Мужчина и женщина.
Eсть такой продукт - манка, а есть молоко, - говорит художник Ольга Самосюк. - Но когда их готовят вместе, получается уже не манка и не молоко - нечто третье. Так и Уфа, Башкирия - это котел, в котором кипят и Восток, и Запад. Это дает особое культурное варево. У нас очень сильный Союз художников в рамках российского союза: с Москвой и Питером - все понятно, а потом идет Свердловск и мы - человек по двести профессиональных художников. Для сравнения: в Оренбурге - не больше двенадцати.
Но что с Уфой творится! Стирается исторический облик города, сносят ключевые дома - с ажурными ставенками, с флюгерами. Как-то на выставке подруга подвела ко мне человека из комитета по охране памятников. Он знакомится: мне, мол, очень приятно. А мне - не приятно, отвечаю. Никакие памятники вы не охраняете! Нигде такого нет, чтобы старинный дом в центре города весь закрыли рекламными щитами. Так нельзя!
Сейчас общество становится очень жестоким. Мы малышами с братом на лодке спокойно плавали на другой берег Уфимки, а сейчас вывести детей в лес можно только под охраной папы. Что же изменилось? Все знакомые вокруг - вроде хорошие люди. Но происходит все большая локализация социальных пузырьков. Представители культурной среды все дальше удаляются от собственно городской среды. Мы детишек в школе учим: на любой стадии рисунка нельзя стирать все - нужно оставить хотя бы одну правильную линию. Если ты стер все, будешь повторять свои ошибки заново, - это закон не только искусства, а всей жизни. Если у нас были в прошлом плюсы, то зачем же все обгаживать, стирать подчистую? Есть ведь вещи вечные, не зависящие ни от времени на дворе, ни от строя.
А культурный слой - тонок. Вот как-то, давно уже, захожу в галерею «Сангат», а оттуда выходит невысокий такой растрепанный человек. Он идет, у него спереди - край шарфа, а другой край свисает со спины, волочится по земле. Он его ищет, крутится, никак не может увидеть: шарф еле земли касается. Я молча подошла, ему шарф этот на шею закинула. Он повернулся и говорит: «Ой, Самосюк!» Я отвечаю: «Да, здравствуйте». А он: «Очень приятно, меня Саша Касымов зовут». Вот это был настоящий интеллигент».
«У нас часто интеллигентность и духовную значимость человека путают с его начитанностью, - вторит супруге Борис Самосюк. - Человек может обладать энциклопедическими знаниями, но при этом быть махровым эгоистом и совершенно неинтеллигентным человеком. А при этом необразованный старик в деревне будет интеллигентен. За границей вообще нет понятия «интеллигенция», там говорят «интеллектуал», там понятие «духовность» в значимости человека отсутствует. На первом месте - интеллект, умение логически размышлять. А у нас интеллигент - это человек по-настоящему духовно богатый. Хотя сейчас вся система образования, занимания должностей не подразумевает наличие духа. Современная культура - это эпатаж, подменяющий искусство, перевирание классики. Хочешь ты выразить себя, так напиши новый текст или закажи его, зачем же изгаляться над уже сделанным? Сейчас пишутся тексты не хуже, чем у, к примеру, Толстого, но они еще не заняли в умах человечества достаточно значимого места. И не могут занять при нынешнем состоянии дел. В принципе, культуру, в настоящем ее понимании, потребляли всегда не более 15% населения. А остальные как раньше заглатывали лубок, кабацкие песенки, так и сейчас продолжают. Тут главное, отдавать себе отчет - кто ты, и не причислять себя к культурным людям на основании того, что читаешь за обедом детективы, а в машине слушаешь Круга.
И так будет всегда. Я убедился на собственных детях, что прожить и потребить твой опыт следующие поколения не в состоянии. Даже мизера усилий не прикладывают, чтобы что-нибудь в себя закачать: они накапливают свой опыт».
Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Мелусина".
Тем не менее, художники Ольга и Борис Самосюк трудолюбиво воскрешают в своих работах опыт сотен поколений. «Может быть,- шутит Ольга, - когда-нибудь их будут изучать как наскальную живопись».
