Бурзянцев А. Д. Весна.

Кому в стране нашей - большой и, в общем, не самой бедной - не знакомо имя Павла Михайловича Третьякова? Основатель сегодняшнего богатейшего националь­ного собрания русского искусства, человек, бескорыстно оставивший нам (и детям, и внукам нашим!) в наследство свое огром­ное художественное богатство, он когда-то начал свою собирательскую деятельность без определенных целей, из любви к ис­кусству и, по его собственному признанию, искреннего стремления воспитать свой вкус. Лишь позднее - когда коллекция уже разрослась - он принял решение оставить ее в дар своим согражданам. Пример бескорыстия... Шаг - для современников на­ших, увы, все более непонятный, несмотря на то, что именно благодаря Третьякову, впервые попав в Москву, каждый из нас идет непременно в Третьяковскую галерею лицезреть это замечательное художествен­ное наследие. Мы привыкли к тому, что она есть - наша общероссийская Государ­ственная Третьяковская галерея. Есть, и все тут. А кто, и как, и на какие деньги собрал ее коллекцию - для большинства из нас, к сожалению, уже неважно. Конечно, изначально собранная Третьяковым коллекция была значительно меньше, чем та, которую мы имеем сегодня. Но началась-то галерея с него...

Так же, как с коллекции, подаренной в начале 20 века городу Уфе русским худож­ником Михаилом Васильевичем Нестеровым, началось собрание Башкирского государственного художественного музея. Пример гражданственности...

Коллекционирование произведений искусства в современном обществе вос­принимается по-разному: для одних это одна из форм вложения денег (инвестиции в искусство), для других - просто хобби. Эти «другие» - счаст­ливые (читай «беспечные»!) люди: они могут себе позволить иметь картины, не заботясь о том, чтобы в острой материальной ситуации вернуть себе затраченные на них средства. При этом руководством к приобретению картин для них служит собственный вкус (что всегда спорно!) пли имя автора. Ну, Шишкин-то с Айва­зовским - дело понятное, а современное искусство - имена, временем еще не апро­бированные. А те, первые, кто собирает произведения, заглядывая далеко вперед и видя в коллекции предмет инвестиций? Много ли таких?

Мало кто знаком с этой формой вло­жения материальных средств - не потому, что не слышал, а потому, что не вникал в суть самого этого явления. «Зачем это мне?» и «Насколько это надежно?» - два вопроса, ставящие преграды на пути к приобретению произведений искусства с этой целью. И к старому-то искусству они с боязнью относятся, а уж вложения в современное и вовсе кажутся делом не­надежным.

И в этом они частично правы, но, по­вторяю, лишь частично. В действитель­ности же вложение денег в современное искусство должно быть обдуманным и обоснованным. И здесь (как и в других случаях вложения средств) тоже нужен профессиональный подход. И что же? Выходит, чтобы «не прогореть» - луч­ше не начинать? Самостоятельно луч­ше действительно не начинать, но найти профессионалов (не заинтересованных в продажах галерейщиков, а именно независимых консультантов, замечательно знающих и само искусство, и современный арт-рынок!) - разумный выход.

Андреев В. П. Цветы.

Андреев В. П. Цветы.

Именно с этих позиций к коллекцио­нерской деятельности своей и подошел Уральский лизинговый центр, имеющий на сегодня одну из самых значительных и, безусловно, самую целостную коллекцию башкирского искусства. Не оговорилась: не коллекция произведений отдельно взя­тых художников, а именно целостное со­брание - в исторической ретроспекции, с самого начала появления в Башкортостане профессиональных живописцев. Сегодня на примере этой коллекции можно про­следить историю развития башкирского изобразительного искусства.

История профессионального башкир­ского изобразительного искусства уклады­вается в небольшой по историческим меркам период - всего столетие. Первое поко­ление живописцев составили художники, получившие специальное образование в крупных городах России и приехавшие в Уфу в начале двадцатого века, - П. М. Лебедев, Н. П. Протопопов, М. Н. Елгаштина, И. И. Урядов, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников, А. Э. Тюлькин и первый из художников-башкир К. С. Девлеткильдеев. Их активная творческая и не менее энергичная общественная деятельность стала движущей силой развития башкир­ского искусства на начальном этапе.

Уже в 1913 году по инициативе ху­дожников Ю. Ю. Блюменталя, М. Н. Елгаштиной и А. Э. Тюлькина в Уфе организуется «Общество любителей живописи», преобразовавшееся в 1916-м в Уфимский художественный кружок. Деятельность кружка была очерчена широким кругом задач: организация лекций, выставок, уча­стие в работе изостудий. В определенной степени влияние на формирование особенностей башкир­ской живописи оказало и присутствие в Башкирии известного художника и поэта-футуриста Д. Д. Бурлюка, привнес­шего новые смелые творческие идеи в провинциальную художественную среду. Его экспериментальные по форме и чрез­вычайно насыщенные по колориту про­изведения, появившиеся в экспозициях первых уфимских выставок, деклариро­вали стремление русской культуры 1910-хгодов к обновлению изобразительного языка, соответствующему наступившему веку. Оригинальностью трактовки окру­жающего мира, новизной взглядов на цве­товую структуру живописи они вызывали немало дискуссий, но, несомненно, послу­жили для многих местных художников от­правной точкой в творческих исканиях.

Домашников Б. Ф. Шиханы. Лошадь.

Домашников Б. Ф. Шиханы. Лошадь.

Дружба с Д. Д. Бурлюком, незави­симым в своих суждениях об искусстве и творчестве, вкупе с опытом учебы у Н. И. Фешина и П. Г. Бенькова, полу­ченным в Казанской художественной школе, сыграли немаловажную роль в формировании почерка одного из ста­рейших художников А. Э. Тюлькина. Бурлюк заронил в нем искру смелого поиска, а от Фешина и Бенькова, в чьей живописи активный цвет всегда играл роль доминирующую, он воспринял жизнеутверждающее видение колорита. Позднее, став преподавателем худо­жественного отделения Башкирского государственного техникума искусств, Тюлькин передаст этот опыт своим мно­гочисленным ученикам.

Пленэрная яркость красок Н. И. Фе­шина и смелая живопись Д. Д. Бурлюка привлекли внимание и другого башкирско­го художника первого поколения - А. П. Лежнева. Вместе с Бурлюком и Тюлькиным Лежнев принимал активное участие в подготовке уфимских выставок, а мастерскую Фешина посещал во время неоднократных поездок в Казань. В творчестве Лежнева найдут отражение и подобное фешинскому понимание значимости экспрессии цвета, и по-бурлюковски неуемная энергия живо­писного мазка, однако для него, как и для Тюлькина, чужой художественный опыт станет лишь толчком к собственным иска­ниям. Своими достижениями в искусстве оба художника обязаны и собственному таланту, и огромной работоспособности, и самостоятельности взглядов на искусство.

В собрании Уральского лизингового центра - два рисунка Александра Эрастовича Тюлькина, датируемые 1915 годом, и живописная работа, написанная Анато­лием Петровичем Лежневым в 1918 году. Рисунки - живое опровержение скромного утверждения Тюлькина о том, что он-де «в рисовании не силен»: точными линиями строит художник архитектурные формы в листах с уфимскими видами. А написанная маслом работа «Осень. У церкви» демон­стрирует великолепные, ни с кем несравнимые и легко узнаваемые характерные живописные качества почерка Лежнева.

Живопись художников старейшего поколения представлена в собрании также произведениями П. М. Лебедева, И. И. Урядова и М. Н. Елгаштиной.

Елгаштина М. Н. В парке.

Елгаштина М. Н. В парке.

В двух небольших по размеру кар­тинах, созданных Лебедевым в период между 1916 и 1937 годами, отчетливо раз­личимы два противоположных принципа его работы в технике масляной живопи­си. Так, «Поле. За деревней» написано в более традиционной манере - худож­ник накладывает мазки рядом, покрывая поверхность основы полностью, коло­рит же работы определен чередованием желтовато-зеленого и голубого с лиловы­ми вкраплениями, создавая бархатистую густоту травы и цветов, залитых солнцем. А в работе «Лето» манера художника упо­добляется акварельной - с просветами основы между отдельными мазками, и в результате именно светлая по тону по­верхность основы обеспечивает ощущение легкости, свежести воздуха и солнечной яркости летнего дня. Художник неред­ко чередовал в своем творчестве оба эти приема, исходя из поставленных в том или ином случае художественных задач, что несколько затруднило установление более точных датировок обеих работ. Однако счастливый случай свел в одну коллекцию две работы художника с разными харак­теристиками, но вполне опознаваемым авторским почерком: их наличие ярко иллюстрирует стремление Лебедева до­биться выразительности пейзажа именно посредством техники письма.

Спокойным и созерцательным пред­стает И. И. Урядов в пейзаже середины 1930-х годов «Река стынет». Спустя два десятилетия художник вернется к этой композиции, чуть видоизменив ее и уве­личив размер. Работа 1955 года воспро­изведена в альбоме «Изобразительное ис­кусство Башкирской АССР». Но первым подходом к этой композиции была работа, вошедшая в состав коллекции Уральского лизингового центра. И именно она экспо­нировалась в 1936 году на первой персо­нальной выставке художника.

Творчество Марии Николаевны Ел­гаштиной более исследовано в его аква­рельной части. Живопись же изучена недостаточно полно, отчасти потому, что не до конца выявлен ряд находящихся в собственности уфимских коллекционеров произведений, созданных ею в технике масла. Активный организатор не только художественного кружка, но и Башкир­ского театра кукол, Елгаштина поддер­живала обширные, до сих пор еще не до конца изученные исследователями связи и множество своих работ дарила друзьям и знакомым. Между тем безупречно вы­полненные Елгаштиной акварели разных лет имеют абсолютно схожие меж собою и вполне традиционные характеристики, свойственные этой технике в ее классиче­ском варианте, тогда как в масляной жи­вописи художник шла самостоятельным путем. Интуитивный поиск уводил ее от традиционного реализма («Голубые про­сторы», 1946) то к более условному реше­нию объемов («Уфа в прошлом», 1944), то к почти импрессионистической трактовке цвета («В парке», предположительно меж­ду 1930-38). Лишь в одном Елгаштина не изменяла себе - в умелой разработке зеленого цвета. Открытый или глуховато-темный, изумрудный или с желтыми оттенками, зеленый цвет всегда таит опас­ность для пейзажистов. Иногда худож­нику кажется, что яркие краски зелени, залитой солнцем в летний день, вполне уловлены им, на самом же деле открытым насыщенным цветом, поглотившим богат­ство тонких оттенков зеленого, он так и не сумел передать живую прелесть природы. Лишь развитое чувство цвета и острая наблюдательность позволяют пейзажистам избежать досадных просчетов в передаче красок жаркого лета. Опыт ли работы с ак­варелью, тонкое ли чувствование природы, на протяжении многих лет наблюдаемой с профессионально-пристрастным интере­сом художника, помогали Елгаштиной в этом, но так остро чувствовать оттенки зеленого и так мастерски разработать их тоновые соотношения, как это делала она в акварели и в масляной живописи, удается не многим пейзажистам. Работа «В парке» поступила в коллекцию с подписью автора на обороте, но без определенной датиров­ки и была по коллекционерской традиции документирована как написанная в период между 1918-35 годами. Однако дух време­ни, отраженный в ней, скорее свойственен был периоду последнего предвоенного десятилетия, а точнее - 1930-1940-м го­дам. Пронизанная светом и солнцем, эта работа рождает ассоциации, знакомые по фильмам, посвященным этой поре, - с парками «культуры и отдыха» и неспешно гуляющей в них под живую музыку духо­вых оркестров публикой.

Звеном, хронологически связующим в коллекции первое поколение башкир­ских художников с поколением формации 1950-60-х годов, стали работы А. В. Хра­мова и В. II. Андреева. Ученики храните­лей реалистических традиций русской живописи И. Н. Самарина и Л. В. Лезенкова, они унаследовали и на протяжении всего своего творчества хранили воспринятые у них традиции реализма.

Храмов А. В. Уральская зима.

Храмов А. В. Уральская зима.

«Цветы» (1950) - один из немногих флористических натюрмортов, выполнен­ных Андреевым. Творчество художника очерчено жанрами портрета, композици­онной картины и пейзажа (в том числе и индустриального, одним из основоположников которого он стал в башкирском искусстве). Сдержанный колорит и точное следование натуре обеспечили его про­изведениям характер строгий, а подчас суровый и несколько суховатый. Лишь в немногих женских портретах и едва ли не менее малочисленных натюрмортах зри­телю открывается лирический талант ху­дожника. Звенящая чистота пронизанных солнечным светом пионов, тонко передан­ная художником, богатство оттенков живо­писи, отражающих рефлексы света и цвета, позволяют назвать натюрморт «Цветы» одной из лучших работ Андреева.

В пейзажах А. Храмова природа Ура­ла обретает созерцательно-поэтическую трактовку, отмеченную легкой грустью.

Смелость в интерпретации цветово­го богатства мира, тяга к эксперименту, появившиеся в башкирском изобрази­тельном искусстве уже в первый период его развития, нашли яркое воплощение в творчестве художников второго по­коления. Педагог многих из них - А. Э. Тюлькин - поддерживал их начинания, внушая ученикам необходимость поиска самостоятельности, авторской неповтори­мости в искусстве.

Своеобразие пуантилистской живопи­си и плоскостная трактовка пространства в картинах Бориса Домашникова, суровая торжественность пейзажей Александра Пантелеева, глубоко национальный харак­тер произведений Ахмата Лутфуллина, исключительная декоративность коло­рита в работах Рашида Нурмухаметова, Александра Бурзянцева и Адии Ситди- ковой обеспечили славу башкирского ис­кусства 1950-1970-х годов. За короткий срок, уместившийся всего в полстолетия, живопись республики обрела самобыт­ные и яркие качества, позволив появиться в российском искусствознании с середи­ны XX века термину «башкирская шко­ла живописи». Раздел, представляющий республику на всероссийских выставках, уже к 1960-м годам был одним из наибо­лее обширных, интересных и полных по жанровому составу.

Искусство этого блистательного в башкирской живописи периода наибо­лее активно приобреталось в коллекцию Уральского лизингового центра. Пред­ставленные в собрании произведения отражают основные характеристики баш­кирской живописи середины и третьей четверти 20 века, свидетельствуя в равной степени и о самобытности башкирской изобразительной культуры этого времени, и одновременно с тем о ее неразрывной связи с культурным пространством Рос­сии этого периода в целом.

Специфику башкирской живописной школы определила не только националь­ная тематика работ, но и их общий оптимистический настрой, обусловленный искрен­ностью, открытой непосредственностью образов, яркой насыщенностью колорита.

На рубеже 50-60 гг. начинался творческий путь Б. Ф. Домашникова. Искренняя любовь к Родине и патриоти­ческая преданность ей определили глав­ные темы его произведений. Личность ху­дожника и его творчество формировались в послевоенные годы, когда романтика строительства новых городов, железно­дорожных магистралей, надежд на счаст­ливое завтра свежим ветром ворвалась в творчество художников. Она и стала источником оптимистических образов многих произведений Б. Ф. Домашникова тех лет. На протяжении всего творческого пути Домашников осознанно стремился обновить живописный язык, искал новые средства выразительности. В конце 1960-х его полотна обретают новые по тому вре­мени живописные качества: манера пись­ма становится подвижной, энергичной, мазки раздельными. На протяжении всего последующего творчества живопись До­машникова сохранит эти характеристики. Вошедшие в состав коллекции три работы художника - «Шиханы. Лошадь» (1968), «Плоты на Белой» (1981) и «Торн цветет» (1980) - представляют разные вариации его метода. В первых двух художник ра­ботает мелким раздельным мазком, не нарушающим, однако, общее построение композиций. В работе «Торн цветет» раз­дельные мазки укрупняются, ложатся плотным ковром, отчего работа обретает «внекомпозиционный» характер. В син­тезе с нарядным колоритом этот теперь уже чисто декоративный, близкий скорее к абстракции прием не мешает, тем не менее, передать и тонкие оттенки настрое­ния - торжество цвета, радость бытия, вызванную пышным цветением природы. Природы, которой он посвятил большую часть своего творчества.

Продолжение: Коллекция искусства - что это? - Часть 2.





Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта