Нурмухаметов Р. М. Парфенон.

Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1

Диапазон жанров другого уфимско­го художника - Р. М. Нурмухаметова - обширен: портрет, композиционная картина, пейзаж. В его работах жизнь отражена во всем многообразии не только явлений, но и цвета, - прирож­денный колорист, он тонко чувствовал и мастерски передавал все оттенки и тона сложно разрабатываемого основного цвета. Богатство колорита, нарядность цветовой гаммы, солнечной в передаче света, стали основными характеристи­ками его живописи. Он демонстрирует их и в крупной замечательной по испол­нительскому мастерству и торжествен­ной по характеру работе «Парфенон», и в небольшом этюде с деревенскими домиками.

Этюды художников второго поко­ления вызывают сегодня особый ин­терес коллекционеров башкирского искусства. Этюд, которым «вперехлест» увлекались в 1960-х годах крупные ма­стера - Нурмухаметов, Домашников, Бурзянцев, Литвинов, сыграл в развитии пейзажной живописи Башкортостана роль огромную и до конца еще пока недоста­точно оцененную. Отлично «сработан­ный» пленэрный этюд был предметом конкуренции художников: чей лучше! Созданный на одном дыхании, эмоцио­нальный живописный этюд нередко был живее иных завершенных композиций и свидетельствовал о высоком мастерстве автора. Написать такой этюд, по худо­жественным качествам, характеру и сути своей ничуть не уступающий завершен­ному полотну, за короткий отрезок време­ни мог лишь мастер. Архивы сохранили каталоги художественных выставок тех лет. В некоторых из них большую часть составляли именно этюды.

Большим мастером этюда был и художник Е. С. Фоминов. Его пленэр­ная работа 1962 года «Сафроновская пристань» («Последний причал») была приобретена в коллекцию в 2008 году. И здесь, как часто бывает в профес­сиональном подборе, не имя художника сыграло роль в решении приобрести картину, но ценность художественных качеств самого произведения. «Саф­роновская пристань» хранит непосред­ственную свежесть восприятия натуры. Творчество великолепного колориста и мастера пейзажа Евгения Сергеевича Фоминова еще недостаточно изучено, оценено современниками и ждет своего исследователя.

Роль фольклора в развитии башкир­ского искусства оценили еще художники первого поколения. Недаром в 1920-30-е годы В. С. Сыромятников, М. Н. Елгаштина, К. С. Девлеткильдеев исколесили башкирские районы в поисках предметов народного быта. Их собирательская и ис­следовательская деятельность позволила сохранить в музейных собраниях респу­блики произведения народных мастеров. Народное творчество определило темати­ку многих работ башкирских художников. С особенной силой эта тема воплотилась в работах уникального художника Адии Хабибулловны Ситдиковой. Не имея про­фессионального образования, самостоя­тельно пройдя путь в искусстве, она ин­туитивно поняла красоту народного быта, эстетику башкирского изобразительного фольклора. Ее национальные по характе­ру, колориту и подбору предметов натюрморты и интерьеры завораживают экс­прессией цвета и удивительной компо­зиционной найденностью, где каждый предмет обретает самоценность. Яркая палитра произведений А. X. Ситдико­вой в какой-то мере рождена общим и оптимистическим пафосом искусства тех лет, но все же источником жизнеут­верждающего характера ее картин ста­ло народное искусство. Спеша одарить настроением счастливого праздника, она стремилась показать зрителю живую пре­лесть обыденных вещей. Мажорная гам­ма колорита, простота художественных приемов и подкупающая искренность несомненные достоинства ее произве­дений. Работы Ситдиковой - гордость любой коллекции. В собрании лизин­гового центра их четыре: «Самовар» (1963), «Натюрморт с фруктами» (1971), «Теплый дом» (1975), «Белые гвоздики» (1987). Разные по жанрам, технике и времени создания, они не только дают достаточно полное представление об эволюции манеры и мастерстве худож­ника, но и придают национальный ко­лорит коллекции в целом.

Самосюк Б. А. Притча.

Самосюк Б. А. Притча.

Национальный характер коллек­ции во многом определяют и произ­ведения академика живописи Ахмата Фаткулловича Лутфуллина. Его насле­дие удивляет жанровым разнообразием: портрет, пейзаж, многофигурная исто­рическая композиция, бытовой сюжет. Среди персонажей его портретных работ рабочие и студенты, писатели и музы­канты, деревенские старики и дети. Суть творчества мастера заключена в глубокой философии произведений, отражающих национальный характер, жизнь и быт баш­кирского народа на современном этапе и на переломных этапах истории. Достой­ный преемник Касыма Девлеткильдеева, в чьем творчестве впервые в башкирском искусстве национальная тема получает поэтическую трактовку и высокий смысл, Лутфуллин, как и его предшественник, ис­кренне любуется наивной доверчивостью и непосредственностью деревенских жи­телей, высвечивает благородные качества их характера, подчеркивает особенности эстетического вкуса, проявившегося в на­циональных одеждах («Цветная шаль», 1961; «На праздник», 1960; «Бабай Шугаюп д. Абзаково», 1958). В собрание вошли также несколько замечательных пейзаж­ных этюдов мастера, свидетельствующих о внимательном изучении натуры и инте­ресе художника к пейзажному жанру. Но, безусловно, жемчужиной коллекции стала «Девушка с мандолиной» (1978). Бесхи­тростная композиция, отсутствие отвле­кающих деталей, искренняя увлеченность музыкантши - свидетельства и таланта самого художника, сумевшего передать психологию момента, и обаятельной не­посредственности его модели. Открытая цветовая гамма предопределяет наряд­ность колористического решения.

Имя Александра Даниловича Бурзянцева известно многим коллекционе­рам российской живописи. Большинству из них он знаком как мастер русских пейзажей, написанных в раскованной, экспрессивной цветовой гамме. Однако среди ранних произведений художника было немало портретов, традиционно-реалистических по изобразительной структуре и более сдержанных в цвето­вых решениях. Иными средствами, но и они вместе с работами зрелого периода высвечивают яркий темперамент авто­ра: характеристики портретных образов сильные, светотеневая ленка лиц уверен­ная, мощная по структуре, цветовая гамма не раскованная, но построенная на кон­трасте пятен. Такова его «Хозяйка гости­ницы» (1958). Но уже в середине 1960-х рамки традиционного реализма тяготят художника. В поисках нового изобрази­тельного языка он обращается к иным цветовым характеристикам и стилизации форм, сохраняя при этом способность жи­вописи передать не только характер об­раза, но и тонкие душевные переживания («Портрет Вали в розовом. Настроение», 1965). Редкая в творчестве Бурзянцева, эта поисково-экспериментальная работа переходного периода не только обогатила портретную часть собрания лизингового центра, но и позволила заполнить белые пятна в изучении эволюции творчества художника. В коллекцию вошла и харак­терная для зрелого творчества Бурзян­цева пейзажная работа «Весна» (1991), обладающая характерными качествами художественного почерка мастера - мяг­кой стилизацией форм, текучестью линий и декоративной насыщенностью колорита. Написанная в сложный для страны пери­од, но оптимистичная по настроению, как и все творчество художника, она поража­ет концентрацией ощущения надежды и ожидания перемен.

Лутфуллин А. A. Девушка с мандолиной.

Лутфуллин А. A. Девушка с мандолиной.

На протяжении всей второй половины двадцатого столетия искусство Башкорто­стана, сохраняя уважительное отношение к классическим традициям, стремилось и к обновлению художественного язы­ка. Поиск новых средств выразительно­сти и эксперименты формой особенно заметны в творчестве Александра Пан­телеева. Начинавший как художник теа­тра. но окончательно сформировавшийся как художник-станковист под влиянием времени яркого взлета технического про­гресса, вдохновляемый достижениями науки, Пантелеев вошел в историю рос­сийского искусства как мастер индустри­ального пейзажа. В башкирском искусстве он поднял этот жанр до торжественно- поэтических высот. Смелые по формам, локальные по цвету, линеарные по струк­туре и точные по распределению масс ком­позиции Пантелеева легко укладываются в рамки «сурового стиля», появившегося в российском искусстве «шестидесятни­ков». Он сохраняет эти качества живописи не только в произведениях, наполнен­ных суровой романтикой новостроек, но и в обычном пейзаже. В характерной для Александра Пантелеева лаконичной, но выразительно-поэтической манере напи­сана работа «Зимой на Куркатаве» (конец 1960-х). Широкими плоскостями ложатся оттенки сине-голубого и белого цвета, грани тоновых переходов легко прочиты­ваемы, что придает работе некую графич- ность. Она уместна в зимнем пейзаже, где бело-голубой снег создает контраст коричнево-черным деревьям. Отлично выбранный ракурс, с которого открывает­ся вид, прием фланкирования переднего плана композиции вертикалями деревьев, уходящих за пределы холста, - все это придает работе ощущение внезапности открывшегося перед зрителем панорам­ного вида. А фигурки людей, скользящих по ледовой поверхности озера, успешно микшируют ощущение монументально­сти, внося своим присутствием камерные нотки в панорамный пейзаж. Компози­торское мастерство, высочайшие коло­ристические качества и тонкие оттенки эмоционального содержания работы «Зи­мой на Куркатаве» - яркое свидетельство замечательных достижений Пантелеева в пейзажном жанре.

Иной характер свойственен панорам­ным пейзажам П. П. Салмасова. Ракурс «взгляда с высоты» часто встречается в его работах. Уральские ли горы, необъ­ятные ли просторы башкирской степи навеяли эту трактовку природы башкир­ского Зауралья, но произведения мастера воспринимаются монументальными. При­чем происходит это вне зависимости от размеров и степени завершенности работ (этюд «В степи», 1964). Созерцательный характер панорамных зауральских пей­зажей и частый мотив присутствия в них человека (мотивы полевых работ), яркая гамма красок обеспечивают почерку ху­дожника узнаваемость. Колорит с почти обязательным доминированием розово-лиловых, фиолетовых и насыщенного зе­леного («Старые тополя. Здесь стояла мечеть», 1965), придающего необычайную декоративность колориту, характерен для множества работ художника - едва ли не единственного, кто так самозабвенно, в возвышенно-торжественном ключе и как- то по-детски искренне и радостно писал природу башкирского Зауралья.

Но есть в его творчестве и работы ино­го плана. Гордость коллекции - необычай­но легкая по живописи картина Салмасова «Душистый табак с вьюнками» (1982). Простотой, лирической камерностью мо­тива (цветы, растущие у деревенского за­бора) и хрупкой незащищенностью, пере­данной в тонкой гамме цвета, она заметно выделяется в общем контексте творчества художника.

Ахметвалиев Р. Х. Онфлер. Бистро в порту.

Ахметвалиев Р. Х. Онфлер. Бистро в порту.

Творчество художников второго по­коления не ограничено двадцатым веком. Среди активно работающих сегодня живописцев, чье творчество сформировалось в середине двадцатого века, - Ф. А. Кащеев. На раннем этапе под влиянием общего оптимистического настроя, свойствен­ного эпохе социалистического реализма, живопись его обрела качества, близкие декоративным, - локальный, открытый цвет, нередко вообще тонально не разраба­тываемый. Своеобразие художественного почерка подчеркивалось и спецификой статично-торжественных композиций, от­чего картина с вполне бытовым сюжетом обретала знаковость, некую обобщенность образов, символический смысл. Сегодня художник отдает предпочтение натюрморту. В сравнении с ранними, его нынешние произведения чуть спокойнее по колориту, но живопись по-прежнему носит жизнеут­верждающий характер: в работе 2005 года «Цветы и хлебцы с виноградом. Осень за окном» художник не скрывает радости бытия, подчеркивая щедрость природы.

Следующий этап развития башкир­ского искусства связан с появлением ново­го поколения художников, формирование творчества которых пришлось на 1970-е годы. В начале 80-х активно заявляют о себе молодые талантливые живописцы Е. О. Клейменов, С. Б. Краснов, Е. А. Ви­нокуров, У. Г. Мухаметшин и акварелисты В. Н. Лесин, И. И. Фартуков, 3. Г Гаянов, В. И. Суздальцев. Выросшее без войн, воспитанное в гармоничном, как тогда казалось, обществе, это молодое поколе­ние привнесло в башкирское искусство новое видение мира, новую проблематику творчества, новые приемы работы с мате­риалами.

В 1980-х тематика произведений Сер­гея Краснова была очерчена кругом эколо­гических проблем, в 1990-х в его творчестве появляются темы сущности человеческого бытия, неумолимой наступательной силы прогресса и сосуществования цивилиза­ций. Своеобразие его художественного языка обусловлено логикой, свойственной человеку с аналитическим мышлением: точная выстроенность композиций, графи­ческая четкость рисунка, сложная образная структура, построенная на выверенном соотношении реальности и вымысла. Он сохраняет эти качества даже в натюрмор­тах. Его «Раковина и бутыли» (2001) по­вествует не столько о многообразии форм, создаваемых природой и человеком, сколь­ко о единстве и противоположности. Иначе чем продиктовано смелое противопостав­ление колкой остроты природных форм раковины изощренным формам и гладкой фактуре стеклянных бутылей, созданных человеком? С другой стороны - скоротеч­ность жизни спелой груши разве не срав­нима с недолговечностью хрупкого стекла? Ассоциативность, сложная игра символов, скрытый намек - всегда и все в живописи Сергея Краснова направлено на интеллек­туальный диалог со зрителем. Признанный мастер, академик живописи Краснов - одна из знаковых фигур современного не только башкирского, но и российского искусства.

К началу третьего тысячелетия изобра­зительное искусство обрело немало новых имен молодых и талантливых авторов. Их художественные поиски, смелость замыслов, неограниченность рамками одной сти­листической системы и ярко выраженное стремление к неординарности определи­ли характер современной изобразительной культуры Башкортостана. Сегодня она пред­ставляет собой конгломерат различных художественных стилей, направлений и творческих манер. В системе традиционных искусств появляются новые техники, рожда­ются новые виды. В экспозициях выставок и составе коллекций отлично уживаются и мирно сосуществуют реализм и абстракция, неопримитивизм и поп-арт, традиционные техники графики соседствуют с эксперимен­тальными, в пластическом и декоративно- прикладном искусствах помимо скульптуры, фарфора, керамики устойчивые позиции занимают и «инсталляционные объекты».

Искусство рубежа 20-21 вв. отби­рается в коллекцию лизингового центра тщательно и более осторожно, нежели классическая живопись. Сегодня этот раз­дел достаточно ограничен в количествен­ном отношении, но даже в этом составе он отчасти способен проиллюстрировать современную художественную ситуацию в республике.

Раздел современного искусства пред­ставлен работами живописцев С. И. Игнатенко, P. X. Гаитова, И. X. Насибуллина, А. А. Дворника, Р. Р. Кадырова, А. М. Мазитова, художников группы «Чингис­хан» P. X. Ахметвалиева, Р. 3. Харисова и Р. 3. Гарифуллина. Не только стилистика, но и жанровый диапазон этого раздела достаточно разнообразен - абстрактная композиция, пейзаж, натюрморт, компо­зиционная картина.

Игнатенко С. Н.  Натюрморт.

Игнатенко С. Н.  Натюрморт.

Коллекция современных живописных жанровых композиций в собрании лизин­гового центра немногочисленна. В нее вошли работы Рината Харисова «Близ­нецы» (1994), «Белый голубь» (1997), «Родник. Невеста» (2007), картины Ра­фаэля Кадырова «Пасечник», «Курбан гаит» (2003), «Читающая Коран» (2006) и Амира Мазитова «Старик и дорога» (вариант 2008 года). Национальная тема - одна из главных в творчестве этих авторов, однако каждый трактует ее по-своему: в примитивистском ключе - Харисов, в реалистическом, но с элементами легкой стилизации - Кадыров и Мазитов.

Жанровые картины Расиха Ахметва­лиева «Девушка в голубом» (1997-1998), «Онфлер. Бистро в порту» (2003) - легкие, повествующие о незащищенности и красо­те мира. Живущий в период 2002-2008 гг. больше в Париже, чем в Уфе, художник не прекращает участвовать в выставках башкирского искусства. Большой успех его тонкая по колориту и легкая по изобразительной структуре живопись имела на выставке башкирского искусства в штаб- квартире ЮНЕСКО в 2008 г. в Париже.

