Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.
Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»
Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг покажет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине художника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.
Правда, в последние 3-4 года появляется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реализма никому не запрещается.
Я знаю художников в нашем коллективе, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.
Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.
Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творческому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.
В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портретном и натюрморте.
Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна примеров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Портрет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер определяет свое видение мира, понимание современных ему проблем.
Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.
В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портретном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и послевоенные годы, правильно воспитавшая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.
Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах стала привлекать прежде всего значительность лица, подобно тому как это случалось у старых нидерландских мастеров.
Именно так воспринимается портрет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это подчеркивает как бы «деревенскость» портретируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, создают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адресность изображения натуры, воспринимается портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чисто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.
Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы отражаются в творчестве каждого художника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портрете «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и общечеловеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкретном примере.
А вот парадные портреты видных деятелей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных почти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.
Рашит Хабиров. Сон. 2006.
Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор национальных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном образе: вальяжная поза, крупное значительное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощущения свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.
В таком же плане выполнен художником и портрет Зайтуны Бикбулатовой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания портрета была чуть ли не единственной народной артисткой СССР в Башкортостане. За многие годы ею были сыграны почти все главные роли в постановках Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла нелегкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.
Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чувствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Торжественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных аксессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.
Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и дорогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее переплетение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и создается единый сильный эстетический объект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.
Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.
«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изображении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находящимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, легкий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.
В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможности этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они демонстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.
Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблюдения за движущимися, танцующими моделями серии «Балет».
Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предметным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девушка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием серьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота живописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавливает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.
В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдержанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из невидимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.
Иногда художник не только группирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Раскрытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».
Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придумали другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предметы. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение натюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обращаясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхитились, прониклись тихой красотой, минутой созерцания мира.
Ясная программа отношения к жизни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти картины к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцовщицами» Дега, можно сказать, что обнаженная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.
Достаточно полно представляют художника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших натюрмортов. Выставка доказала, что натюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чувствующий мастер.
Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».
Эти слова можно отнести и к творчеству художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.
← Современные художники Башкирии - Ильдус Валитов. Акварель - это то, куда я ухожу весь... | Современные художники Башкирии - Театр жизни Рифхата Арсланова → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...