По указу Сената с 1834 года в губерн­ских городах России стали учреждаться статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. До этого указа статистика фактически явля­лась заложницей воли администрации и составлялась, или, как выражались в то время, «сочинялась», полицией.

23 апреля 1864 года на общем собра­нии Уфимского статистического комитета, его секретарь Н.А. Гурвич выступил с докладом «О необходимости основания в Уфе музея», где было сказано, что музей «должен служить постоянной выставкой всех произведений природы, фабричной, заводской и промышленной деятельно­сти, сельского хозяйства, современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного быта, характери­зующих как население губернии, так и са­мую местность, где минеролог, этнограф, историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных исследований».

Музей должен был стать постоянным местом вы­ставок предметов деятельности человека начиная с незапамятных времен, уникаль­ных находок останков животных и рас­тений, одежды, предметов быта и многих других предметов, которые интересны его посетителям. Председатель заседания, а им был губернатор Григорий Сергеевич Аксаков, предложил подумать о прилич­ном и постоянном помещении для музея, читальни, библиотеки и канцелярии комитета. Найти в Уфе соответствующий всем требуемым условиям дом оказалось невоз­можным, поэтому было решено строить новое здание. Решили, что если не удастся быстро осуществить строительство, то музей вместе с читальней, библиотекой и канцелярией статкомитета разместят в наемном здании.

Помещение нашлось «в 3-оконном флигеле дома Гутопа» (ныне на этом месте часть дома на Ленина, 2). Па наём его было израсходовано за 1865 год 210 рублей 85 копеек.

Еще до официального открытия му­зея из всех уездов губернии поступило большое число экспонатов, в том чис­ле и от частных лиц. Наиболее ценные из них от стерлитамакского исправника Я. Б. Панфилова - кости мамонта, от заводоуправителя Кусинского казенного завода Ч. В. Панцержинского - чугунное литье, от А. А. Пекера - старинные моне­ты. Основой же фондов музея стали дубликаты коллекции, которую в 1865 году местное Управление государственных имуществ посылало на первую Всерос­сийскую сельскохозяйственную выстав­ку в Москву, а оставшиеся 445 экспонатов были переданы в музей.

После открытия музея в Уфу продол­жали стекаться коллекции полезных ископаемых, образцы продукции - лесной и горнозаводской промышленности и сель­ского хозяйства, предметы археологии, палеонтологии, этнографии, нумизматики и так далее. Действительный член Уфимского статкомитета Куроедов, находящийся в Верхнеуральске, сообщал: «Имею честь препроводить при сем, найденным на Пе­тропавловском прииске господина барона Котц кости зубра или тура и зуб, по всей вероят­ности, мамонта». Оренбургский зоологи­ческий музей передал чучела некоторых животных, обитающих в губернии.

В 1866 году коллекция музея полу­чила важное пополнение благодаря ходатайству А. К. Тимашева и покровительству министра Государственных имуществ, ко­торый разрешил передать в дар Уфимско­му статистическому комитету «музеум», находящийся при Уфимско-Оренбургской палате Государственных имуществ (вместе с мебелью было передано 159 экспонатов лесной и сельскохозяйственной коллек­ции). Кстати, А. К. Тимашев - бывший управляющий этой палатой. В 1867 году губернскому музею передали дубликаты коллекции минеральных продуктов и ми­нералов, собранных для музея при Санкт- Петербургском строительном училище, а в 1872 году - дубликаты образцов и предметов, выставлявшихся на московской политехнической выставке.

Далее я приведу выдержки из статьи «Об одной этнографической коллекции», опубликованной в «Уфимских губернских ведомостях». «Именно в статистический комитет обратилось Общество любителей естествознания при Императорском Московском университете с предложением участвовать весной 1867 года в Русской этнографической выставке с таким расче­том, чтобы по ее окончании все экспонаты пожертвовать на учреждение Российско­го центрального этнографического му­зея. Для достижения поставленной цели предполагалось собрать до 300 фигур в человеческий рост, представляющих раз­личные народности в их национальных костюмах.

...Сюжет коллекции - быт башкиров во время кочевки, так как в это время ко­чевники представляют самую верную бытовую характеристику, без тех привитых инородных примесей, которые прогляды­вают в оседлом их быту. Программа испол­нения имеет главною задачею изображе­ние характеристики антропологической и этнографической. Фотографические работы выполнены в Уфе, в фотографии г-жи Петровой, по указанию председателя комиссии, назначенной статистическим комитетом для составления этнографи­ческой экспозиции. С целью наглядности отправлен в Москву и башкирец типичной наружности, который может служить натурщиком для тамошних художников.

Что касается этнографического отде­ла, то он осуществлен наглядно до мелочей и представлен в натуре коллекциею пред­метов, список которых мы тут же сооб­щаем. Программа этого отдела: перевести воображение зрителя в привольную степь, где в неге безмятежной проводит красное лето кочевая семья, которой вся забота ограничивается приготовлением кумыза, а занятия - пить кумыз, ходить по гостям и делать кейф. План этот выражен 4-мя фо­тографическими рисунками... Эти рисун­ки тоже отправлены в распорядительный комитет и, по получении там посланной коллекции, будут поставлены тамошними художниками группы, которые вместе с кибиткою и ее обстановкою, познакомят московскую публику с житьем башкир на кочевке.

К дополнению национальной характе­ристики послужит и то, что отправленный при коллекции башкирец очень хорошо играет на чумузге искаженное чебызга - ку-рай. См. у С.Т. Аксакова: «Чебызга - дудка, которую башкирец берет в рот, как клар­нет, и, перебирая лады пальцами, играет на ней двойными тонами, так что вы слышите в одно и то же время каких-то два разных инструмента. Мне сказывали музыканты, что чебызга чудное явление в мире духо­вых инструментов». самые задушевные башкирские мотивы, без примеси инород­ной мелодии.

Программа уфимской коллекции одобрена с похвалою распорядительным комитетом этнографической выставки в Москве, и председатель того же комитета почетный член Уфимского статистическо­го комитета д. ст. с. Владимир Андреевич Дашков в письмах к начальнику губернии и председателю комиссии К.А. Буху засвидетельствовал статистическому комитету признательность Московского распоря­дительного комитета выставки. Закупкою предметов коллекции и изготовлением костюмов комиссия обязана старанию члена своего Оренбургского муфтия Хад­жи Тевкелева».

В 1867 году начался новый этап в истории музея. Новый уфимский губерна­тор Сергей Петрович Ушаков предложил передать бывшее здание гауптвахты для размещения в нём музея. С этого времени главная забота комиссии по устройству музея сосредоточилась на перестройке за­брошенного каменного сооружения.

Согласно Ведомости зданий и соору­жений в г. Уфе 1852 г. «сведений о времени постройки «здания Главной гауптвахты в г. Уфе», находившейся на южной стороне Верхне-Торговой площади, нет. Однако указано, что «в 1847 г. поправлялись плац- форма, одна русская печь. В 1848—50 гг. - ремонт». Осенью 1870 года музей с коллекцией и библиотекой разместился в своём доме.

К концу 1871 года закончили строитель­ство 2-го этажа, и нужны были средства на внутренние отделочные работы. Все работы по созданию первого губернского музея велись на пожертвования граждан. Наиболее значительные взносы сдела­ли: И.Ф. Базилевский, много раз за годы своей жизни помогавший своими сред­ствами на различные нужды Уфы, прислал 1800 рублей, «Бий из Киргизской степи и Джантюрин - 1120 руб.», помещик Д.Е. Бенардаки - 450 руб., «от продажи железа, подаренного Катавскими заводами князей Белосельских-Белозерских - 200 руб.». Оказали помощь и другие меценаты: член статистического комитета Я. Г. Карташевский, приславший 100 руб., известный елабужский жертвователь И. Г. Стахеев - 200 руб., и другие. Следует отметить, что деньги собирались по крохам, и верхний этаж здания, отстроенный в 1872 году, сда­вался внаем для возмещения части расхо­дов по постройке и отделке здания вплоть до 1886 года. Украшала дом изящная чу­гунная парадная лестница, приобретен­ная на пожертвования заводовладельцев Дашковых, а огороженная вокруг музея территория предназначалась для дендро­логического сквера. В одной из комнат нижнего этажа установили приборы для барометрических и гидрометрических на­блюдений, в другой - разместилась би­блиотека статкомитета, книги находились в десяти больших шкафах с подробным каталогом по отделам музея.

На заседании статистического коми­тета 18 сентября 1880 года обсуждался вопрос о разбивке позади здания музея сквера, в котором предлагалось выса­дить образцы пород деревьев, растущих в Уфимской губернии. Министерство Государственных имуществ разрешило отпуск саженцев из казённых лесов, посадка про­изводилась под руководством членов ко­митета В.Л. Ольшевского и В.А. Нежина.

В 1880-е годы горные заводы и от­дельные граждане пополняли хранилище различными предметами. Около Семи­нарской горы (начало улицы К. Маркса) в могильном склепе при добыче камня наш­ли огромное янтарное ожерелье с бусами величиной от яблока и до грецкого ореха. Одна из бус величиной с яблоко приобретена и прислана в дар музею от имени бывшего губернатора С. П. Ушакова. Боль­шая нумизматическая коллекция всецело обязана своим появлением одному из по­печителей музея бывшему горному инже­неру А. Б. Иваницкому.

