Однажды довелось услышать (от весьма уважаемого уфимского искусствоведа), что «пейзажи - это удел несостоявшихся художников, вынужденных утешаться простым изображением природы, потому что им неподвластен серьезный тематический жанр».
Это высказывание представляется совершенно необоснованным, более того, оно опровергается всей историей мирового искусства, в котором пейзаж с эпохи Возрождения сначала становится незаменимым «психологическим фоном» портрета, мифологической и религиозной картины, а с 17 века - самостоятельным и чрезвычайно популярным жанром, способным выразить всю палитру человеческих чувств и настроений. Пейзажу отдали дань Рубенс, Рембрандт, Гейнсборо, Коро, Моне, Сезанн, Ван Гог и многие другие замечательные художники.
К примеру, выдающийся немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих как никто другой сумел выразить в своих романтических произведениях восхищение и ностальгию по овеянному легендами Средневековью. Без пейзажей Исаака Левитана невозможно представить себе русское искусство, ибо в них воплотилась душа русского народа с её лиризмом, трагедией, болью и величием. В живописных гимнах, которые слагал природе Николай Рерих, прозвучала песнь непостижимой красоте и тайне космоса. Именно в пейзаже Шишкину, Саврасову. Куинджи, Нестерову удалось отразить сложнейшие духовные переживания переломного времени, философски осмыслить и передать свое отношение к происходящим событиям.
Сейчас, к сожалению, среди основных тенденций современного искусства обращает на себя внимание стремление запечатлевать хаос и дисгармонию. Так называемые «тематические» полотна в большинстве случаев не обладают подлинной общечеловеческой значимостью, потому что художники всё больше уходят в узкий мир личных болезненных и зачастую малоинтересных фантазий. Из тематической картины «уходит» подлинное содержание из-за отсутствия настоящей темы, способной затронуть зрителя.
На общем фоне такого состояния искусства пейзаж по-прежнему сохраняет свои позиции. Природа, увиденная глазами влюбленного в неё художника, способна окрылять, дарить зрителю ни с чем не сравнимую радость сопереживания красоты. вызвать живой и искренний отклик в миллионах сердец.
Ильдар Гильманов. Новая Уфа. 2006.
Ярким примером тому служат пейзажи молодого талантливого художника, члена Союза художников России Ильдара Гильманова, активно работающего в самых разных живописных жанрах: портрете, тематической картине, натюрморте, пейзаже. Последний представляется одной из самых сильных сторон его творческого дарования. Привлекает незамутненность и сила чувств в его видении природы, умение показать в самом скромном пейзажном мотиве дыхание и мощь нашей Земли, непреложность её красоты и гармонии.
Примечательна серия работ, написанная вблизи небольшой башкирской деревни Миньяр, восхитившей Ильдара Гильманова суровой поэзией своих природных ландшафтов. В посвященных Миньяру пейзажах им воссоздан образ прекрасной, светлой природы, где люди живут в согласии и гармонии с окружающим их миром и с собой. Люди, дома в этих пейзажах не довлеют над природой, скорее они играют роль стаффажа. Главным объектом внимания художника является сама природа: она завораживает чистой гладью воды, в которой зеркально отражаются небо, горы, дома, люди. Неповторимость композиционным решениям придают Уральские горы - главные герои миньярских пейзажей Гильманова. Величественные, они гордо возносятся в небо, утверждая собой незыблемость и вечность мироздания. Эти работы Ильдара воспринимаются как эпическое сказание Уралу. Вдохновленная природой Башкирии, серия поразительно близка по внутреннему звучанию сезанновским пейзажам, посвященным горе св. Виктории. Как и у Сезанна, в миньяровских пейзажах за внешним спокойствием и величавостью чувствуется таинственная, наполненная особым смыслом, напряженная жизнь природы.
Ильдар Гильманов. Каменная река. 2007.
Легкостью, свободой, сиянием отличается пейзаж «На Миньяре». Картина исполнена предельно просто: тихая гладь воды вдоль всей ширины картины, параллельно ей - дома, лишь справа слегка разбивает несложный ритм композиции фигура женщины, споласкивающей белье. Всю высоту картины занимает гора, и только слева от неё - небольшой кусок неба. Главное здесь достигается через живопись. В этом пейзаже во всю силу проявляется колористическое дарование Ильдар Гильманова. Художник добивается здесь необычной цветовой свежести через точно найденные насыщенные взаимоотношения зеленого, красного, синего, образующих общую гармонию контрастов.
На картине «Закат на Миньяре» точка отсчета начинается с нижнего края рамы, где художник изобразил кусок забора, огораживающего двор. Возникает чувство, что мы находимся внутри этой обители и любуемся тихой гладью воды, предзакатным небом, уютными домами, которые затейливой цепочкой, рассыпались по склону горы. Внутренний ритм, возникающий от композиционного расположения масс и гармонично созвучных друг другу цветовых пятен, создает ощущение какой-то звенящей радости и света, какое бывает в детстве.
Необычайно лаконичен, прост и ясен по своему решению пейзаж «Уральский поселок». В него словно не долетают бури, тревоги. Внизу - спокойная, безмятежная гладь воды, дома - как знак начала жизненного пути человека. Горы, все выше и выше стремящиеся в небо, словно цель, поставленная кем-то свыше перед каждым из нас. В этой работе особенно ясно выражена внутренняя глубина и значимость авторского замысла.
В картине «На Урале» горы предстают перед нами как некое энергетическое место, где земное - горы — соединяется с небом. И здесь двум человеческим фигурам отводится скорее роль стаффажа: благодаря этим фигурам усиливается ощущение птичьего полета, парения над бескрайними просторами. Этого ощущения полета художник достиг не сразу. Возможно, автор первоначально и не ставил перед собой такой задачи. В первом варианте картины, названной «Башкирский аул» (2004), много неповторимого очарования и своей прелести. Зритель словно с вершины холма созерцает башкирский аул, любуется голубыми вершинами Уральских гор. Явственно присутствие легкого ветерка, гоняющего облака вдали. Цветовая гамма решена здесь теплее, чем во втором варианте - «На Урале», который, став холоднее и суровее, помог, художнику придать одному и тому же пейзажу другое - неземное звучание. Цветовая гармония строится здесь на звучании темно-синего, голубого, серого, столь характерного для Уральских гор. Рассмотренные пейзажи - лишь небольшая часть удивительных природных мотивов, воссозданных И. Гильмановым в живописи. Его природные образы обладают, на наш взгляд, одним важным качеством: они способны пробудить в душе светлые чувства, подарить истинную радость, вознести над мирской суетой.
Ильдар Гильманов. Солнечный день в Шигаево. 2004.
Ещё одна сторона творчества художника привлекает внимание - это натюрморты. Цветы для Ильдара олицетворяют «присутствие неба на земле», и у него к ним особое отношение. К такому пониманию он пришел не сразу. Сначала это были вполне привычные натюрморты, представляющие реальные полевые цветы. Но уже в них был восторг перед хрупкостью н бесстрашной устремленностью в небо полевых жителей («Полевые цветы»). Ощущение радости, света возникает и при созерцании «Ирисов» (1999). Благодаря тому, что ваза с цветами придвинута близко к зрителю, создается впечатление некоего доверительного разговора между ирисами и нами. Грань между фоном и столом почти стерта - ничто не отвлекает внимания от цветов. Смело написанные мастихином, ирисы словно издают легкий, едва уловимый аромат, сохраняя всю силу и свежесть первого впечатления живописца.
Несомненной творческой удачи в изображении цветов Ильдар добивается в триптихе «Цветы долины Гелиоса» (1999). Здесь уже гимн не земным, а небесным, вернее солнечным, цветам. В левой части триптиха - царство синих цветов, в правой части - ликование красных. В центральном полотне художник объединил красные и синие цветы вместе. Этот триптих воспринимается как зримое воплощение светлого мира, где живут единство, гармония, взаимопонимание. Это мир вечного Солнца и цветения, который Ильдар дарит своему зрителю.
← Современные художники Башкирии - Евгений Севастьянов. Не надо беседовать с художником. | Художники Башкирии - Алексей Кудрявцев . Эта тихая грусть. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...