Боголюбов А. П. Синопский бой 18 ноября 1953. 1860.

Все гении прошлого преклоненно кивали на предшественни­ков со словами, что учиться-то надо у ВЕЛИКИХ, оставивших нам ТРАДИЦИИ и ШКОЛУ. Ниспровергатели канонов навязали искусству новую жизнь по своим понятиям. Главный тезис аван­гарда - самовыражение. В среде самовыраженцев напрочь отсутст­вует мысль, что надо учиться, тем более у каких-то там гениальных предшественников. Лучше взглянуть на столпов отечественного авангарда через призму профготовности.

Филонов - единственный, кто учился в Академии. Не в самой Академии художеств, а в классах при Академии. Не доучился - отчислен как безнадежный.

Кандинский, отец беспредметности, отцом стал сразу, как взял кисть. До этого тридцать лет с лишним - как Илья Муромец - Ва­силий ничего не знал ни о своем призвании, ни о живописи.

Малевич, когда научился писать бегло, написал в дневнике: «В детстве я не рисовал. Я не рисовал даже тогда, когда рисуют все. Мне больше нравилось лазать по деревьям...» И, подытожив этап своего формирования, с принципиальной прямотой резюмирует: «Мировая культура никакого следа во мне не оставила».

Штеренберг, помощник ретушера, тихий одесский юноша, настойчиво шлет свои рисунки в Академию. Академия счастлива, но просит больше не присылать.

Замечено также, что рассматриваемая когорта творцов - совет­ских рационализаторов обладает удивительной пробивной силой, ниже будет обозначено, какими обстоятельствами это обусловле­но. И как всяким революционерам, им присущи всепобеждающая идеология и все разрушающие устремления. Уместно вспомнить низвергающий классическое наследие манифест итальянца Маринетти, провозглашенный в 30-х годах ушедшего века.

В советские времена то, что сейчас произвольно окрестили «авангардом», называлось формализмом. Понятие это не имело уничижительного значения. Художники экспериментировали в своих творческих лабораториях в поиске формальных открытий, часто не касаясь жизненных наблюдений и проблем, посредством изобразительных средств (линий, масштабных величин, цветовых пятен, геометрических фигур). Так рождался ФОРМАЛИЗМ, который оказал влияние на развитие и привился в прикладных направлениях искусства, рекламе и дизайне. «Все искусства: живопись, цвет, музыка, сооружения — отнести под один параграф "технического творчества"» - считал К. Малевич.

К. Малевич. СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

К. Малевич. СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Подлинными авангардистами в историческом потоке художе­ственных исканий и открытий являются ВЕЛИКИЕ СОЗДАТЕЛИ ОБРАЗНОГО РЯДА ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ: К. Брюллов, В. Суриков, И. Репин, М. Врубель, Б. Кустодиев, художники XX века - П. Кончаловский, А. Лентулов, В. Машков, Д. Корин, А. Дейнека, А. Пластов, Г. Коржев...

«Авангард» — название течения в искусстве, занятого поисками в области формы и чуждого здоровому образному отражению жизни. Но, увы, и в искусстве бывают болезни — подобно волнам цунами прокатывается по миру эпидемия «авангарда».

Чума «авангарда», болезнь белокровия в искусстве все ширится и растекается, катится волной по всей Земле. Современное искусство нивели­руется, лишившись содержания и жизненной проблематики, обез­личивается и становится безадресным, всего лишь привлекатель­ной побрякушкой в руках современных идеологов. Как можно согласиться с тем, что различные «измы» являются новым словом в искусстве, когда К. Малевич говорит в своем «Установлении "А" в искусстве. 1919» в пункте 18: «Созвать экономический совет для ликвидации всех искусств старого мира». Да это же терроризм в культуре!

 

А. П. Куинджи. Вид на Исакиевский собор при лунном освещении. 1869.

Вид на Исакиевский собор при лунном освещении. 1869.

Расцвет абстрактного искусства и всего, что за ним в начале XX века последовало, был поддержан вкусами могущественного семейства Рокфеллеров. Они его очень любили, активно покупа­ли, строили специальные выставочные залы, музеи. На сегодня только в Нью-Йорке более ста музеев современного искусства. Грандиозная пропагандистская машина, запущенная пресловутой «привязанностью» Рокфеллеров к абстрактному искусству, унич­тожает национальные и социальные различия и особенности изобра­зительной культуры со всем ее содержанием и идеалами - как отдельных людей, так и целых народов.

У абстракционистов, супрематистов, беспредметников, то бишь авангардистов, во многом снимается решение проблем острых, серьезных и глубоких. Отрицается классическое, доброе, вечное, то есть по логике авангардистов попирается, списывается в архив искусство прошедших веков всего человечества - искусст­во РЕАЛИЗМА. Абсурд! Безумие! Преступление!

Реалистические положения переворачивались Малевичем «с ног на голову»: «Наша современность должна понять, - провоз­глашал он, - что не жизнь будет содержанием искусства, а искус­ство должно стать содержанием жизни». И еще: «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой... А всякий высеченный пяти-, шестиугольник был бы большим произведением скульптуры, нежели Милосская или Давид».

Авангард становится служанкой украшательства, карикатурно­го гротеска, перетекает в китч, вливается в массовую культуру. Изобра­жения при этом лишаются жизненной полноты, часто схематичны и до убожества примитивны и уродливы. Организм человека ни внешне, ни функционально за тысячелетия не претерпел измене­ний. Не вдруг происходит уход художников в схематизм, детскость, примитивизм. Просто это делает выполнимыми многие узкие задачи на этом пути. Утрачиваются основные критерии высокого искусства: красота, художественный вкус и его самобыт­ность, стремление к идеалу, чувство меры.

С. Ф. Щедрин. Вид в окрестностях Старой Руссы.

С. Ф. Щедрин. Вид в окрестностях Старой Руссы.

Лозунг-требование «Сделайте искусство общечеловеческим!» — такая же идеологическая давиловка, что и в прежние времена. Этот нелепый лозунг не только травмирует мировое искусство, но и подводит его к критической черте — обезличиванию. По масшта­бам это подобно мировой экологической катастрофе! Школы академические-то, кроме России, утрачены почти повсеместно. А обезличенное искусство, лишенное своей окраски, интонации, тешит лишь самих участников выставок, их заинтересованных критиков да воротил шоу-бизнеса. Вот как Игорь Грабарь описывает свою беседу с одним круп­ным маршаном. В разговоре с ним Игорь Грабарь пытался убедить его, что перемены в искусстве приведут художников к проблемам, близким творчеству Гольбейна, Вермеера, Энгра. Сначала маршан все кивал головой, а потом так говорит: «Да, но мы этого не позво­лим. Как, вы хотите, чтобы мы могли допустить это после того, как вложили миллиарды в новейшие картины, и все наши склады в Европе и Америке от них ломятся? Когда мы их распродадим, тогда другое дело, а до этого пусть художники подождут и еще на НАС поработают»*.

У Рокфеллеров и богатых воротил в особняках висят другие картины, связанные с классической традицией. Современные же галереи «свободного, актуального искусства» во всем мире свободны от посетителей.

Формулировка «авангардное (передовое) искусство» надуман­на и захватнически себе присвоена. Это «искусство», занимаясь формотворчеством, лишь косвенно касается глубины и сути жизни, а в большинстве своих проявлений оно полностью отказы­вается от реального изображения. Частично присутствующая реальность низводится до гипертрофированной деформации, мутантности, так как порой соответствует профессиональному уровню автора-дилетанта, прикрывающего свою немощность словословием. При этом им отчаянно изрыгается с взрывным задором неприятие к ненавистному реализму. Доходит до абсурда. Авангардным картинам, где и намека нет на реальность, где как-то взаимодействуют лишь несколько пятен и линий, дают конкрет­ные названия, что-то вроде «Ищи ветра в поле» или «Пробужде­ние». Естественно, все это для того, чтобы как-то вызвать к ним интерес и любопытство. И названия, что называется, «от балды» - любые. Видимо, их следует показывать под инвентарными номе­рами. Этак скоро дойдет от лени и аферизма до того, что выставят повсеместно один белый холст и объявят: «Вот вам общечеловече­ское искусство, квадрат белого холста вмещает в себя искусство всех времен и народов прошедшего и будущего...»

К. Малевич. Черный квадрат.

И как памятник авангарду навязывают нам «Черный квадрат» Малевича, заявляя, что это - точка отсчета нового искусства. На игровом творческом поле квадратом сделан ошибочный ход. Он на столбовой дороге развития всех направлений в искусстве уткнул и самого Малевича в тупик. О какой точке отсчета гутарят мечта­тели? И после всех его манифестов и провокационного авантюрного объявления о том, что он «закрыл» живопись, Малевич продолжил свою творческую жизнь опять-таки в реализме. Когда прогремел залп «Авроры», вышеназванные футуристы одели кожаные куртки и стали комиссарами, подвергая «ревизии» всех и вся. Чуть рассе­ялся революционный хаос, они уже преподают в Академии, кто где, профессора. Будучи при власти в искусстве, они набивают запасники, хранилища музеев своими холстами с неуспевшей просохнуть краской.

Появившийся на выставке в 1915 году, квадрат К. Малевича вызвал множество дискуссий. «Черный квадрат», возможно, - самое заметное произведение Малевича да, пожалуй, и всего русского авангарда. Но в тоже время он — яркий образец, абсолют, говорящий о выхолащивании замысла и всего живого в этом направлении. Впервые идея «черного квадрата» посетила худож­ника во время его работы над оперой «Победа над Солнцем» в 1913 году. Спустя два года появился и сам холстик размером 79,5x79,5 см. Холстик вызвал шумные толки.

Мирискусник А. Бенуа возмущался: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны... Черный квадрат в белом окладе - это один из актов самоутвержде­ния того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели...» Малевич отвечал ему: «Вы - тот, кто привык "разогреваться" перед хорошенькими, милыми личиками, — понимаете, как трудно извлечь какое-либо тепло из лица "квадрата"... Секрет состоит в самом акте творчества».

Но он хватил еще и больше: «Мне пришло в голову, что, если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, квадрат черный и есть образ Бога (?) как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала».

О Боже! Да, разным людям в голову разные мысли приходят.

К. Малевич. Красный квадрат.

И вот эту белиберду и ахинею, что означает по толковому словарю бессмыслицу, вздор и чепуху, изощряясь в надуманности, то бишь якобы философствуя, навязчиво афишируют сторонники этого направления, несмотря на отсутствие здравого смысла и художественной изобразительности в своих выдумках, вводя неподготовленного зрителя в заблуждение. И немало тех, кто, увлекшись этой модой, задохнулся в объятиях абстракций. Но о каком акте творчества здесь идет речь? Когда начертан на холсте даже и не квадрат, а разносторонняя четырехгранная геоме­трическая фигура, которая не содержит ни смысла, ни эмоций, и к искусству даже и бочком не прислоняется, являя собой фигура­тивное изображение либо геометрический элемент орнамента. Кстати, у древних греков куб был символом земли. Пресловутый же квадрат не несет в себе ни смысла, ни художественной изобра­зительности. Он не графика, потому как исполнен масляной крас­кой. Он и не живопись, потому что в живописи нет ни черного, ни белого цветов, что присутствуют в его холсте, где просто малярно нанесены две краски — белая и черная.

Его не отнесешь ни к одному из жанров. Это всего лишь меха­ническая схема квадрата. Нет, надуманно сочиняются философ­ские посылы о якобы космичности данного явления. Но, по тому же Кандинскому черный цвет - это пустота, то есть ничто. И чер­ный цвет - символ траура и смерти, и отношения к космичности не имеет. А здесь еще и академик Б. М. Пиотровский, директор Эрмитажа, упомянул в телепередаче о факте приобретения извест­ным олигархом этого квадрата за миллион долларов. В. Потанин к искусству никакого отношения не имеет, да заплатил народными деньгами, чужого не жалко. Пиотровский заявил немыслимое: если бы такой квадрат нарисовал чертежник (оказывается, по ака­демику, никакой профессиональной школы не надо, чтобы нарисовать это «чудо»), - это не было бы искусством. Но квадрат этот нарисо­вал художник Малевич, и поэтому этот «шедевр» для нас - произ­ведение, являющееся отправной точкой нового искусства. Экое словоблудие, философия-перевертыш - софистика.

К. Малевич. Весна.

К. Малевич. Весна.

Неужели мы должны принять на веру слова академика, у кото­рого и в его эрмитажном хозяйстве в массовом количестве исчеза­ют бесценные произведения искусства, а он громогласно опять же заявляет: «Не надейтесь, я никуда не уйду!».

Боже, что за декларации, что за вопли! Что за дурильник! Отку­да это желание навязать людям глупость? А вероятнее всего, это и есть цель. Не назовешь же академика неумным человеком. Опять же - директор Эрмитажа, археолог. А всякий олигарх - денежный мешок. Искусство - не их сфера! Тогда откуда такие утверждения, вводящие в заблуждение все человечество?..

Черный квадрат Малевича - крупнейшая афера XX века, непростительный акт террора в культуре, последствия которого воздействуют на здоровый организм искусства по сей день. Квад­ратик этот - результат акта нездорового творческого зачатия, мертворожденный выкидыш, болячка и заноза в искусстве XX ве­ка, - вызвал ядовитое заражение художников. Ведь этим можно заниматься, не отягощая себя «школой», то есть не владея про­фессией.

За Малевичем новации и другого рода.

Там, за окнами, во дворе Академии белеет огромная гора битой скульптуры. Это содержимое зала античных слепков, — все, что приобрела Академия почти за два столетия, музейные экспонаты, на 9/ю уничтожен (реорганизован) музей Академии художеств. О каких новых воззрениях и новом искусстве может идти речь, если на виду у всех вершилось варварство?

И кто же это нашкодил? А это по инициативе революционного директора, члена петроградской коллегии и Международного бюро отдела ИЗО Народного комиссариата просвещения товари­ща Малевича Казимира Севериновича.

Ну, это он, конечно, нехорошо, насчет осколков. В целом же судьба Малевича вызывает только восхищение: щупленький хлопчик из деревеньки Набекреньки, что где-то там, босяк с тремя классами, как и положено пламенному большевику, а стал - ишь твою! - основоположником самого интеллектуально-философского направления.

Разрушительны деяния Малевича, и оттиски их в истории остаются черными отпечатками, как и сам черный квадрат, симво­лизирующий небытие, зло, разрушение.

Нарисовав еще квадраты — красный, белый... автор пришел в тупиковую ситуацию. Пришлось вернуться к реальному изображе­нию. И большевики здесь не причем. Просто наиболее полно художник может выразить себя только в осмысленном и чувствен­ном изображении реальности. А квадратик-чертежик этот - вбро­шенная в искусство «вакуумная бомба», под которую искусствен­но, спекулятивно подводя любые теории, продолжают оглуплять публику. Нивелировать сознание зрителя и разрушать реалистиче­ское изобразительное искусство и жизнь. Поэтому маршанам, этим «генералам» шоу-бизнеса, не нужно искусство, объясняющее и воспевающее устройство мира со всеми его радостями и проти­воречиями.

В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни.

В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни.

Вы посмотрите, как стремительно исчезает от Калининграда до Владивостока, да и в разных регионах мира, искусство самобыт­ное, искусство «со своим лицом», с лицом необщим выражения.

Весь набор художественных средств в сегменте «авангарда» являет собой лишь часть арсенала средств выразительности, используемых во всеобъемлющем, разностороннем явлении, имя которому РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Когда великому русскому художнику Василию Ивановичу Сурикову показали открытия Пикассо, Суриков, удивившись, сказал: «Я каждую рабо­ту начинаю с этого». И когда взращенный на местной почве глав­ный специалист по изобразительному искусству И. Н. Оськина бросается фразой, что Репин «никудышный живописец», и при этом вокруг всеобщее молчание, то диву даешься этим господам «без царя в голове». Авангардное формалистическое (экспериментально-лабораторное, поисковое) искусство превращается в явление колониаль­ное, зависимое от маршанов, в шоу-бизнес, в псевдоискусство. Неприемлемы намерения авангардистов подменить собой реа­листическое направление. Авангардное искусство безадресно, безответственно, порой злобно-агрессивно, а то и шизофренично. Искусство ниоткуда и ни о чем беспочвенно и не может быть общечеловеческим — оно уходит в никуда...

Реализм, подобно кипучему вулкану, обновляется постоянно, возрождаясь от контакта с жизнью на Земле обетованной. Он обновляется вместе с течением времени и жизни, изменяясь в ка­лейдоскопе вечного круговорота событий, и плодоносит, рождая новые произведения. Фактически любые направления в искусст­ве — это лишь проросшие ответвления, сколы от всеобъемлющего, бесконечного, как сама жизнь, явления под названием РЕАЛИЗМ. Наглядным доказательством тому служит быстрое угасание нарож­дающихся экспериментов. Кубизм, ташизм, сюрреализм, фото­реализм — все было да прошло, век их был не долог.

Реалистическому искусству авангард не может быть соперни­ком, о чем трезвонят его приверженцы и хулители. У авангарда своя ниша и задачи, о чем было сказано выше. Реализм находится вне конкуренции с новыми экспериментальными течениями в искусстве. Только РЕАЛИЗМ всех времен и народов отражает историческое и национальное многообразие жизни, лицо вечно меняющегося облика мира в образно-художественной форме. Для того мы и призваны в эту жизнь, чтобы жить, любить, творить!

Реализм в искусстве — это необъятное пространство челове­ческих судеб и историй! РЕАЛИЗМ поет гимн СОЛНЦУ, гимн ЖИЗНИ!




Комментарии  

 
+1 Доброжелатель #1 29.01.2011 00:19
С Куинджи у вас промашка вышла-не писал он такую картину, вот ведь незадача!
Цитировать
 
 
0 Админ #2 29.01.2011 00:39
Цитирую Доброжелатель:
С Куинджи у вас промашка вышла-не писал он такую картину, вот ведь незадача!


А ведь точно не писал, благодарю. Завтра же заменим. И так тоже бывает.
Цитировать
 
 
0 Екатерина #3 19.12.2011 23:02
Да, И еще Кандинский учился всю жизнь и был прекрасным художником-реал истом!!!!! Посмотрите его ранние работы - они прекрасны! И он говорил, что, чтобы стать асбстаркционист ом - надо снаала пройти всю академическую школу Зачем вводить людей в заблуждение?
Цитировать
 
 
0 Максим Новиков #4 19.12.2011 23:10
Добрый день Екатерина. Никто не спорит что Кандинский был прекрасным художником. А еще он был прекрасным теоретиком. Его "О духовном в мире искусства" стоит каждому почитать. Но это статья - мнение автора - такого же художника с более чем 50-летним стажем... Его работы вы можете посмотреть в нашей Галерее "Владислав Эдуардович Меос" Вот и все... Не стоит так реагировать...
Цитировать
 

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Выставки

News image

«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинок

В Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015

News image

На Юге России пройдет «Биеналле-2015»

Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее

Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015

News image

В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфора

Основу экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее

Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015

News image

8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников области

Эта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015

News image

Оригинальная выставка моды на ВДНХ

С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в России: 1915-2015. Из коллекции Александра Ва... Далее

Выставки в мире | Четверг, 5 Ноября 2015

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта