Родина Салавата. 2003 год. Холст. Масло. Размеры: 77 Х 85.Начало: Виктор Суздальцев. Истоки и начало творческого пути.

Конечно, пейзаж доминирует в его акварельном творчестве, но время от времени он возвращается к портретам. Один из них был создан во время поездки по Вологодскому краю. Он встретил этого человека в старой Тотьме – прошедший войну инвалид со следами пережитого на лице. Вечером, часами за сигаретой он многое рассказывал художнику о себе, и о старом, похожем на деревню, городе, в котором провел всю свою жизнь, в котором о войны с соседскими мальчишками на крыше гонял голубей. До войны… А художник удивлялся силе человеческого характера и способности старика сохранить добрые воспоминания и вновь вернуться к голубям – как к недопетой песне, как к недоигранному в детстве. Так появился в акварели «Голубятник», психологический портрет, рассказ о человеке столь важный и интересный, что перерастает рамки собственного портрета. Вероятно недаром художник не дает портретным работам конкретных имен: «Голубятник» - не исключение. Еще до него в 1986 году Суздальцев пишет свою матушку. Тепло, с любовью огромной показывает зрителю доброе, родное лицо, испещренное морщинами, натруженные руки.

Пишет ее не на фоне, а в пейзаже, теплом и близком самому художнику, в вечернем закате, под старой раскидистой яблоней, что растет в саду. И зритель воспринимает работу, как рассказ о деревенской жизни, о русской женщине вообще, а не о чьем-то частном характере. Он и называет-то этот лист «Яблоня», придавая ей имперсональный характер, словно пишет обобщенный образ всех матерей. В том же году появляется лист «Внучка». Лист с плотной, словно цельно сбитой композицией, в которой нет ничего лишнего, а каждая деталь работает как сюжет. И это уже «чистый» жанр: на закате красно-оранжевом, летнем, с вечерней дойки прямо из ведра теплое парное молоко женщина наливает в кружку девочки-подростка. Простая деревенская сценка. Понятная и добрая. Как, впрочем и все, о чем пишет Суздальцев.

Камчатские сюжеты вносят в творчество художника новые качества. При этом ему удается сохранить и свойственное его творчеству поэтическое настроение, однако, эта поэзия носит иную программу. Характер ли края сказался, встречи ли с людьми, живущими в далеком далеке от центра страны, но появились в акварельных работах Суздальцева серии «По Камчатке» - избранно-суровый колорит, драматические ноты в пейзаже («Юкольник», «Авачинская бухта»). Мощные импульсы Камчатки подтолкнули его к размышлениям о мироздании, о вечной повторяемости явлений  в природе, о глубоких внутренних связях с собственными корнями. Так родилась построенная на метафоре работа «Туда, где родились», где море становится символом мира, а путь рыб – дорогой воспоминаний и бесконечного мысленного возвращения в детство, туда, откуда родом.

Королевство диких уток. 2006 год. Холст. Масло. Размеры: 86 Х 100.

Виктор Суздальцев. Королевство диких уток. 2006 год. Холст. Масло. Размеры: 86 Х 100.

В середине 1990-х годов в работах Виктора Суздальцева впервые появляются попытки обратиться к иной изобразительности – более декоративному цвету, обобщенным формам, условному пространству. Однако, даже в работах декоративного звучания («Надежда», «Миг очарования», 1997) он не только близок традиционной линии в отношении самих приемов акварельной техники, но даже в формальных своих поисках не уходит в абсолютную абстракцию и не изменяет главному содержанию своих работ – лирике. Отмечена поисками новой стилистики и его серия акварелей 1999 года. «Времена года» («Весна», «Зима» и другие). И если в пейзажных своих листах художник ничего не навязывает природе, ему достаточно ее бесконечного многообразия, переосмысленного и переплавленного им в эмоциональные мотивы, то в новой серии он пытается «примирить» реальность с вымыслом, избрав в качестве метафоры природы красоту обнаженной женской фигуры.

Он добивается в работах единства и цельности впечатления, сохраняя свежесть собственных переживаний и неопределенности восприятия подвижной в ее изменениях природы или сложного человеческого характера, убеждая зрителя эмоциональной наполненностью своих работ.

В изобразительном искусстве Башкортостана Суздальцев стоит в ряду акварелистов: в его творчестве акварель занимает большую часть, он и в выставках выступает именно в этой технике, а с 80-х годов он входит в когорту лучших акварелистов республики. Ни живопись, навыки которой он получил когда-то в пензенском училище, время от времени влечет художника.

Живописные пейзажи Башкирии. В творчестве Суздальцева их география обширна: едва ли найдется уголок в республике, где он еще не побывал. Рыже-золотая роскошная осень, зелено-изумрудное теплое лето, серебристо-белая зима, хрупкая нежно-голубая весна – в его работах у каждого времени года свой образ, а каждый пейзаж имеет свой характер. Он почти не отступает от основной цветовой гаммы, свойственной тому или иному месяцу в природе, но каждый раз «доводит» цвет в работе до возникновения определенного эмоционального накала. Отличный «цветовик», он в послушное его кисти живописи работает еще раскованнее, чем в капризной акварели. Он насыщает свои картины цветом, в котором выражается сила его эмоций, вызванных состоянием природы. Яркий и звонкий цвет, широкая гамма оттенков, точная композиция, умение выбрать лучшую, наиболее выразительную натуру – профессиональные качества живописных пейзажей Суздальцева, но главное – его способность слиться с природой, раствориться в ней настолько, чтобы стать ее частью, вобрать в себя ее состояние и точно выплеснуть его на полотно. При этом условной программой работы становится либо спокойная созерцательность («Узень», «Тюльма»), либо, напротив, динамика горной речки, мятущихся облаков, или бушующего пламени осенней листвы, выраженная цветовой экспрессией («Старица. По аксаковским местам», «Осенний вечер»), беспокойными мазками или противопоставлением больших и малых объемов («Тюльма. Электричка»).

Композиционные приемы в живописных работах художника чаще нацелены на создание пейзажа-панорамы, даже если он выбирает камерный мотив, то и здесь добивается значительного образа. Скромный мотив обретает важность и неповторимость («Синие дали», «Ассы», «Брод»).

Иремель. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 85 Х 100.

Виктор Суздальцев. Иремель. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 85 Х 100.

Лирик по своему художественному кредо, Суздальцев невероятно тонко и остро ощущает неповторимость уходящего мгновения. Может быть, оттого так пронзительно-хрупки в его пейзажах весна, момент цветения черемухи, деревенская банька на снегу у речки («Бурзян», «Черемуха цветет под Уфой», «Баньки»). И оттого так часто в работах не главной темой, но второй партией становятся туманы, увиденные художником летним утром или высоко в горах, как в «Сенокосной поре» или в «Седом Урале». Их загадочная дымка рождает в памяти строчки китайского поэта и художника Ван Вэя:

«Пряди туман,

Что ветер в стропила занес,

наверно, уйдут

и дождем прольются вдали…»

Его «Июль – макушка лета» увлекает внимание настолько, что зритель «растворяется» в утренней дымке, наслаждаясь прохладой, пока еще не наступил солнечный, жаркий полдень. Все это так остро ощутимо в работе, что поневоле живопись воспринимаешь как «живое письмо» красками, и банальные слова о волшебной силе искусства обретают искренность и важность.

В природе для него не существует мелочей, не достойных внимания художника. А если кто-то не способен заметить малое и привычное, то живопись – по его глубокому убеждению (и это художник не раз доказывал своими картинами) – прекрасное средство научить человека видеть и чувствовать красоту и ее назначение в природе, чтобы стать добрее и внимательнее.

Начало: Виктор Суздальцев. Истоки и начало творческого пути.

Виктор Суздальцев. Акварель.

Картины художника.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта