Водоем. Холст. Масло. 130Х162.

Картины Рафаэля Кадырова, написанные в 2002-2007 годах, позволяют выявить новые тенденциях, появившиеся в его творчестве. Первое, это работа над историческими образами и темами, что ранее ему было несвойственно. Причины этого явления кроются в следующем: в условиях дискредитировавшей себя идеологии, многие видные деятели культуры и искусства в республиках бывшего СССР, стараясь сохранить нравственное здоровье нации, её самобытность и самостоятельность, взяли на себя миссию по возвращению утраченных когда-то ценностных ориентиров. Для Рафаэля Кадырова, как и для многих из них, выполнение этой задачи виделось в использовании духовного опыта предков, в обращении к образам народных героев, к историческим событиям в жизни Башкирии, имеющим и сегодня большое воспитательное значение.

Стремясь внести свою лепту в возрождение национальных идеалов, Рафаэль принимает активное участие в республиканских конкурсах и пишет произведения: «Урал батыр» (2002), «Акмулла» (2006), «Салават. Палдиски» (2007). Несмотря на высокий профессионализм названных работ, они всё же уступают его рассмотренным ранее бесхитростным деревенским картинам, исполненным особой камерности и задушевности. Рафаэль – художник тихих интонаций, которому дан редкий талант говорить о важном, значительном, не прибегая для этого к патетике и эффектным композициям. Сам себе лучший критик, Рафаэль Кадыров сдержанно оценивая свои картины (кстати, признанные жюри среди лучших конкурсных работ), считает их лишь необходимым опытом, укрепившим его уверенность в собственных силах и определившим дальнейшие ориентиры в разработке главной темы. Такой строгий самоанализ позволяет обозначить очень существенную особенность творческой личности Рафаэля – он чрезвычайно щепетилен в отношении таких понятий, как профессиональная этика, ответственность художника за своё искусство перед современниками и потомками. Размышляя на этот счет, Рафаэль Кадыров, всерьез обеспокоенный современным состоянием дел в искусстве, пишет: «К сожалению, вместо творчества кое у кого все время уходит на «делание карьеры». Им и в голову не приходит мысль, что «делание карьеры» находится в обратной пропорции с умением делать картины. В их лице мы теряем звено в преемственности поколений. Они на своем примере могли бы показать следующему поколению художников технику живописи, знание традиции, школу мастерства. Больно, что теряется такое понятие, как мастерство художника-рисовальщика. Молодые соревнуются как на спортивной арене: кто сделает поверхность холста такой, которую никто не угадает, а тем более, не повторит. Погоня за эффектной фактурой дальше и дальше уводит художников от содержания картины. Для них оказывается важнее сделанность поверхности, фактура, дешевые приемы.  А дальше как обухом по голове – совершенная никчемность этого произведения, ужасающая ущербность содержания, абсолютная пустота».

Ночь уходящая. Холст. Масло. 146Х114.

Рафаэль Кадыров. Ночь уходящая. Холст. Масло. 146Х114.

Осознание своей ответственности по отношению к зрителю заставляет Рафаэля Кадырова ставить перед собой все новые творческие задачи. Художник признаётся: «В последнее время меня сильно волнует вопрос света в моих картинах. Кое-что переписываю из старых картин, убираю цвет на свету и ввожу разбел. Это даёт потрясающий результат: мои яркие, насыщенные по цвету, картины начинают звучать по иному, как у Пьеро делла Франчески или Мазаччо. Они по праву считаются королями света в живописи. Не могу не добавить про Адию Ситдикову – вот певец света, не хочу, чтобы с ней ушел свет в изобразительном искусстве Башкортостана. Буду стремиться к свету. Мне пора в своих картинах отказаться от внешнего экспрессивного (открытого) цвета. Нужно искать сложные цвета. Обрести гармонию черного и серого с блекло голубыми, красными, зелеными. Прорваться через пелену цветности при изображении духовности. Духовность белая – и всё. Если говорить о духовности в искусстве, то явление старо, как мир. Духовность неосязаема и невидима. Никто мне не докажет, что на этой картине она изображена, а вот на этой нет. Её можно только ощутить. Духовность может быть в маленьком наброске и её может не быть в двухметровом полотне. Я чувствую, где она есть, я уже могу это чувствовать и передать. Но нельзя описать, как это достигается. Для передачи духовности нужно найти особую форму. Содержание связано с желанием передать дух: нужно вдохнуть в фигуру или во что-то ещё, значимое для твоей картины, дух.  Путем кропотливого поиска необходимо обрести точную, наиболее отвечающую твоему замыслу форму, которая каждый раз будет разная, ибо нельзя из картины в картину переносить найденную один раз форму, тиражировать духовность. Духовность каждый раз меняет оболочку (форму), а вместе с тем и задачу. В живописи может быть едва уловимый цвет, но обязательно должно быть много света. Необходимо внутреннее свечение, искренность, идущая от сердца. Картина получается, если есть три составляющие: знание, любовь и сострадание. Если нет сострадания своим героям, то это простое протоколирование изображаемого события. Только то, что ты пропускаешь через себя, реализуется в мощную эмоционально-чувственную, осязаемую живопись с образами правдивыми до боли. Дух там, где есть душа. А душу видно по лику (лицу), поэтому я уделяю много внимания лицам своих героев. К сожалению, сейчас много безликих картин: безликий – это бездуховный. В моих картинах очень важны человеческие фигуры. Фигура для меня – средоточие духовности».

Не приехавшие гости. Холст. Темпера. 96Х115.

Рафаэль Кадыров. Не приехавшие гости. Холст. Темпера. 96Х115.

Ещё одной заметной тенденцией в творчестве Рафаэля Кадырова стало его тяготение к большим полотнам, возможно, вызванное или влиянием монументальной росписи, которой художник в последние годы уделяет много сил и времени, или желанием придать своим сюжетам эпическое звучание. Расширился и диапазон тем: значительное место наряду с миром мудрой старости в творчестве Рафаэля занимает теперь, если так можно выразиться, мир материнства и детства. Тема материнства осмысливается им через призму евангельского сюжета в «Избраннице» (2004), получает интимное камерное звучание в «Музе» (2005), философски трактуется в «Линии судьбы» (2003-2005). Образ юной матери отныне становится одним из главных в произведениях художника. В нежном овале лица его мадонны с тонкими дугами бровей, сходящихся к переносице, и удлиненными глазами, есть что-то, неуловимо напоминающее архаическую кору. Мастер как будто пытается вывести некую универсальную формулу красоты, язык которой не нуждался бы в переводе. Это ему удаётся: неожиданно оказывается, что темы «деревенских» картин Кадырова, выходят за рамки национальных тем, обретая общечеловеческий статус, а радость или боль его героев способны растопить сердца самых разных зрителей, независимо от их национальности и вероисповедания. Происходит это потому, что светлое искреннее творчество Рафаэля Кадырова направлено на утверждение непреходящей ценности духовного мира человека, красоты и гармонии мироздания.

Другие статьи:

Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Новые поиски. Работы 1995-2007 годов. Часть 1.

Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. Часть 2.

Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. Часть 1.

Творчество Рафаэля Кадырова - живопись.

Творчество Рафаэля Кадырова - графика.

Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Начало Пути.

Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Непреходящее.





У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Special fresh news about Max Polyakov read by our site

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта