Е. Винокуров. Пора зеленых трав. Холст. Масло. 1982.

На открытии персональной выставки живописи Евгения Винокурова главный хранитель музея имени Нестерова Валентина Мефодиевна Сорокина сказала: «Евгений Винокуров - вдумчивый ху­дожник... Он - человек благородный и ответственный. В его работах - боль за планету, за людей, за гибнущую природу. Евгений - это наша совесть...»

Заслуженный художник Башкорто­стана Евгений Александрович Винокуров - яркая фигура в нашей культуре. Худож­ник до самозабвения, всем сердцем при­кипевший к родному Уралу, России и ее старине. Он - из тех неравнодушных выразителей «общественной совести», благо­даря самоотверженным усилиям которых в Уфе существует дом-музей С. Т. Аксакова, Уфимская художественная галерея, спасен от гибели ряд старинных зданий и храмов. Он - автор целого ряда публи­каций в защиту памятников культуры и архитектуры в центральной и местной печати, один из учредителей творческой группы «Инзер», объединявшей в себе художников, желающих создавать свобод­ное, настоящее искусство.

Путь в большое искусство художни­ку открыло полотно «Встреча в пути», в 1978 году показанное на Всесоюзной выставке произведений молодых художни­ков в Москве, отмеченное специалистами и прессой и попавшее на обложки цен­тральных журналов и в календарь «В мире прекрасного». На полотне изображены бескрайние заснеженные поля, красный трактор-тягач и тракторист, покинувший своего «железного коня», чтобы полю­боваться на неожиданно возникшую на зимнем небе радугу. И эта внезапная яркая высокая радуга - символ доброго пути - счастливым знамением озарила все твор­чество художника.

Вообще тема неба, высоты - у художника Евге­ния Винокурова определяющая, он любит писать картины как бы с высоты птичьего полета. Сам он родился на горе, на Малой Ахтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц можно было увидеть сверху. Поэтому, на­верное, большинство его картин воздуш­но: в них всегда есть место небу. Напри­мер, в его «Извечном мотиве» (1986) оно почти во весь холст - как символ чистоты, просветленности, истины. На его картине «12 апреля» (2006), к которой еще очень подходит название «Космос как предчув­ствие», - уголок Уфы у музея Аксакова, весенний талый снег, деревья, ручьи и дети, которые, запрокинув головы, глядят в высокое, бездонное небо... Эта карти­на получила серебряную медаль на про­шедшей в конце 2008 года региональной художественной выставке «Урал» в Че­лябинске.

Е. Винокуров. Напутствие. Холст. Масло. 1986.

Евгений Винокуров. Напутствие. Холст. Масло. 1986.

Также частые и любимые персонажи винокуровских произведений - птицы: разве не у них научились люди летать и петь, разве не они служат нам примером жизни в гармонии с природой? Птицы присутствуют, например, в картинах «Из года в год» (1982), «Стрижиный берег», «Степной замок» (1984), «Тверская пти­ца» (1991). А в «Весенних полетах» (1983) изображена посадочная полоса для само­летов с серебристой опорой для фонарей - красного и синего, между которыми свила себе гнездо какая-то птица. Так кар­тина слила в едином братстве пернатых и самолеты.

Евгений Александрович - из поко­ления сороковых (родился в 1946 году в Уфе). Художественное образование получил в Уфимской вечерней школе ра­бочей молодежи № 2 (куда добирался «на перекладных» - на двух трамваях из противоположной части города). Работал художником в самых разных учреждениях и на предприятиях Уфы и других городов, в 1986-90-х годах был председателем Ко­миссии по охране памятников истории и архитектуры при Союзе художников РБ, в 1992-2004 годах - заместителем дирек­тора Уфимской художественной галереи. С конца 80-х годов по настоящее время является членом правления Союза ху­дожников РБ (возглавляет выставочный сектор).

Е. Винокуров. Уфа. Весна на окраине. Холст. Масло. 1997.

Евгений Винокуров. Уфа. Весна на окраине. Холст. Масло. 1997.

Винокуров - это тот случай, когда не­достаток академического образования пре­красно восполнился самообразованием, жизненным опытом и талантом - редким талантом обостренно чувствовать красоту и так передавать ее в произведениях, что их трудно забыть. На его счету больше десяти персональных художественных выставок (Уфа и другие города и районы Урала, Саранск, Москва, Санкт-Петербург, Париж, Нью-Йорк, Стамбул), а также уча­стие более чем в тридцати различных кол­лективных всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, междуна­родных. Его картины хранятся в Мини­стерстве культуры РФ, в дирекции Союза художников РФ, в художественном музее им. М. В. Нестерова и в картинных гале­реях и музеях Бирска, Нижневартовска, Тобольска, Когалыма, частных собраниях во Франции, Германии, США, Турции.

Евгения Винокурова часто называют очарованным странником, и это совер­шенно справедливо: повинуясь «духу бродяжьему», он объездил не только родной Урал, но и всю Россию и Крым, загля­дывая в дома творчества в Московской, Ленинградской, Калининской, Тверской, Иркутской областях, собирая по крупи­цам творческий и духовный опыт и насы­щая свою душу красотой и гармонией.

Это на редкость увлеченный, разно­сторонний художник, за свою творческую жизнь попробовавший себя в самых разных видах изобразительного искусства. Неизменно добросовестно и досконально изучая и осваивая их технику, он затем ее переосмысливает, вдохновенно импрови­зируя, причем всегда с большим успехом. Все начиналось с сотрудничества с газетой «Вечерняя Уфа», куда он - тогда молодой самодеятельный художник - в конце 60-х годов стал отдавать свои рисунки. Позже, в 70-е годы, он активно занялся мону­ментальным и декоративно-прикладным искусством, не оставляет его до сих пор. регулярно участвуя в различных специ­альных выставках. Винокуров - автор та­лантливых монументально-декоративных произведений в интерьерах и экстерьерах зданий Уфы, Салавата, Наро-Фоминска, Тобольска.

Е. Винокуров. Нагаево. Пора зеленных трав. Холст. Масло. Конец 70-х годов.

Евгений Винокуров. Нагаево. Пора зеленных трав. Холст. Масло. Конец 70-х годов.

Первым заметным явлением в его творчестве стали эмблема (чеканка) и витражи Башкирского государственно­го театра кукол. Позже витражи по его проекту украсили и корпус Уфимского государственного нефтяного технического университета, его мозаики украшают клуб объединения имени Кирова, фирму КПД, комплекс «Баштехинформ». В сферу твор­чества художника входят и гобелены (кто сказал, что гобелены - это прерогатива женщин? например, во Франции - на ро­дине гобеленов - ими часто занимаются мужчины). А его резьба по дереву на темы русских поговорок привлекла внимание зрителей на республиканской выставке самодеятельных художников еще в 1974 году.

Винокуровым создано и немало та­лантливых росписей по дереву - даже имитирующих русскую народную вышив­ку (триптих из декоративных объемов «Берегини» (1997), где на готовых дере­вянных формах белыми масляными кра­сками он воссоздает орнамент старинной фольклорной вышивки по сетке Тверской губернии конца XIX - начала XX века, ухитряясь повторить фактуру нитяного рельефа). В последнее время он также создает объемно-пространственные ком­позиции из необычных сочетаний разно­родных материалов и предметов по типу инсталляций и ассамбляжей. Какие только подручные материалы и старые вещи или их обломки им не используются! Вот уж точно сюда подходят ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора...» Но в результате всегда получаются эстетичные, высокохудожественные произведения, свидетельствующие о мастерстве их соз­дателя, - например, инсталляции «Мас­леница» (2007) и «Готика» (2008). Для «Масленицы» в ход пошли туеса, детали от венских стульев, сыромятный ремень и даже пионерский барабан и шнурки от ботинок, а для «Готики» - деревянный короб от швейной машинки, фрагменты балясин, обломки лыж, циферблат от ча­сов. Эти работы были представлены на Третьей республиканской выставке «Про­фессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», проходившей в Уфимской художественной галерее в конце 2008 года.

Е. Винокуров. Уфимский дворик. Холст. Масло. 1993.

Евгений Винокуров. Уфимский дворик. Холст. Масло. 1993.

Но все это сам художник считает лишь ремеслом. Графика и живопись - вот его судьба, которую определила его встреча и совместная работа с замечательным баш­кирским художником А. В. Пантелеевы,м, а также самозабвенная самостоятельная работа в домах творчества. Что касается изобразительной манеры, то он ее всегда полностью подчиняет идейному замыслу своих работ, своим чувствам и настроени­ям. «Не лукавь, - главный его принцип, - это вылезет, как на широком экране». Его произведения - на редкость искренние, тонкие, целостные, способные пробудить в нас самые добрые чувства.

Большого внимания заслуживает графика Евгения Винокурова - печат­ная (эстампы) и выполненная от руки (коллажи, тушь, акварель). При создании эстампа с графического листа изображе­ние фотоспособом переводят на медную доску, протравливают, а затем печатают. Здесь в первую очередь упомяну его фило­софские работы 1998 года «Несущая анге­ла» и «Дерево», участвовавшие во Второй Уральской триеннале станковой печатной графики «Уфа - 98». Талантливый пример коллажа - его шутливая работа «Золотая рыбка» (2001), где на холсте путем соче­тания масляных красок и производствен­ных этикеток изображена яркая сказочная рыба в форме полумесяца, она участвовала в художественном проекте «Слияние лун» (2001). Что касается работ, выполненных черной тушью и пером и создававшихся чаще как этюды к живописным пейза­жам, то они смотрятся как вполне само­стоятельные произведения - настолько они убедительные и законченные (рабо­ты 1980-х «Нагаево», «Осень» и другие). А его акварели производят впечатление либо иллюстраций к каким-либо сказкам - десятилетней давности фантазийные работы «Домики на облаках», «Лодка. Грозовая туча», либо целых акварельных картин - как, например, его серия 2008 года «Тобольская мелодия». Это лири­ческие акварели, на которых художник по-своему компонует изображение старой части города с маленькими деревянными домишками и величественным Тоболь­ским кремлем, включая его легендарную Благовещенскую церковь, связанную с историей царской семьи Романовых.

Продолжение: Высоты Евгения Винокурова. Часть 2.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак ул.Лазурная, д.3.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта