Игорь Валерьевич Тонконогий. Родился в 1958 году в городе Стерлитамаке. Специальное образование получил на художественно - графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1975 — 1980). Живет и работает в Уфе.
Художник - график. Работает в различных техниках печатной станковой графики (офорт, мягкий лак, сухая игла, акватинта, литография, линогравюра, ксилография, монотипия) и в материалах и техниках рисунка (графитный карандаш, пастель, масляная пастель, смешанная техника), иллюстратор книги. Член Союза художников России с 1991 года. С 1979 года участвует в республиканских, зональных, всероссийских, специальных, групповых и международных выставках. С 1996 года - постоянный экспонент известных и престижных в России ежегодных выставок "ART MANEGE", "ART MOSCOW", "Московский Арт-Салон", "Московский международный художественный Салон".
В 1993 и 1994 годах работал по приглашению в Англии, где состоялись три его персональные выставки.
В 1998 году посетил США с персональной выставкой, которая состоялась в Музее современного русского искусства, также участвовал в выставке «Неизвестная Россия».
Произведения Игоря Тонконогого хранятся в собраниях художественных музеев и картинных галерей страны, в галереях Парижа и Нью-Йорка, в отечественных частных собраниях и за рубежом: в Англии, Франции, Израиле, Канаде, Польше.
Художник всегда балансирует на грани двух миров — мира объективных реалий и пространства субъективного авторского «я», вступающего в диалог с действительностью или, напротив, скрывающегося от нее в лабиринтах собственного воображения.
Преобладание того или иного типа художественного сознания: миметического, то есть отражающего объективное окружение, или же романтического, развернутого внутрь авторских грез, — определяется в каждую эпоху сложной комбинацией целого ряда факторов, важнейшим из которых является характер и нрав самого исторического времени.
Игорь Тонконогий. Побег. Офорт. 1990.
Очевидно, что нрав нашей безумной эпохи далек от неоромантических фантазий и вряд ли способствует взлету артистического воображения. Слишком неизбежны и назойливы реалии, слишком навязчив и неотступен исторический фон, чтобы отрешиться от него и предаться свободному внутреннему монологу. Когда же это вдруг удается, то невольно ищешь какой-то изъян — вычурность, неискренность, манерность или просто механическое удовлетворение заказа. Воображение нынче вышло из моды, хотя и по справедливости ценилось в наиболее утонченные времена как «королева способностей» (Бодлер).
Чем неизбежнее натиск рацио, тем обостреннее улавливаешь каждый всплеск поэтического, каждый изгиб авторской тайнописи, за которой, как писал Вячеслав Иванов, встает «жизнь иная, свет иной». Именно в этих координатах символического, откровенно субъективного образотворчества целесообразно рассматривать работы художника-графика Игоря Тонконогого.
За плечами у него — вполне обычная биография в меру преуспевающего художника. Сначала — художественная школа, затем — художественно-графический факультет Башкирского педагогического института. Позже, практически без всякой паузы, — быстро нараставший опыт книжного иллюстратора. Дальше — тоже вполне проторенный путь — Союз художников и, как принято писать в казенных анкетах « участие в многочисленных российских и зарубежных выставках». Биографический портрет довершает весьма ровный нрав нашего героя, далекий от экстравагантности, артистической чудаковатости и прочих желаемых для романтического облика Художника атрибутов. Ничто не выдает в этом сдержанном, почти медлительном человеке тех страстей, что разыгрываются в его графических листах. Но в этом парадоксе и состоит своего рода компенсаторная закономерность любого творчества, материализующая в произведении потаенные страсти, томления и мечты, ускользающие при внешнем дистанционированном общении.
Игорь Тонконогий. Хозяин. Офорт. 1991.
Впрочем, парадоксальность нашего персонажа имеет свою внутреннюю логику, и каждый шаг на его профессиональном пути не отрицает предшествующих, а, напротив, переплавляет их в профессиональный опыт и завидную мастеровитость. Это последнее качество — мастеровитость, некогда считавшееся непреложной характеристикой любого художества, а ныне ставшее, увы. почти необязательным, — одна из сильных и убедительных сторон работ Тонконогого. Его композиции можно упрекнуть в чем угодно, но только не в отсутствии грамотности и зрелости. Они спорны эстетически, возможно, могут вызывать упреки в некоторой вычурности или стилизаторской экстравагантности, но профессионально — безусловно крепки и убедительны. Иного и не допускает предпочитаемый им офорт — одна из самых многотрудных и требовательных из графических техник. Офорт более всего обязывает к безупречной грамотности и четкой постановке задачи. Не случайно далеко не каждый график рискует пробовать себя в этой технике. Малейший просчет, неуверенность руки способны мгновенно погубить многодневный труд по изготовлению печатной формы. Отсюда и выверенность каждого шага, придающая ощущение чеканной построенности композиции при внешней пульсирующей нагруженности.
Действительно, почти во всех офортах Тонконогого поражает, прежде всего, именно композиционное попадание, достигаемое вовсе не интуитивным путем, а знанием закономерностей и механизмов языка графики. Каждый его лист — это многослойный живой организм, насыщенный героями, движением, сложной фабульной драматургией. Для того чтобы удержать весь этот «арсенал» на листе, требуется ясная структурная основа, защищающая от переизбыточности выразительных эффектов и хаотичности образного ряда, опасных ускользанием главного. Иными словами, необходимы жесткий отбор и чувство меры, присущие далеко не каждому автору. Ведь так трудно фильтровать собственный замысел, отсекать лишнее, отшелушивать красивости, очищая от излишеств истинный авторский импульс. В этом смысле выстроенные в ряд произведения Тонконогого могут служить своеобразной школой преодоления материала в мучительных поисках единственного смысла.
Игорь Тонконогий. Погоня. Офорт. 2008.
Тем более что избранная им литературно-символистская стилистика изобилует искушениями и соблазнами. Излишняя ассоциативная уплотненность, переизбыточность аллегорий, шаблонность и профонированность большинства используемых романтических образов — все это так незаметно может сбить художника на банальность, вычурность и почти что безвкусицу. Как удержаться в рамках «строгого» искусства, оперируя в мире априори красивых объектов, как-то: обнаженная натура, леопарды, лошади, страусы и прочая откровенно экзотическая фактура, в которой не отказывает себе автор. Тонконогий словно намеренно искушает себя символистской метафорикой, апеллируя даже в названиях некоторых работ к пространству преувеличенного театрального жеста. «Прорыв», «Похищение», «Пойманный прыжок», «Ловушка» — в этом слышится желание интриги. Последняя действительно используется как сюжетный прием, никогда не сбиваясь, однако, на вульгарно-бытовой уровень. Его интрига иного — поэтического мира, населенного видениями и грезами, где, как писал, исследуя феномен художнического фантазерства, Фрейд, «прошедшее, настоящее и будущее нанизаны на нить продвигающегося желания». Предельная искренность, субъективная, правда, присутствующие в работах Тонконогого, и удерживают их от манерности и поверхностного a'la символистского подражательства. За внешним контуром узнаваемых образов и прозрачных отсылок стоит внутренне фундированный личностный путь познания, придающий внешне роскошным графическим листам обоснованность и глубину.
← Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 2. | Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 2. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...