Картины Рафаэля Кадырова, написанные в 2002-2007 годах, позволяют выявить новые тенденциях, появившиеся в его творчестве. Первое, это работа над историческими образами и темами, что ранее ему было несвойственно. Причины этого явления кроются в следующем: в условиях дискредитировавшей себя идеологии, многие видные деятели культуры и искусства в республиках бывшего СССР, стараясь сохранить нравственное здоровье нации, её самобытность и самостоятельность, взяли на себя миссию по возвращению утраченных когда-то ценностных ориентиров. Для Рафаэля Кадырова, как и для многих из них, выполнение этой задачи виделось в использовании духовного опыта предков, в обращении к образам народных героев, к историческим событиям в жизни Башкирии, имеющим и сегодня большое воспитательное значение.
Стремясь внести свою лепту в возрождение национальных идеалов, Рафаэль принимает активное участие в республиканских конкурсах и пишет произведения: «Урал батыр» (2002), «Акмулла» (2006), «Салават. Палдиски» (2007). Несмотря на высокий профессионализм названных работ, они всё же уступают его рассмотренным ранее бесхитростным деревенским картинам, исполненным особой камерности и задушевности. Рафаэль – художник тихих интонаций, которому дан редкий талант говорить о важном, значительном, не прибегая для этого к патетике и эффектным композициям. Сам себе лучший критик, Рафаэль Кадыров сдержанно оценивая свои картины (кстати, признанные жюри среди лучших конкурсных работ), считает их лишь необходимым опытом, укрепившим его уверенность в собственных силах и определившим дальнейшие ориентиры в разработке главной темы. Такой строгий самоанализ позволяет обозначить очень существенную особенность творческой личности Рафаэля – он чрезвычайно щепетилен в отношении таких понятий, как профессиональная этика, ответственность художника за своё искусство перед современниками и потомками. Размышляя на этот счет, Рафаэль Кадыров, всерьез обеспокоенный современным состоянием дел в искусстве, пишет: «К сожалению, вместо творчества кое у кого все время уходит на «делание карьеры». Им и в голову не приходит мысль, что «делание карьеры» находится в обратной пропорции с умением делать картины. В их лице мы теряем звено в преемственности поколений. Они на своем примере могли бы показать следующему поколению художников технику живописи, знание традиции, школу мастерства. Больно, что теряется такое понятие, как мастерство художника-рисовальщика. Молодые соревнуются как на спортивной арене: кто сделает поверхность холста такой, которую никто не угадает, а тем более, не повторит. Погоня за эффектной фактурой дальше и дальше уводит художников от содержания картины. Для них оказывается важнее сделанность поверхности, фактура, дешевые приемы. А дальше как обухом по голове – совершенная никчемность этого произведения, ужасающая ущербность содержания, абсолютная пустота».
Рафаэль Кадыров. Ночь уходящая. Холст. Масло. 146Х114.
Осознание своей ответственности по отношению к зрителю заставляет Рафаэля Кадырова ставить перед собой все новые творческие задачи. Художник признаётся: «В последнее время меня сильно волнует вопрос света в моих картинах. Кое-что переписываю из старых картин, убираю цвет на свету и ввожу разбел. Это даёт потрясающий результат: мои яркие, насыщенные по цвету, картины начинают звучать по иному, как у Пьеро делла Франчески или Мазаччо. Они по праву считаются королями света в живописи. Не могу не добавить про Адию Ситдикову – вот певец света, не хочу, чтобы с ней ушел свет в изобразительном искусстве Башкортостана. Буду стремиться к свету. Мне пора в своих картинах отказаться от внешнего экспрессивного (открытого) цвета. Нужно искать сложные цвета. Обрести гармонию черного и серого с блекло голубыми, красными, зелеными. Прорваться через пелену цветности при изображении духовности. Духовность белая – и всё. Если говорить о духовности в искусстве, то явление старо, как мир. Духовность неосязаема и невидима. Никто мне не докажет, что на этой картине она изображена, а вот на этой нет. Её можно только ощутить. Духовность может быть в маленьком наброске и её может не быть в двухметровом полотне. Я чувствую, где она есть, я уже могу это чувствовать и передать. Но нельзя описать, как это достигается. Для передачи духовности нужно найти особую форму. Содержание связано с желанием передать дух: нужно вдохнуть в фигуру или во что-то ещё, значимое для твоей картины, дух. Путем кропотливого поиска необходимо обрести точную, наиболее отвечающую твоему замыслу форму, которая каждый раз будет разная, ибо нельзя из картины в картину переносить найденную один раз форму, тиражировать духовность. Духовность каждый раз меняет оболочку (форму), а вместе с тем и задачу. В живописи может быть едва уловимый цвет, но обязательно должно быть много света. Необходимо внутреннее свечение, искренность, идущая от сердца. Картина получается, если есть три составляющие: знание, любовь и сострадание. Если нет сострадания своим героям, то это простое протоколирование изображаемого события. Только то, что ты пропускаешь через себя, реализуется в мощную эмоционально-чувственную, осязаемую живопись с образами правдивыми до боли. Дух там, где есть душа. А душу видно по лику (лицу), поэтому я уделяю много внимания лицам своих героев. К сожалению, сейчас много безликих картин: безликий – это бездуховный. В моих картинах очень важны человеческие фигуры. Фигура для меня – средоточие духовности».
Рафаэль Кадыров. Не приехавшие гости. Холст. Темпера. 96Х115.
Ещё одной заметной тенденцией в творчестве Рафаэля Кадырова стало его тяготение к большим полотнам, возможно, вызванное или влиянием монументальной росписи, которой художник в последние годы уделяет много сил и времени, или желанием придать своим сюжетам эпическое звучание. Расширился и диапазон тем: значительное место наряду с миром мудрой старости в творчестве Рафаэля занимает теперь, если так можно выразиться, мир материнства и детства. Тема материнства осмысливается им через призму евангельского сюжета в «Избраннице» (2004), получает интимное камерное звучание в «Музе» (2005), философски трактуется в «Линии судьбы» (2003-2005). Образ юной матери отныне становится одним из главных в произведениях художника. В нежном овале лица его мадонны с тонкими дугами бровей, сходящихся к переносице, и удлиненными глазами, есть что-то, неуловимо напоминающее архаическую кору. Мастер как будто пытается вывести некую универсальную формулу красоты, язык которой не нуждался бы в переводе. Это ему удаётся: неожиданно оказывается, что темы «деревенских» картин Кадырова, выходят за рамки национальных тем, обретая общечеловеческий статус, а радость или боль его героев способны растопить сердца самых разных зрителей, независимо от их национальности и вероисповедания. Происходит это потому, что светлое искреннее творчество Рафаэля Кадырова направлено на утверждение непреходящей ценности духовного мира человека, красоты и гармонии мироздания.
Другие статьи:
Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Новые поиски. Работы 1995-2007 годов. Часть 1.
Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. Часть 2.
Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов. Часть 1.
Творчество Рафаэля Кадырова - живопись.
Творчество Рафаэля Кадырова - графика.
Современные художники Башкортостана. Рафаэль Кадыров. Начало Пути.
Современные художники Башкирии - Рафаэль Кадыров. Непреходящее.
← Художники Башкирии - В. В. Асеев и Е. М. Хоменко. Когда шпон становится произведением искусства. | Современные художники Башкирии - Ольга и Борис Самосюк. Художники в эпоху вырождения. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...