Признаться, давно хотела познакомиться с художником Евгением Севастьяновым, он интриговал меня. Вернее, его картины. Начиная с самых ранних. Впервые я увидела и картины, и автора на одной из молодежных выставок. Те, ранние, произведения изображали сказочных зверей и леших. В них была неодолимая сила. В последующем каждые несколько лет художник Севастьянов менял манеру, подход, цветовую гамму, круг сюжетов. Сам художник говорит, что изменения были связаны с тем, что ему хотелось сделать что-то новое, концептуальное: «Как только внутри становишься новым человеком, так неизбежно начинаешь искать что-то новое».
В творчестве, как и в жизни, каждый реализует себя по-своему. У кого-то превалирует логика, рациональность, кто-то живет в огне страсти и чувств. Есть картины, которые, словно мощный энергетический поток, словно сноп света или водопад, обрушиваются на зрителя, исключают равнодушие смотрящего. В подобном ключе творили Камиль Писсаро, Ван Гог, Энди Уорхолл. К подобному типу художников относится и Евгений Севастьянов, на мой взгляд, самый необычный художник Уфы.
Итак, встреча назначена. В уговоренное время мы с фотографом стояли перед ничем не примечательной пятиэтажкой. Художник встретил нас с кефиром в руках, что сразу напомнило о забавных действах, которые Севастьянов любит устраивать на открытии собственных выставок. Но сейчас кефир предназначался для самого обычного употребления, а художник просто шел из магазина. Севастьянов был одет в темно - оранжевую куртку. Он пояснил, что не может носить одежду ярких тонов, вроде красного или светло-оранжевого, чаще чем раз в неделю, т. к. очень от нее устает. И потому, кроме как на открытия выставок, для которых есть специальные красные джинсы, выбирает одежду неброскую, холодных тонов, и больше всего любит темно-синий. По лабиринтам хрущевки мы прошли в комнату художника, где тоже все было более чем спокойно и просто. Чуть ли не треть комнаты занимала стопка картин: от пола до потолка, в разноцветных рамах (создающих ощущение радуги). На оставшемся пространстве разместились: фанерный топчан, стол с компьютером и полками, антикварный сундук, замещающий место стула, и затянутые пленкой работы, приготовленные для выставки. На стопке картин расположился чудесный горный пейзаж, а на стене сиял из рамы свежий «Фольксваген-жук» цвета спелого апельсина. Несколько фотографий, включая автора в детстве, лишними тоже не выглядели. А завершал интерьер футуристический подоконник из переливающегося металла - работы отца (как, впрочем, и фотографии). На подоконнике стоял слон - оранжевый и живописный. По комнате бродил спасенный художником кот Кузя почтенного роста и возраста (двадцать лет).
Меня давно волновал вопрос: «Как себя чувствует художник Евгений Севастьянов на том месте, которое занимает сейчас в сознании горожан?» Не секрет, что для большинства уфимцев наш герой - не столько создатель картин, сколько творец неких уличных представлений, чудачеств и нарушений общественного порядка вроде той же дегустации кефира, рисования огромной черной фигуры на асфальте, изготовления мумии из живого человека (себя) с помощью туалетной бумаги и тому подобного. Словом, художник Евгений Севастьянов занимает в сознании жителей Уфы место то ли городского сумасшедшего, то ли городского шута. Было любопытно, как к такому мнению относится сам герой. Выяснилось, что художнику образ возмутителя спокойствия необходим:
Евгений Севастьянов. По телу. 2007.
- Роль городского сумасшедшего меня не тяготит. Ведь я человек застенчивый. А художник должен раскрываться. Через какое-нибудь странное действо я раскрываюсь. Перевоплощение такое. Шаманизм. Забываешь, что ты художник. Да, смущает иногда реакция публики, вопросы всякие дурацкие. Если бы не эти вопросы, я бы, наверное, и по жизни разыгрывал много. В сущности, все акции с дружеских розыгрышей и начались. Разыгрывать друзей очень люблю, они меня тоже.
Если бы у меня был автомобиль, мог бы наряжаться как хотел, - не пристанут на улице. В общественном транспорте в подобном виде добраться трудно. А ведь художнику надо постоянно что-нибудь такое устраивать, чтобы людей будить. Чтобы люди интересовались твоим творчеством. А то ходят какие-то потухшие - ничем, кроме безумств, не прошибешь. Но в последнее время что-то поднадоело преподносить себя, я становлюсь гордым. Надоело класть искусство к ногам. Нужен другой уровень подачи.
- Это вы к тому, что однажды выставили икону Богоматери на «Ночи музеев» и дали краску, чтобы замазывали? Это не чересчур было?
- Я ведь думал, что будут дорисовывать. Возвращаюсь - замазана вся, целиком. Растерялся даже. Хотел, чтобы люди выразили себя, - они и выразились.
Поинтересовалась, почему подписи к картинам Севастьянова бывают порой занятные - длинные, как стихи. Оказалось, что Евгений Севастьянов пишет - и всегда писал - стихи. Тогда отчего возникло желание стать художником?
- Рисовать мне проще. Со стихами я мучаюсь. В детстве я вообще не рисовал. Мне было лет пятнадцать, очень хотелось обратить на себя внимание. Друзья что-то пели, сами сочиняли. Длинные волосы, гитары - хипповые, словом. Вот и стало завидно: люди что-то делают интересное, самовыражаются. Сел за стол и составил список того, чем бы мог заняться. Оказалось, что живопись подходит больше всего остального. Но в художественные школы меня не приняли. Тогда записался в студию при Дворце пионеров имени Комарова, преподаватель Татьяна Миансаровна Загитова. Студийцам по пять-шесть лет, я один такой здоровый. Забавно - хихикают. А я молча рисовал. Выполнял все задания. Наброски делал с утра до вечера. Со всего. Жутко нравилось. Сейчас все изменилось. И люди стали меньше нравиться, - говорит художник.
Евгений Севастьянов. Я - свет. 2003.
- Как, кстати, вы наш город воспринимаете? Он же такой своеобразный по ментальности.
- Уфу? Да я ее и не замечаю, и людей ее не замечаю. Это очень удобно. Только уфимцы иногда странные бывают. Когда недавно выступал на канале «Вся Уфа» в прямом эфире, зрители почему-то активно реагировали на то, что я говорил. Обижались даже. Хотя я ведь ничего такого не сказал. Меня спросили, что я думаю про Уфу. Я и сказал, что Уфа - провинциальный город, мало чем отличающийся от деревни. А люди почему-то на меня вдруг набросились. Стали звонить и возмущаться. Одна особенно запомнилась. Я, говорит, женщина и декоратор, и я не считаю, что Уфа - деревня. А если художник Севастьянов так считает, то пусть остается здесь прозябать! Все равно он никогда никуда отсюда не выберется! И через слово повторяла, что она ДЕКОРАТОР. Начало казаться, что три художника жило на земле: Шишкин, Репин и Декоратор. А один зритель даже после эфира звонил. Представляете - уже с другими беседуют, а он все звонит! У вас, говорит, несколько часов назад один художник выступал, Севастьянов фамилия. Мне мнение Севастьянова глубоко безразлично. А потом почему-то далеко не безразлично добавил: «Но я хочу сказать, что Уфа и без него спокойно проживет, а если он захочет из Уфы уехать - пусть только попробует! Ничего никогда у него не получится! Художник должен жить и умереть на родине!» Такие странные все же люди попадаются. Агрессивные. Потому и к людям стал хуже относиться. Но в последнее время могу снова спокойно творить. Потому что стараюсь избавиться от того, чтоб осуждать других.
В связи с этим трудно согласиться со словами Евгения, что семья у него самая обыкновенная. Да, семья эпатажного художника вполне типична: мама работала в справочном бюро, отец - в авиации, брат Евгения - милиционер. Поначалу родители боролись с «художествами» сына: вот закончит дурью маяться - и пойдет работать. Но сейчас его картины им нравятся. Так что главная ценность семьи художника еще и в таком редком для сегодняшнего мира качестве, как терпимость и понимание.
О ценностях, быте этого обычного мира художник и рассказывает в новой серии картин. Евгений говорит, что готовит выставку специально для мамы. Ее портрет должны окружать любимые, знакомые повседневные вещи - борщ, утюг, мясорубка.
Евгений Севастьянов. Наслаждение. 2002.
Севастьянов любит старые вещи. Вот друг чуть ли не со свалки сундук принес, с ключами. Очень удобно сидеть. А еще художник собирает саквояжи, которые обожал с самого детства. Как бы ниоткуда в комнате вдруг «нарисовалась» парочка низеньких саквояжей, длинных и пузатых, как беременные таксы. Один, бежевый и потертый, - видимо, саквояж с трудной судьбой. Второй, аккуратненький, черненький, с никелированными застежками, - словно вчера родился. А еще Севастьянову хотелось бы в цилиндре погулять. Просто не может пока достать. Ходил бы себе по Уфе в костюме-троечке. На голове - цилиндр. Чем не Бурлюк XXI века?
Старые машины Севастьянов тоже любит, утверждая, что в них есть стиль. У него новая серия такая - автомобильная. Можно даже подумать, что слухи об экстравагантности Севастьянова сильно преувеличены. Потому задаю вопрос на тему: скажи мне, кто твой друг...
- Ваш друг художник Тимофей Дорофеев сейчас, напротив, обращается к отвлеченному, абстрактному искусству.
- Я к Дорофееву вообще хорошо отношусь. Советуюсь. Он всегда правду говорит, никогда не соврет. И если он видит недостатки в моем творчестве, то прямо указывает на них, и я стараюсь исправиться. Знаете, чтобы стать хорошим художником, не обязательно постоянно писать целыми днями. Иногда достаточно просто общаться - и ты растешь. Вот вы, например, сможете сказать в глаза, в чем именно заключается недостаток той или иной моей конкретной работы?
- У вас очень сильные работы. Некоторые из них прямо-таки действуют оглушительно. Как раз картины со стихотворными названиями произвели на меня некогда ошеломляющее впечатление. Кроме, может, грустного монстрика с оперением, который смотрит зелеными глазами в душу. Говорят, будто одну из картин данной серии покупатель вернул художнику. Дескать, и денег назад не надо - только заберите картину.
- Что, такая легенда по Уфе про меня ходит? Не знал! - удивлен Севастьянов.
- Так это правда? Нет конечно! Хотя неплохо бы картины столь удачно продавать! Так вы думаете, что именно в этом мой недостаток?
- Пожалуй, да. Но только в этой серии. И может, в одной-двух работах из серии про африканских женщин.
- Работы про негритянок просто слишком сексуальные. Хотелось тогда людей шокировать. Но публика как-то с этим перестаралась. И я понял, что нужно идти другим путем. А слоники, к примеру, вам нравятся?
Еще бы мне не нравились севастьяновские слоны! Большие и маленькие, грустные и шаловливые...
- Слоны - мой талисман. Знаете, откуда они взялись? Как-то принес в уфимскую галерею на продажу картину с обнаженной. А мне говорят: у нас дети ходят, мы такое повесить не можем. Без эротики картина для меня не имеет смысла, значит, надо найти что-то эротическое и безобидное. Вот и нарисовал первого слона. Да и вообще я слонов люблю. Мне их, плюшевых, даже дарят.
- А что еще нужно, по-вашему, картине, чтобы иметь смысл? Что делает хорошей картину? Ну, кроме эротики? И творчество каких художников вам нравится?
- Мне Терегулов нравится. И Гаитов. В картинах, мне кажется, самое важное, чтобы человек оторваться не мог. Чтобы картина была с первого взгляда необходима. Чтобы всегда хотелось к ней возвращаться. Сработать картину на все времена, чтобы разговаривала. Буквально живую. К тому я и стремлюсь. Вы замечали, что с художниками обычно абсолютно не о чем разговаривать? Их нужно смотреть. Эгон Шиле, Мунк, Бэкон актуальны до сих пор. Протест против всего и вся. Конечно, сейчас все стало чересчур концептуально! Выставляют лампочек гирлянду, чучело акулы, телевизоры. Конечно, забавно. Привлекает публику. Только вот самим искусством, живописью уже мало кто занимается. Пусть будет концептуальное, привлекающее внимание. А рядом - хорошая живопись. Чтобы она не исчезла...
Я попыталась сделать набросок с художника. О чем мы в это время беседовали, я уже решительно не помню, да это и не важно. Потому что прав, тысячу раз прав художник Евгений Севастьянов - не надо беседовать с художником. Надо смотреть его работы.
← Современные художники Башкирии - Театр жизни Рифхата Арсланова | Современные художники Башкирии - Ильдар Гильманов. Влюбленный в природу. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...