Индекс материала |
---|
Проект Федерального закона О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Глава 2 |
Глава 4 |
Все страницы |
Этот документ – итог тесной совместной работы профессиональных законодателей, художественного сообщества и широкой общественности. Мы приглашаем всех заинтересованных читателей к широкой дискуссии по данному проекту. Высказывайте свои предложения, комментарии, поправки, дополнения. Рабочая группа по разработке проекта закона учтет их при редактировании окончательного текста законопроекта. Обсуждение законопроекта создает в истории российского права прецедент «народного» законотворчества с широким участием самого объекта правового регулирования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изобразительное искусство занимает важное место в жизни общества и имеет существенное значение для духовной, культурологической и социальной сферы, что определяется его спецификой создавать визуальные и нравственные образцы реальности, которые оказывают непосредственное воздействие на самосознание общества.
Изобразительное искусство Российской Федерации (далее – изобразительное искусство) включает живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, искусствоведение и является неотъемлемой частью многонациональной культуры нашей страны.
Изобразительное искусство должно развиваться и сохраняться при поддержке государства.
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы деятельности государства по сохранению и развитию изобразительного искусства и устанавливает порядок его государственной поддержки.
Под государственной поддержкой изобразительного искусства понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области культуры и образования в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности творческих объединений и образовательных учреждений в сфере культуры и изобразительного искусства, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию художников в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Принципы государственной политики в области изобразительного искусства
Государственная политика в области изобразительного искусства основана на следующих принципах:
1) признание изобразительного искусства областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, социально-экономической и информационной деятельности;
2) ответственность государства за сохранение культурно-исторического наследия и развитие всех видов изобразительного искусства;
3) создание условий для плодотворной деятельности художников в выбранной ими сфере изобразительного искусства;
4) создание условий для доступа населения к произведениям изобразительного искусства и массового культурологического и художественного образования как интеллектуальной базы для развития изобразительного искусства.
Статья 2. Законодательство о государственной поддержке изобразительного искусства
Настоящий Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области культуры.
Статья 3. Основные понятия и определения
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие определения:
1) изобразительное искусство – специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных авторских художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. К изобразительному искусству традиционно относятся монументальное искусство, храмовое искусство, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, реставрация и искусствоведение;
2) творческая деятельность в области изобразительного искусства (далее – творческая деятельность) – деятельность по созданию произведений изобразительного искусства во всем многообразии его видов, форм, художественных техник и художественных материалов;
3) художник – физическое лицо, осуществляющее творческую деятельность в области изобразительного искусства;
4) профессиональный художник – художник, обладающий профессиональным уровнем мастерства, творческая деятельность которого осуществляется регулярно, признана экспертным сообществом и является для него средством существования;
5) творческий союз художников – общественная организация художников одного или нескольких видов изобразительного искусства, создаваемая на основе членства в целях защиты трудовых, социальных прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, создания необходимых условий для их творческой деятельности;
5) учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства, – некоммерческие организации, созданные на основе законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях и общественных объединениях в организационно-правовой форме общественных организаций или фондов и преследующие социальные, культурные, образовательные или научные цели в области изобразительного искусства;
6) творческий проект в области изобразительного искусства – проект, имеющий культурное, художественное и социальное значение, целью которого могут являться:
создание образов современной и исторической России, современного мира и его истории средствами изобразительного искусства;
поддержка молодых художников;
развитие центральных и сети региональных, муниципальных художественных музеев, пополнение их экспозиций и фондов произведениями изобразительного искусства современных авторов;
сохранение и развитие образовательных учреждений дополнительного образования в области изобразительного искусства;
развитие профессионального художественного образования и сохранение российской классической школы изобразительного искусства, понимаемой как особое национальное достояние, выражающее своеобразие национальной культуры;
поддержка массового приобщения к изобразительному искусству в системе общего образования, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественных вкусов как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории зрителей;
обеспечение доступности общего и дополнительного художественного образования и сохранение системы непрерывного художественного образования
иная деятельность, направленная на сохранение и развитие национальной школы изобразительного искусства.
Инициаторами творческих проектов могут выступать юридические и физические лица: отдельные художники, творческие союзы художников, организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства.
Глава II. ХУДОЖНИКИ И ИХ ПРАВА
Статья 4. Государственная аттестация художников
1. Государственную аттестацию вправе пройти профессиональный художник, получивший образование в имеющем государственную аккредитацию высшем образовательном учреждении, а также художник, не имеющий такого образования, но работы которого получили профессиональное и общественное признание.
2. Профессиональному художнику может быть присвоена квалификационная категория (класс). Квалификационную категорию (класс) присваивает аттестационная комиссия, в состав которой входят представители Российской академии художеств, российских творческих союзов художников, имеющих отделения не менее чем в половине регионов Российской Федерации и представители федерального органа исполнительной власти в области культуры и искусства.
В субъектах Российской Федерации аттестационные комиссии формируются из представителей соответствующих региональных структур. Аттестационная комиссия может быть создана для нескольких регионов.
3. Порядок аттестации профессиональных художников и присвоения им квалификационной категории (класса) определяется Положением о порядке получения квалификационных категорий (классов) художниками, осуществляющими профессиональную творческую деятельности в области изобразительного искусства. Положение утверждается федеральным органом исполнительной власти в области культуры и искусства по представлению Российской академии художеств и (или) творческих союзов художников.
4. Квалификационная категория (класс) художника учитывается при участии в конкурсе на получение государственного заказа, при вознаграждении художника, при предоставлении помещений в качестве индивидуальных творческих студий (мастерских) и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Творческая деятельность художника
1. Художник имеет право на осуществление творческой деятельности в любых формах, в том числе в рамках трудового договора (контракта), гражданско-правового договора, а также имеет право обнародовать свои произведения без заключения договора.
2. Творческая деятельность профессионального художника не является предпринимательской деятельностью.
Статья 6. Вознаграждение художника
1. Выплата вознаграждения профессиональному художнику не может быть меньше установленного Правительством Российской Федерации минимального размера авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного искусства.
2. Государственные расценки на произведения изобразительного искусства должны учитывать квалификационную категорию (класс) художника. К оценке произведения изобразительного искусства может быть привлечен оценщик (оценочная организация), осуществляющий (осуществляющая) свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
3. Творческие союзы художников имеют право на определение стоимости и подлинности произведения изобразительного искусства, выполненного их членами. С этой целью в творческих союзах художников могут создаваться экспертные художественные советы (далее – ЭХС), которые выполняют оценочно-экспертные функции.
При заключении договора между автором (художником) и приобретателем (заказчиком) на создание (приобретение) произведения изобразительного искусства может запрашиваться экспертная оценка ЭХС соответствующего уровня (местного, регионального, федерального). Деятельность таких экспертных художественных советов не лицензируется.
Статья 7. Интеллектуальная собственность художников
Интеллектуальную собственность художников составляют исключительные права на результаты их творческой деятельности, являющиеся объектами авторского права.
Статья 8. Творческие объединения (союзы) художников
1. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные а также международные творческие объединения (союзы) художников.
2. Межрегиональные, региональные, а также международные творческие союзы художников создаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
3. Требования, предъявляемые уставом творческого союза к вступающим в союз, не должны ущемлять имущественные, авторские и иные права граждан, должны содействовать объединению художников, стимулировать их профессиональный и творческий рост.
4. Творческие объединения (союзы) художников должны быть аккредитованы при федеральном (региональном) органе исполнительной власти в области культуры и искусства.
Статья 9. Право художников на доступ в организации культуры
1.Профессиональные художники – члены всероссийских творческих союзов художников вправе безвозмездно пользоваться открытыми фондами государственных и муниципальных библиотек, музеев, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.
2. Хранение в государственных и муниципальных архивах и музеях личных архивов профессиональных художников (далее – личные архивы) производится на безвозмездной основе с обеспечением беспрепятственного доступа к ним владельцев архивов и их правопреемников.
3. Находящиеся на хранении в государственных и муниципальных архивах и музеях личные архивы включаются в фонды муниципальных архивов и музеев. К личным архивам обеспечивается доступ представителей творческих и иных профессий в соответствии с установленным порядком хранения Государственного музейного фонда Российской Федерации.
Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную поддержку изобразительного искусства Российской Федерации
1. Полномочия по осуществлению государственной поддержки изобразительного искусства возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства. Основными направлениями деятельности федерального органа исполнительной власти в области культуры и искусства в целях государственной поддержки изобразительного искусства являются:
разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов в области изобразительного искусства;
разработка и реализация федеральных программ в области культуры и искусства в части, касающейся сохранения и развития изобразительного искусства;
участие в разработке федерального бюджета в части расходов на изобразительное искусство;
участие в разработке единых государственных расценок на произведения изобразительного искусства;
координация развития инфраструктуры изобразительного искусства;
поддержка, развитие учебной базы изобразительного искусства, в том числе создание новых учебных заведений;
развитие международных связей в области изобразительного искусства;
участие в выставках, совещаниях, конференциях и других мероприятиях.
Статья 11. Государственная поддержка изобразительного искусства
1. Формами государственной поддержки изобразительного искусства являются:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в области изобразительного искусства;
принятие федеральных целевых программ в области культуры и искусства с включением в них подпрограмм, направленных на развитие и сохранение традиций российской школы изобразительного искусства;
полное или частичное государственное финансирование создания произведений изобразительного искусства;
создание благоприятных экономических и социальных условий художникам для осуществления творческой деятельности;
финансирование приобретения произведений современного изобразительного искусства, продолжающих традиции российской художественной школы, в государственные музейные коллекции;
Основные меры государственной поддержки изобразительного искусства направлены на:
создание новых произведений изобразительного искусства и вовлечение их в гражданский оборот;
пополнение фондов государственных музеев произведениями изобразительного искусства;
сохранение и развитие традиций российской школы изобразительного искусства;
поддержку молодых художников;
создание условий для доступа населения к произведениям изобразительного искусства;
поддержка и развитие общего (массового) и дополнительного художественного образования в образовательных учреждениях и профессиональной подготовки кадров;
проведение выставок произведений изобразительного искусства и издание связанной с ними печатной продукции;
участие в международных выставках изобразительного искусства и других культурных мероприятиях;
поддержку молодых художников, продолжающих традиции российской школы изобразительного искусства;
развитие российского рынка предметов изобразительного искусства;
развитие производственно-творческой базы изобразительного искусства, в том числе путем осуществления инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
сохранение и развитие профессиональных образовательных учреждений в области изобразительного искусства, системы непрерывного художественного образования.
Творческие союзы художников, другие организации в области изобразительного искусства, а также профессиональные художники, не являющиеся членами творческих объединений, с учетом квалификационной категории (класса), имеют право на получение государственной поддержки.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны участвовать в осуществлении мер государственной поддержки изобразительного искусства.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья 12. Условия и порядок государственного финансирования создания произведений изобразительного искусства
1. Одной из форм государственной поддержки изобразительного искусства является государственное финансирование путем размещения государственного заказа на создание произведений изобразительного искусства и закупку уже созданных произведений.
2. Государственное финансирование осуществляется федеральным или региональным органом исполнительной власти в области культуры и искусства либо иным уполномоченным на то лицом путем выделения авторам произведений изобразительного искусства средств в пределах расходов федерального (регионального) бюджета, предусмотренных на изобразительное искусство на соответствующий финансовый год. Заказ или отбор произведений осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
3. При размещение государственного заказа на создание или приобретение произведений изобразительного искусства помимо конкурса, предусмотренного Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", должен проводиться творческий конкурс.
В зависимости от государственного заказчика произведений изобразительного искусства условия творческого конкурса регламентируются исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами муниципальных образований.
4. При строительстве гражданских общественных объектов, имеющих государственное или муниципальное финансирование, в общей смете, включая проектирование объекта, не менее двух процентов общей сметной стоимости объекта должно быть предусмотрено на художественное оформление.
Статья 13. Государственное финансирование творческих проектов в области изобразительного искусства
1. Решение о государственной поддержке творческих проектов в области изобразительного искусства принимается федеральным (и региональным) органом исполнительной власти в области культуры совместно с Российской академией художеств и общероссийскими творческими союзами художников по результатам конкурса указанных проектов.
2. Творческий проект в области изобразительного искусства должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта, а также финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности по реализации проекта.
3. Доля государственного финансирования творческих проектов в области изобразительного искусства определяется с учетом социальной, художественной, культурной и культурно-исторической значимости творческого проекта и, как правило, не может превышать 75 процентов сметной стоимости его реализации.
4. В исключительных случаях с учетом социальной, художественной, культурной и культурно-исторической значимости творческого проекта в области изобразительного искусства федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства принимает решение о государственном финансировании такого проекта в размере до 100 процентов сметной стоимости его реализации.
5. Государственное финансирование реализации творческих проектов в области изобразительного искусства осуществляется на основе государственного контракта, заключаемого с являющимися инициаторами творческого проекта художником или с руководителем соответствующего творческого союза художников либо организации, осуществляющими деятельность в области изобразительного искусства.
Государственный контракт заключается в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" либо путем предоставления субсидий из федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и в соответствии с принимаемыми исходя из такого федерального закона нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 14. Государственное финансирование выставочной деятельности
1. Государственное финансирование выставочной деятельности осуществляется в целях пропаганды российского изобразительного искусства, сохранения традиций российского изобразительного искусства и его перспективных направлений, а также в целях создания условий для доступа населения к произведениям изобразительного искусства.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства финансирует проведение ежегодных общероссийских выставок произведений изобразительного искусства в выставочных залах городов Российской Федерации.
3. Отбор работ для участия в ежегодных общероссийских выставках осуществляется комиссией, формируемой федеральным органом исполнительной власти в области культуры и искусства совместно с Российской академией художеств и творческими союзами художников.
4. Региональный орган исполнительной власти в области культуры и искусства финансирует проведение ежегодных региональных выставок произведений изобразительного искусства.
Статья 15. Особенности налогообложения художников
1. Налогообложение профессиональных художников производится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, который предусматривает вычет из налогооблагаемой базы документально подтвержденных затрат на создание произведения или профессиональные налоговые вычеты по нормативу затрат в процентах к сумме начисленного налога.
2. Любая форма продажи профессиональным художником своего произведения приравнивается к получению авторского вознаграждения.
Статья 16. Социальное, пенсионное и медицинское обеспечение и страхование художников
1. Художники подлежат обязательному государственному социальному, пенсионному, медицинскому обеспечению и страхованию.
2. При осуществлении художником творческой деятельности в рамках гражданско-правовых договоров обязанность по уплате единого социального налога возлагается на сторону, заказывающую художнику работу.
3. Социальное, пенсионное и медицинское страхование художников, реализующих созданные произведения изобразительного искусства самостоятельно по договорам купли-продажи, осуществляется ими самостоятельно по ставкам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации, в порядке, аналогичном налогообложению, связанному с деятельностью адвокатов и нотариусов.
4. Народные и заслуженные художники Российской Федерации при выходе на пенсию получают дополнительную надбавку к пенсии в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Обеспечение условий творческой деятельности профессиональных художников
1. Профессиональным художникам предоставляются помещения в качестве индивидуальных творческих студий (мастерских) в порядке, устанавливаемом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
2. Индивидуальные творческие студии (мастерские) являются специально оборудованными и обустроенными нежилыми помещениями для творческой работы художников по созданию произведений изобразительного искусства.
3. В целях обеспечения условий для творчества индивидуальные творческие студии (мастерские) безвозмездно передаются органами государственной власти или органами местного самоуправления художникам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и не могут быть перепрофилированы.
4. Профессиональные художники, не имеющие индивидуальных творческих студий (мастерских, ателье) и использующие для осуществления своей творческой деятельности часть занимаемых ими жилых помещений, имеют право включать в договор социального найма дополнительно к социальной норме жилья до 30 квадратных метров.
5. Профессиональным художникам и творческим союзам художников, являющимся собственниками специально оборудованных строений, помещений, включая жилые помещения, использующим их под индивидуальные творческие студии (мастерские), предоставляются льготы на оплату коммунальных платежей в размере 50 процентов от тарифов, действующих в данной местности для жилых помещений.
6. Профессиональные художники и творческие союзы художников, являющиеся собственниками специально оборудованных строений, помещений, использующие их под индивидуальные творческие студии (мастерские), освобождаются от уплаты налога на имущество и налога на землю в отношении земельных участков, занятых для осуществления творческой деятельности.
7. Общегосударственная значимость вопросов развития и сохранения изобразительного искусства Российской Федерации требует расширения его производственно-творческой базы, включающей:
строительство новых творческих студий (мастерских);
строительство и реконструкцию творческих дач;
строительство и реконструкцию художественных образовательных заведений;
строительство художественных музеев, картинных галерей и выставочных залов.
Творческие союзы художников и организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства, могут разрабатывать соответствующие инвестиционные проекты федерального, межрегионального и регионального значения, осуществление которых предусмотрено на условиях бюджетного финансирования или в рамках государственно-частного партнерства, а также могут обращаться за предоставлением ассигнований соответствующего бюджета или Инвестиционного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Вступление в силу и порядок действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2012 года.
Источник: Информационно-дискуссионный портал "Справедливо - Онлайн"
← Итоги ярмарки Art Basel 2010 | Российская академия художеств → |
---|
XXI салон современного искусства Art ShoppingВ сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017 |
«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинокВ Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015 |
На Юге России пройдет «Биеналле-2015»Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015 |
В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфораОснову экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015 |
8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников областиЭта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015 |
С 5 ноября состоится открытие выставки под названием «100 лет моды в Росси
С 3 ноября началась Ночь искусств в Третьяковской галерее, которая называется &l
Самарская мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусст
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.