Ни в одной из композиций художника Игоря Тонконогого персонаж автора не фигурирует буквально. Ни жанр автопортрета, ни столь излюбленные сегодня исторические переодевания не импонируют Тонконогому. Его присутствие опосредованно и скрыто, оно сублимируется в глубокой личностной мотивации каждого произведения, придающей им безусловное смысловое наполнение. Мысленно выстраивая его работы в ряд, замечаешь, что они тяготеют к серийности, хотя художник вовсе не замышляет их как серии. Это отдельные самостоятельные и самодостаточные работы. Иллюзия же их смысловой преемственности возникает потому, что за каждым рядом работ ясно встает целый этап (фрагмент) жизни самого автора — то есть отрезок пути со всеми присущими ему внутренними изгибами и перипетиями. Творчество — всегда путь. У современного художника Тонконогого этот путь — скорее лабиринт, цепь прохождений, преодолений и постижений. Как во всяком лабиринте, здесь есть тупики, ловушки, топтанье на месте, растерянность и минутная утрата ориентиров. Но за всем этим выход, движение вперед, обещающий прозренье несдавшимся. Именно так — как путь постижения самого себя, как нелегкий поиск маленького «я» в плотном пространстве культуры и времени — логично воспринимать графику нашего героя. И тогда все чрезмерности, заимствования и цитаты обретают смысл, а броская символичность его работ уже не кажется раздражающе узнаваемой. Отсылки к модерну или символизму, экспрессионизму или мифологемам средневековья — вполне осознанные вехи того же лабиринта, точки отсчета для осознания себя в соотнесении с миром Большого Искусства.
Соотнесение это — я и другой — или, иными словами, выявление собственной самостности в культурно-историческом контексте свойственны каждому мыслящему художнику. Разнятся лишь пути их реализации. Здесь может быть и последовательная умозрительная программа собственного роста с активным использованием уже сформированных культурно-исторических опор; и встраивание собственной манеры в уже состоявшиеся стилевые модели. Наиболее же захватывающ, хотя и рискован, путь интуитивных совпадений, вернее — пересечений собственных «сновидений и грез» с образами давно признанного музейного искусства. Именно этот путь преемственности не принципа, но ощущения выбирает импульсивная натура Тонконогого. Отсюда и такой свободный, порою даже чрезмерно спонтанный культурно-исторический монтаж, переплавляющий в фантазии художника символику разных эпох и стилей. Речь идет именно о символике, то есть смысловых, а не пластических построениях (акцентах), всегда преобладающих в графике Тонконогого. Из двух основополагающих опор любого художественного произведения, коими являются смысл и средства его выражения, иными словами — «что» и «как», несомненное предпочтение наш герой всегда отдает именно смыслу, предельно выпуклому, зримому, осязаемому, почти агрессивному в его офортах. Ему чужда молчаливая многозначность. Каждый образ, аллегория, символ приобретают у него почти кинематографическую зрелищность, всегда фабульно и энергитийно активны, даже наступательны в отношениях со зрителем. Действительно, эти бурлящие композиции почти невозможно воспринимать нейтрально, они слишком личностны и остросюжетны, всегда задевают или, напротив, раздражают своей открытой интригой и шумной звучностью.
Игорь Тонконогий. Перемещение. Пастель.1998.
Символическая уплотненность большинства его листов невольно отсылает к психоанализу Фрейда, замечавшего, что «никогда не фантазирует счастливый, а только не Удовлетворенный», оттого на фантазерстве художника всегда лежит отпечаток невольного драматизма. Для современного художника Игоря Тонконогого это не конкретная сюжетная драма, разрешаемая в пределах одной отдельно взятой композиции, но глобальное ощущение бытия как драмы, как неминуемого противостояния, вечной схватки свободы и силы, покоя и агрессии, коварства и красоты. Драматизм противостояния материализуется в его творчестве в конкретные зримые образы, не лишенные, правда, некоторого сюжетного роскошества и ассоциативной чрезмерности.
Фактурнее всего это сюжетное изобилие чувствуется в последних работах художника, в частности, — серии «Охрана», откровенно провоцирующей на упреки в постмодернистском декадансе. Да, художник нарочито снимает здесь все «культурные дистанции»: зримый эротический чад, зримая апелляция к инстинктам и мутным сторонам подсознания. Однако не стоит воспринимать это как срыв вкуса, как утрату интеллектуального самоконтроля, в координатах которого развивается все искусство конца нашего века. Скорее, квинтэссенция рискованных фабул в последних листах Тонконогого — еще один и, по-моему, этапный виток самоискушений автора, своеобразный апогей соблазнов, за которым уже угадывается сущностное очищение, освобождение от внешних эффектов до искомой ясности выражения. Ведь искушение неминуемо на пути постижения главного. Для зрителя же важна выдержанность, дистанция и участливый анализ, удерживающий от сиюминутного раздражения и последующего отторжения художника.
Ассоциативная уплотненность вообще требует от зрителя достаточно высокого уровня образованности и определенной культурно-исторической ориентации. В обратном случае композиции Тонконогого остаются лишь закрытым экзотическим садом, за оградой которого возвышаются великолепные, но немые семантические нагромождения.
Игорь Тонконогий. Граница. Пастель. 2009.
Так, например, листы из серии «Вторая жизнь» при первом прочтении воспринимаются не более чем пластическими трюками или манерной виртуозностью автора, эффектно сращивающего различные живые формы. Все те же выпуклые, фактурные мифологемы: и древо жизни, и неукротимая прометеева воля в закостеневающей на наших глазах мужской фигуре, и скованный мертвой корою свободный порыв скакуна, и хищник, опутывающий еще трепещущие жизни мертвым небытием. Все так знакомо и, да простит мне автор, избито. Но если вспомнить о давней традиции пантеизма, то есть прочтения мира как единой непрерывающейся, вездесущей материи, прорастающей в живом и неживом и пронизывающей всю вселенскую плоть неукротимой энергией, не угасающей, а лишь обретающей каждый раз новую ипостась, то зрелищная серия этих театральных офортов обрастает иным, глубинным смыслом. Она сразу встраивается в ясный культурно-исторический контекст, в котором узнаваемыми ориентирами для нашего героя выступают, прежде всего, немецкие романтики начата XIX века и символисты начала века нынешнего. И те и другие истолковывали произведение искусства не как систему жизнеподобий, но как универсум, сотворенный божественным разумом и вбирающий в себя всю его мистическую многоликость. Подобно природе, художник плетет такое произведение как сеть таинственных иероглифов, скрывающих в своих завораживающих очертаниях плотную символику бытия.
Жизнь как божественный текст, искусство — как пластическая отливка этого текста, выстраивающаяся вовсе не линейными рядами и даже не упорядоченными множествами, а хаотическим вихрем форм, напластованием видений и реалий, прорывающимся сквозь суггестию авторского «я». Рассудочный художник всегда силится угомонить, уравновесить натиск внешнего мира, структурируя его своей логикой и волевым отбором. Бурлящая же, чувственная натура, напротив, как бы культивирует объективный символизм окружающего, преумножая его своим неуемным воображением. Удел нашего героя, несомненно, второй — импульсивный, чувственный путь. Логика, классификации, холодный отсев — все это остается вне его темперамента, суть же его — интуиция, торжествующая над опытом; ощущение, преобладающее над знанием; чувство, одерживающее верх над рассудочностью. Именно в этом корень столь явной образной преизбыточности почти всей графики Тонконогого, ибо бурлящая природа не дает автору выбирать, а сама врывается в его офорты, неистово, сумасбродно, роскошно. Глядя на его листы, вспоминаются слова одного из самых изощренных символистов — Гюстава Моро, утверждавшего своей театрально- таинственной живописью «принцип необходимого великолепия».
Речь не идет о прямолинейном сопоставлении стилистики нашего героя с «великолепием» начала века. Иные масштабы мышления, иной контекст и, главное,, — иная динамика времени. Однако тяготение к нарочито роскошному, а не будничному, к фактурному, а не нейтральному, к вызывающему, а не отстраненно-сдержанному бесспорно выдает принадлежность нашего героя к тому же символическому типу мышления. В зоне символического нет и не может быть семантических пауз или эмоциональных разгрузок, все предельно уплотнено, каждый фрагмент графической поверхности загружен смыслами, ассоциативными отсылками, иносказанием. Персонажи-оборотни прорастают друг в друга, опутывая зрителя паутиной своих странных взаимоотношений, где нет места покою, а лишь искушение и надлом.
Игорь Тонконогий. Оазис. Пастель. 2009.
Бессмысленно искать мотивы, питающие листы Тонконогого в реальной среде. Да, фигуры, персонажи и предметы узнаваемы, но они из другого пространства — пространства авторских мистификаций, где абсурд, отголоски земного и литературное фантазерство нерасчленимы друг с другом. «Все это декаданс и бегство от действительности». — заметит приземленный скептик. «А я не верю в правдоподобное искусство», — простодушно замечу я. Никчемное удвоение реальности — удел слабых. Художник же всегда возводит башню из слоновой кости, не отторгающей окружающее, но переплавляющей его в формулы Самовыражения. Работы Тонконогого — своего рода лаборатория такого «башенного» мышления, глубоко фундированного и в реальном мире, и в истории, и в культуре, но решительно перестраивающего все эти компоненты на свой лад, совершая тем самым единственно ценное в этой жизни, чем является, по глубокому убеждению Свифта, невозможное.
Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 1.
← Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 1. | Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 1. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...