Картина Рафаэля Кадырова. Букет.

Первые самостоятельные шаги в искусстве Рафаэля Кадырова совпали с начавшейся в СССР перестройкой, повлекшей за собой пересмотр идеалов, когда-то казавшихся незыблемыми. Молодой художник, как многие в те годы, пытался обрести духовную опору, чтобы выстоять среди царившего хаоса. Об этом времени он писал в своём дневнике: «Очень тяжело на душе. Угнетает дисгармония в обществе. Вокруг пьянство, неверие в завтрашний день, отчаяние. Люди теряют человеческий облик. У меня же появился просвет, желание жить и творить, несмотря ни на что, когда начал писать картины «Зеркало», «Колыбельная», «Солнечный зайчик» (все – 1987 года – Э. Х.). Я хочу посвятить их моей бабушке, светлому, чистому, глубоко верующему человеку».

По-прежнему считающий те работы важной вехой в своём творчестве, Рафаэль признаётся, что он, «как художник, впервые состоялся в этих картинах, в них сумел вырваться от идеи фатальности всего». Действительно, именно эти картины, принесшие успех и обратившие на него внимание собратьев - художников и искусствоведов, можно определить как программные в его творчестве. Рафаэль обрел свою тему и, что не менее важно, нашел выразительный, точно отвечающий этой теме художественный язык. Успех дебюта Рафаэль, склонный к строгому самоанализу, определяет так: «До этого в моих работах было несоответствие формы и содержания. Я и раньше стремился к созданию духовно наполненных образов, но долго не мог уйти от натуралистичности и описательности. Постепенно и  мучительно я освобождался от этой «чумы».

В «Зеркале» и «Колыбельной» у меня уже не было изображения конкретного человека. Стремясь к передаче внутреннего духовного мира, я отступил от внешнего сходства. Через стилизацию фигур, лиц и рук я сознательно шёл к созданию образов, выходящих за рамки традиционной схемы. Образов, которые должны были передать истинную, внутреннюю суть человека. Я пытался прийти к емкой, духовно насыщенной картине, которая была бы в то же время  проста  в  восприятии. Я  шел  к  этому  через  упрощение композиции, колорита, взятого в два-три цвета, через простой доходчивый рисунок. Мне важно было найти ту грань стилизации, при которой мои образы достигли бы предельной художественной выразительности, и не нарушить при этом законов пластики».

Отметим, что четко сформулированная задача, поставленная художником в самом начале творчества, до сих пор не утратила для него своей актуальности. Персонажи произведений Рафаэля Кадырова по-прежнему представляют собой некий собирательный образ национального характера, это своего рода символы Юности, Зрелости, Старости. Действие, как таковое, обычно отсутствует, персонаж или группа персонажей выносятся на передний план, вплотную приближаясь к зрителю, как, например, в картинах «Пасечник» (1989), «Язмыш. Судьба» (1990), «Неприехавшие гости» (1993).

Картина Рафаэля Кадырова

Вполне «земные», обыденные темы, осмысленные художником как явления духовного плана, способны вызвать в каждом человеке множество ответных чувств, воспоминаний, размышлений, переживаний. Это картины - раздумья о вечном и суетном, о чуде рождения, о жизни и смерти, о величии и красоте человеческой души. Для Рафаэля, выходца из сельской глубинки, главная тема творчества неизменно связана с поэтическим миром деревни. Это дает ему возможность не только отразить незатейливую прелесть и гармонию патриархальной жизни, но и прикоснуться к живому мировосприятия своих предков, чья духовность, основанная на вере в красоту и разумность бытия, составляла суть всего жизненного уклада.

Как-то, работая над эскизом к картине «Одна» (1987), он написал на полях наброска: «Я ищу потерянную духовность… Истинная духовность – у людей уходящих и глубоко верующих, старых людей деревни. Здесь сохраняется генофонд народа». Это понимание, соединившее первые детские представления и уже зрелые размышления художника, стало для Рафаэля Кадырова своего рода программным. Его обращение к образам и темам народных песен, легенд, мусульманских праздников не вызвано конъюнктурным стремлением создать некий национально-религиозный имидж. Речь скорее идёт о вживании в богатейший пласт народной культуры, стремлении высвободить в нем спрессованную веками энергию доброты и мудрости, найти как никогда востребованный сейчас путь к достижению гармонии между миром живой красоты природы и человеческой душой.

Картина Рафаэля Кадырова.

Обосновывая выбор сюжетов для своих композиций, Рафаэль пишет: «Любой сюжет древний или современный достоин внимания. Он становится волнующим и актуальным, если в нём заключен великий вечный смысл. Нужно только найти, уловить неповторимое очарование сиюминутного быстротекущего процесса жизни, остановить прекрасное мгновение. Как-то я попросил свою старенькую маму показать Коран, который ещё от прадедушки достался моему дедушке, а потом моей маме, как старшей дочери в семье деда. Поразило, как бережно, гордо, с достоинством вынесла она мне этот старинный Коран, с любовью завернутый в самотканый лоскуток ткани. В этом простом незатейливом жизненном эпизоде было столько внутренней непреходящей значимости, столько глубокой философии, что он не мог не стать темой большой картины».

Художник - мыслитель, ищущий за суетностью будней скрытую непреходящую основу бытия, Рафаэль Кадыров стремится отображать не реальность, а своё представление о ней. Ради этого он идёт на сознательное преувеличение, использование неожиданных цветовых и пластических контрастов. Сопрягая хорошее знание классической традиции с остро индивидуальным постижением мира, Рафаэль всегда превращает простую жизненную ситуацию, лежащую в сюжетной основе большинства своих полотен, в философски значимое действо, в некую мистерию.

Многие композиции Рафаэля Кадырова, построены как в кинематографе, по принципу кадрировки, дающей возможность найти наиболее выразительное решение. Особый смысл в его картинах обретают категории пространства и времени. Пространство несет в себе «поэтику странного»: фантастическим, например, воспринимается старинное зеркало посредине холмистого пустынного, почти космического пейзажа в картине «Зеркало» (1987). А иногда полотно напоминает красочный ковёр. Тогда умиротворяющая пластика композиции, её подчеркнутая замкнутость и плоскостность перебивается лишь вертикалями фигур и предметов, объединенных художником в загадочную арабеску,  как  в  картине «Песнь Зухры» (1994).

Картина Рафаэля Кадырова

Варьируется и живописное решение полотен: красочная фактура становится то материально  плотной, то  прозрачной, трепетной. Приём  втирания краски в холст вместо общепринятой лессировочной живописи помогает ему преобразовать пространство полотна в нечто, пульсирующее лучистыми потоками энергии. Это нечто может восприниматься как вселенная, как небесная река, не останавливающая свои волны ни днём, ни ночью. В этом завораживающем пространстве часто возникает излюбленный живописцем мотив молодого месяца, трактующийся у него как образ вечно обновляющейся жизни и одновременно напоминание об эфемерности человеческого существования.

Картины художника

Продолжение следует...

Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Начало Пути.

Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Непреходящее.

Творчество Рафаэля Кадырова - живопись

Творчество Рафаэля Кадырова - графика.





У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

מבחר ענק של שירותי ליווי בתל אביב המון נערות ליווי חדשות

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта