Р. Хабиров. Башкир-охотник. 2007.Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг пока­жет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине худож­ника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3-4 года появля­ется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реа­лизма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллек­тиве, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный ин­ститут им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творче­скому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портрет­ном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна приме­ров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Пор­трет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер опреде­ляет свое видение мира, понимание со­временных ему проблем.

Р. Хабиров. У бабы Зины. 1999.

Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портрет­ном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и по­слевоенные годы, правильно воспитав­шая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах ста­ла привлекать прежде всего значитель­ность лица, подобно тому как это случа­лось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается пор­трет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это под­черкивает как бы «деревенскость» пор­третируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, соз­дают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адрес­ность изображения натуры, воспринима­ется портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чи­сто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы от­ражаются в творчестве каждого худож­ника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портре­те «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и обще­человеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкрет­ном примере.

А вот парадные портреты видных дея­телей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных поч­ти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.

Р. Хабиров. Сон. 2006.

Рашит Хабиров. Сон. 2006.

Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор на­циональных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном обра­зе: вальяжная поза, крупное значитель­ное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощуще­ния свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен худож­ником и портрет Зайтуны Бикбулато­вой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания пор­трета была чуть ли не единственной на­родной артисткой СССР в Башкортоста­не. За многие годы ею были сыграны поч­ти все главные роли в постановках Баш­кирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла не­легкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чув­ствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Тор­жественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных ак­сессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и до­рогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее перепле­тение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и созда­ется единый сильный эстетический объ­ект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

Р. Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изобра­жении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находя­щимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, лег­кий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможно­сти этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они де­монстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблю­дения за движущимися, танцующими мо­делями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предмет­ным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девуш­ка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием се­рьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота жи­вописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавли­вает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдер­жанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из не­видимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.

Иногда художник не только груп­пирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Рас­крытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придума­ли другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предме­ты. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение на­тюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обраща­ясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхити­лись, прониклись тихой красотой, мину­той созерцания мира.

Ясная программа отношения к жиз­ни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти карти­ны к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцов­щицами» Дега, можно сказать, что обна­женная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют ху­дожника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших на­тюрмортов. Выставка доказала, что на­тюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чув­ствующий мастер.

Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к твор­честву художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта