Озимые. 1999 год. Картон. Масло. Размеры: 49 Х 69.

Художнику Станиславу Алек­сандровичу Лебедеву в этом году исполняется 67 лет.

Недавно мне довелось с ним поз­накомиться и не как-то мимоходом, а у него в мастерской, так сказать, на творческой кухне. Встреча оставила сильное впечатление от личности этого человека, безусловно, неорди­нарной, интеллектуально богатой, а его произведения сразу запали в ду­шу. Сверкание красок, неистощи­мость фантазии, философская, подчас пророческая глубина, нераз­рывность с традициями русского ис­кусства - все в них. Поразила меня и большая изобретательность худож­ника в использовании материалов для своих работ.

«Когда б вы знали, из какого со­ра растут стихи, не ведая стыда...», - вспомнилось ахматовское, когда я разглядывала великолепный холст «Золото ацтеков» с причудли­выми рельефами из... песка, обыч­ного речного песка, только круто замешанного.

- Да, песок. Но все это очень крепко, не упадет и песчинка, - по­яснил Станислав Александрович. — Материал придумал сам. Аналогов нет. Я, знаете ли, по природе своей алхимик, постоянно ищу и делаю что-то новое, то, что никто из ху­дожников не делал. Конечно, снача­ла изучаю чужой опыт, впитываю, перерабатываю (но не передираю!), а дальше — свое, свое...

Я говорила о сверкании красок. Они у него на самом деле сверкают, но не потому, что свежие (иным работам уже много лет), а от при­сутствия особого наполнителя. С ним простая масляная краска на холсте выглядит всегда как новая. Что за наполнитель? О, это, как и незыблемый песок, тоже секрет мастера.

Качество работы для Лебедева - вопрос чести. Я сейчас говорю о тех­ническом исполнении, хотя для него, разумеется, важны и композицион­ная продуманность, и безупречность цветового решения. Но если картина будет сыпаться, обваливаться, он ре­шительно возьмет стамеску, нещад­но все соскоблит и начнет делать заново. Так было с «Медведем», вы­ставочной работой, которую он пе­ределал, оставив только самого медведя, и со многими другими.

Скифский воин. 2007 год. Оргалит. Авторская техника. Размеры: 71 Х 67.

Скифский воин. 2007 год. Оргалит. Авторская техника. Размеры: 71 Х 67.

А знаете ли вы, что за фокус - двусторонняя картина? У Лебедева их много. Это когда и с лица, и с из­нанки перед вами разные, полноцен­ные, законченные произведения искусства. Бывает, покупателю нравится то, что с лица, он хочет приобрести, но и изнанка денег стоит, художник и за нее счет выставляет. Покупатель уходит, художник остается ни с чем, но и дальше продолжает делать дву­сторонние картины. Что это, чуда­чество? Нет, борьба за качество!

- Впервые я увидел двусторон­ние картины на выставке в Герма­нии. Удивился, подумал о немецкой практичности. Позже нашел в книгах совет от Павла Филонова — закрашивать обратную сторону кар­тины, чтобы сохранить ее от разру­шения, ибо оно начинается с изнанки. Оказывается, иконы рань­ше тоже были двусторонние.

В советские времена, когда Баш­кирия дружила с немецким горо­дом Галле (бывшая ГДР), туда поехала делегация, чтобы поздра­вить с 80-летием известного поли­тика Геншера. В подарок взяли двустороннюю картину Станислава Лебедева. Именинник принял ра­боту, но лишь несколько минут по­держал ее в руках, сказав, что это очень ценная вещь и он передает ее в национальную галерею.

Останавливаю взгляд на картине с лошадями. Любуюсь.

- Лошади - мои любимые жи­вотные, я пишу их часто, - расска­зывает Станислав Александрович. - Эта работа старая, 1986 года. Вас удивляет ее свежесть? Опять же: качественно сделана. Здесь хорошо за­грунтован холст. Я не пишу на покупных грунтах - делаю их сам, мои никогда не отстают от холста. А вот работа и вовсе 1967 года...

Красный ключ. 2004 год. Оргалит. Смешанная техника. Акрил. Размеры: 70 Х 84.

Красный ключ. 2004 год. Оргалит. Смешанная техника. Акрил. Размеры: 70 Х 84.

Я увидела ее сразу, как только вошла в мастерскую. Большая, вертикальная, похожая на окно, чуть замороженное по краям. В «окне» повис синий, сумеречный пейзаж: в лунном сиянии по заснеженному, волнистому раздолью бежит лошад­ка, тащит нарядный возок. Такая певучесть во всем...

Сразу после окончания Уфим­ского художественного училища он уехал в деревню. По совету друга - художника Литвинова - решил окунуться в чистоту крестьянской Руси. И прожил там полгода. Тулу­пы, расписные кошевки, лошади, лунные ночи за околицей, девствен­ные снега, дымы над избами, блеск Млечного пути - все это нашло ме­сто на многих и многих таких же пе­вучих холстах.

Там же, в деревне он написал «Солнечный день». Говорит, это была полнейшая абстракция, игра цвета и света, порожденная пото­ком ощущений и счастливых фан­тазий. Картина побывала на нескольких выставках, но всюду ее обругали «искусствоведы в штат­ском», как не отвечающую принци­пам социалистического реализма. Только молодому автору было важнее мнение корифеев живопи­си, а те высоко оценили художест­венные достоинства «Солнечного дня».

В выставках он начал участво­вать рано. Для этого очень много трудился. И в 30 лет стал членом Союза художников СССР. В те вре­мена это членство доставалось ка­торжным трудом. А вот званий у него нет до сих пор.

Цветущий май 45 года. 2006 год. Оргалит. Холст. Масло. Размеры: 108 Х 88.

Цветущий май 45 года. 2006 год. Оргалит. Холст. Масло. Размеры: 108 Х 88.

Откуда-то из глубин мастерской он достает и показывает все новые и новые работы. Здесь и нежнейшая пастель, и живопись, и акварели, и смешанная техника. Много разнооб­разных коллажей с использованием бумаги, ткани, ярких, немеркнущих акриловых красок, а также материа­лов собственного сочинения. Пере­до мной проплывают: бесстыжий бесштанный «Демократ», целомуд­ренная «Обнаженная», «Осенний на­тюрморт» (ничего подобного я не видела), философская вещь «Тон­кий и проявленный мир», пронзительно-трагическая «До свидания, мальчики!» (Чечня, гробы, 1994 год). А вот незаконченная «Врата Бога», коллаж на ткани, работа по­строена на символах.

- А вот такого вы вообще нигде не увидите, потому что такого не де­лает никто, - с этими словами Ста­нислав Александрович вынес мозаичные полотна. Блестящие цветные кусочки скомпонованы фантастически красиво. - Пожа­луйста, аппликации из аракала.

Сколько же времени, терпения, усидчивости требуется, чтобы зани­маться этим. А сколько средств!

Деньги - больной вопрос. Кар­тины продаются плохо, все труднее становится выкраивать на материа­лы, краски. Однажды к нему в мас­терскую попал галерейщик из Франции, восхитился и увез много картин, не постояв за ценой. Он за­ключил с Лебедевым контракт на пять лет. Вдохновленный возможностью хорошо заработать, художник закупил материалы, стал писать большие работы, как того хотел француз. Но неожиданно галерей­щик умер. Все разладилось. Отечест­венные галерейщики нередко заглядывают к Лебедеву, стонут от восторга при виде работ, но не поку­пают — дорого, все надеются, что он сбавит цену. Музейщикам, говорит, подавай живопись, масло, а к экспе­риментам с новыми материалами они относятся настороженно. «Тол­стые кошельки» обыватели зачастую ничего не понимают в его мудреных картинах, им бы березки...

Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

- Деньги - это свобода, а для меня это возможность еще больше работать, экспериментировать. С годами жажда творчества стано­вится все сильнее. Планов полно. Но нет тверди под ногами. Навер­ное, не созрел еще контингент для моего искусства. Он показывает натюрморт, напи­санный на прозрачной пленке. Кра­сиво. Похоже на витраж. А главное, говорит, прочно. В планах — совер­шенствовать эту технику.

Есть и другие планы, так сказать, бытового свойства - отремонтиро­вать наследственный дом в Санкт-Петербурге. Оказывается, корни Станислава Александровича там. В Уфу семья была эвакуирована во время войны, здесь он родился в 45-м. Бабушка перед смертью шепнула, что кровь у него благородная, что линия рода ведется от знаменитого барона Корфа, того самого, что состоял на государственной службе при дворе императора Александра II. Так что тянет к «родному пепелищу, к отече­ским гробам». Он уже увез в Санкт-Петербург большую часть своих картина, сотни листов графики...

А пока он еще здесь, здесь семья и любимые внуки, которые, как просыпаются, так рисуют, всю бу­магу в доме изрисовали. Дед гово­рит, что таких детей он еще не видел. Ну, так все дедушки и ба­бушки говорят, хотя, пожалуй, у его внуков есть все основания стать гениальными художниками.

Картины художника в Галерее.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Симоньян личная жизнь главного редактора раша тудей.

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта