Е. Севастьянов. Трансформация. 2005.

Признаться, давно хотела познакомить­ся с художником Евгением Севастьяновым, он интриговал меня. Вернее, его картины. Начиная с самых ранних. Впервые я увидела и картины, и автора на одной из молодежных выставок. Те, ранние, произведения изображали сказочных зверей и леших. В них была неодолимая сила. В последующем каждые несколько лет художник Севастьянов менял манеру, подход, цветовую гамму, круг сюже­тов. Сам художник говорит, что изменения были связаны с тем, что ему хотелось сделать что-то новое, концептуальное: «Как только внутри становишься новым человеком, так неизбежно начинаешь искать что-то новое».

В творчестве, как и в жизни, каждый реализует себя по-своему. У кого-то пре­валирует логика, рациональность, кто-то живет в огне страсти и чувств. Есть картины, которые, словно мощный энергетический поток, словно сноп света или водопад, обру­шиваются на зрителя, исключают равноду­шие смотрящего. В подобном ключе твори­ли Камиль Писсаро, Ван Гог, Энди Уорхолл. К подобному типу художников относится и Евгений Севастьянов, на мой взгляд, самый необычный художник Уфы.

Итак, встреча назначена. В уговоренное время мы с фотографом стояли перед ничем не примечательной пятиэтажкой. Художник встретил нас с кефиром в руках, что сразу напомнило о забавных действах, которые Севастьянов любит устраивать на открытии собственных выставок. Но сейчас кефир предназначался для самого обычного употре­бления, а художник просто шел из магазина. Севастьянов был одет в темно - оранжевую куртку. Он пояснил, что не может носить одежду ярких тонов, вроде красного или светло-оранжевого, чаще чем раз в неделю, т. к. очень от нее устает. И по­тому, кроме как на открытия выставок, для которых есть специальные красные джин­сы, выбирает одежду неброскую, холодных тонов, и больше всего любит темно-синий. По лабиринтам хрущевки мы прошли в комнату художника, где тоже все было бо­лее чем спокойно и просто. Чуть ли не треть комнаты занимала стопка картин: от пола до потолка, в разноцветных рамах (соз­дающих ощущение радуги). На оставшемся пространстве разместились: фанерный топ­чан, стол с компьютером и полками, анти­кварный сундук, замещающий место стула, и затянутые пленкой работы, приготовлен­ные для выставки. На стопке картин рас­положился чудесный горный пейзаж, а на стене сиял из рамы свежий «Фольксваген-жук» цвета спелого апельсина. Несколько фотографий, включая автора в детстве, лишними тоже не выглядели. А завершал интерьер футуристический подоконник из переливающегося металла  - работы отца (как, впрочем, и фотографии). На подо­коннике стоял слон - оранжевый и жи­вописный. По комнате бродил спасенный художником кот Кузя почтенного роста и возраста (двадцать лет).

Меня давно волновал вопрос: «Как себя чувствует художник Евгений Сева­стьянов на том месте, которое занимает сейчас в сознании горожан?» Не секрет, что для большинства уфимцев наш герой - не столько создатель картин, сколько творец неких уличных представлений, чудачеств и нарушений общественного порядка вро­де той же дегустации кефира, рисования огромной черной фигуры на асфальте, изготовления мумии из живого человека (себя) с помощью туалетной бумаги и тому подобного. Словом, художник Евгений Севастьянов занимает в сознании жителей Уфы место то ли городского сумасшедшего, то ли городского шута. Было любопытно, как к такому мнению относится сам герой. Выяснилось, что художнику образ возму­тителя спокойствия необходим:

Е. Севастьянов. По телу. 2007.

Евгений Севастьянов. По телу. 2007.

- Роль городского сумасшедшего меня не тяготит. Ведь я человек застенчивый. А художник должен раскрываться. Через какое-нибудь странное действо я раскрываюсь. Пе­ревоплощение такое. Шаманизм. Забываешь, что ты художник. Да, смущает иногда реакция публики, вопросы всякие дурацкие. Если бы не эти вопросы, я бы, наверное, и по жизни разыгрывал много. В сущности, все акции с дружеских розыгрышей и начались. Разыгры­вать друзей очень люблю, они меня тоже.

Если бы у меня был автомобиль, мог бы наряжаться как хотел, - не пристанут на улице. В общественном транспорте в подобном виде добраться трудно. А ведь художнику надо постоянно что-нибудь такое устраивать, чтобы людей будить. Чтобы люди интересовались твоим твор­чеством. А то ходят какие-то потухшие - ничем, кроме безумств, не прошибешь. Но в последнее время что-то поднадоело преподносить себя, я становлюсь гордым. Надоело класть искусство к ногам. Нужен другой уровень подачи.

-   Это вы к тому, что однажды выста­вили икону Богоматери на «Ночи музеев» и дали краску, чтобы замазывали? Это не чересчур было?

-   Я ведь думал, что будут дорисовы­вать. Возвращаюсь - замазана вся, цели­ком. Растерялся даже. Хотел, чтобы люди выразили себя, - они и выразились.

Поинтересовалась, почему подписи к картинам Севастьянова бывают порой за­нятные - длинные, как стихи. Оказалось, что Евгений Севастьянов пишет - и всегда писал - стихи. Тогда отчего возникло же­лание стать художником?

-   Рисовать мне проще. Со стихами я мучаюсь. В детстве я вообще не рисовал. Мне было лет пятнадцать, очень хотелось обратить на себя внимание. Друзья что-то пели, сами сочиняли. Длинные волосы, гитары - хипповые, словом. Вот и стало завидно: люди что-то делают интересное, самовыражаются. Сел за стол и составил список того, чем бы мог заняться. Оказа­лось, что живопись подходит больше всего остального. Но в художественные школы меня не приняли. Тогда записался в студию при Дворце пионеров имени Комарова, пре­подаватель Татьяна Миансаровна Загитова. Студийцам по пять-шесть лет, я один такой здоровый. Забавно - хихикают. А я молча рисовал. Выполнял все задания. Наброски делал с утра до вечера. Со всего. Жутко нра­вилось. Сейчас все изменилось. И люди ста­ли меньше нравиться, - говорит художник.

Е. Севастьянов. Я - свет. 2003.

Евгений Севастьянов. Я - свет. 2003.

-      Как, кстати, вы наш город воспри­нимаете? Он же такой своеобразный по ментальности.

-   Уфу? Да я ее и не замечаю, и людей ее не замечаю. Это очень удобно. Только уфимцы иногда странные бывают. Когда недавно выступал на канале «Вся Уфа» в прямом эфире, зрители почему-то активно реаги­ровали на то, что я говорил. Обижались даже. Хотя я ведь ничего такого не сказал. Меня спросили, что я думаю про Уфу. Я и сказал, что Уфа - провинциальный город, мало чем отличающийся от деревни. А люди почему-то на меня вдруг набросились. Стали звонить и возмущаться. Одна особенно запомнилась. Я, говорит, женщина и деко­ратор, и я не считаю, что Уфа - деревня. А если художник Севастьянов так считает, то пусть остается здесь прозябать! Все равно он никогда никуда отсюда не выберется! И че­рез слово повторяла, что она ДЕКОРАТОР. Начало казаться, что три художника жило на земле: Шишкин, Репин и Декоратор. А один зритель даже после эфира звонил. Представляете - уже с другими беседуют, а он все звонит! У вас, говорит, несколько часов назад один художник выступал, Сева­стьянов фамилия. Мне мнение Севастьяно­ва глубоко безразлично. А потом почему-то далеко не безразлично добавил: «Но я хочу сказать, что Уфа и без него спокойно про­живет, а если он захочет из Уфы уехать - пусть только попробует! Ничего никогда у него не получится! Художник должен жить и умереть на родине!» Такие странные все же люди попадаются. Агрессивные. Потому и к людям стал хуже относиться. Но в по­следнее время могу снова спокойно творить. Потому что стараюсь избавиться от того, чтоб осуждать других.

В связи с этим трудно согласиться со словами Евгения, что семья у него самая обыкновенная. Да, семья эпатажного ху­дожника вполне типична: мама работала в справочном бюро, отец - в авиации, брат Евгения - милиционер. Поначалу родите­ли боролись с «художествами» сына: вот за­кончит дурью маяться - и пойдет работать. Но сейчас его картины им нравятся. Так что главная ценность семьи художника еще и в таком редком для сегодняшнего мира каче­стве, как терпимость и понимание.

О ценностях, быте этого обычного мира художник и рассказывает в новой серии кар­тин. Евгений говорит, что готовит выставку специально для мамы. Ее портрет должны окружать любимые, знакомые повседнев­ные вещи - борщ, утюг, мясорубка.

Е. Севастьянов. Наслаждение. 2002.

Евгений Севастьянов. Наслаждение. 2002.

Севастьянов любит старые вещи. Вот друг чуть ли не со свалки сундук принес, с ключами. Очень удобно сидеть. А еще ху­дожник собирает саквояжи, которые обожал с самого детства. Как бы ниоткуда в комнате вдруг «нарисовалась» парочка низеньких сак­вояжей, длинных и пузатых, как беременные таксы. Один, бежевый и потертый, - видимо, саквояж с трудной судьбой. Второй, аккурат­ненький, черненький, с никелированными застежками, - словно вчера родился. А еще Севастьянову хотелось бы в цилиндре погу­лять. Просто не может пока достать. Ходил бы себе по Уфе в костюме-троечке. На голо­ве - цилиндр. Чем не Бурлюк XXI века?

Старые машины Севастьянов тоже любит, утверждая, что в них есть стиль. У него новая серия такая - автомобиль­ная. Можно даже подумать, что слухи об экстравагантности Севастьянова сильно преувеличены. Потому задаю вопрос на тему: скажи мне, кто твой друг...

-   Ваш друг художник Тимофей До­рофеев сейчас, напротив, обращается к отвлеченному, абстрактному искусству.

-   Я к Дорофееву вообще хорошо отношусь. Советуюсь. Он всегда прав­ду говорит, никогда не соврет. И если он видит недостатки в моем творчестве, то прямо указывает на них, и я стараюсь ис­правиться. Знаете, чтобы стать хорошим художником, не обязательно постоянно писать целыми днями. Иногда достаточно просто общаться - и ты растешь. Вот вы, например, сможете сказать в глаза, в чем именно заключается недостаток той или иной моей конкретной работы?

-  У вас очень сильные работы. Некото­рые из них прямо-таки действуют оглуши­тельно. Как раз картины со стихотворны­ми названиями произвели на меня некогда ошеломляющее впечатление. Кроме, может, грустного монстрика с оперением, который смотрит зелеными глазами в душу. Говорят, будто одну из картин данной серии поку­патель вернул художнику. Дескать, и денег назад не надо - только заберите картину.

-   Что, такая легенда по Уфе про меня ходит? Не знал! - удивлен Севастьянов.

-  Так это правда? Нет конечно! Хотя неплохо бы кар­тины столь удачно продавать! Так вы ду­маете, что именно в этом мой недостаток?

-   Пожалуй, да. Но только в этой се­рии. И может, в одной-двух работах из серии про африканских женщин.

-    Работы про негритянок просто слишком сексуальные. Хотелось тогда людей шокировать. Но публика как-то с этим перестаралась. И я понял, что нужно идти другим путем. А слоники, к примеру, вам нравятся?

Еще бы мне не нравились севастьяновские слоны! Большие и маленькие, грустные и шаловливые...

-   Слоны - мой талисман. Знаете, отку­да они взялись? Как-то принес в уфимскую галерею на продажу картину с обнаженной. А мне говорят: у нас дети ходят, мы такое повесить не можем. Без эротики картина для меня не имеет смысла, значит, надо найти что-то эротическое и безобидное. Вот и нарисовал первого слона. Да и во­обще я слонов люблю. Мне их, плюшевых, даже дарят.

-  А что еще нужно, по-вашему, карти­не, чтобы иметь смысл? Что делает хоро­шей картину? Ну, кроме эротики? И твор­чество каких художников вам нравится?

-   Мне Терегулов нравится. И Гаитов. В картинах, мне кажется, самое важ­ное, чтобы человек оторваться не мог. Чтобы картина была с первого взгляда необходима. Чтобы всегда хотелось к ней возвращаться. Сработать картину на все времена, чтобы разговаривала. Бук­вально живую. К тому я и стремлюсь. Вы замечали, что с художниками обычно абсолютно не о чем разговаривать? Их нужно смотреть. Эгон Шиле, Мунк, Бэ­кон актуальны до сих пор. Протест про­тив всего и вся. Конечно, сейчас все стало чересчур концептуально! Выставляют лампочек гирлянду, чучело акулы, теле­визоры. Конечно, забавно. Привлекает публику. Только вот самим искусством, живописью уже мало кто занимается. Пусть будет концептуальное, привле­кающее внимание. А рядом - хорошая живопись. Чтобы она не исчезла...

Я попыталась сделать набросок с ху­дожника. О чем мы в это время беседова­ли, я уже решительно не помню, да это и не важно. Потому что прав, тысячу раз прав художник Евгений Севастьянов - не надо беседовать с художником. Надо смотреть его работы.




Комментарии  

 
0 Максим Новиков #1 26.09.2010 12:22
На форуме открыт раздел этого молодого художника - Евгений Севастьянов
Цитировать
 

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта