Все гении прошлого преклоненно кивали на предшественников со словами, что учиться-то надо у ВЕЛИКИХ, оставивших нам ТРАДИЦИИ и ШКОЛУ. Ниспровергатели канонов навязали искусству новую жизнь по своим понятиям. Главный тезис авангарда - самовыражение. В среде самовыраженцев напрочь отсутствует мысль, что надо учиться, тем более у каких-то там гениальных предшественников. Лучше взглянуть на столпов отечественного авангарда через призму профготовности.
Филонов - единственный, кто учился в Академии. Не в самой Академии художеств, а в классах при Академии. Не доучился - отчислен как безнадежный.
Кандинский, отец беспредметности, отцом стал сразу, как взял кисть. До этого тридцать лет с лишним - как Илья Муромец - Василий ничего не знал ни о своем призвании, ни о живописи.
Малевич, когда научился писать бегло, написал в дневнике: «В детстве я не рисовал. Я не рисовал даже тогда, когда рисуют все. Мне больше нравилось лазать по деревьям...» И, подытожив этап своего формирования, с принципиальной прямотой резюмирует: «Мировая культура никакого следа во мне не оставила».
Штеренберг, помощник ретушера, тихий одесский юноша, настойчиво шлет свои рисунки в Академию. Академия счастлива, но просит больше не присылать.
Замечено также, что рассматриваемая когорта творцов - советских рационализаторов обладает удивительной пробивной силой, ниже будет обозначено, какими обстоятельствами это обусловлено. И как всяким революционерам, им присущи всепобеждающая идеология и все разрушающие устремления. Уместно вспомнить низвергающий классическое наследие манифест итальянца Маринетти, провозглашенный в 30-х годах ушедшего века.
В советские времена то, что сейчас произвольно окрестили «авангардом», называлось формализмом. Понятие это не имело уничижительного значения. Художники экспериментировали в своих творческих лабораториях в поиске формальных открытий, часто не касаясь жизненных наблюдений и проблем, посредством изобразительных средств (линий, масштабных величин, цветовых пятен, геометрических фигур). Так рождался ФОРМАЛИЗМ, который оказал влияние на развитие и привился в прикладных направлениях искусства, рекламе и дизайне. «Все искусства: живопись, цвет, музыка, сооружения — отнести под один параграф "технического творчества"» - считал К. Малевич.
К. Малевич. СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Подлинными авангардистами в историческом потоке художественных исканий и открытий являются ВЕЛИКИЕ СОЗДАТЕЛИ ОБРАЗНОГО РЯДА ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ: К. Брюллов, В. Суриков, И. Репин, М. Врубель, Б. Кустодиев, художники XX века - П. Кончаловский, А. Лентулов, В. Машков, Д. Корин, А. Дейнека, А. Пластов, Г. Коржев...
«Авангард» — название течения в искусстве, занятого поисками в области формы и чуждого здоровому образному отражению жизни. Но, увы, и в искусстве бывают болезни — подобно волнам цунами прокатывается по миру эпидемия «авангарда».
Чума «авангарда», болезнь белокровия в искусстве все ширится и растекается, катится волной по всей Земле. Современное искусство нивелируется, лишившись содержания и жизненной проблематики, обезличивается и становится безадресным, всего лишь привлекательной побрякушкой в руках современных идеологов. Как можно согласиться с тем, что различные «измы» являются новым словом в искусстве, когда К. Малевич говорит в своем «Установлении "А" в искусстве. 1919» в пункте 18: «Созвать экономический совет для ликвидации всех искусств старого мира». Да это же терроризм в культуре!
Вид на Исакиевский собор при лунном освещении. 1869.
Расцвет абстрактного искусства и всего, что за ним в начале XX века последовало, был поддержан вкусами могущественного семейства Рокфеллеров. Они его очень любили, активно покупали, строили специальные выставочные залы, музеи. На сегодня только в Нью-Йорке более ста музеев современного искусства. Грандиозная пропагандистская машина, запущенная пресловутой «привязанностью» Рокфеллеров к абстрактному искусству, уничтожает национальные и социальные различия и особенности изобразительной культуры со всем ее содержанием и идеалами - как отдельных людей, так и целых народов.
У абстракционистов, супрематистов, беспредметников, то бишь авангардистов, во многом снимается решение проблем острых, серьезных и глубоких. Отрицается классическое, доброе, вечное, то есть по логике авангардистов попирается, списывается в архив искусство прошедших веков всего человечества - искусство РЕАЛИЗМА. Абсурд! Безумие! Преступление!
Реалистические положения переворачивались Малевичем «с ног на голову»: «Наша современность должна понять, - провозглашал он, - что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни». И еще: «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой... А всякий высеченный пяти-, шестиугольник был бы большим произведением скульптуры, нежели Милосская или Давид».
Авангард становится служанкой украшательства, карикатурного гротеска, перетекает в китч, вливается в массовую культуру. Изображения при этом лишаются жизненной полноты, часто схематичны и до убожества примитивны и уродливы. Организм человека ни внешне, ни функционально за тысячелетия не претерпел изменений. Не вдруг происходит уход художников в схематизм, детскость, примитивизм. Просто это делает выполнимыми многие узкие задачи на этом пути. Утрачиваются основные критерии высокого искусства: красота, художественный вкус и его самобытность, стремление к идеалу, чувство меры.
С. Ф. Щедрин. Вид в окрестностях Старой Руссы.
Лозунг-требование «Сделайте искусство общечеловеческим!» — такая же идеологическая давиловка, что и в прежние времена. Этот нелепый лозунг не только травмирует мировое искусство, но и подводит его к критической черте — обезличиванию. По масштабам это подобно мировой экологической катастрофе! Школы академические-то, кроме России, утрачены почти повсеместно. А обезличенное искусство, лишенное своей окраски, интонации, тешит лишь самих участников выставок, их заинтересованных критиков да воротил шоу-бизнеса. Вот как Игорь Грабарь описывает свою беседу с одним крупным маршаном. В разговоре с ним Игорь Грабарь пытался убедить его, что перемены в искусстве приведут художников к проблемам, близким творчеству Гольбейна, Вермеера, Энгра. Сначала маршан все кивал головой, а потом так говорит: «Да, но мы этого не позволим. Как, вы хотите, чтобы мы могли допустить это после того, как вложили миллиарды в новейшие картины, и все наши склады в Европе и Америке от них ломятся? Когда мы их распродадим, тогда другое дело, а до этого пусть художники подождут и еще на НАС поработают»*.
У Рокфеллеров и богатых воротил в особняках висят другие картины, связанные с классической традицией. Современные же галереи «свободного, актуального искусства» во всем мире свободны от посетителей.
Формулировка «авангардное (передовое) искусство» надуманна и захватнически себе присвоена. Это «искусство», занимаясь формотворчеством, лишь косвенно касается глубины и сути жизни, а в большинстве своих проявлений оно полностью отказывается от реального изображения. Частично присутствующая реальность низводится до гипертрофированной деформации, мутантности, так как порой соответствует профессиональному уровню автора-дилетанта, прикрывающего свою немощность словословием. При этом им отчаянно изрыгается с взрывным задором неприятие к ненавистному реализму. Доходит до абсурда. Авангардным картинам, где и намека нет на реальность, где как-то взаимодействуют лишь несколько пятен и линий, дают конкретные названия, что-то вроде «Ищи ветра в поле» или «Пробуждение». Естественно, все это для того, чтобы как-то вызвать к ним интерес и любопытство. И названия, что называется, «от балды» - любые. Видимо, их следует показывать под инвентарными номерами. Этак скоро дойдет от лени и аферизма до того, что выставят повсеместно один белый холст и объявят: «Вот вам общечеловеческое искусство, квадрат белого холста вмещает в себя искусство всех времен и народов прошедшего и будущего...»
И как памятник авангарду навязывают нам «Черный квадрат» Малевича, заявляя, что это - точка отсчета нового искусства. На игровом творческом поле квадратом сделан ошибочный ход. Он на столбовой дороге развития всех направлений в искусстве уткнул и самого Малевича в тупик. О какой точке отсчета гутарят мечтатели? И после всех его манифестов и провокационного авантюрного объявления о том, что он «закрыл» живопись, Малевич продолжил свою творческую жизнь опять-таки в реализме. Когда прогремел залп «Авроры», вышеназванные футуристы одели кожаные куртки и стали комиссарами, подвергая «ревизии» всех и вся. Чуть рассеялся революционный хаос, они уже преподают в Академии, кто где, профессора. Будучи при власти в искусстве, они набивают запасники, хранилища музеев своими холстами с неуспевшей просохнуть краской.
Появившийся на выставке в 1915 году, квадрат К. Малевича вызвал множество дискуссий. «Черный квадрат», возможно, - самое заметное произведение Малевича да, пожалуй, и всего русского авангарда. Но в тоже время он — яркий образец, абсолют, говорящий о выхолащивании замысла и всего живого в этом направлении. Впервые идея «черного квадрата» посетила художника во время его работы над оперой «Победа над Солнцем» в 1913 году. Спустя два года появился и сам холстик размером 79,5x79,5 см. Холстик вызвал шумные толки.
Мирискусник А. Бенуа возмущался: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны... Черный квадрат в белом окладе - это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели...» Малевич отвечал ему: «Вы - тот, кто привык "разогреваться" перед хорошенькими, милыми личиками, — понимаете, как трудно извлечь какое-либо тепло из лица "квадрата"... Секрет состоит в самом акте творчества».
Но он хватил еще и больше: «Мне пришло в голову, что, если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, квадрат черный и есть образ Бога (?) как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала».
О Боже! Да, разным людям в голову разные мысли приходят.
И вот эту белиберду и ахинею, что означает по толковому словарю бессмыслицу, вздор и чепуху, изощряясь в надуманности, то бишь якобы философствуя, навязчиво афишируют сторонники этого направления, несмотря на отсутствие здравого смысла и художественной изобразительности в своих выдумках, вводя неподготовленного зрителя в заблуждение. И немало тех, кто, увлекшись этой модой, задохнулся в объятиях абстракций. Но о каком акте творчества здесь идет речь? Когда начертан на холсте даже и не квадрат, а разносторонняя четырехгранная геометрическая фигура, которая не содержит ни смысла, ни эмоций, и к искусству даже и бочком не прислоняется, являя собой фигуративное изображение либо геометрический элемент орнамента. Кстати, у древних греков куб был символом земли. Пресловутый же квадрат не несет в себе ни смысла, ни художественной изобразительности. Он не графика, потому как исполнен масляной краской. Он и не живопись, потому что в живописи нет ни черного, ни белого цветов, что присутствуют в его холсте, где просто малярно нанесены две краски — белая и черная.
Его не отнесешь ни к одному из жанров. Это всего лишь механическая схема квадрата. Нет, надуманно сочиняются философские посылы о якобы космичности данного явления. Но, по тому же Кандинскому черный цвет - это пустота, то есть ничто. И черный цвет - символ траура и смерти, и отношения к космичности не имеет. А здесь еще и академик Б. М. Пиотровский, директор Эрмитажа, упомянул в телепередаче о факте приобретения известным олигархом этого квадрата за миллион долларов. В. Потанин к искусству никакого отношения не имеет, да заплатил народными деньгами, чужого не жалко. Пиотровский заявил немыслимое: если бы такой квадрат нарисовал чертежник (оказывается, по академику, никакой профессиональной школы не надо, чтобы нарисовать это «чудо»), - это не было бы искусством. Но квадрат этот нарисовал художник Малевич, и поэтому этот «шедевр» для нас - произведение, являющееся отправной точкой нового искусства. Экое словоблудие, философия-перевертыш - софистика.
К. Малевич. Весна.
Неужели мы должны принять на веру слова академика, у которого и в его эрмитажном хозяйстве в массовом количестве исчезают бесценные произведения искусства, а он громогласно опять же заявляет: «Не надейтесь, я никуда не уйду!».
Боже, что за декларации, что за вопли! Что за дурильник! Откуда это желание навязать людям глупость? А вероятнее всего, это и есть цель. Не назовешь же академика неумным человеком. Опять же - директор Эрмитажа, археолог. А всякий олигарх - денежный мешок. Искусство - не их сфера! Тогда откуда такие утверждения, вводящие в заблуждение все человечество?..
Черный квадрат Малевича - крупнейшая афера XX века, непростительный акт террора в культуре, последствия которого воздействуют на здоровый организм искусства по сей день. Квадратик этот - результат акта нездорового творческого зачатия, мертворожденный выкидыш, болячка и заноза в искусстве XX века, - вызвал ядовитое заражение художников. Ведь этим можно заниматься, не отягощая себя «школой», то есть не владея профессией.
За Малевичем новации и другого рода.
Там, за окнами, во дворе Академии белеет огромная гора битой скульптуры. Это содержимое зала античных слепков, — все, что приобрела Академия почти за два столетия, музейные экспонаты, на 9/ю уничтожен (реорганизован) музей Академии художеств. О каких новых воззрениях и новом искусстве может идти речь, если на виду у всех вершилось варварство?
И кто же это нашкодил? А это по инициативе революционного директора, члена петроградской коллегии и Международного бюро отдела ИЗО Народного комиссариата просвещения товарища Малевича Казимира Севериновича.
Ну, это он, конечно, нехорошо, насчет осколков. В целом же судьба Малевича вызывает только восхищение: щупленький хлопчик из деревеньки Набекреньки, что где-то там, босяк с тремя классами, как и положено пламенному большевику, а стал - ишь твою! - основоположником самого интеллектуально-философского направления.
Разрушительны деяния Малевича, и оттиски их в истории остаются черными отпечатками, как и сам черный квадрат, символизирующий небытие, зло, разрушение.
Нарисовав еще квадраты — красный, белый... автор пришел в тупиковую ситуацию. Пришлось вернуться к реальному изображению. И большевики здесь не причем. Просто наиболее полно художник может выразить себя только в осмысленном и чувственном изображении реальности. А квадратик-чертежик этот - вброшенная в искусство «вакуумная бомба», под которую искусственно, спекулятивно подводя любые теории, продолжают оглуплять публику. Нивелировать сознание зрителя и разрушать реалистическое изобразительное искусство и жизнь. Поэтому маршанам, этим «генералам» шоу-бизнеса, не нужно искусство, объясняющее и воспевающее устройство мира со всеми его радостями и противоречиями.
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни.
Вы посмотрите, как стремительно исчезает от Калининграда до Владивостока, да и в разных регионах мира, искусство самобытное, искусство «со своим лицом», с лицом необщим выражения.
Весь набор художественных средств в сегменте «авангарда» являет собой лишь часть арсенала средств выразительности, используемых во всеобъемлющем, разностороннем явлении, имя которому РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Когда великому русскому художнику Василию Ивановичу Сурикову показали открытия Пикассо, Суриков, удивившись, сказал: «Я каждую работу начинаю с этого». И когда взращенный на местной почве главный специалист по изобразительному искусству И. Н. Оськина бросается фразой, что Репин «никудышный живописец», и при этом вокруг всеобщее молчание, то диву даешься этим господам «без царя в голове». Авангардное формалистическое (экспериментально-лабораторное, поисковое) искусство превращается в явление колониальное, зависимое от маршанов, в шоу-бизнес, в псевдоискусство. Неприемлемы намерения авангардистов подменить собой реалистическое направление. Авангардное искусство безадресно, безответственно, порой злобно-агрессивно, а то и шизофренично. Искусство ниоткуда и ни о чем беспочвенно и не может быть общечеловеческим — оно уходит в никуда...
Реализм, подобно кипучему вулкану, обновляется постоянно, возрождаясь от контакта с жизнью на Земле обетованной. Он обновляется вместе с течением времени и жизни, изменяясь в калейдоскопе вечного круговорота событий, и плодоносит, рождая новые произведения. Фактически любые направления в искусстве — это лишь проросшие ответвления, сколы от всеобъемлющего, бесконечного, как сама жизнь, явления под названием РЕАЛИЗМ. Наглядным доказательством тому служит быстрое угасание нарождающихся экспериментов. Кубизм, ташизм, сюрреализм, фотореализм — все было да прошло, век их был не долог.
Реалистическому искусству авангард не может быть соперником, о чем трезвонят его приверженцы и хулители. У авангарда своя ниша и задачи, о чем было сказано выше. Реализм находится вне конкуренции с новыми экспериментальными течениями в искусстве. Только РЕАЛИЗМ всех времен и народов отражает историческое и национальное многообразие жизни, лицо вечно меняющегося облика мира в образно-художественной форме. Для того мы и призваны в эту жизнь, чтобы жить, любить, творить!
Реализм в искусстве — это необъятное пространство человеческих судеб и историй! РЕАЛИЗМ поет гимн СОЛНЦУ, гимн ЖИЗНИ!
← Christie’s завоевывает Ближний Восток | Искусство или золото? → |
---|
С Куинджи у вас промашка вышла-не писал он такую картину, вот ведь незадача!
XXI салон современного искусства Art ShoppingВ сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017 |
«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинокВ Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015 |
На Юге России пройдет «Биеналле-2015»Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015 |
В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфораОснову экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015 |
8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников областиЭта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015 |
С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в Росси
С 3 ноября началась Ночь искусств в Третьяковской галерее, которая называется &l
Самарская мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусст
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.