Коллекция музея в 1880 году состо­яла из четырех разделов. Если разделы естествознания и нумизматики, а также сельского хозяйства и промышленности были достаточно обширными, то этногра­фический и антропологический еще только зарождались. Археологический раздел оставался бедным, тем более что наиболее ценные предметы были отосланы в Пе­тербургскую Императорскую археологи­ческую комиссию, а некоторые экспонаты были утеряны лицами, которые взяли их, предложив свои услуги на сохранение, и не возвратили музею.

27 марта 1884 года состоялось собра­ние Уфимского губернского статистиче­ского собрания, назначенное с целью рассмотрения и обсуждения составленного Н. А. Гурвичем проекта устава музея. В отдельной статье устава, «во внимание к тому, что основанием и первоначальным развитием своим музей обязан горячему просвещенному сочувствию и энергии» Григория Сергеевича Аксакова, Констан­тина Андреевича Буха, Андрея Борисо­вича Иваницкого и Николая Андреевича Гурвича, они названы пожизненными по­четными членами музея.

Официальное открытие губернского музея состоялось летом 1886 года в дни празднования 300-летия основания Уфы (в то время именно 1586-й считался годом основания города). 20 марта 1888 года «в час пополудни в помещении губернатора» под его пред­седательством в присутствии 45 лиц со­стоялось очередное собрание Уфимского статистического комитета. На нём сфор­мировали комитет музея. В его почётные члены были избраны: Уфимский епископ Дионисий, губернатор П.А. Полторац­кий, губернский предводитель дворян­ства князь А.Л. Кугушев, Оренбургский муфтий М.М. Султанов, Г.С. Аксаков, К.А. Бух, А.Б. Иваницкий и Н.А. Гурвич. Почетный член комитета музея Н.А. Гур­вич с разрешения председателя обратился к собравшимся с речью, в которой рас­сказал об истории зарождения музея. В конце своего собрания Уфимский стати­стический комитет принял решение от-править письмо бывшему губернатору (в 1861 — 1867 гг.) Г.С. Аксакову, подчеркнув, что именно ему музей обязан своим воз­никновением и развитием.

В 1889 году комитет музея принял решение об установлении по воскресным дням очередности дежурства с 12 до 3 ча­сов дня действительных членов комитета, живущих в Уфе, с тем чтобы они рассказы­вали посетителям об экспонируемых предметах. Еще в дни празднования открытия при губернском музее завели 3 книги: для записывания числа посетителей с подраз­делением мужского и женского пола, для автографов лиц, желающих записывать свои имена, и для записей пожертвований всякого рода. Из книг видно, что с июля 1886 года по январь 1891 года посетите­лей было: мужского пола - 3611 человек, женского - 1030.

Шли годы, за счет пополнения числа экспонатов росло и число разделов, оно к 1893 году достигло десяти: палеонтологи­ческий (205 экспонатов), археологический (76), зоологический (229), сельскохо­зяйственный (136), исторический (37), лесохозяйственный (433), горнозавод­ской (416), минералогический (555), эн­томологический (354) и нумизматический (2066). Читая «Журнал комитета Уфимско­го Губернского музея за 1890 - 1893 гг.», можно ознакомиться с наиболее значи­мыми поступлениями за этот период. В исторический раздел от уфимского купца И.К. Блохина были получены различ­ного рода объявления, пригласительные билеты и другие бумаги, относящиеся ко времени коронования Государя Императора Александра II 26 августа 1856 года; от князя А.И. Кугушева того же рода бумаги, относящиеся ко времени Александра III; от бывшего уфимского губернатора Петра Алексеевича Полторацкого два фотогра­фических снимка железнодорожного мо­ста через реку Белую, трехцветную ленту и ножницы, служившие для разрезания ленты при открытии движения через тот же мост 8 сентября 1888 года. Кроме того, у уфимского губернатора генерал-майора Л.Г. Норда музей приобрел коронационные тарелку и кружку, у начальника Главного тюремного управления тайного советника М.Н. Галкина-Врасского - фо­тографию могилы А.К. Тимашева, у уфим­ского полицмейстера Н.Н. Макаровского две кружки, одна из них коронационная. Ценными приобретениями стали старин­ная карта Уфимского наместничества и кость мамонта, найденная в русле реки Сутолоки в 70 саженях от крайних дворо­вых мест Старой Уфы.

В конце марта 1917 года в пору обще­ственного и революционного настроения собрался кружок любителей естествозна­ния, археологии, музея. Влившись в комитет губернского музея, в котором к этому времени оставалось всего 12 человек, эти 30 энтузиастов выбрали новое правление и занялись восстановлением музея. Ис­порченный молью зоологический отдел почти весь был сожжен. Прогнивший, не осматриваемый в течение 26 лет сельско­хозяйственный материал тоже убрали из музейных экспонатов. Устаревший ар­хеологический отдел вновь перестроен и пополнен. Только ботанический отдел, со­стоящий из драгоценного гербария Лоссиевского (его во время 1-ой мировой войны пересмотрел и привел в порядок пленный профессор И.И. Подпере), и нумизматиче­ский - находились в удовлетворительном состоянии.

После Октябрьской революции 1917 года члены комитета губернского музея - учителя, врачи, юристы и другие - один за другим прекращали свою работу в музее. Бывали месяцы, когда невозможно было собрать даже правление.

В октябре 1919 года состоялось по­становление коллегии Уфимского гу­бернского отдела народного образования (ГубОНО), в ведении которого находился тогда музей. Решено было музей ликвиди­ровать: геологический, минералогический, палеонтологический и ботанический от­делы передавались в музей Института народного образования (ИНО), отдел зооло­гии и энтомологии - молодому обществу естествоиспытателей, художественный и отдел нумизматики - организуемому художественному музею. Из этнографиче­ского и археологического отделов создали музей народов Востока. Вновь создан­ное учреждение было крайне бедным, так как в музее оставлены только предметы историко-археологического и этногра­фического характера, имевшие отноше­ние к народам Востока. Для пополнения коллекции музея было решено снарядить научную этнографическую экспедицию в Туркестан. На Восток она отправилась 22 мая 1920 года, пробыла там все лето и вернулась 12 сентября, привезя свыше 300 экспонатов: одежды, образцов тканей, украшений, игрушек, музыкальных ин­струментов и глиняной посуды. Несмотря на постановление коллегии Народного комиссариата просвещения и Отдела по делам музеев открыть музей народов Вос­тока 1 января 1920 года, музей не был открыт. А согласно постановлению отЮ марта 1921 года на проведенной коллегии в Москве его переименовали в музей Южного При- уралья с экспонатами в рамках Уфимской губернии. Под таким названием вновь перестроенный музей был открыт 4 сентя­бря 1921 года. Но его работа прерывалась по самым разным причинам.

С 1 января 1923 года музей перешел в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Башкирской Авто­номной республики. А уже на следующий день после произведенного обследования музея Южного Приуралья комиссией Ака­демического центра Башнаркомпроса в со­ставе Сюнчелея и Усманова заведующим Башкирским Центральным музеем (новое его название) назначили Н.Н. Колесниц- кого, работавшего в музее с 1920 года.

Музей состоял из археологического, этнографического отделов, отдела приро­ды и библиотеки. Археологический отдел размещался в одной комнате, этнографический занял большой и малый залы. В отделе природы имелось всего 37 экспо­натов. Библиотека включала около 2,5 ты­сячи книг. Комиссия обратила внимание на состояние музея, поставила перед ним задачи и цели изучения Башкирии в обла­стях археологии, истории, палеонтологии, этнографии и естественных ее богатств. В целях пополнения экспонатами мест­ного значения и придания музею вида, соответствующего названию, его передали Обществу по изучению быта, культуры и языка Башкирии. Экспонатам музея было тесно, комнаты располагались неудачно, нижний этаж из-за царящей в нем сырости не мог быть использован для размещения коллекций. Здание требовало большого ремонта, без которого работа зимой ста­новилась невозможной. Поэтому требовалось срочно подыскать другое помещение. Общество по изучению Башкирии пред­ложило разместить музеи в пустующей половине Дворца труда и искусств (ныне театр оперы и балета).

В число научных ценностей Баш­кирского Центрального музея входили коллекции: археологическая Уфимского могильника, собранная В. Гольмстеном в 1911 году; этнографическая - Г. Комисса­рова и из экспонатов Туркестанской экспедиции 1920 года; естественная — «Птицы Башкирии».

С 1 сентября 1923 года заведующим музеем был назначен И.Г. Остроумов, ста­рый музейный работник, один из инициа­торов и многолетний хранитель Пермского научного музея. Он предложил изменить наименование музея на «Центральный музей Башреспублики». Остроумов пи­сал, что необходимо распоряжение, чтобы все учреждения Уфы, имеющие научные коллекции, необходимые Центральному музею, немедленно передали их последне­му, а особенно те, которые были получены из бывшего губернского музея в момент его неудачной реорганизации в музей народов Востока. Вместе с коллекциями не­обходимо, чтобы вернули и книги, взятые из библиотеки губернского музея.

Помещение Центрального музея Баш­республики было мало, вследствие чего находившаяся в сундуках и ящиках поч­ти половина всех экспонатов была недо­ступна обозрению. Здания, подходящие для музея, в городе имелись, но одно из них - на углу улиц Пушкинской и Карла Маркса - было занято Башвоенкоматом, другое - на углу улиц Советской и Тукаева (бывший дом губернатора), занимал Уфим­ский Кантисполком.

Только 1 января 1924 года Башкир­ский Центральный музей был открыт. В нем выставили более 2300 предметов. Среднемесячная посещаемость в 1924 году составила 1660 человек.

В 1925 году Башкирский Централь­ный музей располагался на 1 этаже зда­ния на улице Центральной, 10 (бывшее здание гостиницы «Метрополь»). Он за­нимал 7 комнат. После уступки Башнар- компросом своего здания Башкирский Центральный краевой музей с 15 октября 1926 года обосновался на ул. Октябрьской революции (Большой Казанской, 10) в двухэтажном доме, принадлежащем ранее купцу Ф.Е. Чижову. На новом месте на­ чалась очередная реорганизация музея: в самом большом зале разместились вновь сформированные отделы промышлен­ности и геологии, две комнаты получил укрупненный отдел природы. Расширение историко-археологического отдела и соз­дание в нем различных уголков потребова­ли дополнительного сбора палеографиче­ских, археологических и фотоматериалов, а также возвращения нумизматической коллекции бывшего Уфимского губерн­ского музея, переданной в 1919 году Уфим­скому государственному музею изящных искусств, что и было сделано в мае 1927 года.

Для научного руководства и организа­ции работы всех отделов в музее был создан ученый совет. В его состав вошли предсе­датель научного центра Башнаркомпроса, секретарь Общества по изучению Башки­рии, директор музея 3. Науширванов и 3 научных сотрудника. При ученом совете образовали этнографическую комиссию, в которой постепенно начали создавать секции малых народов.

К середине 1927 года музей состоял из 6 отделов: геологии, природы (животные, птицы, насекомые и растения Башкирии), историко-археологический, общей этнографии (с татарским, мишарским, тептярским, русским, чувашским, марийским, мордовским и удмуртским уголками), башкирский историко-этнографический, а также отдел культуры и быта народов Востока. В апреле 1927 года музей получил в дар от супруги Аполлония Александрови­ча Зираха 4 больших альбома в красивых, покрытых шелком переплетах с 700 фото­графическими видами Башкирии, Уфы и ее окрестностей, выполненными в 1908 - 1919 годах. М. Амиров выполнил в альбо­мах очень изящные выставочные надписи на башкирском и русском языках (правда, с некоторыми ошибками). Башкирский Центральный Совет Народного Хозяйства (БЦСНХ) потратил немалые средства на то, чтобы изготовить для альбомов достой­ные переплеты.

В.Д. Таич отыскал в Московском военно-историческом архиве планы уфим­ского кремля с 1728 года до пожара 1759 года. В 1940 году Таич изготовил макет Уфы. По этому плану, и поныне храня­щемуся в Национальном музее, можно наглядно представить вид нашего города в XVII - XVIII веках.

С первого же дня Великой Отечествен­ной войны Республиканский краеведческий музей (так он тогда назывался), так же как и Стерлитамакский краеведческий и музей Революции в Уфе, был закрыт. Передав помещения музея для других целей, органы власти не создали необхо­димых условий для хранения музейных ценностей, в результате чего многие экспо­наты пришли в негодность. Состоявшееся 30 ноября 1943 года бюро Башкирского Обкома ВКП(б) потребовало освободить помещения Республиканского краевед­ческого музея и восстановить их за счет размещавшихся в нем учреждений. Кроме того, Совнаркому республики поручалось для восстановления некоторых ценных экспонатов выделить из бюджета 1943 года 50 тысяч рублей, а лиц, виновных в допущении порчи музейных ценностей, привлечь к ответственности.

Прошло еще пять десятилетий. Му­зею давно уже требовалось новое про­сторное помещение для размещения всех имеющихся экспонатов. В связи с пре­кращением деятельности обкома ВЛКСМ освободилось здание бывшего Крестьян­ского Поземельного банка (в советское время - обкома КПСС) на Советской, 14. По решению правительства в 1991 году по­мещение было передано Национальному музею Республики Башкортостан (новое название краеведческого музея).




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта