Борис Самосюк. Путь.

Мужчина и женщина.

Eсть такой продукт - манка, а есть молоко, - говорит художник Ольга Самосюк. - Но когда их готовят вместе, получается уже не манка и не молоко - не­что третье. Так и Уфа, Башкирия - это котел, в котором кипят и Восток, и Запад. Это дает особое культурное варево. У нас очень сильный Союз художников в рам­ках российского союза: с Москвой и Пи­тером - все понятно, а потом идет Сверд­ловск и мы - человек по двести профессиональных художников. Для сравнения: в Оренбурге - не больше двенадцати.

Но что с Уфой творится! Стирается исторический облик города, сносят клю­чевые дома - с ажурными ставенками, с флюгерами. Как-то на выставке подруга подвела ко мне человека из комитета по охране памятников. Он знакомится: мне, мол, очень приятно. А мне - не приятно, отвечаю. Никакие памятники вы не охра­няете! Нигде такого нет, чтобы старин­ный дом в центре города весь закрыли рекламными щитами. Так нельзя!

Сейчас общество становится очень жестоким. Мы малышами с братом на лодке спокойно плавали на другой берег Уфимки, а сейчас вывести детей в лес можно только под охраной папы. Что же изменилось? Все знакомые вокруг - вро­де хорошие люди. Но происходит все большая локализация социальных пу­зырьков. Представители культурной сре­ды все дальше удаляются от собственно городской среды. Мы детишек в школе учим: на любой стадии рисунка нельзя стирать все - нуж­но оставить хотя бы одну правильную ли­нию. Если ты стер все, будешь повторять свои ошибки заново, - это закон не только искусства, а всей жизни. Если у нас были в прошлом плюсы, то зачем же все обгаживать, стирать подчистую? Есть ведь вещи вечные, не зависящие ни от времени на дворе, ни от строя.

А культурный слой - тонок. Вот как-то, давно уже, захожу в галерею «Сангат», а оттуда выходит невысокий такой растрепанный человек. Он идет, у него спере­ди - край шарфа, а другой край свисает со спины, волочится по земле. Он его ищет, крутится, никак не может увидеть: шарф еле земли касается. Я молча подо­шла, ему шарф этот на шею закинула. Он повернулся и говорит: «Ой, Самосюк!» Я отвечаю: «Да, здравствуйте». А он: «Очень приятно, меня Саша Касымов зо­вут». Вот это был настоящий интелли­гент».

«У нас часто интеллигентность и ду­ховную значимость человека путают с его начитанностью, - вторит супруге Борис Самосюк. - Человек может обладать эн­циклопедическими знаниями, но при этом быть махровым эгоистом и совер­шенно неинтеллигентным человеком. А при этом необразованный старик в дерев­не будет интеллигентен. За границей во­обще нет понятия «интеллигенция», там говорят «интеллектуал», там понятие «духовность» в значимости человека от­сутствует. На первом месте - интеллект, умение логически размышлять. А у нас интеллигент - это человек по-настояще­му духовно богатый. Хотя сейчас вся сис­тема образования, занимания должностей не подразумевает наличие духа. Совре­менная культура - это эпатаж, подменя­ющий искусство, перевирание классики. Хочешь ты выразить себя, так напиши новый текст или закажи его, зачем же из­галяться над уже сделанным? Сейчас пи­шутся тексты не хуже, чем у, к примеру, Толстого, но они еще не заняли в умах че­ловечества достаточно значимого места. И не могут занять при нынешнем состоя­нии дел. В принципе, культуру, в настоя­щем ее понимании, потребляли всегда не более 15% населения. А остальные как раньше заглатывали лубок, кабацкие пе­сенки, так и сейчас продолжают. Тут главное, отдавать себе отчет - кто ты, и не причислять себя к культурным людям на основании того, что читаешь за обе­дом детективы, а в машине слушаешь Круга.

И так будет всегда. Я убедился на соб­ственных детях, что прожить и потребить твой опыт следующие поколения не в состоянии. Даже мизера усилий не прикла­дывают, чтобы что-нибудь в себя зака­чать: они накапливают свой опыт».

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Мелусина".

Тем не менее, художники Ольга и Бо­рис Самосюк трудолюбиво воскрешают в своих работах опыт сотен поколений. «Может быть,- шутит Ольга, - когда-нибудь их будут изучать как наскальную живопись».

БЕЗОБРАЗИЕ ПО ИМЕНИ ТВОРЧЕСТВО

«Человек, пока жив, все равно будет этим безобразием по имени творчество заниматься, - продолжает Ольга. - Это вещь в быту, в общем-то, бесполезная, но необходимая - она и отличает человека от животного. Мы способны творить, животные - нет, с этим не поспоришь».

Одна бонтонная дама как-то спроси­ла сама себя: «Нужна ли я в искусстве?» На что муж ей ответил: «А есть ли искусство в тебе?»

Что такое искусство в человеке, кро­ме того, что оно - видовой признак homo sapiens? Способ существования, способ познания мира или, может быть, отклоне­ние от нормы?

«Искусство вообще непонятно для чего, - усмехается Ольга Самосюк. - Если дырка на обоях, то картиной ее мож­но закрыть. Но искусство есть, и оно от­личается от узаконенной жилплощади тем, что безразмерно, что в нем бесконеч­ное - третье, четвертое, двадцать пятое - измерение, и каждому художнику, если он самобытен, найдется своя ниша».

Ольга Самосюк выбрала нишу не са­мую спокойную. Техника, в которой она в основном работает, офорт, это труд, тяжелый даже для дюжего мужика. Но еще тя­желее пропускать через себя и простран­ство, и время, и тысячи людей - живых, иначе не было бы искусства, а лишь ими­тация, которая присуща и дельфинам, и обезьянам, и слонам... Ее серия офортов «Цивилизация» - почти микеланджеловская по замыслу и исполнению - густо населена персонажами мировой истории и культуры. «Цивилизация» - отнюдь не иллюстрация к школьным учебникам, а вызванный к жизни магией творчества параллельный мир, в котором, как в зер­кале, можно разглядеть и сегодняшний день. Ольга Самосюк так концентрирует время, что в одной точке ее пространства смыкается и прошлое, и будущее, и пони­маешь, что все в нашей жизни происходит всегда и сейчас. Что в эту самую минуту арены Колизея захлебываются востор­женным криком: «Убей!». Что каждую се­кунду рассыпаются руны, случаются вой­ны...

«Если возникает ощущение какой-то вибрирующей цветовой среды, которого до этого не было, - передо мной вещь, - говорит Ольга. — Возникает цветовое пространство. А если вижу, как кисточкой человек закрашивал участки бумаги, то это — не живопись, это раскраска получа­ется».

Так что такое красота? И что есть женская красота? «Барбиризация страны закончилась уже! - заявляет красавица Ольга Самосюк. - Если бы сто лет назад ценились такие девушки, которые ходят сейчас по подиуму, нас бы не было! Я своим ученикам говорю: у вас, навер­ное, мамы не все топ-модели? А кто-нибудь при этом может сказать, что мама некрасивая? Нет? А почему? Молчат. А потому, подсказываю, что вы ее любите. Природа не для того нас миллионы лет пестовала, чтобы пришли модельеры и сказали: мне удобно работать с вешалка­ми, так что вешалка теперь эталон красо­ты».

Борис Самосюк. Харон.

Борис Самосюк. Харон.

Женщины на листах Ольги Самосюк роскошны - это матери или будущие ма­тери, воплощение животворящей силы Земли. Перед ними стоят на задних лапах и мужчины, и львы, и прочие дикие звери. Эти сильные представительницы слабого пола служат всеобщему Равновесию (цикл «Равновесие»): они складывают на чашу мировых весов свою любовь, чтобы перевесить смерть. Тема равновесия про­слеживается и в работе «Византия»: в ле­вой ее части - мужчины, в правой - женщины. Человек в равновесии посреди ха­оса чувствует себя уютно и мирно («Кры­лья времени»), он уравновешивается всеми стихиями, и ему противопоставляется экзотический бестиарий, ставший види­мым благодаря колдовскому глазу худож­ницы.

ТЫ НОСИШЬ имя И ДУМАЕШЬ, ЧТО ЖИВ

«Рождение разума» — так называется одна из работ Бориса Самосюка. Герой ее уже прошел все круги эмоционального состояния, ушел из бестиария — за спи­ной его выросли крылья Духа, но движе­ние, развитие продолжается - наступает осознание, рождается разум. Он появля­ется в муках, осознанность горька, стра­дальчески выгнуты крылья за сгорблен­ной спиной прозревающего человека. Вокруг не лица — лишь пустые безглазые маски: каждый безнадежно одинок в мо­мент рождения разума, так же одинок он, когда приходит в этот мир или покидает его. Так же пронзительно одинок он и пред вратами рая, когда ничего уже нельзя изменить («Врата рая»). Бессмыс­ленные - мертвые или спящие - одина­ковые лица: посмертные слепки с челове­ка вчерашнего, позавчерашнего, со всех его предков, так и не дождавшихся рожде­ния разума. Но вот в одной из масок — той, которой случайно коснулось сложен­ное крыло, - прорезались глаза, пришло понимание. Увы, разум все же родился, и нельзя дальше жить бездумно и радостно.

Печалью осознанности отмечены по­чти все работы Бориса Самосюка. Они - прозрение среди обыденности: с картина­ми художника неотвратимо входят зна­ния о смерти, о мире, о духовной истории человечества. Борис Самосюк с помощью бушующего, пульсирующего, активного цвета обдирает физическую личину, обо­лочку с привычных представлений, с устоявшихся мифов. Он пробивается к ис­токам религий и философских учений, пытаясь обнаружить Дух, зафиксировать момент - не рождения даже - зачатия мысли, идеи. Он снимает исторические наслоения - одно за другим, чтобы заста­вить людей не смотреть, наконец, а ви­деть.

«Глаза — это зеркало жизни, рот дан человеку от дьявола», — сказал как-то Борис Самосюк. Глаза с печалью мудрос­ти взирают с большинства его работ — четко прорисованные на безротых рас­плывчатых лицах. Рот воспринимается как некий изъян. Вот он нелепо и жалко распахнут навстречу равнодушному ис­тукану и безучастному Солнцу («Идоло­поклонство»). При этом глаза почти не заметны на перевернутом лице. У других «отрицательных» персонажей («Ангел тьмы» и «Падший ангел») тоже раскрыты рты, а глаза прищурены. А у ангела смер­ти и вовсе нет лица.

Лица, имена: каждая работа - прит­ча. Огромная черепаха, везущая на себе из последних сил измученную умирающую женщину, - Землю? Бесстрастный Харон, с усилием преодолевающий сопро­тивление не желающих в забытье душ. Отшельник, бродящий среди желтизны, - автопортрет? Древо жизни, на ветвях ко­торого - плод заботливых предков - человек, прикинувшийся то ли спящим, то ли умершим. Мать с младенцем, проти­востоящая смерти, на триптихе «Ты но­сишь имя и думаешь, что жив»...

Новый взгляд на привычное - этот принцип относится не только к сущности работ художника, но и к их изготовлению. Борис Самосюк безбоязненно сочетает базовые техники, изобретая в результате собственные технологии и личный стиль. Собирает на лист - особый, схожий по текстуре с кожей - и пастель, и акварель, и масляную живопись и получает органичное естественное полотно, макси­мально соответствующее внутреннему содержанию своих картин. Подобно тому, как пришедшая в мир душа участвует в процессе формирования тела, наращивая его из всего подручного материала, так душа полотен Бориса Самосюка наращи­вает на себя плоть из всего многообразия художественных материалов.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".

Самосюк не создает ничего рядового - а зачем? Все, за что он берется, выходит из-под его рук необычным, будоражащим воображение и разум. Занимается ли он гравюрой, витражом или просто мастерит из приглянувшейся деревяшки какую-то утварь в загородный дом семьи Самосюк.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Все, кто приезжает к ним в их миньярский дом, удивляются: «У Бориса золо­тые руки!» Он мирно косит траву на газо­не, его супруга идет по грибы — идиллия?

Ее работы — всего их более полуты­сячи — хранятся во многих музеях и част­ных коллекциях в России и за рубежом: в БГХМ имени Нестерова, Екатеринбургс­ком художественном музее, Ирбитском музее изобразительных искусств. Магнитогорской картинной галерее, Музее со­временного искусства (Москва), Музее экслибриса (Москва), художественной галерее Маастрихт (Голландия), а также в Бельгии, Германии, Израиле, Италии, Китае, Польше, Франции, Чехии, Украине, Японии... Он — не менее признанный художник, чье имя прославлено по всему миру. Оба — давно уже члены Союза ху­дожников России. Как же уживаются вместе два таких ярких творческих чело­века?

А уживаются они хорошо. «Так ни разу и не удалось поругаться», — призна­ется Ольга.

«Обычно мир мужчины с рождения является для него главным, — поясняет Борис. — II все, что его окружает, воспринимается как приложение. Я же от­ношу себя к тому типу, который считает: чтобы я сам стал богаче, вокруг меня должны находиться люди, которые тоже имеют возможность проявлять самость и расти. Поэтому я сознательно ущемляю себя в чем-то, зная, что чего-то не достиг­ну, недополучу. Но я отдам часть своего времени на то, что мне, в конечном ито­ге, будет комфортно. Ведь рядом со мной будет не задерганная женщина, которая будет стоять у плиты и все время на меня обижаться, что я ее «заел». А — лич­ность».

Онн поженились почтн сразу после знакомства — достаточно было порабо­тать бок о бок, чтобы понять, с каким человеком свела судьба. «Мы же не в ноч­ном клубе встретились, — пожимает пле­чами Ольга. — Тем более, Боря прошел туризм, там мерзавцев вообще не может быть».

Секрет их семейного счастья очень прост: они всегда уважали интересы и мнения друг друга. Но как сложно следо­вать этому рецепту, если от природы не дано уважения ни к себе, ни к другим.

«Нам повезло — мы выросли в хоро­ших семьях, с хорошими мамами и папа­ми, — говорит Ольга Самосюк. — Но сей­час все больше и больше неполных семей — к нам в школу дети приносят справки, каждый год их количество множится. Раньше развод воспринимался как траге­дия, сейчас это — норма. Женщины стали самостоятельнее, им проще расстаться. Сегодня люблю, завтра разлюбил и — до свидания, не сошлись характерами. Но для ребенка-то развод по-прежнему — крушение мира. Дети страдают всегда. Ребенок любит и маму, и папу, он не пони­мает, почему его лишили человека, кото­рого он любит. Поэтому нужно думать, когда идешь замуж или женишься: ты идешь не просто так, в парк погулять с собачкой. Бедные наши современные дети перегружены ответственностью, ко­торую взрослые так беззаботно с себя скидывают. Невзросление общества наше­го - вот что страшно и грустно».

И Ольга, и Борис по очереди легко оставались с детьми, когда одному из них нужно было отлучиться. Воспиты­вали без особых назиданий, с убеждени­ем, что детей нужно просто любить. «У нас с Борей была первая и единственная установка: никогда не разделялись мне­ния, мол, папа сказал так, а мама сказа­ла по-другому, - вспоминает Ольга. - Потому, что ребенок тут же находит ла­зейку, он отлично знает, к кому с чем обратиться».

Сейчас выросли и дочь, и сын. Сын Константин - «типичный современный оболтус компьютерного поколения», по маминому определению, - вот-вот дол­жен вернуться из армии, куда пошел со­знательно, по личным убеждениям.

«Костя теперь глаза прятать не будет, - гордится мама. За эти два года он очень вырос, стал взрослым, нормальным человеком... Понял, как на самом деле любит родителей. У меня и отец, и муж служили, и оба - настоящие мужчины. Мы, мамы, как клушки, трясемся над детьми, а потом говорим, что нет мужиков, что все мужи­ки сво... В детском саду - одни женщины, в школе - женщины, дома мальчишки сидят за маминой юбкой. Что же удив­ляться, что мужчины обабились? Армия - последний оплот, куда бабье еще не проникло. Но и оттуда тащим их себе под подол».

Ольгина бабушка прожила сто лет, дома у них под одной крышей мирно, хоть и не просто, сосуществовали несколько поколе­ний. Художники Ольга и Борис Самосюк не выступают на трибунах, не устраивают перфомансы с раздеванием - они просто учат детей рисовать и творят сами. И подобно тому, как в их работах рождаются все новые и новые модели мира, они сами - идеальная модель чело­веческого счастья. Модель остроумная и примитивная, как весы: на одной чаше - настоящая женщина, на другой — настоя­щий мужчина. И ее любовь дополняет его разум прозорливостью.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

תמונות אמיתיות של נערות ליווי בתל אביבת בחורות הכי יפות במרכז הארץ

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта