Путь молодой художницы Ольги Цимболенко к начинающейся известности отнюдь не прост: сначала Детская художественная школа № 1 (1994), затем Уфимский педагогический колледж № 1 (1999) по специальности «учитель начальных классов», Московский государственный гуманитарный университет им. М. Шолохова (2004) и, наконец, Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова по специальности «станковая живопись».
Однако даже этот довольно продолжительный период обучения не гарантирует сегодня выпускнику академии работу по призванию - ремеслу можно обучиться, но жить в современном мире одним только «большим» искусством сложно, особенно молодым авторам, для которых в качестве профессионального занятия более просты и коммерчески привлекательны дизайн, полиграфия, реклама. Несмотря на то, что каждый год из стен уфимских художественных вузов выпускаются сотни молодых художников, таковыми на самом деле становятся единицы. Но на Ольгу уже можно возлагать определенные надежды - она и участник выставок общероссийского и международного масштаба, и один из активных деятелей группы молодых художников «Новь» с подвижным составом, и, главное, еще в процессе обучения сумела сформировать собственную художественную систему, в рамках которой ей отнюдь не тесно.
Прежде чем перейти к рассмотрению этой системы, подробнее остановимся на преподавателях Ольги: в становлении любого художника принадлежность к той или иной мастерской - вопрос не праздный. С тех пор как Академия художеств стараниями передвижников стала распределяться по мастер-классам известных художников, эта традиция сохраняется в любом современном академическом вузе.
О. Цимболенко. Кофе. 2007.
Ольга Цимболенко училась в мастерской Михаила Назарова, и это многое объясняет, - ученики заслуженного художника, методом кубофутуризма выразившего суть башкирской деревни, связаны неким стилевым и мировоззренческим единством, сохраняющимся всю творческую жизнь. Хотя понятие «школа» и звучит слишком громко, тем не менее к ученикам Михаила Назарова это понятие применимо в не меньшей степени, чем к ученикам скульптора Николая Калинушкина.
Через учителя лучше всего можно понять ученика. Но если круг творческих интересов Михаила Назарова распространяется в основном на сельскую жизнь (в частности, на малую родину в Зилаирском районе) и построен на народном искусстве - вышивке, росписи, игрушке, лубке, то его ученица пытается отразить эстетику города почти теми же самыми средствами. Замечу, что художники республики достаточно давно и успешно работают с архетипами сельской жизни, говоря о ней вполне современным языком (сейчас речь только о модернистах), - Ринат Харисов с его лубочными картинами татарского аула; символико-романтический Рафаэль Кадыров; Дамир Ишемгулов (тоже, кстати, ученик Михаила Назарова) с его праздничным восприятием башкирской деревни.
Вера Фролова. Зимний день. Холст. Масло.
Ольга - одна из тех немногих, кто умеет передать чистую поэтику городской среды без уклона в краеведение, когда архитектурные объекты, реалии, географические приметы вызывают у зрителя полный эффект присутствия, превращая картину в ведуту - жанр городского «вида», возникший еще в XVIII веке. В свое время он успешно заменял собой роль фотографии - небольшие по объему графические листы ведут были так же популярны у туристов, как и открытки с видами разных городов в наше время. Архитектор В. Л. Глазычев назвал такое предметно- пространственное отображение городской среды «натюрмортным видением города».
Объектом же художественного творчества Ольги стало эстетическое восприятие без топографических признаков - это город в обобщенном смысле, мгновенные впечатления, независимые от места и времени, чувственный пейзаж («Зима в старом районе», «Трамвай № 9», «Женщины на снегу», «Натюрморт с трамваем», «Нежинская, 34»). Устремления О. Цимболенко близки к футуристическим наработкам как по форме, так и по содержанию: русский авангард вбирал в себя провинциальный мир (самые дерзкие футуристы приехали в российские столицы как раз из заштатных городов), переносил в выставочные залы и заставлял восхищаться примитивизмом и графичностью вывесок, блеском витрин, яркостью трамваев, пестрой толпой прохожих. «Футуризм бесплоден и неумен как отвлеченная школа искусства, притязающая на господство, - писал А. Эфрос. - Но футуризм значителен и прекрасен как пластическая исповедь художника, чувствующего себя растворённым в прибоях, отливах и водоворотах жизни города».
Вера Фролова. Старый двор. Холст. Масло.
С футуристической традицией к объединению связана и тяга молодых художников круга Ольги Цимболенко к постоянному творческому общению, созданию своей группы, организации совместных тематических выставок. Лилия Шарифуллина, Ольга Винокурова, Тимофей Дорофеев, Вера Фролова и другие молодые художники в 2008 году образовали группу «Новь» с непостоянным составом и выставились в галерее «Мирас» под таким же названием. Тогда художники объединились скорее по принципу личной дружеской близости, чем по сходству творческих интересов, художественной позиции, поэтому выставка получилась разнородной, хотя в ней и чувствовалось некоторое сходство эстетики, перекличка мотивов у разных авторов.
Эстетические находки Лилии Шарифуллиной в сфере деревенского быта неплохо сочетались с бытовым миром Ольги Цимболенко, сосредоточенным в пределах городской квартиры. Лук на подоконнике, сушащиеся на батарее валенки, вишня в сите, велосипед после прогулки, даже простые столы и стулья - вещный мир городского жилища уже тогда стал предметом ее интереса. Это не всегда можно назвать привычным словом «натюрморт», речь идет скорее о жанровых картинах, в которых вместо людей действуют вещи, но «ведут себя» в точности как они. Такой поворот в истории жанра nature morte, то есть «мертвой природы», в свое время свершился благодаря художникам-им- прессионистам, которые от изображения битой дичи и препарированных фруктов голландских натюрмортов перешли к изменчивой видимости предметов, к собственным впечатлениям от них, никогда не бывающих одинаковыми. В таком натюрморте предметы начинают жить своей жизнью, как плывущие по небу облака или деревья в лесу, настолько много в них от самой природы: бурлящей, изменчивой и живой. В последние два года «жанровый натюрморт» в творчестве Ольги получил наибольшее развитие в тематических выставках в соавторстве с близкими ей по духу художниками: «Быт или не быт?» (с Лилией Шарифуллиной, галерея «Х-МАХ», Уфа), «Провинциальные истории» (с Тимофеем Дорофеевым, библиотека ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, Москва).
Л. Шарифуллина. Танец.
В работах художницы, экспонированных на этих выставках, город чувствуется не меньше, чем в урбанистических пейзажах, только он шумит где-то за окном («Натюрморт с трамваем», «Окно»), - атрибуты городской жизни вплетаются в замкнутый мир вещей, составляя его индивидуальный лирический тон («Портрет чайника», «Кофе», «Портрет велосипеда»).
Учитель Ольги художник Михаил Назаров в интервью «Башинформу» однажды признался: «Детально изобразить конкретный предмет для меня не так важно. Куда важнее чувства, которые я при этом испытываю. Главным становится бытийное и эмоциональное пространство, окружающее этот конкретный предмет». В картинах его ученицы также мало примет настоящего времени, отголосков дня сегодняшнего, но каждая работа Ольги Цимболенко превращается в целую многослойную новеллу, полную жизни, настроения, чувств. Заставить неодушевленные вещи рассказывать о жизни людей и способен не каждый художник. Вещи на картинах Ольги хотя и существуют сами по себе, но всегда повествуют о человеке и его мире.
← Современные художники Башкирии - Секретные материалы Станислава Лебедева | Высоты Евгения Винокурова. Часть 2. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...