В городской картинной галерее открылась новая экспозиция. Стерлитамакскому зрителю предлагается познакомиться с творчеством народного художника РСФСР, заслуженного художника БАССР, лауреата Государственной премии им. С. Юлаева Рашида Мухаметбареевича Нурмухаметова. Все произведения хранились в фондах Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова.
Творчество Рашида Нурмухаметова воспринимается в контексте развития башкирского изобразительного искусства второй половины XX века в переломный момент становления башкирской школы живописи.
Рашид Нурмухаметов свою задачу художника видел в продолжении высоких классических традиций через приобщение к культурному наследию русского реализма. Его творчество подтверждает, что в самом факте преемственности магистральных линий развития русской изобразительной школы и состоит основополагающая формула искусства середины века, позволившая многим художникам, синтезировав стилистический подход, все же оставаться в кругу реализма. Таким образом, для Рашида Нурмухаметова определилось и стало очевидным программное видение своего творческого пути, где главным становилось утверждение в своем творчестве философских тем и образов, касающихся вопросов понимания национального самосознания народа, который осознает свою судьбу и собственное предназначение.
Такая постановка проблемы определила тематику и основные выразительные средства, способные отразить философское видение характера и судьбы народа в контексте современности. Именно поэтому появляются произведения «А.П.Чехов в Башкирии» (1956 г.), «Легенда о батыре» (1967 г.), серия работ, посвященная национальному герою С.Юлаеву, «Жертвы шариата» (1953-1969 гг.), «В нефтяном крае» (1969 г.) и другие. В раскрытии этих образов Рашид Нурмухаметов использует традиции мировой реалистической живописи, наследие русских передвижников, а также наследие русских художников рубежа веков.
Первое значительное полотно Рашида Нурмухаметова «А.П.Чехов в Башкирии» открывает тему раздумий о своем народе. Автор многопланово и драматично развивает тонкую, философскую тему о нации и народе, о культуре и цивилизации, о природе и государстве и других двойственностях нашего сложного мира. Автор как бы заставляет зрителя прислушаться к размышлениям Чехова о духовной чистоте башкирского народа, вообще об идее народа и народности, о истинной свободе и любви к труду и своему краю. Так в творчестве Нурмухаметова происходили идеализация народности, переосмысление основных постулатов и общественных стереотипов современности. Эта же тенденция продолжается и в самой главной картине Рашида Нурмухаметова «Жертвы шариата».
Актуальный в шестидесятые годы поиск духовного начала обращал взор художника-шестидесятника не только к жизни народа, но и к проблемам веры как основополагающему критерию духовности. У художников, занимавшихся поисками индивидуальной пластики, эта тенденция отразилась в интересе к пластике древнерусского искусства. У Рашида Нурмухаметова, не отошедшего от классических законов построения композиций, эта тенденция нашла отражение в теме религиозности народа и смысла религии. Раскрывая философские категории понятий свободы и любви, раба и личности, автор акцентирует внимание на выделении индивидуального из общего, а также решает проблему обретения духовности. Именно так можно расшифровать один из смысловых слоев картины «Жертвы шариата».
Кроме того, используя центричный принцип композиции, где внутрикартинные смысловые связи имеют круговое движение, художник выразил популярную в 60-е годы идею исторической и социальной повторяемости человеческой жизни. Сегодня это дает нам повод говорить о возникновении нового понимания художественной идеи, которую вложил Нурмухаметов в интерпретацию известного и актуального в то время литературного произведения М. Гафури «Черноликие».
Таким образом, Рашид Нурмухаметов через образы Чехова и черноликих обозначил в башкирском искусстве серьезную философскую линию драматичности исторического времени и духовного неблагополучия страны. И хотя философские картины первоначально воспринимались как исторические, однако затем они получили вневременное звучание и символичность.
В ракурсе подобного восприятия творчества художника наиболее программным видится произведение «Ямал – край земли», где автор лаконично передает счастливый момент полного растворения человека земли во Вселенной. Образ выступает как символ нового постижения таинственной притягательности жизни. Рашид Нурмухаметов открыл в своем творчестве проблему сакрального начала, трансформировав сюжет любования природой в некое молитвенное состояние и единение с ней.
Рашид Нурмухаметов. За самоваром. 1962. Холст. Масло.
Таким образом, можно четко проследить основную тенденцию развития творчества Рашида Нурмухаметова, а также выявить несколько принципиальных моментов. Имея твердые позиции своей художественно-этической программы, живописец остался верен пластическим традициям советской академической школы, основным изобразительным идеям русского реализма. Вследствие этого в его тематических произведениях ощущается реалистическое, правдивое отражение общественных процессов постгероического времени и решение целого комплекса философских мировоззренческих проблем. Художник пользовался приемами «сурового стиля» («В нефтяном крае» (1969 г.), «После вахты. Друзья» (1974 г.). Использовал изобразительные принципы кинематографа («Хозяйка военных дорог» (1975 г.) для отражения таких актуальных в советском официальном искусстве тем, как, например, тема труда или тема войны.
Однако автор нашел еще и способ отражения в своих работах идеологически невостребованных художественных задач, имевших тенденцию развиваться в общем русле изобразительного искусства 1960-70-х годов. Исходным материалом для выражения его мировоззрения и личных ощущений стала этическая тема пробуждения личности и национального самосознания народа. Она воспринималась сквозь призму философских категорий, наиболее значимых в отечественном искусстве того времени. Отталкиваясь в своих композициях от некоего коллективного образа башкирского народа, стремясь воссоздать его особый национальный дух, произведения Нурмухаметова имеют статус сугубо регионального феномена.
С другой стороны, глубокое, почти религиозное прочувствование и всматривание в существующую реальность и проникновенное отражение их в картинах поставили тематические работы Рашид Нурмухаметова в ряд произведений, отражающих истинность времени. Этим он достигает высот реалистического искусства, приобщается к великим традициям мировой реалистической живописи, сумевшей дойти до четырехуровневого прочтения драматического художественного произведения. Благодаря такому принципу построения картинного пространства живописец через раскрытие глубоких философских вопросов любви и свободы, народа и нации поднимает тему национального самосознания до уровня общечеловеческого.
← Художники Башкортостана - Восхождение. Памяти Евгения Клеймёнова. | Художники Башкирии - В. В. Асеев и Е. М. Хоменко. Когда шпон становится произведением искусства. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...