Мустаев Рамиль Хайруллович, живописец. Член СХРФ с 1995 года. Родися в 1952 году в Уфе. В 1980 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. С 1981 года живет и работает в Уфе. С 1985 года участник многочисленных выставок. Работы хранятся в частных коллекциях CША, Великобритании, Германии...
Творческое кредо:
...Меня интересуют необычные зрительные впечатления, неожиданные ассоциации, возникающие вдруг при встрече с многократно виденными предметами и объектами.
...Большая чисти моих работ написана интуитивно, и не однажды предчувствии, заложенные в работах, сбывались через некоторое время...
...Начинаю писать только тогда, когда внутренним взором вижу всю картину, и мне остается только перенести ее на холст...
...Работы пишу сериями...
... Библию и Евангелие воспринимаю как сборник человеческой мудрости, где в многочисленных сюжетах проповедуются духовные ценности, остающиеся неизменными на всем протяжении существования человечества, поэтому, работая над библейскими сюжетами, старался увидеть и них связь с современной жизнью...
Не у каждого человека обстоятельства, определяющие выбор ею жизненного пути, оказываются и буквальном смысле в двух шагах от места eго проживания. У уфимского живописца, члена Союза художником РБ Рамиля Мустаева это было именно так. Мальчишкой бегая по дворе своего дома за футбольным мячом, то и дело закатывавшимся под окна детской художественной школы, располагавшейся рядом, он заворожено наблюдал за рисующими внутри детьми, представляя на их месте себя. В этой самой школе он сейчас преподает и ею руководит. Живет в том же дворе. Творит недалеко - в подвале своей мастерской. Полжизни - на одном "пятачке". Здесь, среди знакомых с детства черниковских улиц и дворов, рождаются образы его сегодняшних картин.
...Единственно длительной разлукой и важными для формирования были годы учебы на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. Л. И. Герцена. Нагоняя упущенное, Рамиль интенсивно занимался самообразованием. Участвовал в первых творческих выставках. Уже тогда более всего его интересовала социальная сторона жизни, отношения между людьми и их проблемы. Бродя по пушкинским местам, сохраняющим энергетику прикосновения великого поэта, он думал о творчестве. Через много лет, уже в Уфе, в цикле картин, посвященных А. С. Пушкину, которого живописец считает воплощением наиболее близких его понимаю качеств человека в искусстве, он с волнением отразит свои размышления о судьбе творца, о его высоком одиночестве и родстве со стихией («Пушкин и море»), о любви, низости и честности («В летнем саду»), о верности внутреннему долгу и призванию («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), о мире вдохновения («Пушкин в Одессе»). Рамиль испытывает огромную радость от свободного творчества, являющегося его главной и единственной опорой в жизни.
Рамиль Мустаев. Клетка. Холст. Масло. 52х80. 1990.
На рубеже 80-90-х годов в жизни общества все заметно сдвигается, динамизируется и обостряется. С коллективом единомышленников современный художник в жесткой борьбе отстаивает самостоятельность и статус своей художественной школы. В предчувствии перемен он создает первые, по-новому написанные ассоциативные картины ("Предчувствие преодоления", "Клетка"), в которых непосредственные впечатления от жизни трансформируются в образы более широкого обобщения.
Перечисления, подробности уходят из работ художника 90-х годов. Художественный язык в них становится лаконичнее и условнее. В сложении ето стилистики наибольшую роль сыграли известное под именем "сурового стили" художественное направление конца 50-х начала 60-х годов и ассоциативно-философское творчество живописцев, вышедших из него, а также простое, но емкое искусство примитивизма.
Рамиль Мустаев. Я памятник себе воздвиг. Холст. Масло. 92 х 120. 2001.
Основой большинства сюжетов картин написанных художником в последние десятилетия сериями, стали незамысловатые житейские сцены из постперестроечного быта стариков, торговцев и мужиков, по-разному проявляющие себя в это нелегкое и переломное время. Все изображаемое в них видится будто бы со «зрительного зала». Упрощенные, пластически жестко написанные фигуры действующих лиц выявляются на фоне действующих лиц выявляются на фоне скупо намеченного неба, земли или условного пространства, выводится светом, ассоциирующимся с искусственным освещением рампы.
Жизненная стойкость и достоинство, нравственная чистота ощущаются в одетом во все белое несогбенно идущем старике: по бесплодной земле, прямо и неотступно, с кормилицей-коровой на закате дня ("Старик с коровой. Вечер"). В каждом до элементарности простом и конкретном мотиве проступает весь уклад жизни человека и он сам... И следующем пологне представлен хозяином Земли, на фоне озера, мужик. В его руке — улов! За мужика радостно, пока не замечаешь одну деталь; замысловато зацепившийся за жабры рыбы стальной крючок, под кистью живописца преобразившийся в предмет бездушного убийства ("Мужик и рыба"). Другой мужик - у краешка обрыва, в неистовство пришедший от крика петуха, готов перевернуть весь мир за ним в бревне торчит топор (!). Стихия "гонора" всегда была страшна ("Мужик и петух")...
Рамиль Мустаев. Вечер. Холст. Масло. 92 х 120. 2001.
Предельно обобщая изобразительную речь, художник наполняет ассоциативно-метафорическим символическим звучанием в полотнах буквально все; его композиционную, пластическую и колористическую составляющие, а также и редкую включенную деталь. Парадоксален и язык примитива, он то способствует возвышению образа, то усилению чувства иронии или сострадания, или другого чувства.
Даже в натюрмортах и пейзажах, отражающих красоту природного окружения человека, порой реминисцирустся в опосредованной форме все та же, главная в творчестве живописца, трактуемая в нравственно-философском ключе социальная проблематика. За внешней сдержанностью художественного письма глубоко скрываются тревожащие его напряженные ощущения. Один из тематических натюрмортов автора можно без натяжки принять за метафору дискармониически воспринимаемой им действительности («Натюрморт с ангелом»).
Думая о своем времени, современный художник обращается к легендарному прошлому человечества («Кайн и Авель», «Диоген» и другие). Священную историю, воспроизведенную в «Библейской серии» (насчитывающей уже 85 картин), он изображает как реальную, приближенную к нам. И достигает этого благодаря возможностям живого и непосредственного детского изобразительного языка, к которому художник обращается. Перекидывая «мостик» из древности, насыщенной событиями и противоречивыми поступками людей, в современность, автор говорит об общих для всех эпох нравственных ценностях. Его картины о силе и слабости человека, верности и отступничестве, сострадании и равнодушии, жестокой лицемерной власти... Каждый человек сам для себя определяет высоту нравственной планки. Уже много лет художник не расстается с вырезанным из белой бумаги бутафорским ангелом; он изображает его не только в своих натюрмортах, но и дублирует и учебном классе, кабинете мастерской, в выставочном пространстве зала. Символика ангела ясна. Мир духовного должен быть здесь, на Земле, внутри каждого из нас!
Рамиль Мустаев. Старики. Холст. Масло. 76 х 90. 1999.
Образы живописца открыты для многообразных ассоциаций. Мысли бегут, переходят из одной картины в другую, объединяясь в одну главную - о духовном и нравственном. Понятна причина серийности и открытости характера композиционного решения в творчестве художника. Режиссируя действие в полотнах с позиции зрительского восприятия: разворачивая пространство на зрителя, обычно строя композицию фронтально-параллельно плоскости холста, он подспудно обращается к зрителю. И в этом проявляются зрелость и высокая гражданская позиция живописца.
... Преданный творчеству, одинокий философствующий странник. Равно замкнутый, как и открытый, наивно-искренний и ироничный. Ищущий согласия и гармонии как в своей душе, так и в окружающем драматическом и одновременно прекрасном мире...
← Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 1. | Современные художники Башкирии - Расих Ахметвалиев. Живописец счастья. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...