Григорьев Ю. Н. Триптих «Постоим за Родину свою». Центральная часть. 2011. Бумага. Карандаш. 65,5 Х 85,5.Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев объявил 2012 год «ГОДОМ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ». Это сделано с тем, чтобы привлечь внимание сограждан к жизни нашего Отечества, которая богата многими яркими героическими событиями и подвигами, совершёнными патриотами России во имя её свободы и независи­мого развития.

Именно с этой целью Министерством культуры Республики Башкортостан был объявлен конкурс на лучшее произведение изобразительного искусства, по­свящённое Победе в Отечественной войне 1812 года, ставшей одним из ярчайших событий в героической истории российского народа, участием в которой просла­вили себя башкирские батыры. В 1812-1814 годах в наполеоновских войнах при­няли участие 20 башкирских полков, 9 полков участвовало во взятии Парижа. Многие башкирские воины были награждены орденами Святого Владимира, Святой Анны III и IV степеней, Святого Георгия, медалью «За взятие Парижа», Анненским оружием с формулировкой «За отличную храбрость». Все башкирские участники войны награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года», что говорит о значительном вкладе их в это военное событие, завершившееся победой России.

Первая конкурсная выставка на лучшее произведение изобразительного ис­кусства на историческую тему в республике называлась «История в искусстве» и состоялась в 1999 году. Тогда художники активно откликнулись на эту идею, создав целый ряд интересных произведений, которые вошли в коллекцию Баш­кирского художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. Основным итогом этой выставки стало обращение мастеров к истории родного народа, к образам леген­дарных героев, стоявших у истоков башкирской нации и культуры.

Настоящий конкурс, как и первый, направлен на углубление патриотиче­ского самосознания, осмысление своих корней, истории. Он определяет более конкретные тематические рамки произведений — события и герои Отечествен­ной войны 1812 года. Итоги конкурса подвело солидное жюри, в состав которого вошли видные историки Башкортостана, художники, искусствоведы. В каждом виде изобразительного искусства определены лауреаты.

Среди них два живописца, работающие в творческом тандеме — Илдар Гая­нов и Файзрахман Исмагилов. С 1998 года военная история башкирского народа стала главной в их творчестве. В 1998-2004 года они создали серию из шести больших полотен «Башкиры в Отечественной войне 1812 года». На конкурс они представили два произведения этого цикла — «Призыв башкир императо­ром Александром I» и «Утро на площади Сен-Жермен». Художники стали перво­открывателями этих тем в башкирской живописи. Им пришлось изучить мно­жество исторических и архивных материалов, вооружение и воинское облачение той эпохи, чтобы воссоздать хронику и характер событий войны 1812 года.

Гаянов И. И., Исмагилов Ф. А. Призыв башкир на войну императором Александром I. Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года» 1998-2004. Холст. Масло. 170 Х 200.

Гаянов И. И., Исмагилов Ф. А. Призыв башкир на войну императором Александром I.

Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года» 1998-2004. Холст. Масло. 170 Х 200.

Полотно «Призыв башкир императором Александром I» открывает цикл. Оно звучит мужественно и сурово. Сюжетным решением картины, её строгой пластикой авторы подчёркивают волевую собранность людей, их готовность к во­инскому подвигу. В атмосферу праздничного события переносит зрителя второй холст, изображающий башкирских воинов, празднующих победу на площади Сен-Жермен в Париже. Документальная сторона передачи моментов в обеих кар­тинах сочетается с образной, эмоциональной трактовкой, личным взволнован­ным отношением авторов к происходящему. Полотна наполнены чувством любви и гордости за свой народ.

Башкирский народ, как и вся Россия, отозвался на призыв императора Алек­сандра I. Раскатами эха звучит в картине Джалиля Сулейманова «Оран. Зов» страстный призыв вестника-батыра. Застыли в тревожном напряжении горы, устремив в небо острые вершины, едва сдерживает стремительный ход коня лихой всад­ник. В эту полную драматизма картину художник вносит изображение много­численных конных отрядов, которые четкими рядами выдвигаются с гор и долин. Лаконично и ёмко автор передаёт атмосферу народного единения и готовности к защите родных земель.

Образная, живописная выразительность отличает работу Р. Ахметшина «Тре­вожное небо 1812 года», показывающую величественный башкирский пейзаж и небольшой отряд всадников, покидающих родной аул. Тема воинского долга раскрыта художником в этом полотне с лирической проникновенностью.

Сулейманов Д. А. Оран. Зов. 2011. Холст. Масло. 170 Х 210.

Сулейманов Д. А. Оран. Зов. 2011. Холст. Масло. 170 Х 210.

В произведениях художников тема народного подвига находит разнообразные ракурсы и оттенки. В двух работах Веры Фроловой «Испытание» и «Тени» она обре­тает глубокую психологическую, лирическую окраску. Отправляющиеся на рат­ный подвиг воины прощаются с родной землей, семьями. Эти сцены переданы молодой художницей с большим эмоциональным напряжением, красивы в жи­вописном исполнении. Каждая деталь в её холстах, каждый мазок — это вопло­щение взволнованного отношения автора к изображённому событию, к судьбам героев. Лирико-драматические интонации полотен Веры Фроловой сменяются более романтическими в работе другой молодой художницы А. Бикбаевой «1812 год. Проводы». Умело построенная композиция, хороший рисунок, знание народного быта, этнографии позволяют ей воссоздать правдивую, жизненно выразительную сцену. Недавний выпускник Уфимской академии искусств им. 3. Г. Исмагилова Р. Магалимов в композиции «Три брата» также находит самобытное решение этой темы. Некоторая стилизация позволяет ему найти тот образный ход, который с особой аскетической выразительностью выражает авторскую идею о непре­ложной верности воинскому долгу. Говоря об этих молодых художниках, нельзя не отметить их одарённости, стремления к творческой самобытности.

Широкое отражение в экспонируемых на выставках живописных произведе­ниях нашла тема героической удали башкирских батыров, которых французы, сравнивая с вооруженным стрелами античным богом Амуром, прозвали «Север­ными амурами». Они стали героями одноимённого батального полотна Вагиза Шайхетдинова. Крупным планом в нём предстаёт действующая смело и реши­тельно группа башкирских воинов, повергающих неприятеля. Динамичные позы людей и коней, показанных в сложных ракурсах, подчёркивают напряжение мо­мента и стремительный характер боя.

Фролова В. А. Тени. 2011. Холст. Масло. 80 Х 100.

Фролова В. А. Тени. 2011. Холст. Масло. 80 Х 100.

«Северные амуры» П. Шамыкаева — это неудержимая лавина бесстрашных всадников, буквально сметающих врага со своего пути. Героический характер этой динамической сцены заложен в экспрессии композиции, цвета, мазка. Со­звучна по содержанию этой композиции работа С. Ахметшина «Всадник». Умело скомпонованная, нарисованная она убедительна в передаче национального об­лика героя, наделённого мужественной силой и красотой.

Известно, что многие башкирские жёны уходили на войну вместе с мужьями и принимали вместе с ними участие в военных действиях. История донесла до нас рассказ одного из участников битвы под Дрезденом по имени Янтура. Однажды французы напали на их отряд, но батыры вскочили на своих коней и с криком бросились в бой. Янтуру ударили сзади по голове, когда он пришёл в себя — увидел, что половина башкир полегла на поле боя, остальные, как и он, связа­ны. Его жены Асылбики рядом не было. Через некоторое время французы были окружены отрядом донских казаков, которые освободили пленников. Асылбика была среди этих освободителей. Видя превосходство французов, она поскакала в тыл и привела с собой казаков, освободив не только своего мужа, но и других своих собратьев, за что была награждена медалью. Художник Фаниль Шаймухаметов посвятил им картину «Асылбика и Янтура», которая вошла в представленную им на конкурс серию из четырёх полотен «Северные амуры». Образы в картине несут не конкретный, а нарицательный характер, выражающий народное толко­вание героических подвигов своих земляков. Автор стилизует картину под наи­вное искусство, насыщает звучанием ярких красок, сообщающих ей мажорное звучание. Яркая эмоциональность, неподдельная искренность отличает не только этот холст, но и другие произведения серии.

«Азаматы словно львы, быть врагу без головы» — это одна из множества сложенных в годы войны с французами частушек. Её смысл мастерски перело­жен на язык изобразительного искусства в картине Р. Атауллина «Стрелы Север­ных амуров». Лаконизм точно найденных, выразительных деталей разит так же, как меткое острое слово.

Шаймухаметов Ф. С. Охотник. Из серии «Северные амуры». 1974 – 2011. Холст. Масло. 80 Х 100.

Шаймухаметов Ф. С. Охотник. Из серии «Северные амуры». 1974 – 2011. Холст. Масло. 80 Х 100.

Шайхлисламов М. (Марин Марат) в работе «Мемориал 1812 года» поднимает тему воинского братства русских и башкир. Скульптурными изваяниями вы­ступают на терракотовом фоне профильные изображения одетых в воинское облачение башкира и гусара, стоящих плечом к плечу. Среди многочисленных надписей, сопровождающих сцену, есть и такая: «Взять Россию враг не смог, получил он здесь урок. Русский и башкир прижали, убежал, не чуя ног». В них - идея этого героического по сути произведения.

Из конкурсных работ лишь одна посвящена антигерою — тому, кто бежал, не чуя ног. Сломленным предстаёт он в работе Е. Березина «Наполеон. Поражение в России», показывающей императора, погружённого в тягостные размышления, на фоне полыхающей заревами пожарищ Москвы. Он жалок, раздавлен, но исто­рию назад не повернёшь.

Героями других портретных работ стали башкирские батыры. Замечательно, что художники возрождают к жизни имена и образы тех, кто связан с их род­ным краем. Таково произведение 3. Гизитдинова «Абдулнасыр», которое посвя­щено земляку художника, кавалеру Ордена Святой Анны 4-й степени Абдулнасыру Наурузову — уроженцу деревни Наурузово Учалинского района. Он предстаёт перед зрителем в ту редкую минуту передышки, когда можно отпустить коня, снять с плеча колчан со стрелами и отдаться своим мыслям. В лице, позе этого умудрённого жизнью человека сквозят уверенное спокойствие, внутренняя сила. Мягкость пластики и цветовых отношений подчёркивают лирико-романтический характер портрета.

Лирическая направленность отличает композицию «Башкирские кавалери­сты в Париже» И. Бикбулатова и Т. Масалимова. Переданный с теплотой жизнен­ный нюанс, когда французская красавица приветствует проезжающих мимо её окна башкирских воинов, вносит своеобразный акцент в содержательный ком­понент конкурса.

Гаянов И. И., Исмагилов Ф. А. Утро на площади Сен-Жермен. Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года». 1998-2004. Холст. Масло. 170 Х 200.

Гаянов И. И., Исмагилов Ф. А. Утро на площади Сен-Жермен.

Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года». 1998-2004. Холст. Масло. 170 Х 200.

Завершая обзор живописной части конкурса, хочется отметить работу А. Мазитова «Слово о войске башкирском». Это своеобразный реквием во славу поколе­ний башкирских воинов, с неизменной готовностью отправляющихся на подвиг во имя жизни на родной земле. Наряду с этим, художник вводит в композицию холста и другие метафорические детали, которые рисуют красоту нашего хруп­кого земного мира и воплощают его пацифистский призыв.

Графический раздел конкурса тематически созвучен с живописью. Компози­ционные, портретные работы также наполнены патриотическим, героическим духом. Сколько романтической страсти в рисунках Ю. Григорьева из триптиха «Постоим за Родину свою»! Его своеобразные композиции исполнены бурной ди­намики, многогранны по звучанию. Здесь — темы воинского братства, смелости и бесстрашия русских и башкирских воинов. Портреты генерала П. И. Баграти­она и атамана Донского казачьего войска М. И. Платова предстают в рисунках Е. Тишина.

Р. Сайфуллин, несмотря на свою молодость, демонстрирует в своих работах профессиональное мастерство, глубокое образное раскрытие сюжетов. Его ли­ногравюра «Ирназар» посвящена искусному воину кавалеру Ордена Святого Георгия Ирназару Давлетчурину, но её содержание выходит за рамки конкретного пор­трета. Это собирательный образ мужественного, решительного и сильного духом человека. В чертах героя угадываются черты самого автора и это символично - он ассоциирует себя с этими батырами, вставшими на защиту Отечества. На­пряжение линий, цвета в этой работе, а также в линогравюре «Дозор» созвучно их героико-драматическому содержанию.

Г. Имамбаева, как и Р. Сайфуллин — выпускница Уфимской академии ис­кусств им. 3. Г. Исмагилова, позиционирует себя как одарённый рисовальщик, что подтверждает её конкурсная работа «Денис Давыдов», создающая образ ро­мантического героя.

В числе успешно выступивших на конкурсе молодых авторов и художница А. Муслимова, которая представила серию линогравюр «Кипчачка». Мелодичная пластика её листов наполнена различными гранями настроений, сливающихся в единое лирическое звучание.

Участница творческого объединения «COS*MbI» Л. Салиева выступила в но­вом амплуа, показав цветные линогравюры в лубочном стиле, в сюжетах которых с большой теплотой отразила уважительное отношение и интерес французов к Северным амурам.

Скульптурный раздел данного конкурса не столь широк, но целен в вопло­щении героических тем и образов. Если в мастерски исполненных бронзовых композициях И. Павлова «Башкирия», «В бой. 1812 год» они находят несколь­ко идеализированное воплощение, то в произведениях старейшего скульптора А. Панова мы видим подлинную страсть и волнение. Ему, участнику Великой Отечественной войны, эти идеалы особенно близки и понятны, потому его рабо­ты «Портрет атамана Донского казачьего войска М. И. Платова», «Батыр», «Баш­кирский воин», отлитые в бронзе, передают всю глубину чувств автора, знающего цену воинскому долгу и подвигу.

Талантливый косторез Г. Березин обратился к образу легендарного башкир­ского полководца Кахым-туря, создав выразительную по пластике и образному решению композицию в скульптуре малой формы.

В разделе декоративно-прикладного искусства присутствуют традиционные для экспозиций последних лет техники — войлочное валяние, батик, но на­полнены они новым содержанием. Тема в органичном сочетании с техникой и колоритом удачно воплощена в войлочном панно 3. Гилязовой «Посвящение Отечественной войне 1812 года», А. Мухаметгалина представляет дебютную ком­позицию в технике войлочного валяния «Северный амур».

Историческая тематика пришла в произведения мастериц батика. «Старые камни» О. Мартьяновой, «Доспехи Кахым-туря» и «Гусарская баллада» Г. Шембергер, «Башкирская конница» О. Сухановой — эти изящные по технике работы, в которые авторы вложили своё понимание духа времени и героики события. Ба­тик «Возвращение» 3. Галимовой выделяется на общем фоне яркой образностью, заложенной в метафоричности деталей, активном декоративном решении.

Не перестаёшь удивляться изобретательности и умению условным языком выразить глубокие чувства и мысли в работах мастериц — членов творческого объединения «COS*МЫ».

На этом конкурсе они выступили с оригинальной трёх­частной композицией, в которой сочетаются разные техники — батик и коллаж. Их гармоничный и целостный изобразительный ансамбль дышит поэзией, тонко передает национальный колорит.

Впервые на подобных выставках экспонируется исторический костюм. Его автор И. Шаяхметов реконструировал по восстановленным выкройкам комплект казачьего обмундирования, своими руками сшил из сукна, изготовил из кожи, шёлка, дерева его детали. Эти предметы дополняют живое ощущение истории.

В представленных на конкурс произведениях, которые созданы мастерами разных поколений, в художественных образах оживают славные страницы рос­сийской, национальной истории. Они станут достоянием зрителей сегодняшнего и будущих поколений.

Фоторепортаж с выставки на нашем форуме



Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта