Русские национальные традиции в изобразительном искусстве формировались в XVIII веке на основе европейской школы усилиями художников нескольких поколений и направлений. XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Александр Иванов называл ее «гнилью нашего времени», Иван Крамской — «рабою западного искусства». Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения.
Романтизм явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм, особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой французской революции и Наполеона. В новом, романтическом направлении все мчалось, бурно двигалось и низвергалось в противовес торжественной соразмерности движений академической живописи. Карл Брюллов был первым из русских художников XIX века, покорившим, потрясшим своим мастерством всю Европу. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866).
Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Его замыслы и деяния вылились в многогранное явление, указавшее русскому искусству прямой и верный путь не только к реализму, но и к искусству цвета, света и объема. В своих этюдах, пейзажах, акварелях он предвосхитил рождение импрессионизма и, выйдя из академической мастерской с верхним светом на открытый воздух, пришел к воплощению живой действительности, заложив мощный и неколебимый фундамент реализма.
Ф. А. Бруни. Медный змий.
И хотя сам А. А. Иванов не смог окончательно преодолеть академизм в «Явлении Мессии», он построил процесс творчества на интересе к самой жизни, показал, что на ней же держится и свобода искусства. Он также был убежден: реализм, хотя и имеет берега разумной конкретики, по самовыражению безбрежен.
Таким образом, Александр Иванов утвердил аксиому: реализм — это художественное воплощение живой действительности. Жизнь — основа реализма!
Первые шаги в развитии реализма были сделаны еще в XVIII веке русскими художниками. М. Шибанов писал сцены с крестьянами, Ф. Алексеев населял пейзажи бытовыми фигурами. И. Фирсов создал картину «В мастерской живописца».
Совершенно особняком, в отрыве от академического стиля живописи, стоит творчество мечтательного романтика и сентименталиста А. Г. Венецианова (1780—1847). Русский бытовой жанр претерпел громадную эволюцию в творчестве П. А. Федотова (1815—1852). Бесхитростное венециановское изображение действительности сменилось в творчестве Федотова критическим к ней отношением.
Михаил Шибанов. Празднество свадебного сговора.
Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею. Чернышевским была провозглашена новая эстетика, она потребовала от искусства самоотверженного служения общественным интересам, а от художника — проявления высоких гражданских чувств. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882). Под предводительством И. Н. Крамского четырнадцать художников-заговорщиков выходят 9 ноября 1863 года из Академии и создают художественную артель. 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок. 25 лет спустя после основания Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». По мере того как выдыхалась идейность передвижников, все сильнее выдвигался на первый план в искусстве живописи переход от литературного реализма к реализму художественному.
Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи. Так зародилось новое направление, которое закладывали многие художники, в том числе великие — И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, К. Коровин. Огромную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа, где главное место занимает художественная правда природы. В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве — стремление к художественной правде. Художник А. К. Саврасов (1830-1897) - питомец московской художественной школы - с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Этим холстом, наполненным тайной, непревзойденной духовностью и недосказанностью, было положено начало зарождению школы русского пейзажа.
Поучительна и притягательна конкретика пейзажей И. И. Шишкина, но по сей день невнятно говорится о мощной художественной образности, эпичности, философии его раздумчивых картин — о качествах наивысшего мастерства художника-реалиста. Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность. Эти же принципы унаследовали его ученики — продолжатели русского пейзажа. И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви. Он воспринял природу душой поэта-лирика и, как сказал Бенуа, «нашел чисто русский стиль пейзажа».
А. Венецианов. На пашне: Весна.
Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. Раньше Левитана в душу русской природы заглянули В. Суриков и В. Васнецов, включая пейзаж в свои картины. Русские художники хотели добиться единения с народом, его душой, стремились создавать произведения глубоко национальные не только по этнографическо-географическим признакам, но и главным образом потому, что они являлись выразителями, певцами народного миросозерцания, воплощая образы народной веры, фантазии, русской сказки.
Убедительна мысль В. Васнецова: «Русское искусство утвердит себя тогда, когда внесет свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда отдаст все силы воплощению национальных сюжетов и сумеет в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее... Всякое истинное живое искусство национально, космополитического искусства нет. Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве».
Следуя европейским традициям, пережив периоды академизма, романтизма, идейного реализма, русская живопись достигла в 80-х годах XIX века наивысшей точки своего развития, сформировав свое, ни на кого в мире не похожее, искусство. Главными признаками русского искусства являются самобытность, выстраданность изображаемых явлений, глубокая духовность.
← Все начиналось с трехоконного дома. Из истории Национального музея РБ. | Современные художники Башкриии - Сергей Лебедянцев. Пленер - 2009 . с. Большеустьикинское. → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.