По указу Сената с 1834 года в губернских городах России стали учреждаться статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. До этого указа статистика фактически являлась заложницей воли администрации и составлялась, или, как выражались в то время, «сочинялась», полицией.
23 апреля 1864 года на общем собрании Уфимского статистического комитета, его секретарь Н.А. Гурвич выступил с докладом «О необходимости основания в Уфе музея», где было сказано, что музей «должен служить постоянной выставкой всех произведений природы, фабричной, заводской и промышленной деятельности, сельского хозяйства, современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного быта, характеризующих как население губернии, так и самую местность, где минеролог, этнограф, историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных исследований».
Музей должен был стать постоянным местом выставок предметов деятельности человека начиная с незапамятных времен, уникальных находок останков животных и растений, одежды, предметов быта и многих других предметов, которые интересны его посетителям. Председатель заседания, а им был губернатор Григорий Сергеевич Аксаков, предложил подумать о приличном и постоянном помещении для музея, читальни, библиотеки и канцелярии комитета. Найти в Уфе соответствующий всем требуемым условиям дом оказалось невозможным, поэтому было решено строить новое здание. Решили, что если не удастся быстро осуществить строительство, то музей вместе с читальней, библиотекой и канцелярией статкомитета разместят в наемном здании.
Помещение нашлось «в 3-оконном флигеле дома Гутопа» (ныне на этом месте часть дома на Ленина, 2). Па наём его было израсходовано за 1865 год 210 рублей 85 копеек.
Еще до официального открытия музея из всех уездов губернии поступило большое число экспонатов, в том числе и от частных лиц. Наиболее ценные из них от стерлитамакского исправника Я. Б. Панфилова - кости мамонта, от заводоуправителя Кусинского казенного завода Ч. В. Панцержинского - чугунное литье, от А. А. Пекера - старинные монеты. Основой же фондов музея стали дубликаты коллекции, которую в 1865 году местное Управление государственных имуществ посылало на первую Всероссийскую сельскохозяйственную выставку в Москву, а оставшиеся 445 экспонатов были переданы в музей.
После открытия музея в Уфу продолжали стекаться коллекции полезных ископаемых, образцы продукции - лесной и горнозаводской промышленности и сельского хозяйства, предметы археологии, палеонтологии, этнографии, нумизматики и так далее. Действительный член Уфимского статкомитета Куроедов, находящийся в Верхнеуральске, сообщал: «Имею честь препроводить при сем, найденным на Петропавловском прииске господина барона Котц кости зубра или тура и зуб, по всей вероятности, мамонта». Оренбургский зоологический музей передал чучела некоторых животных, обитающих в губернии.
В 1866 году коллекция музея получила важное пополнение благодаря ходатайству А. К. Тимашева и покровительству министра Государственных имуществ, который разрешил передать в дар Уфимскому статистическому комитету «музеум», находящийся при Уфимско-Оренбургской палате Государственных имуществ (вместе с мебелью было передано 159 экспонатов лесной и сельскохозяйственной коллекции). Кстати, А. К. Тимашев - бывший управляющий этой палатой. В 1867 году губернскому музею передали дубликаты коллекции минеральных продуктов и минералов, собранных для музея при Санкт- Петербургском строительном училище, а в 1872 году - дубликаты образцов и предметов, выставлявшихся на московской политехнической выставке.
Далее я приведу выдержки из статьи «Об одной этнографической коллекции», опубликованной в «Уфимских губернских ведомостях». «Именно в статистический комитет обратилось Общество любителей естествознания при Императорском Московском университете с предложением участвовать весной 1867 года в Русской этнографической выставке с таким расчетом, чтобы по ее окончании все экспонаты пожертвовать на учреждение Российского центрального этнографического музея. Для достижения поставленной цели предполагалось собрать до 300 фигур в человеческий рост, представляющих различные народности в их национальных костюмах.
...Сюжет коллекции - быт башкиров во время кочевки, так как в это время кочевники представляют самую верную бытовую характеристику, без тех привитых инородных примесей, которые проглядывают в оседлом их быту. Программа исполнения имеет главною задачею изображение характеристики антропологической и этнографической. Фотографические работы выполнены в Уфе, в фотографии г-жи Петровой, по указанию председателя комиссии, назначенной статистическим комитетом для составления этнографической экспозиции. С целью наглядности отправлен в Москву и башкирец типичной наружности, который может служить натурщиком для тамошних художников.
Что касается этнографического отдела, то он осуществлен наглядно до мелочей и представлен в натуре коллекциею предметов, список которых мы тут же сообщаем. Программа этого отдела: перевести воображение зрителя в привольную степь, где в неге безмятежной проводит красное лето кочевая семья, которой вся забота ограничивается приготовлением кумыза, а занятия - пить кумыз, ходить по гостям и делать кейф. План этот выражен 4-мя фотографическими рисунками... Эти рисунки тоже отправлены в распорядительный комитет и, по получении там посланной коллекции, будут поставлены тамошними художниками группы, которые вместе с кибиткою и ее обстановкою, познакомят московскую публику с житьем башкир на кочевке.
К дополнению национальной характеристики послужит и то, что отправленный при коллекции башкирец очень хорошо играет на чумузге искаженное чебызга - ку-рай. См. у С.Т. Аксакова: «Чебызга - дудка, которую башкирец берет в рот, как кларнет, и, перебирая лады пальцами, играет на ней двойными тонами, так что вы слышите в одно и то же время каких-то два разных инструмента. Мне сказывали музыканты, что чебызга чудное явление в мире духовых инструментов». самые задушевные башкирские мотивы, без примеси инородной мелодии.
Программа уфимской коллекции одобрена с похвалою распорядительным комитетом этнографической выставки в Москве, и председатель того же комитета почетный член Уфимского статистического комитета д. ст. с. Владимир Андреевич Дашков в письмах к начальнику губернии и председателю комиссии К.А. Буху засвидетельствовал статистическому комитету признательность Московского распорядительного комитета выставки. Закупкою предметов коллекции и изготовлением костюмов комиссия обязана старанию члена своего Оренбургского муфтия Хаджи Тевкелева».
В 1867 году начался новый этап в истории музея. Новый уфимский губернатор Сергей Петрович Ушаков предложил передать бывшее здание гауптвахты для размещения в нём музея. С этого времени главная забота комиссии по устройству музея сосредоточилась на перестройке заброшенного каменного сооружения.
Согласно Ведомости зданий и сооружений в г. Уфе 1852 г. «сведений о времени постройки «здания Главной гауптвахты в г. Уфе», находившейся на южной стороне Верхне-Торговой площади, нет. Однако указано, что «в 1847 г. поправлялись плац- форма, одна русская печь. В 1848—50 гг. - ремонт». Осенью 1870 года музей с коллекцией и библиотекой разместился в своём доме.
К концу 1871 года закончили строительство 2-го этажа, и нужны были средства на внутренние отделочные работы. Все работы по созданию первого губернского музея велись на пожертвования граждан. Наиболее значительные взносы сделали: И.Ф. Базилевский, много раз за годы своей жизни помогавший своими средствами на различные нужды Уфы, прислал 1800 рублей, «Бий из Киргизской степи и Джантюрин - 1120 руб.», помещик Д.Е. Бенардаки - 450 руб., «от продажи железа, подаренного Катавскими заводами князей Белосельских-Белозерских - 200 руб.». Оказали помощь и другие меценаты: член статистического комитета Я. Г. Карташевский, приславший 100 руб., известный елабужский жертвователь И. Г. Стахеев - 200 руб., и другие. Следует отметить, что деньги собирались по крохам, и верхний этаж здания, отстроенный в 1872 году, сдавался внаем для возмещения части расходов по постройке и отделке здания вплоть до 1886 года. Украшала дом изящная чугунная парадная лестница, приобретенная на пожертвования заводовладельцев Дашковых, а огороженная вокруг музея территория предназначалась для дендрологического сквера. В одной из комнат нижнего этажа установили приборы для барометрических и гидрометрических наблюдений, в другой - разместилась библиотека статкомитета, книги находились в десяти больших шкафах с подробным каталогом по отделам музея.
На заседании статистического комитета 18 сентября 1880 года обсуждался вопрос о разбивке позади здания музея сквера, в котором предлагалось высадить образцы пород деревьев, растущих в Уфимской губернии. Министерство Государственных имуществ разрешило отпуск саженцев из казённых лесов, посадка производилась под руководством членов комитета В.Л. Ольшевского и В.А. Нежина.
В 1880-е годы горные заводы и отдельные граждане пополняли хранилище различными предметами. Около Семинарской горы (начало улицы К. Маркса) в могильном склепе при добыче камня нашли огромное янтарное ожерелье с бусами величиной от яблока и до грецкого ореха. Одна из бус величиной с яблоко приобретена и прислана в дар музею от имени бывшего губернатора С. П. Ушакова. Большая нумизматическая коллекция всецело обязана своим появлением одному из попечителей музея бывшему горному инженеру А. Б. Иваницкому.
Коллекция музея в 1880 году состояла из четырех разделов. Если разделы естествознания и нумизматики, а также сельского хозяйства и промышленности были достаточно обширными, то этнографический и антропологический еще только зарождались. Археологический раздел оставался бедным, тем более что наиболее ценные предметы были отосланы в Петербургскую Императорскую археологическую комиссию, а некоторые экспонаты были утеряны лицами, которые взяли их, предложив свои услуги на сохранение, и не возвратили музею.
27 марта 1884 года состоялось собрание Уфимского губернского статистического собрания, назначенное с целью рассмотрения и обсуждения составленного Н. А. Гурвичем проекта устава музея. В отдельной статье устава, «во внимание к тому, что основанием и первоначальным развитием своим музей обязан горячему просвещенному сочувствию и энергии» Григория Сергеевича Аксакова, Константина Андреевича Буха, Андрея Борисовича Иваницкого и Николая Андреевича Гурвича, они названы пожизненными почетными членами музея.
Официальное открытие губернского музея состоялось летом 1886 года в дни празднования 300-летия основания Уфы (в то время именно 1586-й считался годом основания города). 20 марта 1888 года «в час пополудни в помещении губернатора» под его председательством в присутствии 45 лиц состоялось очередное собрание Уфимского статистического комитета. На нём сформировали комитет музея. В его почётные члены были избраны: Уфимский епископ Дионисий, губернатор П.А. Полторацкий, губернский предводитель дворянства князь А.Л. Кугушев, Оренбургский муфтий М.М. Султанов, Г.С. Аксаков, К.А. Бух, А.Б. Иваницкий и Н.А. Гурвич. Почетный член комитета музея Н.А. Гурвич с разрешения председателя обратился к собравшимся с речью, в которой рассказал об истории зарождения музея. В конце своего собрания Уфимский статистический комитет принял решение от-править письмо бывшему губернатору (в 1861 — 1867 гг.) Г.С. Аксакову, подчеркнув, что именно ему музей обязан своим возникновением и развитием.
В 1889 году комитет музея принял решение об установлении по воскресным дням очередности дежурства с 12 до 3 часов дня действительных членов комитета, живущих в Уфе, с тем чтобы они рассказывали посетителям об экспонируемых предметах. Еще в дни празднования открытия при губернском музее завели 3 книги: для записывания числа посетителей с подразделением мужского и женского пола, для автографов лиц, желающих записывать свои имена, и для записей пожертвований всякого рода. Из книг видно, что с июля 1886 года по январь 1891 года посетителей было: мужского пола - 3611 человек, женского - 1030.
Шли годы, за счет пополнения числа экспонатов росло и число разделов, оно к 1893 году достигло десяти: палеонтологический (205 экспонатов), археологический (76), зоологический (229), сельскохозяйственный (136), исторический (37), лесохозяйственный (433), горнозаводской (416), минералогический (555), энтомологический (354) и нумизматический (2066). Читая «Журнал комитета Уфимского Губернского музея за 1890 - 1893 гг.», можно ознакомиться с наиболее значимыми поступлениями за этот период. В исторический раздел от уфимского купца И.К. Блохина были получены различного рода объявления, пригласительные билеты и другие бумаги, относящиеся ко времени коронования Государя Императора Александра II 26 августа 1856 года; от князя А.И. Кугушева того же рода бумаги, относящиеся ко времени Александра III; от бывшего уфимского губернатора Петра Алексеевича Полторацкого два фотографических снимка железнодорожного моста через реку Белую, трехцветную ленту и ножницы, служившие для разрезания ленты при открытии движения через тот же мост 8 сентября 1888 года. Кроме того, у уфимского губернатора генерал-майора Л.Г. Норда музей приобрел коронационные тарелку и кружку, у начальника Главного тюремного управления тайного советника М.Н. Галкина-Врасского - фотографию могилы А.К. Тимашева, у уфимского полицмейстера Н.Н. Макаровского две кружки, одна из них коронационная. Ценными приобретениями стали старинная карта Уфимского наместничества и кость мамонта, найденная в русле реки Сутолоки в 70 саженях от крайних дворовых мест Старой Уфы.
В конце марта 1917 года в пору общественного и революционного настроения собрался кружок любителей естествознания, археологии, музея. Влившись в комитет губернского музея, в котором к этому времени оставалось всего 12 человек, эти 30 энтузиастов выбрали новое правление и занялись восстановлением музея. Испорченный молью зоологический отдел почти весь был сожжен. Прогнивший, не осматриваемый в течение 26 лет сельскохозяйственный материал тоже убрали из музейных экспонатов. Устаревший археологический отдел вновь перестроен и пополнен. Только ботанический отдел, состоящий из драгоценного гербария Лоссиевского (его во время 1-ой мировой войны пересмотрел и привел в порядок пленный профессор И.И. Подпере), и нумизматический - находились в удовлетворительном состоянии.
После Октябрьской революции 1917 года члены комитета губернского музея - учителя, врачи, юристы и другие - один за другим прекращали свою работу в музее. Бывали месяцы, когда невозможно было собрать даже правление.
В октябре 1919 года состоялось постановление коллегии Уфимского губернского отдела народного образования (ГубОНО), в ведении которого находился тогда музей. Решено было музей ликвидировать: геологический, минералогический, палеонтологический и ботанический отделы передавались в музей Института народного образования (ИНО), отдел зоологии и энтомологии - молодому обществу естествоиспытателей, художественный и отдел нумизматики - организуемому художественному музею. Из этнографического и археологического отделов создали музей народов Востока. Вновь созданное учреждение было крайне бедным, так как в музее оставлены только предметы историко-археологического и этнографического характера, имевшие отношение к народам Востока. Для пополнения коллекции музея было решено снарядить научную этнографическую экспедицию в Туркестан. На Восток она отправилась 22 мая 1920 года, пробыла там все лето и вернулась 12 сентября, привезя свыше 300 экспонатов: одежды, образцов тканей, украшений, игрушек, музыкальных инструментов и глиняной посуды. Несмотря на постановление коллегии Народного комиссариата просвещения и Отдела по делам музеев открыть музей народов Востока 1 января 1920 года, музей не был открыт. А согласно постановлению отЮ марта 1921 года на проведенной коллегии в Москве его переименовали в музей Южного При- уралья с экспонатами в рамках Уфимской губернии. Под таким названием вновь перестроенный музей был открыт 4 сентября 1921 года. Но его работа прерывалась по самым разным причинам.
С 1 января 1923 года музей перешел в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Башкирской Автономной республики. А уже на следующий день после произведенного обследования музея Южного Приуралья комиссией Академического центра Башнаркомпроса в составе Сюнчелея и Усманова заведующим Башкирским Центральным музеем (новое его название) назначили Н.Н. Колесниц- кого, работавшего в музее с 1920 года.
Музей состоял из археологического, этнографического отделов, отдела природы и библиотеки. Археологический отдел размещался в одной комнате, этнографический занял большой и малый залы. В отделе природы имелось всего 37 экспонатов. Библиотека включала около 2,5 тысячи книг. Комиссия обратила внимание на состояние музея, поставила перед ним задачи и цели изучения Башкирии в областях археологии, истории, палеонтологии, этнографии и естественных ее богатств. В целях пополнения экспонатами местного значения и придания музею вида, соответствующего названию, его передали Обществу по изучению быта, культуры и языка Башкирии. Экспонатам музея было тесно, комнаты располагались неудачно, нижний этаж из-за царящей в нем сырости не мог быть использован для размещения коллекций. Здание требовало большого ремонта, без которого работа зимой становилась невозможной. Поэтому требовалось срочно подыскать другое помещение. Общество по изучению Башкирии предложило разместить музеи в пустующей половине Дворца труда и искусств (ныне театр оперы и балета).
В число научных ценностей Башкирского Центрального музея входили коллекции: археологическая Уфимского могильника, собранная В. Гольмстеном в 1911 году; этнографическая - Г. Комиссарова и из экспонатов Туркестанской экспедиции 1920 года; естественная — «Птицы Башкирии».
С 1 сентября 1923 года заведующим музеем был назначен И.Г. Остроумов, старый музейный работник, один из инициаторов и многолетний хранитель Пермского научного музея. Он предложил изменить наименование музея на «Центральный музей Башреспублики». Остроумов писал, что необходимо распоряжение, чтобы все учреждения Уфы, имеющие научные коллекции, необходимые Центральному музею, немедленно передали их последнему, а особенно те, которые были получены из бывшего губернского музея в момент его неудачной реорганизации в музей народов Востока. Вместе с коллекциями необходимо, чтобы вернули и книги, взятые из библиотеки губернского музея.
Помещение Центрального музея Башреспублики было мало, вследствие чего находившаяся в сундуках и ящиках почти половина всех экспонатов была недоступна обозрению. Здания, подходящие для музея, в городе имелись, но одно из них - на углу улиц Пушкинской и Карла Маркса - было занято Башвоенкоматом, другое - на углу улиц Советской и Тукаева (бывший дом губернатора), занимал Уфимский Кантисполком.
Только 1 января 1924 года Башкирский Центральный музей был открыт. В нем выставили более 2300 предметов. Среднемесячная посещаемость в 1924 году составила 1660 человек.
В 1925 году Башкирский Центральный музей располагался на 1 этаже здания на улице Центральной, 10 (бывшее здание гостиницы «Метрополь»). Он занимал 7 комнат. После уступки Башнар- компросом своего здания Башкирский Центральный краевой музей с 15 октября 1926 года обосновался на ул. Октябрьской революции (Большой Казанской, 10) в двухэтажном доме, принадлежащем ранее купцу Ф.Е. Чижову. На новом месте на чалась очередная реорганизация музея: в самом большом зале разместились вновь сформированные отделы промышленности и геологии, две комнаты получил укрупненный отдел природы. Расширение историко-археологического отдела и создание в нем различных уголков потребовали дополнительного сбора палеографических, археологических и фотоматериалов, а также возвращения нумизматической коллекции бывшего Уфимского губернского музея, переданной в 1919 году Уфимскому государственному музею изящных искусств, что и было сделано в мае 1927 года.
Для научного руководства и организации работы всех отделов в музее был создан ученый совет. В его состав вошли председатель научного центра Башнаркомпроса, секретарь Общества по изучению Башкирии, директор музея 3. Науширванов и 3 научных сотрудника. При ученом совете образовали этнографическую комиссию, в которой постепенно начали создавать секции малых народов.
К середине 1927 года музей состоял из 6 отделов: геологии, природы (животные, птицы, насекомые и растения Башкирии), историко-археологический, общей этнографии (с татарским, мишарским, тептярским, русским, чувашским, марийским, мордовским и удмуртским уголками), башкирский историко-этнографический, а также отдел культуры и быта народов Востока. В апреле 1927 года музей получил в дар от супруги Аполлония Александровича Зираха 4 больших альбома в красивых, покрытых шелком переплетах с 700 фотографическими видами Башкирии, Уфы и ее окрестностей, выполненными в 1908 - 1919 годах. М. Амиров выполнил в альбомах очень изящные выставочные надписи на башкирском и русском языках (правда, с некоторыми ошибками). Башкирский Центральный Совет Народного Хозяйства (БЦСНХ) потратил немалые средства на то, чтобы изготовить для альбомов достойные переплеты.
В.Д. Таич отыскал в Московском военно-историческом архиве планы уфимского кремля с 1728 года до пожара 1759 года. В 1940 году Таич изготовил макет Уфы. По этому плану, и поныне хранящемуся в Национальном музее, можно наглядно представить вид нашего города в XVII - XVIII веках.
С первого же дня Великой Отечественной войны Республиканский краеведческий музей (так он тогда назывался), так же как и Стерлитамакский краеведческий и музей Революции в Уфе, был закрыт. Передав помещения музея для других целей, органы власти не создали необходимых условий для хранения музейных ценностей, в результате чего многие экспонаты пришли в негодность. Состоявшееся 30 ноября 1943 года бюро Башкирского Обкома ВКП(б) потребовало освободить помещения Республиканского краеведческого музея и восстановить их за счет размещавшихся в нем учреждений. Кроме того, Совнаркому республики поручалось для восстановления некоторых ценных экспонатов выделить из бюджета 1943 года 50 тысяч рублей, а лиц, виновных в допущении порчи музейных ценностей, привлечь к ответственности.
Прошло еще пять десятилетий. Музею давно уже требовалось новое просторное помещение для размещения всех имеющихся экспонатов. В связи с прекращением деятельности обкома ВЛКСМ освободилось здание бывшего Крестьянского Поземельного банка (в советское время - обкома КПСС) на Советской, 14. По решению правительства в 1991 году помещение было передано Национальному музею Республики Башкортостан (новое название краеведческого музея).
← Стерлитамак. Нам скоро 245 лет. | Традиции русского реалистического искусства XIX века → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.