Казалось бы, натюрморт, традиционно преследующий вполне определенную цель - отразить красоту и многообразие пред­метов и форм, рожденных природой или сотворенных человеком, менее всего может быть подвержен стилистическим изыскам, значительно трансформирующим именно предметные формы. Натюрморты в при­ватных коллекциях нередки. Чаще всего они действительно представляют собой реалистические композиции, повествую­щие о красоте и разнообразии предметного мира (И. Насибуллин, «Натюрморт со скрипкой», 2002). Однако жанр этот на­ряду с другими к началу двадцать первого века обрел и иные характеристики. В нем с легкостью можно обнаружить экспе­рименты с формой, цветом и пространственными решениями. Но именно он как, может быть, никакой другой жанр по- прежнему требует от художника и острого чувства композиции, и тонкого понима­ния цвета. Все это прекрасно демонстри­руют абсолютно разные по стилистике натюрморты художников С. Н. Игнатенко, и P. X. Гаитова, и Р. 3. Гарифуллина. Более традиционный характер носит коллекция графики. Это вполне реалистические ак­варельные листы Р. Р. Абдуллина, В. И. Суздальцева, И. Г Валитова, пастели Р. М. Ягафарова, офорты К. Г. Губайдуллина, Б. А. и О. А. Самосюк, литографии Р Р. Маглиева. Поисковое направление в этом разде­ле собрания представляют произведения А. Р Терегулова, выполненные в смешанной технике, и работы С. А. Гилязетдинова - в технике печати на бумаге ручного литья. Оба автора явно тяготеют к лаконизму, некоей «конспективности» композиции, используя предметы и фигуры в качестве знаков, обобщающих авторскую мысль, а не повествующих сюжет.

Особняком в собрании стоит неболь­шой пока раздел декоративно-прикладного искусства. Его украшает классическая фарфоровая композиция «Танец трех братьев» (1959) известного художника Т. Г. Нечаевой. Динамичная и выразительная работа воспроизведена во многих каталогах, а один из вариантов компози­ции находится в собрании Башкирского государственного художественного музея. Тамара Павловна Нечаева - художник широкого круга интересов: скульптор, керамист, автор монументальных панно и фарфоровых статуэток. Однако начи­нала она как живописец, а цветовидение ее сформировалось под влиянием худож­ника первого поколения башкирской жи­вописи Анатолия Петровича Лежнева - близкого ее родственника. В собрании хранится одна из немногих живописных работ Нечаевой «Натюрморт с серебря­ным подносом» (1946), цветовые харак­теристики которого - свидетельство не­сомненного таланта автора и в этом виде искусства. Другое поколение художников- прикладников представлено работами из­вестного керамиста В. К. Николаева. Его реалистическая композиция «Молочное утро» (2003) и метафорическая работа «Восточная колыбельная» (2001) - свиде­тельство разнообразных художественных поисков современной керамики.

Искусство Башкортостана основано на опыте русской художественной школы, органично соединенном с эстетикой народного творчества, национального быта и обычаев. Благодаря этому синтезу не только различных национальных культур, но и разных художественных традиций - с одной стороны профессиональных, классических, а с другой - фольклорных, оно обрело самобытные черты уже на на­чальном этапе своего формирования. На протяжении всего периода развития - с первых лет и до сегодняшнего дня - оно демонстрирует жизнестойкое уважение к классическому наследию, но одновре­менно с тем характеризуется и непрерыв­ными поисками новых изобразительных средств, нового художественного язы­ка. К началу XXI века в нем отчетливо оформилось стремление к осознанию собственного места в мировом простран­стве. Благодаря этому на грани веков, на гребне волны вседозволенности в пере­живаемый страной сложный период, оно удержало крепкие позиции, разумно пе­ренеся акценты с поиска оригинальности манеры на содержание произведений и эмоциональный характер образов. В нем и сегодня по-прежнему актуальны худо­жественная значимость произведений и их профессиональные достоинства.

Итак, художественное собрание Уральского лизингового центра, в осно­ве которого лежит ретроспективная концепция, действительно способно представить основные этапы в развитии башкирского искусства. И, в отличие от других приватных коллекций, представ­ляющих разрозненные произведения, ценностная значимость этого собрания заключается не только в материальной оценке отдельных произведений, но и в самой целостности коллекции. А это в несколько раз превышает ее общую стоимость, не говоря уже о том, что боль­шая часть произведений - антикварная. Общаясь с владельцами коллекции и их сотрудниками, заходя в офисные по­мещения, похожие на музейные залы, посетитель не задается вопросом: «За­чем это вам?» - а просто с удовольстви­ем рассматривает картины. Даже если весной прошлого года уже видел их в залах Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Не­стерова, где коллекция экспонировалась для широкой публики. Тоже, кстати, шаг беспрецедентный.

Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1





Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак ул.Лазурная, д.3.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта