Василий Суриков. Изба.

Русские национальные традиции в изобразительном искусстве формировались в XVIII веке на основе европейской школы уси­лиями художников нескольких поколений и направлений. XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Александр Иванов называл ее «гнилью нашего време­ни», Иван Крамской — «рабою западного искусства». Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения.

Романтизм явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм, особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой французской революции и Наполеона. В новом, романтическом направлении все мчалось, бурно двигалось и низвергалось в про­тивовес торжественной соразмерности движений академической живописи. Карл Брюллов был первым из русских художников XIX века, покорившим, потрясшим своим мастерством всю Евро­пу. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). В этом направ­лении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866).

Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Его замыслы и деяния вылились в многогранное явление, указавшее русскому искусству прямой и верный путь не только к реализму, но и к искусству цвета, света и объема. В своих этюдах, пейзажах, акварелях он предвосхитил рождение импрессионизма и, выйдя из академической мастерской с верхним светом на откры­тый воздух, пришел к воплощению живой действительности, заложив мощный и неколебимый фундамент реализма.

. А. Бруни. Медный змий.

Ф. А. Бруни. Медный змий.

И хотя сам А. А. Иванов не смог окончательно преодолеть академизм в «Явлении Мессии», он построил процесс творчества на интересе к самой жизни, показал, что на ней же держится и свобода искусства. Он также был убежден: реализм, хотя и имеет берега разумной конкретики, по самовыражению безбрежен.

Таким образом, Александр Иванов утвердил аксиому: реа­лизм — это художественное воплощение живой действительности. Жизнь — основа реализма!

Первые шаги в развитии реализма были сделаны еще в XVIII веке русскими художниками. М. Шибанов писал сцены с крестья­нами, Ф. Алексеев населял пейзажи бытовыми фигурами. И. Фирсов создал картину «В мастерской живописца».

Совершенно особняком, в отрыве от академического стиля жи­вописи, стоит творчество мечтательного романтика и сентимента­листа А. Г. Венецианова (1780—1847). Русский бытовой жанр претерпел громадную эволюцию в творчестве П. А. Федотова (1815—1852). Бесхитростное венециановское изображение дейст­вительности сменилось в творчестве Федотова критическим к ней отношением.

 Михаил Шибанов. Празднество свадебного сговора.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного сговора.

Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею. Чернышевским была провозглашена новая эстетика, она потребовала от искусства самоотверженного служе­ния общественным интересам, а от художника — проявления высоких гражданских чувств. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882). Под предводительством И. Н. Крамского четырнадцать художников-заговорщиков выхо­дят 9 ноября 1863 года из Академии и создают художественную артель. 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок. 25 лет спустя после основа­ния Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». По мере того как вы­дыхалась идейность передвижников, все сильнее выдвигался на первый план в искусстве живописи переход от литературного реализма к реализму художественному.

Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи. Так зародилось новое направление, которое закладывали многие художники, в том числе великие — И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, К. Коровин. Огромную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа, где главное место занимает художественная правда природы. В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и ука­зал новую цель в искусстве — стремление к художественной прав­де. Художник А. К. Саврасов (1830-1897) - питомец московской художественной школы - с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Этим холстом, наполненным тайной, непревзойденной духовно­стью и недосказанностью, было положено начало зарождению школы русского пейзажа.

Поучительна и притягательна конкретика пейзажей И. И. Шиш­кина, но по сей день невнятно говорится о мощной художествен­ной образности, эпичности, философии его раздумчивых картин — о качествах наивысшего мастерства художника-реалиста. Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность. Эти же принципы унаследовали его учени­ки — продолжатели русского пейзажа. И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви. Он воспринял природу душой поэта-лирика и, как сказал Бенуа, «нашел чисто русский стиль пейзажа».

А. Венецианов. На пашне: Весна.

А. Венецианов. На пашне: Весна.

Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. Раньше Левитана в душу русской природы заглянули В. Суриков и В. Васнецов, включая пейзаж в свои картины. Русские художники хотели добиться еди­нения с народом, его душой, стремились создавать произведения глубоко национальные не только по этнографическо-географическим признакам, но и главным образом потому, что они являлись выразителями, певцами народного миросозерцания, воплощая образы народной веры, фантазии, русской сказки.

Убедительна мысль В. Васнецова: «Русское искусство утвердит себя тогда, когда внесет свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда отдаст все силы воплощению национальных сюжетов и сумеет в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее... Всякое истинное живое искусство национально, кос­мополитического искусства нет. Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве».

Следуя европейским традициям, пережив периоды академиз­ма, романтизма, идейного реализма, русская живопись достигла в 80-х годах XIX века наивысшей точки своего развития, сформи­ровав свое, ни на кого в мире не похожее, искусство. Главными признаками русского искусства являются самобытность, выстраданность изображаемых явлений, глубокая духовность.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта