РАФАЭЛЬ КАДЫРОВ.

Глубокая осмысленность, прочувствованность избранной художником темы определяется накопленным личным опытом и успешно решаемой задачей синтеза форм. За кажущейся простотой и ясностью воплощенной идеи, легкостью исполнения и словно случайной, играючи достигнутой гармонией всех частей композиции, на самом деле стоит колоссальный труд. Строгий и взыскательный к себе художник ряд своих произведений, несмотря на их явный успех у критики и зрителей, считает лишь этапами на пути поиска к исчерпывающему раскрытию своего замысла. Он часто создаёт вариации на один и тот же сюжет, стремясь обозначить все доступные грани прочтения той или иной темы.

Ярким свидетельством напряженных творческих поисков художника Рафаэля Кадырова являются картины серии «Курбан Байрам» (1992-1994). Первые варианты живописных и графических работ, посвященных этому мусульманскому празднику, довольно точно воспроизводят конкретные реальные наблюдения живописца, самого не раз становившегося очевидцем происходящего. По-видимому, главной причиной того, что художник не был до конца удовлетворен первыми вариантами «Курбан Байрама», стала их чрезмерная вещественная зримость, не позволяющая вывести эту тему за рамки привычного восприятия. Новое в её решении появляется в одном из вариантов 1993 года. Изображенные крупным планом на фоне бревенчатой стены, как в монументальной росписи, сельчане, среди которых выделяется старуха с нарядным полотенцем в руках, воспринимаются  участниками  важного, требующего внутренней сосредоточенности, события. Впечатление картины чисто земного бытия нарушает лишь фигурка девочки, чьё появление неожиданно в этой сюжетной канве. Девочка на фоне синего, сыплющего снежинками неба предстаёт как вестник из иного мира.

В ходе дальнейших поисков художника в композиции остаются три фигуры: старика, старухи и девочки. Здесь образ девочки, написанный легкими касаниями кисти, кажется особенно хрупким, бесплотным. Худенькие руки, молитвенно прижатые к груди, глаза, светящиеся состраданием, превращают её из простого наблюдателя происходящей сцены в светлый, чистый образ, персонифицирующий добро. В последнем варианте «Курбан Байрама» (1994) происходит окончательная трансформация образа девочки в образ ангела, а старухи – в образ смерти. Замыкая пространство, придавая силуэтам предельную обобщенность, ограничивая себя в палитре контрастно сопоставленными охристыми и темно-зелеными цветами с тревожно врывающимся красным,  Рафаэль  добивается исключительной выразительности этой композиции, идея которой восходит к библейскому сюжету жертвоприношения агнца.

Примером удачно воплощенного замысла Рафаэля Кадырова стала картина «Неприехавшие гости» (1993). Здесь фигурка старушки возникает в условно решенном пространстве, обозначенном зыбкими очертаниями холмов, растворяющихся в мерцающей плоскости неба. Стерта грань между реальным и фантастическим, и простое человеческое ожидание обретает статус вневременного, длящегося до бесконечности. Напряженности этого ожидания вторят распадающиеся линейные ритмы, как знак неустойчивой бесприютной атмосферы одиночества. Моделируя объемы, художник уплощает человеческие фигуры и предметы, что позволяет ему удержать в одном измерении всю поверхность холста, достигнуть через эту условность предельной ясности и выразительности силуэтных очертаний. Светящейся центральной доминантой в картине неожиданно оказываются гигантские самовары, обнаруживающие свой второй смысл, на который акцентирует внимание название произведения. Самовар, традиционно воспринимаемый как символ домашнего праздника, становится теперь обозначением грусти, обманутого ожидания и несбывшихся надежд. Колорит, построенный на приглушенных аккордах холодных зеленовато-серых и теплых охристых тонов, становится цветовым обозначением гаснущей надежды.

Картина Рафаэля Кадырова.

Идея мудрого приятия жизни и смерти часто раскрывается художником через образ бабушки. Наделенный высокой духовностью, образ глубоко верующей бабушки, связанный со светлыми воспоминаниями деревенского детства, – это символ чистоты и кротости, оберег в жизни и творчестве Рафаэля. Образ бабушки остается для него одним из основных на протяжении многих лет творчества. Картина «Непреходящее» (1990) своим композиционным решением, в котором фигуры бабушки и внука находятся в неком замкнутом арочном пространстве, невольно вызывает ассоциации с алтарным образом. Чувства, переживаемые старой женщиной, прижимающей к себе хрупкого большеглазого внука, неоднозначны: грусть смешивается с радостью, тревога – с надеждой. Удачно найдена художником пластика рук персонажей: морщинистая старческая рука бабушки с неизбывной нежностью поддерживает мальчика, в другой ладони, подобно двум птенцам, покоятся ручонки внука. В работе, навеянной воспоминаниями детства, художник проявляет удивительную чуткость в постижении и передаче человеческих эмоций. Заметим, что в произведениях Рафаэля Кадырова движение человеческой руки всегда значимо и одновременно очень естественно, оно способно выразить без слов тончайшие градации чувств и переживаний.

Непреходящее. 1990 год. Холст. Масло. Размеры: 170*150.

Рафаэль Кадыров. Непреходящее.1990 год. Холст. Масло. Размеры: 170*150.

Среди ранних произведений Рафаэля Рафаэля , в основном тяготеющих к монументальности, к плотной материальной живописи, картину «Летний сон» (1989) можно назвать первой в ряду намечающихся новаторских исканий.  Её прозрачная, напоминающая старую фреску живопись строится на утонченной изысканной гармонии красок, на мягких модуляциях золотисто-перламутровых и серебристо-синих цветов, что рождает ощущение некоего волшебного видения. Раннее утро отвечает состоянию детской души, исполненной светлого ожидания. Спокойные и ясные линии реки и неба, текучий ритм ствола старого дерева гармонично вторят движениям подростков. Плавной неотрывной линией передано гибкое тело девочки, с неосознанным женским изяществом убирающей волосы. Изображая угловатые фигурки мальчиков, художник представляет каждого из них в полуповороте, в своем отношении к событию. Физическая неуловимость образов, их недосказанность превращают персонажи кадыровских полотен из участников кратковременного события в устойчивые образы-символы. Прекрасный, как мечта, мир детства близкий и одновременно недосягаемый, подобен ускользающему отражению в осколке зеркала, в которое смотрится девочка, крохотный воробышек в руках мальчика, как напоминание о доверчивости и ранимости детской души.

Второстепенным, на первый взгляд, деталям своих картин, будь то зеркало, ковш, ведро воды, птица, гнездо, цветущая ветвь дерева художник всегда придаёт большое значение. Но с особенной трепетностью он относится к изображению старинных вещей: они в его работах, пожалуй, не менее важны, чем образы людей. В мастерской  Рафаэля Кадырова самовар, часы, стулья, самодельные коврики и занавески, доставшиеся от бабушки, – это не просто дань увлечению модным сейчас фольклором. Представляется, что только среди этих безмолвных свидетелей давно минувшего и могут рождаться картины художника –  настолько органично для них это окружение. Рафаэль, у которого в ряде работ в качестве единственного героя выступает старинный стул или сундук, как-то написал: «Жаль, что у многих современных художников изображения старых предметов остаются только изображениями. Абсолютно нет истинного понимания жизни вещей, служивших хозяевам долгие годы и состарившихся вместе с ними». Включая в композиции своих картин скупо отобранные детали, Рафаэль добивается исключительной емкости их смысловой нагрузки, помогающей зрителю лучше понять идею произведения. В «Большой медведице» (1992) именно неестественно перевернувшийся звездный ковш – созвездие «Большой медведицы» является ключом к осмыслению всего образного строя произведения. Изображенный на фоне шкуры убитой им когда-то медведицы, старик-охотник с ужасом и мольбой вглядывается в небо, а изменивший своё привычное положение звездный ковш воспринимается символом нарушенного равновесия в природе. Земное и небесное неразрывно связаны между собой не только в этой картине. Каким бы ни был сюжет, как бы ни строилась композиция в работах Рафаэля Кадырова, изображению неба неизменно уделяется большое внимание.

Картина Рафаэля Кадырова

Небо, раскрывающее динамику мироздания, вдохновило художника на создание целого ряда работ, так называемой«Небесной  серии» (1990-1992). В акварелях «Желтоглазая ночь»,  «Разговор. Тахир и Зухра», «Тотем луны», «Одинокая», воссоздающих дивный мир народных песен и легенд, поражает абсолютная легкость, незатрудненность самовыражения художника. Написанные на одном дыхании, эти работы очаровывают свежестью и чистотой цвета, изысканной простотой композиционных решений, точно найденным внутренним ритмом. Каждая из акварелей не только формирует свой круг образов, но и вступает во взаимодействие с другими работами, они обосновывают и дополняют друг друга, рождаются и проистекают одна из другой. Именно эта серия, на долгие годы определив собой характер дальнейших поисков Кадырова, помогла ему окончательно обрести свой почерк.

Другие статьи:

Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. Часть 1.

Творчество Рафаэля Кадырова - живопись.

Творчество Рафаэля Кадырова - графика.

Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Начало Пути.

Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Непреходящее.





У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Запчасти для плиты запчасти для плиты индезит.

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта