Постоянные посетители выставок, кажется, помнят грандиозную экспозицию Первой республиканский выставки декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Она экспонировалась 13 лет назад - в 1997 году в Уфимской художественной галерее. Среди многообразия представленных на ней видов и техник (керамика, дерево, металл, текстиль, костюм, ювелирное искусство), как ни странно, именно традиционные для башкирского народного искусства материалы, такие как кожа и войлок, демонстрировались буквально в единичном варианте. На второй выставке - в 2002 году - войлок в экспозиции отсутствовал вообще. В то же время такие сложные для зрительского восприятия виды, как ассамбляж и инсталляция, производные от европейского концептуализма и российского нонконформизма, на обеих выставках не только присутствовали, но выглядели внушительно и даже органично. В этой тревожной для войлока и кожи ситуации критика тут же заговорила об острой необходимости возрождения профессионального интереса к этим традиционным видам башкирского искусства, апеллируя к известной истине, что без прошлого нет будущего. Несмотря на призывы, интерес к войлоку и коже на протяжении последующих лет оставался прежним, то есть отсутствовал.
В начале 2000-х ситуация резко изменилась, ни, правда, только в отношении войлока: появившись как-то вдруг, войлок сразу же стал привычным арт - объектом выставок самого престижного уровня. У этой изменившейся ситуации были свои герои, среди них или, точнее во главе всех стояла Гузель Мухамедьярова - молодой стерлитамакский художник, за которой сразу же закрепился статус «одного их наиболее перспективных прикладников Башкортостана.
Ученица известного в республике художника и педагога Лидии Михайловны Стратоновой, Гузель до 2002 года талантливо работала в технике нетканого гобелена: посте 2002 в её жизни появился войлок, а сама она стала постоянным участником крупнейших выставочных проектов - республиканских, региональных, всероссийских В 2005 году её войлочные панно «На радость вам», экспонировавшиеся в Москве на Всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства, были удостоены диплома Секретариата правления Союза художников России. Весной 2008 года Гузель стала лауреатом высшей в Башкортостане творческой награды, учреждённой для молодых, - Государственной молодёжной премии им. Шайхзады Бабича.
Художник Гузель Мухамедьярова.
В одном из интервью на вопрос: «Что вы считаете источником своего профессионального интереса к войлоку?» Гузель ответила, что таким источником для нее стал истёртый войлочный коврик из детства, который валяла ещё её бабушка, но красоту и ценность которого она тогда, в силу своего возраста, естественно, оценить не могла. Другим, уже «взрослым», источником был практический семинар, который впервые проводился в 2003 году Республиканские центром народного творчества и художественно-графическим факультетом Башкирского педагогического университета в деревне Бурангул Абзеяиловского района Башкортостана - историческом центре национального войлочного валяния, Гузель и сегодня не забыла своего восторга от совместного труда начинающих мастериц и настоящих, на её взгляд, профессионалов - деревенских мастериц, щедро делящихся с молодыми древними секретами изготовления кошмы - этого подлинно народного таинства, издревле объединяющего художественное сознание большого тюркского мира.
Гузель Мухамедьярова. В степи. 2001. Овечья шерсть. Анилиновые красители. Иглопробивное ткачество. 90 Х 65.
Анализируя символико-метафорическую природу образов-знаков, «зашифрованных» в войлочных панно Гузель Мухамедьяровой, веришь, что её страсть к войлоку действительно безгранична. Войлок для неё не только и не просто материал, привлекательный своими природными характеристиками, - она воспринимает его симбиозно: на уровне о собственного, родового, генетического сознания и как уникальный художественно-эстетический объект, и как подлинный код исторической памяти народа. С другой стороны, именно это острое, почти животное чувствование материала — древнего в особенности - как правило, всегда подвигало художников к экспериментам. То же произошло и в случае с Гузель. Досконально изучив приёмы иглопробивного ткачества, она предложила новый технический прием крепления войлочного полотна на основу - так называемый гобеленовый, то есть посредством тех же самых игл, которыми крепится на основу нетканый гобелен. В результате расход войлочного материала значительно сократился, а само полотно приобрело еще большую прочность. Так исключительно одарённый художник Гузель Мухамедьярова открыла в любимом народном и ею древнем материале новые технические возможности.
Гузель Мухамедьярова. Упкын эбие (Хозяйка омута). 2005. Овечья шерсть. Синтетическая нить. Валяние. 71 Х 91.
Симбиозность, многослойность художественного мышления Гузель проецируется и на стилистические особенности ее гобеленов и войлоков: они в равной степени монументальны и эстетичны, отличаются высоким уровнем композиционно-пластической и колористической культуры. Большое значение на этом пути приобретает и то образно - тематическое направление, которое стало для Гузель приоритетным: это образный архетипизм, произрастающий из древней «этимологии» национального символа, имеющего, как известно, всеобщую, космогоничную природу. Знаки солярной символики круг, квадрат, свастика интерпретированные растительные, зигзагообразные и геометрические орнаментальные формы – основные «герои» её произведений. Они органично вплетены в древнюю историю народного искусства, гобелена и войлока в том числе. Отсутствие иллюстрирующих деталей, образное доминирование к структуре каждого произведения того или другого знака или символа свидетельство глубинного, духовного осмысления художником древней традиции. Авторские же интерпретации традиции, столь характерные для современного искусства, воплощаются в творчестве Гузель с образцовой деликатностью: именно эта деликатность (или чувство меры, или культура памяти) надёжно защищает образ, его смысловую сущностную структуру от простого, поверхностного цитирования традиции – приёма, к сожалению, достаточно распространённого в современном искусстве. Очевидно, потому искусство Гузель Мухамедьяровой воспринимается её коллегами и критикой как целостный художественный организм, а сама Гузель - той редкой личностью. чье творчество и есть яркая составляющая будущности изобразительного искусства республики.
Светлана Игнатенко, искусствовед.
Журнал: Рампа. Культура Башкортостана.
Другие статьи:
{odnaknopka}
← Владислав Эдуардович Меос. Душой болея за Россию. | Современные художники Башкирии - Кашаев Анвар Шакирович. Живопись и графика. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...