Искусство всегда берет человека за сердце и чуть сжимает его.
И человек никогда не забудет этого явного прикосновения прекрасного.
К. Паустовский. Бросок на юг.
Поздней осенью 2009 года в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова на фоне открывшейся персональной выставки произведений Рифхата Мухамедовича Арсланова проходил торжественный вечер в его честь.
Слова о заслугах мастера, его уникальности и месте в искусстве Башкортостана еще раз подчеркнули личность автора выставки.
Это место в ряду наших мастеров особое.
За время творчества он сам определил, создал и неустанно трудится в своей оригинальной манере письма и приемов живописи и театрально- декорационного искусства.
Когда произносят имя Рифхата Арсланова, то сразу возникает образ семьи, связанной с театральной, оперной историей башкирской культуры; мать Салигаскарова Магафура Галилулловна в 1940-1970-е годы пленяла слушателей своим чудесным сопрано, прославлявшим башкирскую оперу, отец Мухамед Нуриахметович - театральный художник, основатель искусства сценографии в Башкортостане.
Учился Рифхат сначала в Училище искусств в Уфе, затем окончил театрально - декорационное отделение факультета живописи Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Но основы, самые-самые азы, какие-то представления о живописи, о сцене, об искусстве пришли от отца: Мухамед Нуриахметович, преданный своему делу и очень талантливый человек, рассказывал о магической силе искусства, живописи в частности. И конечно, театра. Театр для семьи был всем - и страданием, и радостью, и болью, и счастьем. И, как говорили когда-то заядлые театралы, «этот запах кулис, волшебный мир звуков» стал для молодого человека при выборе профессии основополагающим. Во всяком случае, так видится начало творчества Рифхата Арсланова: не случайно уже после участия в нескольких первых выставках (1966-1976) он был принят в Союз художников СССР (1977), а потом в 1978 г. и институт окончил.
Мне довелось быть свидетелем многих замечательных событий в жизни нашего республиканского Союза художников. Я имею в виду не только разного характера выставки, но и конференции, симпозиумы, дискуссии, очень популярные в 50-70-х годах. Наверное, это было характерно именно для того времени - художники росли, развивались виды и жанры искусства, крепла эстетика времени. Интерес к искусству был огромный не только со стороны зрителей, журналистов, только что появившегося телевидения, но и со стороны тех, кто определял политику государства в области культуры. Крупнейшие выставки всероссийского, всесоюзного масштаба активно освещались всеми средствами массовой информации. В число мастеров, чьи имена были на слуху на протяжении почти пятидесяти лет, входил сначала отец, Мухамед Нуриахметович Арсланов, со своими яркими самобытными эскизами опер и балетов (кстати, Мухамед Нуриахметович ни разу не «изменил» своей опере), а затем и сын - Рифхат Мухамедович Арсланов.
Рифхат Арсланов. Эскиз декораций к балету И. Штрауса "Голубой Дунай". 2004.
В отличие от отца, Рифхат работает в нескольких направлениях - как сценограф оперной сцены, сцены театров драмы, мюзиклов. А в последние годы много и усиленно работает в станковой живописи.
Такая многоплановость художнического труда требует от любого автора не только усилий в непосредственной работе, то есть чисто профессиональных умений, но и многих других. Чтобы сделать отличные друг от друга оперные эскизы декораций и эскизы для драматического театра, где говорят, а не поют и не танцуют, требуется дифференцированный подход, разные оценки материала, режиссуры, актеров и даже самого физического пространства сцены. Рифхат Арсланов как раз тот мастер, который обладает эрудицией, знанием, глубоким проникновением в суть оперной ли, драматической ли сюжетики на сцене. Достаточно посмотреть на первые эскизы 1967 года совсем молодого автора к балету Рифхата Хасанова «Легенда о курае» и сравнить их с эскизами к пьесе А. Корнейчука «Гибель эскадры» для драмтеатра: в первой работе определяется широта и размах сцены, где есть и образ башкирских полей, сплетенный с мотивом молодецкой силы батыра. В дальнейших оперных эскизах смелость в решении пространства широкими мазками цвета усилилась, цветовая сила соединилась с умением решать огромные сценические пространства единым модулем (по отношению ко всему спектаклю).
А более строгие, «сжатые» эскизы для театра драмы ограничивали пространство сцены вертикалями рисованных «колонн». Принципы сценографии могут быть разными. Один художник очень подробно «рассказывает» сцену, предваряя работу актера, другой, например художник- минималист, освобождает сцену от всего, оставляя почти одно право - право актера создавать образ. Очень известный и даже знаменитый в России и за рубежом режиссер А. Эфрос говорил, что хорошие декорации так же необходимы спектаклю, как хорошее исполнение главных ролей или хорошая пьеса. Но вот что такое хорошая декорация? Каждый художник решает этот вопрос по-своему.
Раньше приходили в театр и восхищались красиво написанным, очень живописным озером или луной на заднике. Теперь, кажется, уже привыкли к тому, что на сцене все условно. Но и условность бывает разной. Меня, например, привлекает полнокровная, если можно так сказать, условность - то есть такая, которая как бы произрастает из жизни, а не из холодного, пускай и красивого расчета. Вот почему мне нравится творчество Рифхата Арсланова: многие его сценографические работы именно таковы. Причем с каждым годом в эскизах прибавляется сила деталей, убеждающих зрителя во временных рамках действа спектакля.
Рифхат Арсланов. Весенний мотив. 2007.
Наиболее продуктивным этапом творчества Рифхат Арсланова - сценографа, на мой взгляд, является период 80-х годов XX в. и последующих лет. Работы делаются разнообразнее по силе эстетического воздействия и становятся год от года более глубокими с точки зрения проникновения в материал. Именно так можно охарактеризовать эскизы 1980-2000-х гг. как для оперных спектаклей, так и для драматической сцены («Петр I», опера А. Петрова, «Гнездо глухаря» А. Вампилова, «Эшелон» М. Рощина, «Макбет» Шекспира, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого и многое другое). Эскизы этих лет написаны смело, широко, в полной гармонии с настроениями текстов, музыки, режиссерских наработок. Что касается цвета, то особенно выразителен он тогда, когда автор обращается к трагедийным интонациям, как, например, в «Пиковой даме», где крупные мазки черных, серо-зеленых цветов в сочетании с редкими, но выразительными красными создают ощущение напряжения, накала настроений и чувств. Или в эскизах к пьесе «Царь Федор»: разного рода красные тона, контрастность их с синим, белым цветом в сочетании с размеренностью пространственных планов выстраивают необходимый спектаклю драматизм. Судьба слабого Федора рисуется на фоне этих мощных картин особенно драматично, судьба не государя, неспособного к действию, а глубоко несчастного человека.
Очевидно, что подобных работ у зрелого уже мастера много. Их всегда отличают прекрасное знание материала, понимание режиссерских задач и учет удобной игры актера в том смысле, что декорации не только способствуют подчеркиванию роли, но дают возможность актеру чувствовать себя комфортно именно в этих декорациях.
Совсем современные работы Рифхата Мухамедовича стали несколько иными, более свободными, как мне кажется, в трактовке темы, более независимыми от режиссерской воли. Например, в эскизах к балету «Тысяча и одна ночь» (автор Ф. Амиров) я увидела совсем новый подход: не традиционно тихая поэзия поэмы, а прямо-таки нашествие звуков, ритмов, победных мотивов и даже устрашения; все это находится в резкой контрастности с пространством, где господствуют вертикали красных, алых, синих кулис и задников, изображение зловещего дворца, в котором так и видится мелькание фигур, каких-то теней и слышится громкая музыка как победный мотив образа Шехерезады. Все в такой трактовке работает на актера, чтобы актер стал главным, чтобы заставить его действовать, но не подсказывать ему действия.
Такие работы доказывают, что перепроверенные ценности не могут быть почвой для развития, что поиск, находка и новый результат и дают движение к успеху. В данном случае, к творческому успеху.
Аллегории, символы, образы, сравнения, ассоциации включаются в знаковую идею спектакля. Когда у сценографа отнимают (в силу разных моментов - или режиссеру что-то не по нраву, или актер капризничает, или худсовет против чего- то) какую-то часть этой идеи, то получается очень сложная ситуация. Угождать нельзя. Хотя приближение к идеалу случается редко и похоже на чудо. Но когда художник свободен, он творит это чудо. Что и наблюдаем в «Тысяче и одной ночи», в «Орфее», в «Салавате Юлаеве» (опера 3. Исмагилова).
Рифхат Арсланов. Улица социализма. 1994.
У Рифхата Мухамедовича есть еще картины. Станковые картины, появившиеся в его творчестве как сопутствующие, созданные в свободное время, но все больше и больше забирающие его внимание и любовь. Причем картинная живопись Арсланова весьма отлична от того, чем он занимался в первой профессии.
Основная тема картин художника - город, та Уфа, которую мы сейчас не видим, не имеем. Уфимские улицы, дома и домики, обыватели (в лучшем смысле этого слова), сцены жизни домов той Уфы и тех людей. И вся эта жизнь показана как бы сквозь улыбку автора. Как воспоминания о милом сердцу, но таком несовременном укладе жизни.
Старая Уфа - неистощимая тема для художников, поэтов, музыкантов. Рисунки, стихи, картины, гравюры, фотографии, воспоминания, соединенные вместе, составили бы увлекательнейшее путешествие в уходящий мир, в нашу быт-историю.
Дома деревянные, каменные, самые высокие из них - двухэтажные, мезонины с окошечками на улицу, деревянные ворота с резным кругом-орнаментом посередине, лавочки - все это изображается в картинах Рифхата Арсланова с теплой усмешкой и похоже на рождественскую сказочную неправду. Улица, на которой ее обитатели в кипении жизни бегают, гуляют под гармонь и гитару, просто стоят у ворот и ведут разговоры, кокетничают, интригуют - вообще с удовольствием живут. Город, дома окрашены во всевозможные цвета - голубой, красный, белый, синий; город заселен разным людом - солдаты, молодые мужчины в тельняшках, девушки в белых носочках создают забытое очарование окраинной жизни. Осень и лето, весна и зима одинаково интересны. Картины иногда адресны, обращены к воспоминаниям о конкретных местах, другие образуют как будто «общее впечатление». Но все они о нашем недавнем и любимом. Вот, например, «Дом, где жил Шаляпин». Федор Иванович на заре своей большой жизни был небогат. На скудные копейки он снял на окраине Уфы жилье и вписался в жизнь улицы. По сию пору по Уфе ходят легенды о веселой жизни будущей звезды русской оперы. В картине домик - как образ жизни этой местности, конечно, главный. Цветом, окружающими его деревьями, какими-то строениями, фигурами прохожих художник сложил мозаику, которая как бы играючи складывается в саму жизнь. В таких работах немножко улыбки, немножко сострадания, немного печали. А в целом видится целый мир. Точно такие чувства вызывают и «Уфимский дворик» (1990), и «Мой город» (1994), и «Городской мотив» (2009), и многие другие. Особенно, как мне кажется, на этом фоне выразителен холст «Уфимский дворик». Хотя, в общем-то, все картины воспринимаются как длинный ряд переходящих друг в друга изображений и сюжетов (поэтому так понятен «язык» живописи, и строй, и цвет, и та самая мозаичность). Любовь к месту изображения, ко времени и пространству воспринимается как мечта о сердечности и ласке в том домике на холсте. Крепка композиция всего изображения, всей картины - уверенный и «крепкий» рисунок, как сказали бы специалисты. Яркие, гармонично сочетающиеся краски вызывают восхищение. Непринужденная техника и свобода исполнения доказывают зрелость автора. Энергичный мазок кисти создает фактуру деревянного дома, листьев деревьев, фигуры людей. За яркой желтизной деревьев сияет бездонное небо, увязанное по цвету с общим колоритом картины.
В некоторых работах мы узнаем место, улицу, дома, как, например, в картине «Мой город». Но вместе с тем в них присутствует аллегория, своеобразный «общий» смысл. Художник создает свой образ родины, соединяя любовь и печаль по прошедшим юным годам, когда все кажется значительным. Незабываемое прекрасное время. Наверное, потому в картинах этого ряда много ярких красок, деталей, определяющих время, узнаваемых холмов и убегающих вверх улиц. На самом деле - мы же на горе живем.
Сказочные чудеса и реальная жизнь - все соединилось. А сам сказочник стоит в стороне и дает нам возможность тоже вспомнить, улыбнуться, порадоваться тем ярким, пестрым, но цельным картинам ушедшего. Спасибо ему за это. Во всех картинах цикла «Уфимские улицы и дворики» происходит встреча классического реализма и фольклорных традиций, порождающая редкостный сплав, «лубочную мифологическую пастораль», «театр жизни». Искусство, только искусство может вернуть нас назад или показать будущее. Произведения Рифхата Арсланова пронизаны гуманизмом, любовью к человеку, ко всему тому, что и есть родная земля.
Эвелина Павловна Фенина родилась 10 ноября 1929 года вг . Троицке. Автор более 100 научных публикаций. Член Союза художников. Заслуженный деятель искусств РБ.
← Современные художники Башкирии - Живопись Рашита Хабирова. | Современные художники Башкирии - Евгений Севастьянов. Не надо беседовать с художником. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...