Современный художник Рафаэль Кадыров родился в 1957 году в деревне Тугай Гафурийского района Башкирии. Среди шестерых детей Рашита Кадырова, учителя математики и физики, он был пятым ребёнком. Вспоминая о детстве, Рафаэль пишет: «Я не могу похвастаться, что оно было безоблачным. Рос в многодетной семье сельского учителя с зарплатой 60-70 рублей, жена которого не имела возможности работать, потому что была занята воспитанием детей, а сельский детсад предназначался только для детей колхозников. Одно из незабываемых впечатлений детства – «легендарная» сладкая манная каша, которую мне, маленькому один единственный раз удалось попробовать. Не знаю, как я проник в детсадик во время обеда. Добрая нянька украдкой накормила и меня: наверное, у меня был жалкий вид, когда я, стоя за дверью, подглядывал, как другие дети опустошают тарелки, наполненные невероятно вкусной, как мне тогда казалось, манной кашей. И всё-таки, несмотря на материальные трудности, я был очень счастливым ребенком: дом, где я родился и вырос, был наполнен теплом и светом».
Запомним эту последнюю фразу. Сент Экзюпери однажды заметил, что «все мы родом из детства». Эта простая и мудрая мысль вспоминается каждый раз, когда вглядываешься в кадыровские работы, подкупающие той особой чистотой и непосредственностью мировосприятия, какое бывает в детстве и какое так трудно сохранить в зрелом возрасте.
Отвечая на вопрос о первом учителе и событиях, определивших выбор пути, Рафаэль пишет: «Человек, которому я обязан тем, что искусство стало моим призванием, был отец. Его считаю своим главным учителем. Первые яркие переживания от волшебных превращений простых обыденных вещей в нечто чудесное, волнующее у меня связаны с отцом. Помню, как после работы он приходит домой с красными полотнами, которые должны стать лозунгами для колхозного праздника. Отец аккуратно, с любовью разводит гуашевые краски, добавляя в них казеиновый клей для того, чтобы буквы не смывало дождём. Как-то он нечаянно переложил клея в краску: при высыхании буквы красиво сморщили вокруг себя ткань, создав удивительный узор. Отец очень из-за этого огорчался, а меня этот эффект ткани привёл в восторг. Видимо, тогда во мне впервые проснулся художник. А какие получались лозунги у отца: я такие никогда и нигде больше не встречал! Это были уютные, ласковые разноцветные лозунги, где каждое слово было написано своим цветом, своим шрифтом (у отца, сына муллы, была великолепная каллиграфия – он с детства переписывал книги на арабском языке). Отчетливо вижу себя маленького, с сонными покрасневшими глазами перед столом с керосиновой лампой, жадно следящим, как отец старательно выводит эти загадочные буквы на лозунгах. Я не умел ещё читать и не мог знать, что из этих красивых букв составляются яростные призывы строителей коммунизма. Я благодарен отцу за то, что он позволял мне допоздна засиживаться с ним за этим удивительным занятием. А ведь каждые десять-пятнадцать минут раздавался голос бабушки из другой комнаты, иногда твердо требующей у отца, чтобы он меня прогнал спать, а иногда хитро и ласково просящей меня, чтобы я шёл в кровать. Видимо, она тогда чувствовала, как самый любимый внук постепенно выходит из под её опеки. Конечно, это была своего рода ревность: внук всё больше увлекается занятиями отца, а ведь ещё недавно не отходил от нее, заворожено слушая её волшебные сказки и рассказы. До сих пор ощущаю этот запах керосиновой копоти и красного сатина. Отец начинает вырисовывать самый красивый завиток следующей буквы, а мои уставшие глаза сами собой предательски закрываются, и я незаметно засыпаю прямо за столом.
В родительском доме всегда было много репродукций с картин зарубежных и русских художников: отец был увлечен живописью и собирал открытки, где только мог. Ещё было много полотенец, скатертей и покрывал, сшитых и украшенных заботливыми руками бабушки и мамы. До сих пор у меня в мастерской хранится коврик, сшитый мамой из лоскутков бархатной ткани лет сорок тому назад. Невероятно изысканное сочетание коричневого с зеленым. Зеленый взят через умбру. Коричневый такой нежный и теплый. А ещё вкрапления кусочков атласа тоже зеленого, но уже с холодным оттенком, цвета. Надо же было обладать таким чувством гармонии, чтобы сочетать всё это в одном коврике! Часто мне хочется вернуться в дом моего детства, полежать на диване, часами рассматривая «Охоту на львов» Э. Делакруа и ещё целый ряд репродукций, прикрепленных под стеклом на спинке старинного дивана (отец время от времени менял их). Или просто любоваться узорами многочисленных цветов на окнах и ажурными тенями на полу и стенах, отбрасываемых от плетеных стульев. Моё детство проходило в скромной и тихой обители, где меня окружали любящие друг друга люди. Родители видели красоту повсюду и исподволь, незаметно открывали её нам, своим детям, обращая внимание на скромный луговой цветок, узор на морозном стекле, на хрустальные капельки росы, дрожавшие в осенней паутине.
Ещё один немаловажный факт, почему я в раннем детстве захотел непременно стать художником. Помню, как мой старший брат Ринат рисовал на большом листе портрет писателя, то ли Габдуллы Тукая, то ли Мусы Джалиля – сейчас точно не помню. Тогда среди юных художников сельских школ проводился конкурс, посвященный юбилею одного из этих писателей. Брат хорошо рисовал (в тугаевской начальной школе до 6 класса он был неизменным участником всех художественных конкурсов): вот ему и доверили этот портрет. Я находился дома и мог наблюдать за его работой. На этот раз у брата не получалось: он снова и снова смывал написанный портрет с листа. Надо заметить, что выданный брату лист был с номером, т.е. за каждой школой закреплялся свой именной лист. Я испытывал огромное волнение от сопричастности этому важному событию. Ещё бы! Я должен был беспрестанно качать воду на уличной колонке, пока брат под струей чистой проточной воды аккуратно, чтобы не испортить лист, смывал очередной неудавшийся портрет. Он был неумолим к себе, мне же казалось, что все предыдущие уничтоженные таким образом портреты были превосходными. В конце концов, он оставил последний портрет. Может быть, был им доволен, а может, лист от многочисленного смывания стал таким тонким, что следующая такая операция могла для юного художника обернуться настоящим крахом. Страшно было даже подумать: ведь мог не оправдать надежды всего коллектива школы, да что там школы – всей деревни!
Ещё помню, как на уроках рисования я по поводу и без повода повторял один и тот же сюжет, нарисованный когда-то старшим братом: весенняя пашня с трактором и бочки солярки под березой. У него с любовью и так убедительно было всё изображено: изгиб березы, передающий безмятежное состояние природы, стайка грачей в небе, трактор, превращающий стерню в аккуратные, как будто бы нарисованные бороздки. Глядя на эти две стоявшие под березой черные бочки со следами подтеков, ты словно чувствовал запах солярки, смешанный с терпким ароматом готовых распуститься березовых почек. Наверное, тогда я и был навсегда покорен ни с чем несравнимой, такой мощной силой воздействия искусства».
Названный в честь знаменитого художника эпохи Возрождения (в этом отразилось наивное желание отца, чтобы сын хотя бы именем напоминал о собственной несбывшейся мечте), Рафаэль стал единственным в семье, кто целиком посвятил себя искусству. В десятилетнем возрасте он уехал в Уфу, где поступил учиться в республиканскую среднюю художественную школу-интернат, по окончании которой продолжил образование на только что открывшемся художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института. Стал одним из лучших студентов того первого худграфовского выпуска: получил диплом с отличием. Сейчас, оглядываясь на годы своей учебы, художник Рафаэль Кадыров пишет: «Не могу сказать, что кто-то из моих учителей тогда оказал на меня сильное влияние. Самым ценным, что я вынес из стен института, было решение найти свой путь в искусстве и никогда никому не подражать».
Картины Рафаэля Кадырова в Галерее
Другие статьи о художнике:
Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Непреходящее.
Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Хорош божий мир! Хороша моя родина!
← Живопись – как правильно решенная задача. | Современные художники Башкирии - Гузель Мухамедьярова. Нетканый гобелен. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...