BRAFA – одна из старейших ярмарок Европы (она действует уже с 1955 года), прежде ориентировалась только на бельгийский внутренний рынок. По-французски название ярмарки звучало как Foire de antiquaires de Belgique. Следует отметить, что пару лет назад она стала интересоваться международным развитием и переехала в здание, где ранее был расположен таможенный склад Tour & Taxis, общей площадью 12 тысяч м2. Ранее ярмарка располагалась в небольшом по площади, но престижном здании Palais des Beaux-Arts. К тому же год назад ярмарка сменила название.
В ярмарке в этом году приняло участие примерно 120 галерей, половина из них бельгийского происхождения. На втором месте по численности дилеры из Франции. Кроме этого, приняли участие 4 галереи из Германии, 4 – из Испании, по одной из Америки, Венгрии, Канады и Португалии. На ярмарке BRAFA Россию представляла всего одна выставка - Ravenscourt Galleries, филиалы которой есть в Лондоне и Москве. Эта галерея одна из небольшого числа отечественных представителей, ведущая активную зарубежную выставочную деятельность. Следует отметить, что в 2009 году она уже участвовала в BRAFA и проводила выставку на ярмарке изящных искусств в Шанхае, в Лондонской Олимпии.
Ситуация, когда покупатель звонит уже после ее окончания, является обычной. Подобным образом заключается большое число сделок, поскольку потенциальный покупатель все обдумывает и принимает окончательное решение.
BRAFA работала с 19 по 31 января. И за эти 13 дней своей работы она приняла около 35 тысяч зрителей, на самом первом показе закрытого типа на ней побывало около 1000 посетителей. Несмотря на то, что организаторы составили наполеоновские планы (планируют составить конкуренцию Маастрихтскому TEFAF), брюссельская ярмарка характеризуется не дорогими, больше интерьерными предметами и деловой атмосферой. К концу ярмарки на многих произведениях появились красные точки, они означают, что работа зарезервирована. А на некоторых стендах даже частично сменилась экспозиция. Антиквары не любят говорить о стоимости работ, поэтому удалось узнать только некоторые цифры.
В этом году на много меньше галерей, занимающихся продажей античной живописи, мебели, и декоративного прикладного искусства (период от Средневековья вплоть до двадцатого века). Но, несмотря на это, число участников пополнили такие известные в этой области галереи, как De Jonckheere (Брюссель, ее хорошо знают в Москве благодаря ее неоднократным выставкам в Манеже в салоне изящных искусств), Florence de Voldère (Париж). Последняя галерея смогла продать триптих 1510 года на BRAFA, на которой изображена Богоматерь. Триптих находился в частной коллекции в Восточной Германии, где ее конфисковали советские властии временно поместили в музей Лейпцига. Позже, в 1995 году его вернули бывшим владельцам, которые и продали его на Florence de Voldère, стоимость работы осталась тайной. Следует отметить, что участие в ярмарке приняла еще одна галерея, профилем которой является античное искусство и декоративно-прикладное искусство Средневековья - Joanna Booth (Лондон). С ее стендов были проданы древняя эльзасская скульптура Богоматери за 17 тысяч евро и гобелен мануфактуры «Обюссон» XVII века за 13,5 тысяч евро.
Отметим, что в этом году заметно было преобладание искусства ХХ века, которое пользуется спросом, несмотря на кризисы и рецессии. Еще на гала-ужине галерея Le Minotaure (Париж) продала работы Поля Каллоса (венгерский художник) и выручила 10-20 тысяч евро, и плюс ко всему были проданы работы Ивана Пуни (из всем известной серии «Арлекины»). Крупная галерея Ronny Van de Velde уже на самом первом вечере продала за 750 тысяч долларов работу «Семь смертных грехов» Джеймса Энсора, за 150 тысяч евро - «Boîte-en-valise» Марселя Дюшана, и за 70 тысяч евро серию фотографий Пола Маккарти «Маски». Как сообщил владелец галереи, ярмарка его ярмарка прошла весьма успешно: были проданы работы со стенда работы Рене Магритта, Миро, Матисса и Фернана Кнопфа. Покупателями стали коллекционеры из Франции, Германии и Бельгии. Хорошие результаты получила и галерея из Дюссельдорфа Ludorff: на стендах были зарезервированы две абстракции Полякова Сержа и две работы Макса Эрнста, плюс ко всему портрет Эмиля Нольде за 680 тысяч евро. Работа Пьера Сулажа была зарезервирована на стенде галереи Pascal Lansberg (Париж) за 1,2 миллиона евро.
Следует отметить, что необычным артефактом стал расписанный медицинский халат Джеймса Энсора, который продали уже на первом вечере, на стенде t’Kint de Roodenbeke. Владельцем халата был один из брюссельских аптекарей. Однажды Энсор пришел с визитом к одному из своих приятелей-художников, и ему внезапно захотелось взять кисть в руки. Новый холст нашли, а халат позаимствовали в соседней аптеке. В занк благодарности Энсор разукрасил его разными орнаментами и подписался. Стоимость необычной работы не объявлена. По словам владельца галереи, халат был куплен известным бельгийским коллекционером, который не афиширует свои покупки.
Стенд галереи Ravenscourt Galleries так же продал несколько работ, она выставила работы начала двадцатого таких французских художников, как Андре Дерен, Андре Лота, Морис Вламинк, и русских – Борис Анисфельд, Александр Бенуа, Василий Кандинский и Леопольд Сюрваж. Были зарезервированы работы современных российских художников и полотно Андре Базильера.
На ярмарке помимо живописи, активно продавались работы в стиле tribal art – это индонезийское и африканское искусство, в том числе артефакты Америки до открытия Колумбом. В Бельгии подобные работы довольно популярны, к примеру, Монреальская галерея Jacques Germain продала неизвестному коллекционеру из Бельгии деревянную скульптуру народов Африки «Обамба» за 100 тысяч евро, кроме того несколько африканских статуэток за 20 тысяч евро из Нигерии. Serge Schoffel – брюссельская галерея так же продала несколько африканских статуэток и большую скульптуру из Индонезии на общую сумму примерно в 45 тысяч евро.
На ярмарке нашли место и чисто бельгийские арт-продукты – комиксы. К примеру, галерея 9th art gallery продала несколько листов Эрже (за 15-45 тысяч евро за лист), рисунок Андре Франкина (бельгийский художник) за 350 тысяч евро. Неизвестный покупатель зарезервировал оригинальную обложку Эрже «Сигары фараона» для книги на стенде Petits Papiers. Первоначальную цену после переговоров снизили до 2х миллионов евро.
← Ведущие коллекционеры-миллиардеры от Forbes | На аукцион Sotheby’s выставят полученную по реституции картину Коро → |
---|