На открытии персональной выставки живописи Евгения Винокурова главный хранитель музея имени Нестерова Валентина Мефодиевна Сорокина сказала: «Евгений Винокуров - вдумчивый художник... Он - человек благородный и ответственный. В его работах - боль за планету, за людей, за гибнущую природу. Евгений - это наша совесть...»
Заслуженный художник Башкортостана Евгений Александрович Винокуров - яркая фигура в нашей культуре. Художник до самозабвения, всем сердцем прикипевший к родному Уралу, России и ее старине. Он - из тех неравнодушных выразителей «общественной совести», благодаря самоотверженным усилиям которых в Уфе существует дом-музей С. Т. Аксакова, Уфимская художественная галерея, спасен от гибели ряд старинных зданий и храмов. Он - автор целого ряда публикаций в защиту памятников культуры и архитектуры в центральной и местной печати, один из учредителей творческой группы «Инзер», объединявшей в себе художников, желающих создавать свободное, настоящее искусство.
Путь в большое искусство художнику открыло полотно «Встреча в пути», в 1978 году показанное на Всесоюзной выставке произведений молодых художников в Москве, отмеченное специалистами и прессой и попавшее на обложки центральных журналов и в календарь «В мире прекрасного». На полотне изображены бескрайние заснеженные поля, красный трактор-тягач и тракторист, покинувший своего «железного коня», чтобы полюбоваться на неожиданно возникшую на зимнем небе радугу. И эта внезапная яркая высокая радуга - символ доброго пути - счастливым знамением озарила все творчество художника.
Вообще тема неба, высоты - у художника Евгения Винокурова определяющая, он любит писать картины как бы с высоты птичьего полета. Сам он родился на горе, на Малой Ахтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц можно было увидеть сверху. Поэтому, наверное, большинство его картин воздушно: в них всегда есть место небу. Например, в его «Извечном мотиве» (1986) оно почти во весь холст - как символ чистоты, просветленности, истины. На его картине «12 апреля» (2006), к которой еще очень подходит название «Космос как предчувствие», - уголок Уфы у музея Аксакова, весенний талый снег, деревья, ручьи и дети, которые, запрокинув головы, глядят в высокое, бездонное небо... Эта картина получила серебряную медаль на прошедшей в конце 2008 года региональной художественной выставке «Урал» в Челябинске.
Евгений Винокуров. Напутствие. Холст. Масло. 1986.
Также частые и любимые персонажи винокуровских произведений - птицы: разве не у них научились люди летать и петь, разве не они служат нам примером жизни в гармонии с природой? Птицы присутствуют, например, в картинах «Из года в год» (1982), «Стрижиный берег», «Степной замок» (1984), «Тверская птица» (1991). А в «Весенних полетах» (1983) изображена посадочная полоса для самолетов с серебристой опорой для фонарей - красного и синего, между которыми свила себе гнездо какая-то птица. Так картина слила в едином братстве пернатых и самолеты.
Евгений Александрович - из поколения сороковых (родился в 1946 году в Уфе). Художественное образование получил в Уфимской вечерней школе рабочей молодежи № 2 (куда добирался «на перекладных» - на двух трамваях из противоположной части города). Работал художником в самых разных учреждениях и на предприятиях Уфы и других городов, в 1986-90-х годах был председателем Комиссии по охране памятников истории и архитектуры при Союзе художников РБ, в 1992-2004 годах - заместителем директора Уфимской художественной галереи. С конца 80-х годов по настоящее время является членом правления Союза художников РБ (возглавляет выставочный сектор).
Евгений Винокуров. Уфа. Весна на окраине. Холст. Масло. 1997.
Винокуров - это тот случай, когда недостаток академического образования прекрасно восполнился самообразованием, жизненным опытом и талантом - редким талантом обостренно чувствовать красоту и так передавать ее в произведениях, что их трудно забыть. На его счету больше десяти персональных художественных выставок (Уфа и другие города и районы Урала, Саранск, Москва, Санкт-Петербург, Париж, Нью-Йорк, Стамбул), а также участие более чем в тридцати различных коллективных всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, международных. Его картины хранятся в Министерстве культуры РФ, в дирекции Союза художников РФ, в художественном музее им. М. В. Нестерова и в картинных галереях и музеях Бирска, Нижневартовска, Тобольска, Когалыма, частных собраниях во Франции, Германии, США, Турции.
Евгения Винокурова часто называют очарованным странником, и это совершенно справедливо: повинуясь «духу бродяжьему», он объездил не только родной Урал, но и всю Россию и Крым, заглядывая в дома творчества в Московской, Ленинградской, Калининской, Тверской, Иркутской областях, собирая по крупицам творческий и духовный опыт и насыщая свою душу красотой и гармонией.
Это на редкость увлеченный, разносторонний художник, за свою творческую жизнь попробовавший себя в самых разных видах изобразительного искусства. Неизменно добросовестно и досконально изучая и осваивая их технику, он затем ее переосмысливает, вдохновенно импровизируя, причем всегда с большим успехом. Все начиналось с сотрудничества с газетой «Вечерняя Уфа», куда он - тогда молодой самодеятельный художник - в конце 60-х годов стал отдавать свои рисунки. Позже, в 70-е годы, он активно занялся монументальным и декоративно-прикладным искусством, не оставляет его до сих пор. регулярно участвуя в различных специальных выставках. Винокуров - автор талантливых монументально-декоративных произведений в интерьерах и экстерьерах зданий Уфы, Салавата, Наро-Фоминска, Тобольска.
Евгений Винокуров. Нагаево. Пора зеленных трав. Холст. Масло. Конец 70-х годов.
Первым заметным явлением в его творчестве стали эмблема (чеканка) и витражи Башкирского государственного театра кукол. Позже витражи по его проекту украсили и корпус Уфимского государственного нефтяного технического университета, его мозаики украшают клуб объединения имени Кирова, фирму КПД, комплекс «Баштехинформ». В сферу творчества художника входят и гобелены (кто сказал, что гобелены - это прерогатива женщин? например, во Франции - на родине гобеленов - ими часто занимаются мужчины). А его резьба по дереву на темы русских поговорок привлекла внимание зрителей на республиканской выставке самодеятельных художников еще в 1974 году.
Винокуровым создано и немало талантливых росписей по дереву - даже имитирующих русскую народную вышивку (триптих из декоративных объемов «Берегини» (1997), где на готовых деревянных формах белыми масляными красками он воссоздает орнамент старинной фольклорной вышивки по сетке Тверской губернии конца XIX - начала XX века, ухитряясь повторить фактуру нитяного рельефа). В последнее время он также создает объемно-пространственные композиции из необычных сочетаний разнородных материалов и предметов по типу инсталляций и ассамбляжей. Какие только подручные материалы и старые вещи или их обломки им не используются! Вот уж точно сюда подходят ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора...» Но в результате всегда получаются эстетичные, высокохудожественные произведения, свидетельствующие о мастерстве их создателя, - например, инсталляции «Масленица» (2007) и «Готика» (2008). Для «Масленицы» в ход пошли туеса, детали от венских стульев, сыромятный ремень и даже пионерский барабан и шнурки от ботинок, а для «Готики» - деревянный короб от швейной машинки, фрагменты балясин, обломки лыж, циферблат от часов. Эти работы были представлены на Третьей республиканской выставке «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», проходившей в Уфимской художественной галерее в конце 2008 года.
Евгений Винокуров. Уфимский дворик. Холст. Масло. 1993.
Но все это сам художник считает лишь ремеслом. Графика и живопись - вот его судьба, которую определила его встреча и совместная работа с замечательным башкирским художником А. В. Пантелеевы,м, а также самозабвенная самостоятельная работа в домах творчества. Что касается изобразительной манеры, то он ее всегда полностью подчиняет идейному замыслу своих работ, своим чувствам и настроениям. «Не лукавь, - главный его принцип, - это вылезет, как на широком экране». Его произведения - на редкость искренние, тонкие, целостные, способные пробудить в нас самые добрые чувства.
Большого внимания заслуживает графика Евгения Винокурова - печатная (эстампы) и выполненная от руки (коллажи, тушь, акварель). При создании эстампа с графического листа изображение фотоспособом переводят на медную доску, протравливают, а затем печатают. Здесь в первую очередь упомяну его философские работы 1998 года «Несущая ангела» и «Дерево», участвовавшие во Второй Уральской триеннале станковой печатной графики «Уфа - 98». Талантливый пример коллажа - его шутливая работа «Золотая рыбка» (2001), где на холсте путем сочетания масляных красок и производственных этикеток изображена яркая сказочная рыба в форме полумесяца, она участвовала в художественном проекте «Слияние лун» (2001). Что касается работ, выполненных черной тушью и пером и создававшихся чаще как этюды к живописным пейзажам, то они смотрятся как вполне самостоятельные произведения - настолько они убедительные и законченные (работы 1980-х «Нагаево», «Осень» и другие). А его акварели производят впечатление либо иллюстраций к каким-либо сказкам - десятилетней давности фантазийные работы «Домики на облаках», «Лодка. Грозовая туча», либо целых акварельных картин - как, например, его серия 2008 года «Тобольская мелодия». Это лирические акварели, на которых художник по-своему компонует изображение старой части города с маленькими деревянными домишками и величественным Тобольским кремлем, включая его легендарную Благовещенскую церковь, связанную с историей царской семьи Романовых.
Продолжение: Высоты Евгения Винокурова. Часть 2.
← Высоты Евгения Винокурова. Часть 2. | Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...