Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1
Диапазон жанров другого уфимского художника - Р. М. Нурмухаметова - обширен: портрет, композиционная картина, пейзаж. В его работах жизнь отражена во всем многообразии не только явлений, но и цвета, - прирожденный колорист, он тонко чувствовал и мастерски передавал все оттенки и тона сложно разрабатываемого основного цвета. Богатство колорита, нарядность цветовой гаммы, солнечной в передаче света, стали основными характеристиками его живописи. Он демонстрирует их и в крупной замечательной по исполнительскому мастерству и торжественной по характеру работе «Парфенон», и в небольшом этюде с деревенскими домиками.
Этюды художников второго поколения вызывают сегодня особый интерес коллекционеров башкирского искусства. Этюд, которым «вперехлест» увлекались в 1960-х годах крупные мастера - Нурмухаметов, Домашников, Бурзянцев, Литвинов, сыграл в развитии пейзажной живописи Башкортостана роль огромную и до конца еще пока недостаточно оцененную. Отлично «сработанный» пленэрный этюд был предметом конкуренции художников: чей лучше! Созданный на одном дыхании, эмоциональный живописный этюд нередко был живее иных завершенных композиций и свидетельствовал о высоком мастерстве автора. Написать такой этюд, по художественным качествам, характеру и сути своей ничуть не уступающий завершенному полотну, за короткий отрезок времени мог лишь мастер. Архивы сохранили каталоги художественных выставок тех лет. В некоторых из них большую часть составляли именно этюды.
Большим мастером этюда был и художник Е. С. Фоминов. Его пленэрная работа 1962 года «Сафроновская пристань» («Последний причал») была приобретена в коллекцию в 2008 году. И здесь, как часто бывает в профессиональном подборе, не имя художника сыграло роль в решении приобрести картину, но ценность художественных качеств самого произведения. «Сафроновская пристань» хранит непосредственную свежесть восприятия натуры. Творчество великолепного колориста и мастера пейзажа Евгения Сергеевича Фоминова еще недостаточно изучено, оценено современниками и ждет своего исследователя.
Роль фольклора в развитии башкирского искусства оценили еще художники первого поколения. Недаром в 1920-30-е годы В. С. Сыромятников, М. Н. Елгаштина, К. С. Девлеткильдеев исколесили башкирские районы в поисках предметов народного быта. Их собирательская и исследовательская деятельность позволила сохранить в музейных собраниях республики произведения народных мастеров. Народное творчество определило тематику многих работ башкирских художников. С особенной силой эта тема воплотилась в работах уникального художника Адии Хабибулловны Ситдиковой. Не имея профессионального образования, самостоятельно пройдя путь в искусстве, она интуитивно поняла красоту народного быта, эстетику башкирского изобразительного фольклора. Ее национальные по характеру, колориту и подбору предметов натюрморты и интерьеры завораживают экспрессией цвета и удивительной композиционной найденностью, где каждый предмет обретает самоценность. Яркая палитра произведений А. X. Ситдиковой в какой-то мере рождена общим и оптимистическим пафосом искусства тех лет, но все же источником жизнеутверждающего характера ее картин стало народное искусство. Спеша одарить настроением счастливого праздника, она стремилась показать зрителю живую прелесть обыденных вещей. Мажорная гамма колорита, простота художественных приемов и подкупающая искренность несомненные достоинства ее произведений. Работы Ситдиковой - гордость любой коллекции. В собрании лизингового центра их четыре: «Самовар» (1963), «Натюрморт с фруктами» (1971), «Теплый дом» (1975), «Белые гвоздики» (1987). Разные по жанрам, технике и времени создания, они не только дают достаточно полное представление об эволюции манеры и мастерстве художника, но и придают национальный колорит коллекции в целом.
Самосюк Б. А. Притча.
Национальный характер коллекции во многом определяют и произведения академика живописи Ахмата Фаткулловича Лутфуллина. Его наследие удивляет жанровым разнообразием: портрет, пейзаж, многофигурная историческая композиция, бытовой сюжет. Среди персонажей его портретных работ рабочие и студенты, писатели и музыканты, деревенские старики и дети. Суть творчества мастера заключена в глубокой философии произведений, отражающих национальный характер, жизнь и быт башкирского народа на современном этапе и на переломных этапах истории. Достойный преемник Касыма Девлеткильдеева, в чьем творчестве впервые в башкирском искусстве национальная тема получает поэтическую трактовку и высокий смысл, Лутфуллин, как и его предшественник, искренне любуется наивной доверчивостью и непосредственностью деревенских жителей, высвечивает благородные качества их характера, подчеркивает особенности эстетического вкуса, проявившегося в национальных одеждах («Цветная шаль», 1961; «На праздник», 1960; «Бабай Шугаюп д. Абзаково», 1958). В собрание вошли также несколько замечательных пейзажных этюдов мастера, свидетельствующих о внимательном изучении натуры и интересе художника к пейзажному жанру. Но, безусловно, жемчужиной коллекции стала «Девушка с мандолиной» (1978). Бесхитростная композиция, отсутствие отвлекающих деталей, искренняя увлеченность музыкантши - свидетельства и таланта самого художника, сумевшего передать психологию момента, и обаятельной непосредственности его модели. Открытая цветовая гамма предопределяет нарядность колористического решения.
Имя Александра Даниловича Бурзянцева известно многим коллекционерам российской живописи. Большинству из них он знаком как мастер русских пейзажей, написанных в раскованной, экспрессивной цветовой гамме. Однако среди ранних произведений художника было немало портретов, традиционно-реалистических по изобразительной структуре и более сдержанных в цветовых решениях. Иными средствами, но и они вместе с работами зрелого периода высвечивают яркий темперамент автора: характеристики портретных образов сильные, светотеневая ленка лиц уверенная, мощная по структуре, цветовая гамма не раскованная, но построенная на контрасте пятен. Такова его «Хозяйка гостиницы» (1958). Но уже в середине 1960-х рамки традиционного реализма тяготят художника. В поисках нового изобразительного языка он обращается к иным цветовым характеристикам и стилизации форм, сохраняя при этом способность живописи передать не только характер образа, но и тонкие душевные переживания («Портрет Вали в розовом. Настроение», 1965). Редкая в творчестве Бурзянцева, эта поисково-экспериментальная работа переходного периода не только обогатила портретную часть собрания лизингового центра, но и позволила заполнить белые пятна в изучении эволюции творчества художника. В коллекцию вошла и характерная для зрелого творчества Бурзянцева пейзажная работа «Весна» (1991), обладающая характерными качествами художественного почерка мастера - мягкой стилизацией форм, текучестью линий и декоративной насыщенностью колорита. Написанная в сложный для страны период, но оптимистичная по настроению, как и все творчество художника, она поражает концентрацией ощущения надежды и ожидания перемен.
Лутфуллин А. A. Девушка с мандолиной.
На протяжении всей второй половины двадцатого столетия искусство Башкортостана, сохраняя уважительное отношение к классическим традициям, стремилось и к обновлению художественного языка. Поиск новых средств выразительности и эксперименты формой особенно заметны в творчестве Александра Пантелеева. Начинавший как художник театра. но окончательно сформировавшийся как художник-станковист под влиянием времени яркого взлета технического прогресса, вдохновляемый достижениями науки, Пантелеев вошел в историю российского искусства как мастер индустриального пейзажа. В башкирском искусстве он поднял этот жанр до торжественно- поэтических высот. Смелые по формам, локальные по цвету, линеарные по структуре и точные по распределению масс композиции Пантелеева легко укладываются в рамки «сурового стиля», появившегося в российском искусстве «шестидесятников». Он сохраняет эти качества живописи не только в произведениях, наполненных суровой романтикой новостроек, но и в обычном пейзаже. В характерной для Александра Пантелеева лаконичной, но выразительно-поэтической манере написана работа «Зимой на Куркатаве» (конец 1960-х). Широкими плоскостями ложатся оттенки сине-голубого и белого цвета, грани тоновых переходов легко прочитываемы, что придает работе некую графич- ность. Она уместна в зимнем пейзаже, где бело-голубой снег создает контраст коричнево-черным деревьям. Отлично выбранный ракурс, с которого открывается вид, прием фланкирования переднего плана композиции вертикалями деревьев, уходящих за пределы холста, - все это придает работе ощущение внезапности открывшегося перед зрителем панорамного вида. А фигурки людей, скользящих по ледовой поверхности озера, успешно микшируют ощущение монументальности, внося своим присутствием камерные нотки в панорамный пейзаж. Композиторское мастерство, высочайшие колористические качества и тонкие оттенки эмоционального содержания работы «Зимой на Куркатаве» - яркое свидетельство замечательных достижений Пантелеева в пейзажном жанре.
Иной характер свойственен панорамным пейзажам П. П. Салмасова. Ракурс «взгляда с высоты» часто встречается в его работах. Уральские ли горы, необъятные ли просторы башкирской степи навеяли эту трактовку природы башкирского Зауралья, но произведения мастера воспринимаются монументальными. Причем происходит это вне зависимости от размеров и степени завершенности работ (этюд «В степи», 1964). Созерцательный характер панорамных зауральских пейзажей и частый мотив присутствия в них человека (мотивы полевых работ), яркая гамма красок обеспечивают почерку художника узнаваемость. Колорит с почти обязательным доминированием розово-лиловых, фиолетовых и насыщенного зеленого («Старые тополя. Здесь стояла мечеть», 1965), придающего необычайную декоративность колориту, характерен для множества работ художника - едва ли не единственного, кто так самозабвенно, в возвышенно-торжественном ключе и как- то по-детски искренне и радостно писал природу башкирского Зауралья.
Но есть в его творчестве и работы иного плана. Гордость коллекции - необычайно легкая по живописи картина Салмасова «Душистый табак с вьюнками» (1982). Простотой, лирической камерностью мотива (цветы, растущие у деревенского забора) и хрупкой незащищенностью, переданной в тонкой гамме цвета, она заметно выделяется в общем контексте творчества художника.
Ахметвалиев Р. Х. Онфлер. Бистро в порту.
Творчество художников второго поколения не ограничено двадцатым веком. Среди активно работающих сегодня живописцев, чье творчество сформировалось в середине двадцатого века, - Ф. А. Кащеев. На раннем этапе под влиянием общего оптимистического настроя, свойственного эпохе социалистического реализма, живопись его обрела качества, близкие декоративным, - локальный, открытый цвет, нередко вообще тонально не разрабатываемый. Своеобразие художественного почерка подчеркивалось и спецификой статично-торжественных композиций, отчего картина с вполне бытовым сюжетом обретала знаковость, некую обобщенность образов, символический смысл. Сегодня художник отдает предпочтение натюрморту. В сравнении с ранними, его нынешние произведения чуть спокойнее по колориту, но живопись по-прежнему носит жизнеутверждающий характер: в работе 2005 года «Цветы и хлебцы с виноградом. Осень за окном» художник не скрывает радости бытия, подчеркивая щедрость природы.
Следующий этап развития башкирского искусства связан с появлением нового поколения художников, формирование творчества которых пришлось на 1970-е годы. В начале 80-х активно заявляют о себе молодые талантливые живописцы Е. О. Клейменов, С. Б. Краснов, Е. А. Винокуров, У. Г. Мухаметшин и акварелисты В. Н. Лесин, И. И. Фартуков, 3. Г Гаянов, В. И. Суздальцев. Выросшее без войн, воспитанное в гармоничном, как тогда казалось, обществе, это молодое поколение привнесло в башкирское искусство новое видение мира, новую проблематику творчества, новые приемы работы с материалами.
В 1980-х тематика произведений Сергея Краснова была очерчена кругом экологических проблем, в 1990-х в его творчестве появляются темы сущности человеческого бытия, неумолимой наступательной силы прогресса и сосуществования цивилизаций. Своеобразие его художественного языка обусловлено логикой, свойственной человеку с аналитическим мышлением: точная выстроенность композиций, графическая четкость рисунка, сложная образная структура, построенная на выверенном соотношении реальности и вымысла. Он сохраняет эти качества даже в натюрмортах. Его «Раковина и бутыли» (2001) повествует не столько о многообразии форм, создаваемых природой и человеком, сколько о единстве и противоположности. Иначе чем продиктовано смелое противопоставление колкой остроты природных форм раковины изощренным формам и гладкой фактуре стеклянных бутылей, созданных человеком? С другой стороны - скоротечность жизни спелой груши разве не сравнима с недолговечностью хрупкого стекла? Ассоциативность, сложная игра символов, скрытый намек - всегда и все в живописи Сергея Краснова направлено на интеллектуальный диалог со зрителем. Признанный мастер, академик живописи Краснов - одна из знаковых фигур современного не только башкирского, но и российского искусства.
К началу третьего тысячелетия изобразительное искусство обрело немало новых имен молодых и талантливых авторов. Их художественные поиски, смелость замыслов, неограниченность рамками одной стилистической системы и ярко выраженное стремление к неординарности определили характер современной изобразительной культуры Башкортостана. Сегодня она представляет собой конгломерат различных художественных стилей, направлений и творческих манер. В системе традиционных искусств появляются новые техники, рождаются новые виды. В экспозициях выставок и составе коллекций отлично уживаются и мирно сосуществуют реализм и абстракция, неопримитивизм и поп-арт, традиционные техники графики соседствуют с экспериментальными, в пластическом и декоративно- прикладном искусствах помимо скульптуры, фарфора, керамики устойчивые позиции занимают и «инсталляционные объекты».
Искусство рубежа 20-21 вв. отбирается в коллекцию лизингового центра тщательно и более осторожно, нежели классическая живопись. Сегодня этот раздел достаточно ограничен в количественном отношении, но даже в этом составе он отчасти способен проиллюстрировать современную художественную ситуацию в республике.
Раздел современного искусства представлен работами живописцев С. И. Игнатенко, P. X. Гаитова, И. X. Насибуллина, А. А. Дворника, Р. Р. Кадырова, А. М. Мазитова, художников группы «Чингисхан» P. X. Ахметвалиева, Р. 3. Харисова и Р. 3. Гарифуллина. Не только стилистика, но и жанровый диапазон этого раздела достаточно разнообразен - абстрактная композиция, пейзаж, натюрморт, композиционная картина.
Игнатенко С. Н. Натюрморт.
Коллекция современных живописных жанровых композиций в собрании лизингового центра немногочисленна. В нее вошли работы Рината Харисова «Близнецы» (1994), «Белый голубь» (1997), «Родник. Невеста» (2007), картины Рафаэля Кадырова «Пасечник», «Курбан гаит» (2003), «Читающая Коран» (2006) и Амира Мазитова «Старик и дорога» (вариант 2008 года). Национальная тема - одна из главных в творчестве этих авторов, однако каждый трактует ее по-своему: в примитивистском ключе - Харисов, в реалистическом, но с элементами легкой стилизации - Кадыров и Мазитов.
Жанровые картины Расиха Ахметвалиева «Девушка в голубом» (1997-1998), «Онфлер. Бистро в порту» (2003) - легкие, повествующие о незащищенности и красоте мира. Живущий в период 2002-2008 гг. больше в Париже, чем в Уфе, художник не прекращает участвовать в выставках башкирского искусства. Большой успех его тонкая по колориту и легкая по изобразительной структуре живопись имела на выставке башкирского искусства в штаб- квартире ЮНЕСКО в 2008 г. в Париже.
Казалось бы, натюрморт, традиционно преследующий вполне определенную цель - отразить красоту и многообразие предметов и форм, рожденных природой или сотворенных человеком, менее всего может быть подвержен стилистическим изыскам, значительно трансформирующим именно предметные формы. Натюрморты в приватных коллекциях нередки. Чаще всего они действительно представляют собой реалистические композиции, повествующие о красоте и разнообразии предметного мира (И. Насибуллин, «Натюрморт со скрипкой», 2002). Однако жанр этот наряду с другими к началу двадцать первого века обрел и иные характеристики. В нем с легкостью можно обнаружить эксперименты с формой, цветом и пространственными решениями. Но именно он как, может быть, никакой другой жанр по- прежнему требует от художника и острого чувства композиции, и тонкого понимания цвета. Все это прекрасно демонстрируют абсолютно разные по стилистике натюрморты художников С. Н. Игнатенко, и P. X. Гаитова, и Р. 3. Гарифуллина. Более традиционный характер носит коллекция графики. Это вполне реалистические акварельные листы Р. Р. Абдуллина, В. И. Суздальцева, И. Г Валитова, пастели Р. М. Ягафарова, офорты К. Г. Губайдуллина, Б. А. и О. А. Самосюк, литографии Р Р. Маглиева. Поисковое направление в этом разделе собрания представляют произведения А. Р Терегулова, выполненные в смешанной технике, и работы С. А. Гилязетдинова - в технике печати на бумаге ручного литья. Оба автора явно тяготеют к лаконизму, некоей «конспективности» композиции, используя предметы и фигуры в качестве знаков, обобщающих авторскую мысль, а не повествующих сюжет.
Особняком в собрании стоит небольшой пока раздел декоративно-прикладного искусства. Его украшает классическая фарфоровая композиция «Танец трех братьев» (1959) известного художника Т. Г. Нечаевой. Динамичная и выразительная работа воспроизведена во многих каталогах, а один из вариантов композиции находится в собрании Башкирского государственного художественного музея. Тамара Павловна Нечаева - художник широкого круга интересов: скульптор, керамист, автор монументальных панно и фарфоровых статуэток. Однако начинала она как живописец, а цветовидение ее сформировалось под влиянием художника первого поколения башкирской живописи Анатолия Петровича Лежнева - близкого ее родственника. В собрании хранится одна из немногих живописных работ Нечаевой «Натюрморт с серебряным подносом» (1946), цветовые характеристики которого - свидетельство несомненного таланта автора и в этом виде искусства. Другое поколение художников- прикладников представлено работами известного керамиста В. К. Николаева. Его реалистическая композиция «Молочное утро» (2003) и метафорическая работа «Восточная колыбельная» (2001) - свидетельство разнообразных художественных поисков современной керамики.
Искусство Башкортостана основано на опыте русской художественной школы, органично соединенном с эстетикой народного творчества, национального быта и обычаев. Благодаря этому синтезу не только различных национальных культур, но и разных художественных традиций - с одной стороны профессиональных, классических, а с другой - фольклорных, оно обрело самобытные черты уже на начальном этапе своего формирования. На протяжении всего периода развития - с первых лет и до сегодняшнего дня - оно демонстрирует жизнестойкое уважение к классическому наследию, но одновременно с тем характеризуется и непрерывными поисками новых изобразительных средств, нового художественного языка. К началу XXI века в нем отчетливо оформилось стремление к осознанию собственного места в мировом пространстве. Благодаря этому на грани веков, на гребне волны вседозволенности в переживаемый страной сложный период, оно удержало крепкие позиции, разумно перенеся акценты с поиска оригинальности манеры на содержание произведений и эмоциональный характер образов. В нем и сегодня по-прежнему актуальны художественная значимость произведений и их профессиональные достоинства.
Итак, художественное собрание Уральского лизингового центра, в основе которого лежит ретроспективная концепция, действительно способно представить основные этапы в развитии башкирского искусства. И, в отличие от других приватных коллекций, представляющих разрозненные произведения, ценностная значимость этого собрания заключается не только в материальной оценке отдельных произведений, но и в самой целостности коллекции. А это в несколько раз превышает ее общую стоимость, не говоря уже о том, что большая часть произведений - антикварная. Общаясь с владельцами коллекции и их сотрудниками, заходя в офисные помещения, похожие на музейные залы, посетитель не задается вопросом: «Зачем это вам?» - а просто с удовольствием рассматривает картины. Даже если весной прошлого года уже видел их в залах Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, где коллекция экспонировалась для широкой публики. Тоже, кстати, шаг беспрецедентный.
Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1
← Традиции русского реалистического искусства в башкирской живописи XX века | Коллекция искусства - что это? - Часть 1 → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.