Последняя осень Летнего театра. 1996. Бумага. Акварель.

Видеть окружающее по-особому, всем своим существом эмоционально пережи­вая каждое проявление в нем красоты, дано не каждому. Художник Ильдус Валитов вос­принимал мир именно так. Круг образов в его творчестве гармоничен и тонок - в нем  отразилась поэтическая натура художни­ка, мгновенно схватывавшего глубинную суть явлений и переживавшего их на тонком и возвышенном уровне. Импульсив­ный, остро воспринимающий мир, Иль­дус чувствовал его более чутко, с людьми общался искреннее, а разочаровывался гораздо болезненнее, чем многие из нас - его друзей. И до последних дней своей короткой по человеческим меркам жизни, уместившейся всего в пять десятилетий, воспевал лучшее из того, что существует, - красоту. Изменчивую и вместе с тем неиз­менно вечную красоту мира.

Архитектор по образованию, Ильдус как-то стремительно ворвался в акварель­ное искусство и зажил в нем так бурно, увлеченно и вместе с тем так естественно, словно долго искал свое предназначение и вдруг понял, что рожден был именно для этого. На моей памяти одна из самых пер­вых его выставок - та, что проходила в Малом зале Союза художников (зал нахо­дился тогда на улице Коммунистической, в старом здании начала XX века). Экспо­зиция выставки открыла тогда зрителю главную тему творчества Ильдуса Вали­това - тему старого города. Потрясенные открытием, мы ходили по выставке с тогдашним председателем правления Союза художников РБ - замечательным скульп­тором (и просто хорошим человеком!) Николаем Калинушкиным - и удивля­лись: «Как? Почему автор ТАКИХ и СТОЛЬКИХ работ - вне внимания Со­юза художников? Не член Союза - поче­му?» Ильдус смущался и отвечал, улыба­ясь: «Я член Союза. Только Союза архитекторов...»

На архитектурном факультете Ин­ститута живописи, скульптуры и архи­тектуры им. И. Е. Репина, где учился Ильдус Валитов, акварель студенты все­гда считали материалом вспомогатель­ным - ею в числе других техник (тушь, гуашь) учили делать «отмывки» (видовой проект будущей архитектурной построй­ки). Однако многих из тех, кто не боялся трудностей работы с нею, эта чарующая своей изысканностью и непредсказуемос­тью техника время от времени заманива­ла в свои сети: небольшие пейзажные этю­ды пробовал писать акварелью, наверное, почти каждый однокурсник Ильдуса. Но только Валитова акварель захватила больше других, а через двенадцать лет после окончания института и вовсе увела из архитектуры.

Сторожка. 1993. Бумага. Акварель.

Ильдус Валитов. Сторожка. 1993. Бумага. Акварель.

Он любил технику акварели. Любил - вот уж точно! - всей душой и всем серд­цем, самозабвенно. И не только в конеч­ном результате, но и в укрощении этой строптивой краски, почти произвольно и неукротимо растекающейся по сырому листу, и в экспериментах с нею находил наслаждение. «Мне интересен даже не столько результат, сколько сам процесс», - говорил он. Ильдус всегда и все, за что взялся, делал всерьез и качественно. Так, чтобы нравилось самому. Порой просто изводил себя работой, несколько раз при­нимаясь за один и тот же мотив, пока в пятом-десятом-двадцатом листе не полу­чалось то, что хотел выразить. Цветом, композицией, мягкой пластикой, подвиж­ным контуром, строящим форму, он со­здавал ОБРАЗ природы, ХАРАКТЕР го­рода. Исполнительское мастерство в его работах поражает не меньше, чем удиви­тельные и тонкие по ощущениям образы его работ.

Он перепробовал все мыслимые и не­мыслимые в этой технике приемы. Все зависело от задуманной идеи, в достижении которой он мог при необходимости соединить в одном листе и лессировки, и отмывку в акварели по мокрому листу, и уточнения тонкими линиями по высохше­му, и набрызгивание. При этом даже дол­гая, напряженная и выматывающая силы работа над тем или иным произведением не могла уничтожить искренность и силу его мироощущения - так сильно было стремление выразить в акварельном лис­те свои впечатления. Ему хотелось дина­мики, эмоционального выплеска, вопло­щения в творчестве собственного миро­ощущения. Он признавался: «Внутри что-то происходило, требовало выхода». В его работах акварель превращается в поэзию. Она увлекает утонченностью чувств, изысканностью форм и образов, застав­ляет вспоминать строки стихов, волно­ваться, восторженно замирать, как это часто происходит при встрече с исключи­тельной красотой. Он наслаждался этой работой: «Акварель - это то, куда я ухожу весь. За это я ей благодарен...»

Филармония. Вечер. 1998. Бумага. Акварель.

Ильдус Валитов. Филармония. Вечер. 1998. Бумага. Акварель.

Но и архитектура не хотела отпускать от себя. Научившись еще в институте ви­деть и понимать ее красоту, он никогда уже равнодушно не мог пройти мимо нее: восхищался пропорциями и декором, ра­довался при встрече со старыми уютны­ми улицами и зданиями, переживал, ког­да они умирали, уступая место новострой­кам. В листах с видами Уфы художник старался увлечь зрителя красотой точных пропорций и эффектных архитектурных элементов. Обратившись к теме старого города в акварели, он посвятил Уфе десят­ки листов. В них навсегда сохранились те здания, которых уже нет, о которых с гру­стью вспоминает сегодня мое поколение. К работам этим относится и его акварель «Последняя осень Летнего театра»...

Архитектура, как и природа, была для Ильдуса Валитова живой: в какой-то сте­пени она влияла на жизнь людей и формировала их вкусы, она старела и меня­лась, переживала холодные зимы, радова­ла глаз, освещенная летним солнцем, поднималась над суетой в торжественном свете заката. Художник знал это и пытал­ся научить зрителя увидеть и «почувствовать» город, полюбить его так, как видел, чувствовал и любил его он сам.

В акварелях художника доходные дома, генеральские и купеческие особня­ки, банки, пожарные каланчи представля­ют провинциальную старинную Уфу, по улицам которой ходили когда-то Михаил Нестеров и Федор Шаляпин, Касым Девлеткильдеев и Мажит Гафури. В его рабо­тах каждый архитектурный памятник живет в специально сочиненном для него художником цветовом и световом про­странстве. Как архитектор Ильдус Валитов умел точно передать особенности той или иной архитектурной постройки, а как художник-романтик наделял городской пейзаж пронзительно-лирическим на­строением с фантастически-бурными пе­реживаниями ветра и мечущейся по город­ским улицам листвы.

Огромный творческий потенциал, удивительное трудолюбие, умение не про­сто смотреть, а видеть мир в красках, образах и эмоционально переживать его красоту - все эти качества аккумулирова­лись в его творчестве, выплескиваясь в листах чистой, звучной акварелью. Ои отмечал не только особенности старой архитектуры, но и необыкновенную кра­соту природы, близко подходя к реально­сти в трактовке натуры тогда, когда в ней ощущалось нечто фантастическое. Так появился лист «Последний луч», в кото­ром золото осени взрывается закатной вспышкой солнца. Контрасты фиолето­во-синего неба с медью деревьев и золотой трав создают экспрессию цвета и... иллюзию движения деревьев, увлекаемых вет­ром.

Бывшее здание Думы. Улица Коммунистическая. 1999. Бумага. Акварель.

Ильдус Валитов. Бывшее здание Думы. Улица Коммунистическая. 1999. Бумага. Акварель.

Он умел подхватить динамику движе­ния и отразить ее в акварели («Полет кузнечика»), запечатлеть мечтательное спокойствие и тишину («Сумерки»), пере­дать чистоту и призрачность состояния природы в ранний час («Прозрачное утро»).

В своем творчестве Ильдус Валитов тесно связан с классической акварелью - это отражается и в технических приемах, и в понимании специфических черт тон­кой и изысканной техники акварели. Это особенно ярко проявляется в таких лис­тах, как «Лодки», «Снегопад». Вместе с тем он всегда пытался преодолеть рамки традиционной акварели - новаторство и тяга к эксперименту свойственны многим его произведениям: он вел непрерывный поиск новых пластических решений, по­строенных на активности цветовых зали­вок, пытался по-своему трактовать нату­ру, примиряя реальность с выдумкой. Все это продиктовано стремлением преобразо­вать пейзаж или архитектурный мотив, оторвавшись от натуры, в нечто большее, чем конкретный объект, желанием не про­сто запечатлеть архитектуру или природу, а создать обобщенный образ красоты мира («Храм на закате», «Зеленые обла­ка» и др.)

Его стремление оторваться от акаде­мичности в акварели особенно ярко про­явилось в работах, созданных после 1993 года. Поиски новых средств выразитель­ности и индивидуального художественно­го языка привели к декоративности цвето­вых характеристик, к большей метафо­ричности.

1994 год стал программным в его твор­честве. Именно тогда появляется целый ряд работ, далеко отстоящих от реалисти­ческого пейзажа. Так, как, например, в ак­варели «Осенние листья», которую сам Ильдус называл иногда «Жостовские мо­тивы», сравнивая колорит работы с рас­писными подносами известного старого народного промысла. В «Башкирском пей­заже», появившемся в том же 1994 году, декоративно-яркое колористическое реше­ние влечет за собой мажорное настроение в синтезе с панорамным ракурсом прида­ет эпическое звучание работе, несмотря на небольшой ее размер.

Иногда пейзажные мотивы в трактов­ке художника обретают ирреальные очер­тания и цвет, и зритель, увлеченный фан­тастическим звучанием цветовых диссо­нансов, воспринимает эти мотивы мета­форой мира, как в листах «Оранжевое об­лако», «Желтая луна», «Утро», «Вечер» и в триптихе «Туман».

Его работам присуща звуковая окрас­ка: шепот листвы или звон цветоперели- вов. И эта «тембровая» палитра акварелей Валитова вызывает ассоциации с музы­кальным импрессионизмом. Например, его «Полнолуние» созвучно «Лунному свету» Дебюсси - в нем столько же колористически-звуковой раскованности и тонкого изыска изменчивого художествен­ного образа: он только что был понятен и близок, а вот уже фантастически транс­формировался в нечто неуловимое.

Отталкиваясь от конкретной натуры, пытаясь преодолеть тесные рамки тради­ционного реализма, он преображал в акварели мир. И тогда природа или архитек­тура становились первопричиной созда­ния фантазийных образов («Красный дом», 1994; «Свечи», 1994; «Охота», 1995; «Свечение», 1998).

Он мог бы еще придумать немало ин­тересных тем, создать десятки и сотни других акварелей, пронзительных и хрупких в своем эмоциональном содержании. 11 наверняка бы создал... если бы не чужая неосторожность, закончившаяся автомо­бильной аварией и так внезапно прекра­тившая летом двухтысячного года жизнь и творчество художника. Ильдус оставил после себя несколь­ко десятков произведений. И в каждом из них отчетливо проявляется не только ми­ровосприятие, но и характер, душевное состояние и настроение автора. И, может быть, поэтому до сих пор с таким трудом произносятся глаголы в прошедшем вре­мени, когда речь идет о художнике и друге.

Творчество художника Ильдуса Валитова на нашем форуме.




Комментарии  

 
+1 Rumba #2 09.09.2011 20:59
Спасибо за знакомство с художником и открытие Уфы еще раз!
Цитировать
 
 
0 ИгорьИ #3 09.09.2011 21:00
Спасибо за знакомство с великолепным художником...
Цитировать
 
 
0 Людмила #4 09.09.2011 21:01
Чудесные акварели Большое спасибо за знакомство с прекрасным художником.
Цитировать
 
 
0 Ino #5 09.09.2011 21:02
Как жапь,что художник уже ушёл... Очень печально что замечательные люди уходят рано.
Цитировать
 
 
+1 Светлана Шувалова. #6 09.09.2011 21:04
Замечательные акварели , наполненные настроением .Больше всего мне почему-то пинравилась ,,Сторожка,,. Трагическая судьба ...
Цитировать
 
 
+2 Suzanna #7 10.09.2011 09:59
У МЕНЯ В ДУШЕ ВЕСНА И ЗВЕНЯТ КАПЕЛИ, - ЭТО ПОСМОТРЕЛА Я ИЛЬДУСА АКВАРЕЛИ! ...ХОРОШИЕ РАБОТЫ, НО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ ''СТОРОЖКА''.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта