Художнику Станиславу Александровичу Лебедеву в этом году исполняется 67 лет.
Недавно мне довелось с ним познакомиться и не как-то мимоходом, а у него в мастерской, так сказать, на творческой кухне. Встреча оставила сильное впечатление от личности этого человека, безусловно, неординарной, интеллектуально богатой, а его произведения сразу запали в душу. Сверкание красок, неистощимость фантазии, философская, подчас пророческая глубина, неразрывность с традициями русского искусства - все в них. Поразила меня и большая изобретательность художника в использовании материалов для своих работ.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...», - вспомнилось ахматовское, когда я разглядывала великолепный холст «Золото ацтеков» с причудливыми рельефами из... песка, обычного речного песка, только круто замешанного.
- Да, песок. Но все это очень крепко, не упадет и песчинка, - пояснил Станислав Александрович. — Материал придумал сам. Аналогов нет. Я, знаете ли, по природе своей алхимик, постоянно ищу и делаю что-то новое, то, что никто из художников не делал. Конечно, сначала изучаю чужой опыт, впитываю, перерабатываю (но не передираю!), а дальше — свое, свое...
Я говорила о сверкании красок. Они у него на самом деле сверкают, но не потому, что свежие (иным работам уже много лет), а от присутствия особого наполнителя. С ним простая масляная краска на холсте выглядит всегда как новая. Что за наполнитель? О, это, как и незыблемый песок, тоже секрет мастера.
Качество работы для Лебедева - вопрос чести. Я сейчас говорю о техническом исполнении, хотя для него, разумеется, важны и композиционная продуманность, и безупречность цветового решения. Но если картина будет сыпаться, обваливаться, он решительно возьмет стамеску, нещадно все соскоблит и начнет делать заново. Так было с «Медведем», выставочной работой, которую он переделал, оставив только самого медведя, и со многими другими.
Скифский воин. 2007 год. Оргалит. Авторская техника. Размеры: 71 Х 67.
А знаете ли вы, что за фокус - двусторонняя картина? У Лебедева их много. Это когда и с лица, и с изнанки перед вами разные, полноценные, законченные произведения искусства. Бывает, покупателю нравится то, что с лица, он хочет приобрести, но и изнанка денег стоит, художник и за нее счет выставляет. Покупатель уходит, художник остается ни с чем, но и дальше продолжает делать двусторонние картины. Что это, чудачество? Нет, борьба за качество!
- Впервые я увидел двусторонние картины на выставке в Германии. Удивился, подумал о немецкой практичности. Позже нашел в книгах совет от Павла Филонова — закрашивать обратную сторону картины, чтобы сохранить ее от разрушения, ибо оно начинается с изнанки. Оказывается, иконы раньше тоже были двусторонние.
В советские времена, когда Башкирия дружила с немецким городом Галле (бывшая ГДР), туда поехала делегация, чтобы поздравить с 80-летием известного политика Геншера. В подарок взяли двустороннюю картину Станислава Лебедева. Именинник принял работу, но лишь несколько минут подержал ее в руках, сказав, что это очень ценная вещь и он передает ее в национальную галерею.
Останавливаю взгляд на картине с лошадями. Любуюсь.
- Лошади - мои любимые животные, я пишу их часто, - рассказывает Станислав Александрович. - Эта работа старая, 1986 года. Вас удивляет ее свежесть? Опять же: качественно сделана. Здесь хорошо загрунтован холст. Я не пишу на покупных грунтах - делаю их сам, мои никогда не отстают от холста. А вот работа и вовсе 1967 года...
Красный ключ. 2004 год. Оргалит. Смешанная техника. Акрил. Размеры: 70 Х 84.
Я увидела ее сразу, как только вошла в мастерскую. Большая, вертикальная, похожая на окно, чуть замороженное по краям. В «окне» повис синий, сумеречный пейзаж: в лунном сиянии по заснеженному, волнистому раздолью бежит лошадка, тащит нарядный возок. Такая певучесть во всем...
Сразу после окончания Уфимского художественного училища он уехал в деревню. По совету друга - художника Литвинова - решил окунуться в чистоту крестьянской Руси. И прожил там полгода. Тулупы, расписные кошевки, лошади, лунные ночи за околицей, девственные снега, дымы над избами, блеск Млечного пути - все это нашло место на многих и многих таких же певучих холстах.
Там же, в деревне он написал «Солнечный день». Говорит, это была полнейшая абстракция, игра цвета и света, порожденная потоком ощущений и счастливых фантазий. Картина побывала на нескольких выставках, но всюду ее обругали «искусствоведы в штатском», как не отвечающую принципам социалистического реализма. Только молодому автору было важнее мнение корифеев живописи, а те высоко оценили художественные достоинства «Солнечного дня».
В выставках он начал участвовать рано. Для этого очень много трудился. И в 30 лет стал членом Союза художников СССР. В те времена это членство доставалось каторжным трудом. А вот званий у него нет до сих пор.
Цветущий май 45 года. 2006 год. Оргалит. Холст. Масло. Размеры: 108 Х 88.
Откуда-то из глубин мастерской он достает и показывает все новые и новые работы. Здесь и нежнейшая пастель, и живопись, и акварели, и смешанная техника. Много разнообразных коллажей с использованием бумаги, ткани, ярких, немеркнущих акриловых красок, а также материалов собственного сочинения. Передо мной проплывают: бесстыжий бесштанный «Демократ», целомудренная «Обнаженная», «Осенний натюрморт» (ничего подобного я не видела), философская вещь «Тонкий и проявленный мир», пронзительно-трагическая «До свидания, мальчики!» (Чечня, гробы, 1994 год). А вот незаконченная «Врата Бога», коллаж на ткани, работа построена на символах.
- А вот такого вы вообще нигде не увидите, потому что такого не делает никто, - с этими словами Станислав Александрович вынес мозаичные полотна. Блестящие цветные кусочки скомпонованы фантастически красиво. - Пожалуйста, аппликации из аракала.
Сколько же времени, терпения, усидчивости требуется, чтобы заниматься этим. А сколько средств!
Деньги - больной вопрос. Картины продаются плохо, все труднее становится выкраивать на материалы, краски. Однажды к нему в мастерскую попал галерейщик из Франции, восхитился и увез много картин, не постояв за ценой. Он заключил с Лебедевым контракт на пять лет. Вдохновленный возможностью хорошо заработать, художник закупил материалы, стал писать большие работы, как того хотел француз. Но неожиданно галерейщик умер. Все разладилось. Отечественные галерейщики нередко заглядывают к Лебедеву, стонут от восторга при виде работ, но не покупают — дорого, все надеются, что он сбавит цену. Музейщикам, говорит, подавай живопись, масло, а к экспериментам с новыми материалами они относятся настороженно. «Толстые кошельки» обыватели зачастую ничего не понимают в его мудреных картинах, им бы березки...
Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.
- Деньги - это свобода, а для меня это возможность еще больше работать, экспериментировать. С годами жажда творчества становится все сильнее. Планов полно. Но нет тверди под ногами. Наверное, не созрел еще контингент для моего искусства. Он показывает натюрморт, написанный на прозрачной пленке. Красиво. Похоже на витраж. А главное, говорит, прочно. В планах — совершенствовать эту технику.
Есть и другие планы, так сказать, бытового свойства - отремонтировать наследственный дом в Санкт-Петербурге. Оказывается, корни Станислава Александровича там. В Уфу семья была эвакуирована во время войны, здесь он родился в 45-м. Бабушка перед смертью шепнула, что кровь у него благородная, что линия рода ведется от знаменитого барона Корфа, того самого, что состоял на государственной службе при дворе императора Александра II. Так что тянет к «родному пепелищу, к отеческим гробам». Он уже увез в Санкт-Петербург большую часть своих картина, сотни листов графики...
А пока он еще здесь, здесь семья и любимые внуки, которые, как просыпаются, так рисуют, всю бумагу в доме изрисовали. Дед говорит, что таких детей он еще не видел. Ну, так все дедушки и бабушки говорят, хотя, пожалуй, у его внуков есть все основания стать гениальными художниками.
← Современные художники Башкирии - Философские сочинения Василия Лесина. | Вещный город - Молодые художники Уфы → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...