Кому в стране нашей - большой и, в общем, не самой бедной - не знакомо имя Павла Михайловича Третьякова? Основатель сегодняшнего богатейшего национального собрания русского искусства, человек, бескорыстно оставивший нам (и детям, и внукам нашим!) в наследство свое огромное художественное богатство, он когда-то начал свою собирательскую деятельность без определенных целей, из любви к искусству и, по его собственному признанию, искреннего стремления воспитать свой вкус. Лишь позднее - когда коллекция уже разрослась - он принял решение оставить ее в дар своим согражданам. Пример бескорыстия... Шаг - для современников наших, увы, все более непонятный, несмотря на то, что именно благодаря Третьякову, впервые попав в Москву, каждый из нас идет непременно в Третьяковскую галерею лицезреть это замечательное художественное наследие. Мы привыкли к тому, что она есть - наша общероссийская Государственная Третьяковская галерея. Есть, и все тут. А кто, и как, и на какие деньги собрал ее коллекцию - для большинства из нас, к сожалению, уже неважно. Конечно, изначально собранная Третьяковым коллекция была значительно меньше, чем та, которую мы имеем сегодня. Но началась-то галерея с него...
Так же, как с коллекции, подаренной в начале 20 века городу Уфе русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, началось собрание Башкирского государственного художественного музея. Пример гражданственности...
Коллекционирование произведений искусства в современном обществе воспринимается по-разному: для одних это одна из форм вложения денег (инвестиции в искусство), для других - просто хобби. Эти «другие» - счастливые (читай «беспечные»!) люди: они могут себе позволить иметь картины, не заботясь о том, чтобы в острой материальной ситуации вернуть себе затраченные на них средства. При этом руководством к приобретению картин для них служит собственный вкус (что всегда спорно!) пли имя автора. Ну, Шишкин-то с Айвазовским - дело понятное, а современное искусство - имена, временем еще не апробированные. А те, первые, кто собирает произведения, заглядывая далеко вперед и видя в коллекции предмет инвестиций? Много ли таких?
Мало кто знаком с этой формой вложения материальных средств - не потому, что не слышал, а потому, что не вникал в суть самого этого явления. «Зачем это мне?» и «Насколько это надежно?» - два вопроса, ставящие преграды на пути к приобретению произведений искусства с этой целью. И к старому-то искусству они с боязнью относятся, а уж вложения в современное и вовсе кажутся делом ненадежным.
И в этом они частично правы, но, повторяю, лишь частично. В действительности же вложение денег в современное искусство должно быть обдуманным и обоснованным. И здесь (как и в других случаях вложения средств) тоже нужен профессиональный подход. И что же? Выходит, чтобы «не прогореть» - лучше не начинать? Самостоятельно лучше действительно не начинать, но найти профессионалов (не заинтересованных в продажах галерейщиков, а именно независимых консультантов, замечательно знающих и само искусство, и современный арт-рынок!) - разумный выход.
Андреев В. П. Цветы.
Именно с этих позиций к коллекционерской деятельности своей и подошел Уральский лизинговый центр, имеющий на сегодня одну из самых значительных и, безусловно, самую целостную коллекцию башкирского искусства. Не оговорилась: не коллекция произведений отдельно взятых художников, а именно целостное собрание - в исторической ретроспекции, с самого начала появления в Башкортостане профессиональных живописцев. Сегодня на примере этой коллекции можно проследить историю развития башкирского изобразительного искусства.
История профессионального башкирского изобразительного искусства укладывается в небольшой по историческим меркам период - всего столетие. Первое поколение живописцев составили художники, получившие специальное образование в крупных городах России и приехавшие в Уфу в начале двадцатого века, - П. М. Лебедев, Н. П. Протопопов, М. Н. Елгаштина, И. И. Урядов, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников, А. Э. Тюлькин и первый из художников-башкир К. С. Девлеткильдеев. Их активная творческая и не менее энергичная общественная деятельность стала движущей силой развития башкирского искусства на начальном этапе.
Уже в 1913 году по инициативе художников Ю. Ю. Блюменталя, М. Н. Елгаштиной и А. Э. Тюлькина в Уфе организуется «Общество любителей живописи», преобразовавшееся в 1916-м в Уфимский художественный кружок. Деятельность кружка была очерчена широким кругом задач: организация лекций, выставок, участие в работе изостудий. В определенной степени влияние на формирование особенностей башкирской живописи оказало и присутствие в Башкирии известного художника и поэта-футуриста Д. Д. Бурлюка, привнесшего новые смелые творческие идеи в провинциальную художественную среду. Его экспериментальные по форме и чрезвычайно насыщенные по колориту произведения, появившиеся в экспозициях первых уфимских выставок, декларировали стремление русской культуры 1910-хгодов к обновлению изобразительного языка, соответствующему наступившему веку. Оригинальностью трактовки окружающего мира, новизной взглядов на цветовую структуру живописи они вызывали немало дискуссий, но, несомненно, послужили для многих местных художников отправной точкой в творческих исканиях.
Домашников Б. Ф. Шиханы. Лошадь.
Дружба с Д. Д. Бурлюком, независимым в своих суждениях об искусстве и творчестве, вкупе с опытом учебы у Н. И. Фешина и П. Г. Бенькова, полученным в Казанской художественной школе, сыграли немаловажную роль в формировании почерка одного из старейших художников А. Э. Тюлькина. Бурлюк заронил в нем искру смелого поиска, а от Фешина и Бенькова, в чьей живописи активный цвет всегда играл роль доминирующую, он воспринял жизнеутверждающее видение колорита. Позднее, став преподавателем художественного отделения Башкирского государственного техникума искусств, Тюлькин передаст этот опыт своим многочисленным ученикам.
Пленэрная яркость красок Н. И. Фешина и смелая живопись Д. Д. Бурлюка привлекли внимание и другого башкирского художника первого поколения - А. П. Лежнева. Вместе с Бурлюком и Тюлькиным Лежнев принимал активное участие в подготовке уфимских выставок, а мастерскую Фешина посещал во время неоднократных поездок в Казань. В творчестве Лежнева найдут отражение и подобное фешинскому понимание значимости экспрессии цвета, и по-бурлюковски неуемная энергия живописного мазка, однако для него, как и для Тюлькина, чужой художественный опыт станет лишь толчком к собственным исканиям. Своими достижениями в искусстве оба художника обязаны и собственному таланту, и огромной работоспособности, и самостоятельности взглядов на искусство.
В собрании Уральского лизингового центра - два рисунка Александра Эрастовича Тюлькина, датируемые 1915 годом, и живописная работа, написанная Анатолием Петровичем Лежневым в 1918 году. Рисунки - живое опровержение скромного утверждения Тюлькина о том, что он-де «в рисовании не силен»: точными линиями строит художник архитектурные формы в листах с уфимскими видами. А написанная маслом работа «Осень. У церкви» демонстрирует великолепные, ни с кем несравнимые и легко узнаваемые характерные живописные качества почерка Лежнева.
Живопись художников старейшего поколения представлена в собрании также произведениями П. М. Лебедева, И. И. Урядова и М. Н. Елгаштиной.
Елгаштина М. Н. В парке.
В двух небольших по размеру картинах, созданных Лебедевым в период между 1916 и 1937 годами, отчетливо различимы два противоположных принципа его работы в технике масляной живописи. Так, «Поле. За деревней» написано в более традиционной манере - художник накладывает мазки рядом, покрывая поверхность основы полностью, колорит же работы определен чередованием желтовато-зеленого и голубого с лиловыми вкраплениями, создавая бархатистую густоту травы и цветов, залитых солнцем. А в работе «Лето» манера художника уподобляется акварельной - с просветами основы между отдельными мазками, и в результате именно светлая по тону поверхность основы обеспечивает ощущение легкости, свежести воздуха и солнечной яркости летнего дня. Художник нередко чередовал в своем творчестве оба эти приема, исходя из поставленных в том или ином случае художественных задач, что несколько затруднило установление более точных датировок обеих работ. Однако счастливый случай свел в одну коллекцию две работы художника с разными характеристиками, но вполне опознаваемым авторским почерком: их наличие ярко иллюстрирует стремление Лебедева добиться выразительности пейзажа именно посредством техники письма.
Спокойным и созерцательным предстает И. И. Урядов в пейзаже середины 1930-х годов «Река стынет». Спустя два десятилетия художник вернется к этой композиции, чуть видоизменив ее и увеличив размер. Работа 1955 года воспроизведена в альбоме «Изобразительное искусство Башкирской АССР». Но первым подходом к этой композиции была работа, вошедшая в состав коллекции Уральского лизингового центра. И именно она экспонировалась в 1936 году на первой персональной выставке художника.
Творчество Марии Николаевны Елгаштиной более исследовано в его акварельной части. Живопись же изучена недостаточно полно, отчасти потому, что не до конца выявлен ряд находящихся в собственности уфимских коллекционеров произведений, созданных ею в технике масла. Активный организатор не только художественного кружка, но и Башкирского театра кукол, Елгаштина поддерживала обширные, до сих пор еще не до конца изученные исследователями связи и множество своих работ дарила друзьям и знакомым. Между тем безупречно выполненные Елгаштиной акварели разных лет имеют абсолютно схожие меж собою и вполне традиционные характеристики, свойственные этой технике в ее классическом варианте, тогда как в масляной живописи художник шла самостоятельным путем. Интуитивный поиск уводил ее от традиционного реализма («Голубые просторы», 1946) то к более условному решению объемов («Уфа в прошлом», 1944), то к почти импрессионистической трактовке цвета («В парке», предположительно между 1930-38). Лишь в одном Елгаштина не изменяла себе - в умелой разработке зеленого цвета. Открытый или глуховато-темный, изумрудный или с желтыми оттенками, зеленый цвет всегда таит опасность для пейзажистов. Иногда художнику кажется, что яркие краски зелени, залитой солнцем в летний день, вполне уловлены им, на самом же деле открытым насыщенным цветом, поглотившим богатство тонких оттенков зеленого, он так и не сумел передать живую прелесть природы. Лишь развитое чувство цвета и острая наблюдательность позволяют пейзажистам избежать досадных просчетов в передаче красок жаркого лета. Опыт ли работы с акварелью, тонкое ли чувствование природы, на протяжении многих лет наблюдаемой с профессионально-пристрастным интересом художника, помогали Елгаштиной в этом, но так остро чувствовать оттенки зеленого и так мастерски разработать их тоновые соотношения, как это делала она в акварели и в масляной живописи, удается не многим пейзажистам. Работа «В парке» поступила в коллекцию с подписью автора на обороте, но без определенной датировки и была по коллекционерской традиции документирована как написанная в период между 1918-35 годами. Однако дух времени, отраженный в ней, скорее свойственен был периоду последнего предвоенного десятилетия, а точнее - 1930-1940-м годам. Пронизанная светом и солнцем, эта работа рождает ассоциации, знакомые по фильмам, посвященным этой поре, - с парками «культуры и отдыха» и неспешно гуляющей в них под живую музыку духовых оркестров публикой.
Звеном, хронологически связующим в коллекции первое поколение башкирских художников с поколением формации 1950-60-х годов, стали работы А. В. Храмова и В. II. Андреева. Ученики хранителей реалистических традиций русской живописи И. Н. Самарина и Л. В. Лезенкова, они унаследовали и на протяжении всего своего творчества хранили воспринятые у них традиции реализма.
Храмов А. В. Уральская зима.
«Цветы» (1950) - один из немногих флористических натюрмортов, выполненных Андреевым. Творчество художника очерчено жанрами портрета, композиционной картины и пейзажа (в том числе и индустриального, одним из основоположников которого он стал в башкирском искусстве). Сдержанный колорит и точное следование натуре обеспечили его произведениям характер строгий, а подчас суровый и несколько суховатый. Лишь в немногих женских портретах и едва ли не менее малочисленных натюрмортах зрителю открывается лирический талант художника. Звенящая чистота пронизанных солнечным светом пионов, тонко переданная художником, богатство оттенков живописи, отражающих рефлексы света и цвета, позволяют назвать натюрморт «Цветы» одной из лучших работ Андреева.
В пейзажах А. Храмова природа Урала обретает созерцательно-поэтическую трактовку, отмеченную легкой грустью.
Смелость в интерпретации цветового богатства мира, тяга к эксперименту, появившиеся в башкирском изобразительном искусстве уже в первый период его развития, нашли яркое воплощение в творчестве художников второго поколения. Педагог многих из них - А. Э. Тюлькин - поддерживал их начинания, внушая ученикам необходимость поиска самостоятельности, авторской неповторимости в искусстве.
Своеобразие пуантилистской живописи и плоскостная трактовка пространства в картинах Бориса Домашникова, суровая торжественность пейзажей Александра Пантелеева, глубоко национальный характер произведений Ахмата Лутфуллина, исключительная декоративность колорита в работах Рашида Нурмухаметова, Александра Бурзянцева и Адии Ситди- ковой обеспечили славу башкирского искусства 1950-1970-х годов. За короткий срок, уместившийся всего в полстолетия, живопись республики обрела самобытные и яркие качества, позволив появиться в российском искусствознании с середины XX века термину «башкирская школа живописи». Раздел, представляющий республику на всероссийских выставках, уже к 1960-м годам был одним из наиболее обширных, интересных и полных по жанровому составу.
Искусство этого блистательного в башкирской живописи периода наиболее активно приобреталось в коллекцию Уральского лизингового центра. Представленные в собрании произведения отражают основные характеристики башкирской живописи середины и третьей четверти 20 века, свидетельствуя в равной степени и о самобытности башкирской изобразительной культуры этого времени, и одновременно с тем о ее неразрывной связи с культурным пространством России этого периода в целом.
Специфику башкирской живописной школы определила не только национальная тематика работ, но и их общий оптимистический настрой, обусловленный искренностью, открытой непосредственностью образов, яркой насыщенностью колорита.
На рубеже 50-60 гг. начинался творческий путь Б. Ф. Домашникова. Искренняя любовь к Родине и патриотическая преданность ей определили главные темы его произведений. Личность художника и его творчество формировались в послевоенные годы, когда романтика строительства новых городов, железнодорожных магистралей, надежд на счастливое завтра свежим ветром ворвалась в творчество художников. Она и стала источником оптимистических образов многих произведений Б. Ф. Домашникова тех лет. На протяжении всего творческого пути Домашников осознанно стремился обновить живописный язык, искал новые средства выразительности. В конце 1960-х его полотна обретают новые по тому времени живописные качества: манера письма становится подвижной, энергичной, мазки раздельными. На протяжении всего последующего творчества живопись Домашникова сохранит эти характеристики. Вошедшие в состав коллекции три работы художника - «Шиханы. Лошадь» (1968), «Плоты на Белой» (1981) и «Торн цветет» (1980) - представляют разные вариации его метода. В первых двух художник работает мелким раздельным мазком, не нарушающим, однако, общее построение композиций. В работе «Торн цветет» раздельные мазки укрупняются, ложатся плотным ковром, отчего работа обретает «внекомпозиционный» характер. В синтезе с нарядным колоритом этот теперь уже чисто декоративный, близкий скорее к абстракции прием не мешает, тем не менее, передать и тонкие оттенки настроения - торжество цвета, радость бытия, вызванную пышным цветением природы. Природы, которой он посвятил большую часть своего творчества.
Продолжение: Коллекция искусства - что это? - Часть 2.
← Коллекция искусства - что это? - Часть 2. | Памятью объединены графика и стихи. Выставки → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.