Озимые. 1999 год. Картон. Масло. Размеры: 49 Х 69.

Художнику Станиславу Алек­сандровичу Лебедеву в этом году исполняется 67 лет.

Недавно мне довелось с ним поз­накомиться и не как-то мимоходом, а у него в мастерской, так сказать, на творческой кухне. Встреча оставила сильное впечатление от личности этого человека, безусловно, неорди­нарной, интеллектуально богатой, а его произведения сразу запали в ду­шу. Сверкание красок, неистощи­мость фантазии, философская, подчас пророческая глубина, нераз­рывность с традициями русского ис­кусства - все в них. Поразила меня и большая изобретательность худож­ника в использовании материалов для своих работ.

«Когда б вы знали, из какого со­ра растут стихи, не ведая стыда...», - вспомнилось ахматовское, когда я разглядывала великолепный холст «Золото ацтеков» с причудли­выми рельефами из... песка, обыч­ного речного песка, только круто замешанного.

- Да, песок. Но все это очень крепко, не упадет и песчинка, - по­яснил Станислав Александрович. — Материал придумал сам. Аналогов нет. Я, знаете ли, по природе своей алхимик, постоянно ищу и делаю что-то новое, то, что никто из ху­дожников не делал. Конечно, снача­ла изучаю чужой опыт, впитываю, перерабатываю (но не передираю!), а дальше — свое, свое...

Я говорила о сверкании красок. Они у него на самом деле сверкают, но не потому, что свежие (иным работам уже много лет), а от при­сутствия особого наполнителя. С ним простая масляная краска на холсте выглядит всегда как новая. Что за наполнитель? О, это, как и незыблемый песок, тоже секрет мастера.

Качество работы для Лебедева - вопрос чести. Я сейчас говорю о тех­ническом исполнении, хотя для него, разумеется, важны и композицион­ная продуманность, и безупречность цветового решения. Но если картина будет сыпаться, обваливаться, он ре­шительно возьмет стамеску, нещад­но все соскоблит и начнет делать заново. Так было с «Медведем», вы­ставочной работой, которую он пе­ределал, оставив только самого медведя, и со многими другими.

Скифский воин. 2007 год. Оргалит. Авторская техника. Размеры: 71 Х 67.

Скифский воин. 2007 год. Оргалит. Авторская техника. Размеры: 71 Х 67.

А знаете ли вы, что за фокус - двусторонняя картина? У Лебедева их много. Это когда и с лица, и с из­нанки перед вами разные, полноцен­ные, законченные произведения искусства. Бывает, покупателю нравится то, что с лица, он хочет приобрести, но и изнанка денег стоит, художник и за нее счет выставляет. Покупатель уходит, художник остается ни с чем, но и дальше продолжает делать дву­сторонние картины. Что это, чуда­чество? Нет, борьба за качество!

- Впервые я увидел двусторон­ние картины на выставке в Герма­нии. Удивился, подумал о немецкой практичности. Позже нашел в книгах совет от Павла Филонова — закрашивать обратную сторону кар­тины, чтобы сохранить ее от разру­шения, ибо оно начинается с изнанки. Оказывается, иконы рань­ше тоже были двусторонние.

В советские времена, когда Баш­кирия дружила с немецким горо­дом Галле (бывшая ГДР), туда поехала делегация, чтобы поздра­вить с 80-летием известного поли­тика Геншера. В подарок взяли двустороннюю картину Станислава Лебедева. Именинник принял ра­боту, но лишь несколько минут по­держал ее в руках, сказав, что это очень ценная вещь и он передает ее в национальную галерею.

Останавливаю взгляд на картине с лошадями. Любуюсь.

- Лошади - мои любимые жи­вотные, я пишу их часто, - расска­зывает Станислав Александрович. - Эта работа старая, 1986 года. Вас удивляет ее свежесть? Опять же: качественно сделана. Здесь хорошо за­грунтован холст. Я не пишу на покупных грунтах - делаю их сам, мои никогда не отстают от холста. А вот работа и вовсе 1967 года...

Красный ключ. 2004 год. Оргалит. Смешанная техника. Акрил. Размеры: 70 Х 84.

Красный ключ. 2004 год. Оргалит. Смешанная техника. Акрил. Размеры: 70 Х 84.

Я увидела ее сразу, как только вошла в мастерскую. Большая, вертикальная, похожая на окно, чуть замороженное по краям. В «окне» повис синий, сумеречный пейзаж: в лунном сиянии по заснеженному, волнистому раздолью бежит лошад­ка, тащит нарядный возок. Такая певучесть во всем...

Сразу после окончания Уфим­ского художественного училища он уехал в деревню. По совету друга - художника Литвинова - решил окунуться в чистоту крестьянской Руси. И прожил там полгода. Тулу­пы, расписные кошевки, лошади, лунные ночи за околицей, девствен­ные снега, дымы над избами, блеск Млечного пути - все это нашло ме­сто на многих и многих таких же пе­вучих холстах.

Там же, в деревне он написал «Солнечный день». Говорит, это была полнейшая абстракция, игра цвета и света, порожденная пото­ком ощущений и счастливых фан­тазий. Картина побывала на нескольких выставках, но всюду ее обругали «искусствоведы в штат­ском», как не отвечающую принци­пам социалистического реализма. Только молодому автору было важнее мнение корифеев живопи­си, а те высоко оценили художест­венные достоинства «Солнечного дня».

В выставках он начал участво­вать рано. Для этого очень много трудился. И в 30 лет стал членом Союза художников СССР. В те вре­мена это членство доставалось ка­торжным трудом. А вот званий у него нет до сих пор.

Цветущий май 45 года. 2006 год. Оргалит. Холст. Масло. Размеры: 108 Х 88.

Цветущий май 45 года. 2006 год. Оргалит. Холст. Масло. Размеры: 108 Х 88.

Откуда-то из глубин мастерской он достает и показывает все новые и новые работы. Здесь и нежнейшая пастель, и живопись, и акварели, и смешанная техника. Много разнооб­разных коллажей с использованием бумаги, ткани, ярких, немеркнущих акриловых красок, а также материа­лов собственного сочинения. Пере­до мной проплывают: бесстыжий бесштанный «Демократ», целомуд­ренная «Обнаженная», «Осенний на­тюрморт» (ничего подобного я не видела), философская вещь «Тон­кий и проявленный мир», пронзительно-трагическая «До свидания, мальчики!» (Чечня, гробы, 1994 год). А вот незаконченная «Врата Бога», коллаж на ткани, работа по­строена на символах.

- А вот такого вы вообще нигде не увидите, потому что такого не де­лает никто, - с этими словами Ста­нислав Александрович вынес мозаичные полотна. Блестящие цветные кусочки скомпонованы фантастически красиво. - Пожа­луйста, аппликации из аракала.

Сколько же времени, терпения, усидчивости требуется, чтобы зани­маться этим. А сколько средств!

Деньги - больной вопрос. Кар­тины продаются плохо, все труднее становится выкраивать на материа­лы, краски. Однажды к нему в мас­терскую попал галерейщик из Франции, восхитился и увез много картин, не постояв за ценой. Он за­ключил с Лебедевым контракт на пять лет. Вдохновленный возможностью хорошо заработать, художник закупил материалы, стал писать большие работы, как того хотел француз. Но неожиданно галерей­щик умер. Все разладилось. Отечест­венные галерейщики нередко заглядывают к Лебедеву, стонут от восторга при виде работ, но не поку­пают — дорого, все надеются, что он сбавит цену. Музейщикам, говорит, подавай живопись, масло, а к экспе­риментам с новыми материалами они относятся настороженно. «Тол­стые кошельки» обыватели зачастую ничего не понимают в его мудреных картинах, им бы березки...

Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

- Деньги - это свобода, а для меня это возможность еще больше работать, экспериментировать. С годами жажда творчества стано­вится все сильнее. Планов полно. Но нет тверди под ногами. Навер­ное, не созрел еще контингент для моего искусства. Он показывает натюрморт, напи­санный на прозрачной пленке. Кра­сиво. Похоже на витраж. А главное, говорит, прочно. В планах — совер­шенствовать эту технику.

Есть и другие планы, так сказать, бытового свойства - отремонтиро­вать наследственный дом в Санкт-Петербурге. Оказывается, корни Станислава Александровича там. В Уфу семья была эвакуирована во время войны, здесь он родился в 45-м. Бабушка перед смертью шепнула, что кровь у него благородная, что линия рода ведется от знаменитого барона Корфа, того самого, что состоял на государственной службе при дворе императора Александра II. Так что тянет к «родному пепелищу, к отече­ским гробам». Он уже увез в Санкт-Петербург большую часть своих картина, сотни листов графики...

А пока он еще здесь, здесь семья и любимые внуки, которые, как просыпаются, так рисуют, всю бу­магу в доме изрисовали. Дед гово­рит, что таких детей он еще не видел. Ну, так все дедушки и ба­бушки говорят, хотя, пожалуй, у его внуков есть все основания стать гениальными художниками.

Картины художника в Галерее.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта