А что, у меня не сказки что ли? Сказки! Вы знаете, как ребятишки рисуют картинки? Берут краску: желтую, синюю, красную – и рисуют, больше у них нет красок. Я – то же самое. Беру яркие краски – и какая попадет, той и крашу…
Виктор Суздальцев
Каким бы не был день – хмурым или солнечным, холодным или теплым, дождливым или снежным, серым или ярким, но, если для художника природа – главный источник вдохновения, средоточие его переживаний и радостей, главная в его жизни любовь, то, едва уловив в ее настроении что – то важное (только для него и только в это мгновение!), рука его неизменно потянется к кисти и краскам. И станет живопись – волшебным зеркалом, в отражении которого природа наполнится мыслями, переживаниями и настроением самого художника, обретет характер и удивительную способность говорить молча. Сколько раз Виктор Суздальцев испытал на себе всеобъемлющее, всепоглощающее чувство полного слияния с природой и растворения в ней! И сколько он, ведомый этим чувством, создал подобных «волшебных зеркал»! Его и в искусство привела большая и самая главная в его жизни любовь – природа.
Виктор Суздальцев родился в 1940 году в селе Халилово Оренбургской области. Степи оренбургские с их бескрайней широтой и огромным небом – самое большое впечатление детства. Скучные зимой и осенью, они расцветали чудесным и ярким разноцветьем, рожденным щедрой весной, а летом цвели и наполнялись шорохом трав, торопливым гомоном кузнечиков и птичьем пеньем. И небо и в степи было необыкновенным – бесконечным глубоким океаном с волнами облаков, нежно–розовым на рассвете и оранжево – красным на закате. В его работах все это есть: и особое отношение к небу – он никогда не повторяется в изображении его в своих пейзажах, и сладкий плен разноцветья, выраженный звонкими акварельными и масляными красками, и даже шорохи и звуки природы – непонятным образом почти физически ощущаемые зрителем при знакомстве с живописью Суздальцева.
Природа – основа его творчества, а профессиональные навыки и способность воплощать увиденное в живописные образы Виктор Суздальцев приобрел в Пензенском училище им. К. Савицкого, уде учился в 1960 – 64 годах у прподавателей Ю. Бельдюсова, М. Валукина и А. Сиверина, и где еще царил дух живописи Ивана Силовича Горюшкина – Сорокопудова. То самое училище, которое десятилетием раньше в классе «самого Иван Силыча» закончил великолепный уфимский художник Александр Бурзянцев. Воспитанная школой Горюшкина – Сорокопудова цветовая экспрессия живописи – характерная черта картин Бурзянцева. Насыщенная цветовая гамма, обеспечивающая динамику пейзажного образа, стала также одним из главных качеств судальцевских работ.
Художники – народ ранимый, а есть и такие, для которых даже маленькое препятствие – причина переживаний (не от сюда ли и пошлое классическое: «Художника обидеть всякий может»?) и все же неудачи, как правило, закаляют характер. В 1950 – 70 годы, в самый разгар коммунистического строительства, живопись, оптимистичная по духу, отражающая «романтику будней и новостроек» и печатная графика, которой тогда отводилась роль «актуального искусства», способного быстро реагировать на события современности, занимали чуть ли не полностью экспозиционные пространства всероссийских и всесоюзных выставок. Акварель, мало подходящая по своей природе для роли идеологического рупора, чаще представляющая пейзажи, натюрморты, реже – психологические портреты и жанровые композиции; в российском (и особенно в провинциальном) искусстве переживала свои отнюдь не лучшие времена. Первоначальный отбор на выставки федерального уровня проходил в республике жестко «Акварель – не картина и серьезного интереса для выставки представлять не может!» Не однажды эту мысль в различных вариациях приходилось слушать Суздальцеву, да и многим из тех, кто пытался выйти на рубеже 60 – 7- годов на крупные выставки с акварельными работами!
Виктор Иванович Суздальцев.
В 1969 году он готовится к своей первой персональной выствке в малом зале Союза художников. Тогда он привез из поездки по Волге десятки акварельных листов и 29 – летниму художнику хотелось показать их зрителю. Но суровый «мэтр живописи» - один из ведущих художников Башкирии и в то время председатель республиканского отделения Союза художников – выставке появиться не дал: сказалось все тогдашнее отношение к акварельному пейзажу. В том же 1969 году на зональную выставку картины Суздальцева попадают в обход выставкома в Уфе. В 1972 году – во Всесоюзной акварельной выставке от Башкирии участвует лишь Р. Халитов, в 1976 башкирская акварель (тоже в обход отбора на месте) через сито российского выставкома пробивается в составе двух художников – В. Лесина и З. Гаянова в каталог и экспозицию Всесоюзной, а в 1984 во Всесоюзной акварельной вместе с ними впервые участвует Суздальцев.
Суздальцев никогда в отчаяние не впадал и даже после неудачной попытки с первой персональной выставкой акварель не оставил, только работать стал еще больше. А к «персоналке» готовился долго и тщательно. Правда, появилась она в 1985 году, когда за плечами уже был достаточный выставочный опыт, несколько поездок в составе акварельных групп, и огромное количество работ, многие из которых ухе хранились в частных и музейных коллекциях России и за ее пределами.
Продолжение следует...
Ирина Оськина, искусствовед.
← Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. | Творчество Рафаэля Кадырова - живопись → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...