство на зрителя, обычно строя композицию фрон­тально-параллельно плоскости холста, он подспудно обращается к зрителю. И в этом проявляются зрелость и высокая граждан­ская позиция живописца.

... Преданный творчеству, одинокий фи­лософствующий странник. Равно замкнутый, как и открытый, наивно-искренний и ироничный. Ищущий согласия и гармонии как в своей душе, так и в окружающем дра­матическом и одновременно прекрасном мире...




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак ул.Лазурная, д.3.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта