В сети появился архив «Дегенеративного искусства», он был выложен Берлинским свободным университетом. Данный архив был изъят из музеев нацистами еще в 1937 году. Новая информация из этой базы данных может повлечь за собой ряд громких судебных разбирательств, что повлечет за собой выброс на арт-рынок шедевров европейского авангарда.
На сайте университета в базе можно найти более 2х десятков тысяч картин, среди них встречаются работы таких авторов как Эль Лисицкий, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Василий Кандинский, Марк Шагал, Отто Дикс. Кртины этих авторов были арестованы из музеев Германии комиссией во главе с Адольфом Циглером в 1936 году, и уже в следующем году они были представлены на выставке в Мюнхене – «Дегенеративное искусство».
К числу дегенеративных нацисты относили кубизм, импрессионизм, сюрреализм и дадаизм – в общем, все направления художественного мира, которые повлияли на развитие искусства ХХ века. Параллельно с этой выставкой была представлена публике и другая – выставка под названием «
На эти выступления дала своеобразный ответ выставка 2007 года «Дегенеративное искусство - 2», организованная группой «Просто великие художники» (ПВХ). Выставка пыталась переиграть на двойственности данного названия, которое звучит заманчиво и унизительно одновременно.
В этом же направлении высказывают свои обвинительные речи противники авангарда под руководством Ильи Глазунова, которому подражает и более молодое поколение, представленное, к примеру, Михаилом Елизаровым.
Интересно отметить, что термин «дегенеративное искусство» используется по сей день, хотя про нацистский контекст забывают и не сохраняют первоначальный смысл. На открытии церковной выставки в Кельне архиепископ Иоахим Майзерс сказал: «Всегда, когда культура перестает поклоняться Господу, происходит атрофия культа, она превращается в ритуал, а искусство становится дегенеративным». Это повлекло за собой бурю возмущений, опубликованных в немецких СМИ. В России этим термином пользуются в своих речевках молодежь Евразийского союза. Следует отметить, что некоторые опубликованные на сайте работы были переданы частными владельцами в музеи с целью временного хранения. Если прежние владельцы оставили после себя наследников, и они потребуют возвращения имущества, то арт-рынок пополнится работами музейного уровня с приличным провенансом. Такой работой является картина «Болотная легенда» (или Sumpflegende) Пауля Клее. Ее изъяли из провинциального музея в Ганновере. София Кюпперс, прежде чем уехать вслед за своим супругом Эль Лисицким, отдала музею на временное хранение небольшую часть коллекции своего покойного супруга Пауля Эриха Кюпперса, в том числе и эту картину Клее. Ее конфисковали в 1937 году и, пройдя не малый путь, картина в 1982 году была куплена фондом Габриэле Мюнтера совместно с мэрией Мюнхена, которая до сих пор отказывается отдавать работу наследникам Софии Кюпперс-Лисицки. Сама она в военные годы была выслана в Сибирь, а в 1978 году умерла в Новосибирске.
Конечно же, в прежнюю коллекцию 1937 года работы вряд ли вернутся. Нацисты конфисковали работы согласно закону, который не отменен, поэтому музей Мангейма не имеет право на картину «Heilandsgesicht: Blüte» Алексея Явленского, которая находится в музее исторических искусств Востока.
Свободный университет создал ценную базу для арт-рынка. Каждая работа снабжена карточкой, на которой указана информация о музее, из которого была изъята картина, в какой коллекции находится сейчас, если, конечно же, она не была уничтожена. После выставки 1937 года многие работы были проданы зарубежным коллекционерам и теперь их обнаруживают в частных коллекциях. Большое количество работ сейчас находится в США. В 1991 году в Америке прошла выставка под тем же названием. В военные годы нацисты, зная стоимость на авангард на арт-рынке, меняли дегенеративные работы на картины барокко, классицизма и других стилей классики.
По некоторым данным, Геббельс держал многие дегенеративные произведения у себя дома. А в 1933 году, еще до постановления Entartete Kunst, Геббельс поздравлял Эдварда Мунка с днем рождения телеграммой от имени всего народа Германии.
← Продолжая традиции собирательства | Главные цифры уходящего десятилетия → |
---|