БЕЗОБРАЗИЕ ПО ИМЕНИ ТВОРЧЕСТВО
«Человек, пока жив, все равно будет этим безобразием по имени творчество заниматься, - продолжает Ольга. - Это вещь в быту, в общем-то, бесполезная, но необходимая - она и отличает человека от животного. Мы способны творить, животные - нет, с этим не поспоришь».
Одна бонтонная дама как-то спросила сама себя: «Нужна ли я в искусстве?» На что муж ей ответил: «А есть ли искусство в тебе?»
Что такое искусство в человеке, кроме того, что оно - видовой признак homo sapiens? Способ существования, способ познания мира или, может быть, отклонение от нормы?
«Искусство вообще непонятно для чего, - усмехается Ольга Самосюк. - Если дырка на обоях, то картиной ее можно закрыть. Но искусство есть, и оно отличается от узаконенной жилплощади тем, что безразмерно, что в нем бесконечное - третье, четвертое, двадцать пятое - измерение, и каждому художнику, если он самобытен, найдется своя ниша».
Ольга Самосюк выбрала нишу не самую спокойную. Техника, в которой она в основном работает, офорт, это труд, тяжелый даже для дюжего мужика. Но еще тяжелее пропускать через себя и пространство, и время, и тысячи людей - живых, иначе не было бы искусства, а лишь имитация, которая присуща и дельфинам, и обезьянам, и слонам... Ее серия офортов «Цивилизация» - почти микеланджеловская по замыслу и исполнению - густо населена персонажами мировой истории и культуры. «Цивилизация» - отнюдь не иллюстрация к школьным учебникам, а вызванный к жизни магией творчества параллельный мир, в котором, как в зеркале, можно разглядеть и сегодняшний день. Ольга Самосюк так концентрирует время, что в одной точке ее пространства смыкается и прошлое, и будущее, и понимаешь, что все в нашей жизни происходит всегда и сейчас. Что в эту самую минуту арены Колизея захлебываются восторженным криком: «Убей!». Что каждую секунду рассыпаются руны, случаются войны...
«Если возникает ощущение какой-то вибрирующей цветовой среды, которого до этого не было, - передо мной вещь, - говорит Ольга. — Возникает цветовое пространство. А если вижу, как кисточкой человек закрашивал участки бумаги, то это — не живопись, это раскраска получается».
Так что такое красота? И что есть женская красота? «Барбиризация страны закончилась уже! - заявляет красавица Ольга Самосюк. - Если бы сто лет назад ценились такие девушки, которые ходят сейчас по подиуму, нас бы не было! Я своим ученикам говорю: у вас, наверное, мамы не все топ-модели? А кто-нибудь при этом может сказать, что мама некрасивая? Нет? А почему? Молчат. А потому, подсказываю, что вы ее любите. Природа не для того нас миллионы лет пестовала, чтобы пришли модельеры и сказали: мне удобно работать с вешалками, так что вешалка теперь эталон красоты».
Борис Самосюк. Харон.
Женщины на листах Ольги Самосюк роскошны - это матери или будущие матери, воплощение животворящей силы Земли. Перед ними стоят на задних лапах и мужчины, и львы, и прочие дикие звери. Эти сильные представительницы слабого пола служат всеобщему Равновесию (цикл «Равновесие»): они складывают на чашу мировых весов свою любовь, чтобы перевесить смерть. Тема равновесия прослеживается и в работе «Византия»: в левой ее части - мужчины, в правой - женщины. Человек в равновесии посреди хаоса чувствует себя уютно и мирно («Крылья времени»), он уравновешивается всеми стихиями, и ему противопоставляется экзотический бестиарий, ставший видимым благодаря колдовскому глазу художницы.
ТЫ НОСИШЬ имя И ДУМАЕШЬ, ЧТО ЖИВ
«Рождение разума» — так называется одна из работ Бориса Самосюка. Герой ее уже прошел все круги эмоционального состояния, ушел из бестиария — за спиной его выросли крылья Духа, но движение, развитие продолжается - наступает осознание, рождается разум. Он появляется в муках, осознанность горька, страдальчески выгнуты крылья за сгорбленной спиной прозревающего человека. Вокруг не лица — лишь пустые безглазые маски: каждый безнадежно одинок в момент рождения разума, так же одинок он, когда приходит в этот мир или покидает его. Так же пронзительно одинок он и пред вратами рая, когда ничего уже нельзя изменить («Врата рая»). Бессмысленные - мертвые или спящие - одинаковые лица: посмертные слепки с человека вчерашнего, позавчерашнего, со всех его предков, так и не дождавшихся рождения разума. Но вот в одной из масок — той, которой случайно коснулось сложенное крыло, - прорезались глаза, пришло понимание. Увы, разум все же родился, и нельзя дальше жить бездумно и радостно.
Печалью осознанности отмечены почти все работы Бориса Самосюка. Они - прозрение среди обыденности: с картинами художника неотвратимо входят знания о смерти, о мире, о духовной истории человечества. Борис Самосюк с помощью бушующего, пульсирующего, активного цвета обдирает физическую личину, оболочку с привычных представлений, с устоявшихся мифов. Он пробивается к истокам религий и философских учений, пытаясь обнаружить Дух, зафиксировать момент - не рождения даже - зачатия мысли, идеи. Он снимает исторические наслоения - одно за другим, чтобы заставить людей не смотреть, наконец, а видеть.
«Глаза — это зеркало жизни, рот дан человеку от дьявола», — сказал как-то Борис Самосюк. Глаза с печалью мудрости взирают с большинства его работ — четко прорисованные на безротых расплывчатых лицах. Рот воспринимается как некий изъян. Вот он нелепо и жалко распахнут навстречу равнодушному истукану и безучастному Солнцу («Идолопоклонство»). При этом глаза почти не заметны на перевернутом лице. У других «отрицательных» персонажей («Ангел тьмы» и «Падший ангел») тоже раскрыты рты, а глаза прищурены. А у ангела смерти и вовсе нет лица.
Лица, имена: каждая работа - притча. Огромная черепаха, везущая на себе из последних сил измученную умирающую женщину, - Землю? Бесстрастный Харон, с усилием преодолевающий сопротивление не желающих в забытье душ. Отшельник, бродящий среди желтизны, - автопортрет? Древо жизни, на ветвях которого - плод заботливых предков - человек, прикинувшийся то ли спящим, то ли умершим. Мать с младенцем, противостоящая смерти, на триптихе «Ты носишь имя и думаешь, что жив»...
Новый взгляд на привычное - этот принцип относится не только к сущности работ художника, но и к их изготовлению. Борис Самосюк безбоязненно сочетает базовые техники, изобретая в результате собственные технологии и личный стиль. Собирает на лист - особый, схожий по текстуре с кожей - и пастель, и акварель, и масляную живопись и получает органичное естественное полотно, максимально соответствующее внутреннему содержанию своих картин. Подобно тому, как пришедшая в мир душа участвует в процессе формирования тела, наращивая его из всего подручного материала, так душа полотен Бориса Самосюка наращивает на себя плоть из всего многообразия художественных материалов.
Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".
Самосюк не создает ничего рядового - а зачем? Все, за что он берется, выходит из-под его рук необычным, будоражащим воображение и разум. Занимается ли он гравюрой, витражом или просто мастерит из приглянувшейся деревяшки какую-то утварь в загородный дом семьи Самосюк.
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Все, кто приезжает к ним в их миньярский дом, удивляются: «У Бориса золотые руки!» Он мирно косит траву на газоне, его супруга идет по грибы — идиллия?
Ее работы — всего их более полутысячи — хранятся во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом: в БГХМ имени Нестерова, Екатеринбургском художественном музее, Ирбитском музее изобразительных искусств. Магнитогорской картинной галерее, Музее современного искусства (Москва), Музее экслибриса (Москва), художественной галерее Маастрихт (Голландия), а также в Бельгии, Германии, Израиле, Италии, Китае, Польше, Франции, Чехии, Украине, Японии... Он — не менее признанный художник, чье имя прославлено по всему миру. Оба — давно уже члены Союза художников России. Как же уживаются вместе два таких ярких творческих человека?
А уживаются они хорошо. «Так ни разу и не удалось поругаться», — признается Ольга.
«Обычно мир мужчины с рождения является для него главным, — поясняет Борис. — II все, что его окружает, воспринимается как приложение. Я же отношу себя к тому типу, который считает: чтобы я сам стал богаче, вокруг меня должны находиться люди, которые тоже имеют возможность проявлять самость и расти. Поэтому я сознательно ущемляю себя в чем-то, зная, что чего-то не достигну, недополучу. Но я отдам часть своего времени на то, что мне, в конечном итоге, будет комфортно. Ведь рядом со мной будет не задерганная женщина, которая будет стоять у плиты и все время на меня обижаться, что я ее «заел». А — личность».
Онн поженились почтн сразу после знакомства — достаточно было поработать бок о бок, чтобы понять, с каким человеком свела судьба. «Мы же не в ночном клубе встретились, — пожимает плечами Ольга. — Тем более, Боря прошел туризм, там мерзавцев вообще не может быть».
Секрет их семейного счастья очень прост: они всегда уважали интересы и мнения друг друга. Но как сложно следовать этому рецепту, если от природы не дано уважения ни к себе, ни к другим.
«Нам повезло — мы выросли в хороших семьях, с хорошими мамами и папами, — говорит Ольга Самосюк. — Но сейчас все больше и больше неполных семей — к нам в школу дети приносят справки, каждый год их количество множится. Раньше развод воспринимался как трагедия, сейчас это — норма. Женщины стали самостоятельнее, им проще расстаться. Сегодня люблю, завтра разлюбил и — до свидания, не сошлись характерами. Но для ребенка-то развод по-прежнему — крушение мира. Дети страдают всегда. Ребенок любит и маму, и папу, он не понимает, почему его лишили человека, которого он любит. Поэтому нужно думать, когда идешь замуж или женишься: ты идешь не просто так, в парк погулять с собачкой. Бедные наши современные дети перегружены ответственностью, которую взрослые так беззаботно с себя скидывают. Невзросление общества нашего - вот что страшно и грустно».
И Ольга, и Борис по очереди легко оставались с детьми, когда одному из них нужно было отлучиться. Воспитывали без особых назиданий, с убеждением, что детей нужно просто любить. «У нас с Борей была первая и единственная установка: никогда не разделялись мнения, мол, папа сказал так, а мама сказала по-другому, - вспоминает Ольга. - Потому, что ребенок тут же находит лазейку, он отлично знает, к кому с чем обратиться».
Сейчас выросли и дочь, и сын. Сын Константин - «типичный современный оболтус компьютерного поколения», по маминому определению, - вот-вот должен вернуться из армии, куда пошел сознательно, по личным убеждениям.
«Костя теперь глаза прятать не будет, - гордится мама. За эти два года он очень вырос, стал взрослым, нормальным человеком... Понял, как на самом деле любит родителей. У меня и отец, и муж служили, и оба - настоящие мужчины. Мы, мамы, как клушки, трясемся над детьми, а потом говорим, что нет мужиков, что все мужики сво... В детском саду - одни женщины, в школе - женщины, дома мальчишки сидят за маминой юбкой. Что же удивляться, что мужчины обабились? Армия - последний оплот, куда бабье еще не проникло. Но и оттуда тащим их себе под подол».
Ольгина бабушка прожила сто лет, дома у них под одной крышей мирно, хоть и не просто, сосуществовали несколько поколений. Художники Ольга и Борис Самосюк не выступают на трибунах, не устраивают перфомансы с раздеванием - они просто учат детей рисовать и творят сами. И подобно тому, как в их работах рождаются все новые и новые модели мира, они сами - идеальная модель человеческого счастья. Модель остроумная и примитивная, как весы: на одной чаше - настоящая женщина, на другой — настоящий мужчина. И ее любовь дополняет его разум прозорливостью.
← Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Новые поиски. Работы 1995-2007 годов. Часть 2. | Современные художники Башкирии - Ильдус Валитов. Акварель - это то, куда я ухожу весь... → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...