Школа реалистического искусства пришла в Россию из Европы. Это касается и трехмерной станковой живописи, графики, декоративного искусства, и скульптуры для фешенебельных буржуазных салонов. Это искусство, развиваясь в России, как зерно, не только упало, но и глубоко вошло в российскую почву, проросло Россией - ее православием, историей, душой!
До Октябрьской революции 1917 года в Уфе не было ни художественного музея, ни художественных учебных заведений. Молодежь уезжала учиться в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Пензу. Художниками-профессионалами были лишь иконописцы. А богатые уфимцы обычно заказывали студентам-художникам копии с популярных картин.
Одной из первых страничек в изобразительном искусстве Башкирии был организованный в 1910 году художником Н. А. Протопоповым кружок-студия им. А. Н. Куинджи. В 1913 году в Уфе родилась первая художественная организация - Общество любителей живописи. В нее равноправно входили как любители, так и художники-профессионалы. Кружок также имел студию для занятий. Общество ставило одной из основных задач пропаганду русского изобразительного искусства и освоение его традиций в личном творческом поиске. В деятельности кружка-студии участвовали Ю. Ю. Блюменталь, П. М. Лебедев, П. В. Мальков, А. Э. Тюлькин, М. Н. Елгаштина.
Затем, в 1915 году, талантливый художник и педагог, окончивший Петербургскую Академию художеств, член Товарищества передвижных выставок П. М. Лебедев открыл в Уфе студию изо-искусства. Эта студия работала до 1918 года. В 1916 году начинает свою работу Уфимский художественный кружок. Русское изобразительное искусство всегда интересовало зрителей и художественные круги. На первой выставке демонстрировались произведения И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, И. И. Шишкина из собраний местных коллекционеров. Также были показаны работы Уфимского кружка, в основном мотивы пейзажей Уфы и ее окрестностей. В деятельности кружка принимали участие художники разных направлений. Среди них художники, всей своей творческой жизнью внесшие значительный вклад в сокровищницу искусства Башкирии и России. Это М. Н. Елгаштина — акварелист изысканной живописной манеры, организатор и первый главный художник Башкирского государственного театра кукол, вышеназванный П. М. Лебедев - разноплановый художник, активный участник многих московских объединений. Творческие интересы его были очень широки: натюрморт и пейзаж, жанровая картина и портрет. Много работал акварелью, маслом. В московский довоенный период своей жизни он также успешно трудился как художник-график в журналах столицы.
Ученики П. М. Лебедева - Б. Домашников, А. Кузнецов и другие, обогащая русскую традицию народно-прикладным творчеством башкир, неустанно развивали изо-искусство Башкирии. Русские и башкирские художники работали в тесной взаимосвязи, их творчество строилось на взаимовлиянии.
Ученик Н. Фешина А. Э. Тюлькин - истинно русский художник огромного колористического дарования, создавший самобытные, ярчайшие произведения о Башкирии и Урале. Тюлькин воспитал много талантливых учеников, среди которых Б. Домашников, А. Пантелеев, Е. Фоминов, К. Головченко, Р. Нурмухаметов. Овладев крепкой реалистической школой, они создали содержательные и индивидуальные по восприятию жизни произведения.
Нурмухаметов Р. М. Парфенон.
В 1919 году открывается студия изобразительного искусства при Клубе железнодорожников, где проводит занятия А. П. Лежнев - художник яркого дарования, пользовавшийся советами самого В. И. Сурикова. Занимался в Москве в школе И. И. Машкова. Он создал картины, вошедшие в золотой фонд изобразительного искусства Башкирии: «Поимка Салавата», «Портрет жены», «Синие тени».
Основополагающим обстоятельством в развитии художественной жизни Уфы и республики было создание 20 января 1920 года Пролетарского художественного музея - на основе коллекции (около 100 картин русских художников), подаренной городу в 1913 году М. В. Нестеровым. Организатором его был И. Е. Бондаренко. В 1926 году музей переименовали в Башкирский государственный художественный музей, а с 1954 года он носит имя великого русского художника, нашего замечательного земляка М. В. Нестерова.
В 1921 году открылась изостудия при 2-й школе Талановой. В ней преподавали прекрасные живописцы А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, А. В. Лезенков.
1 января 1924 года начал свою многогранную работу кружок друзей художественного музея. Председателем кружка был Юлий Юльевич Блюменталь - живописец, окончивший Петербургскую Академию художеств, талантливый художник, человек высокой культуры, много энергии отдававший также искусствоведческой и музейной работе. С 1925 года он становится директором музея. Членами кружка при музее были акварелист М. Н. Елгаштина, пейзажист Г. П. Черкашенников, живописец В. С. Сыромятников. Художественный музей и студии изобразительного искусства стали фундаментом профессионального изобразительного искусства в Башкирии, которое в дальнейшем получило ярчайшее развитие, явив целую плеяду разноплановых индивидуальностей, выпестованную на традициях русского изобразительного искусства.
Творчество первого национального живописца К. С. Девлеткильдеева, основоположников театрального искусства Башкирии М. Н. Арсланова и Г. Ш. Имашевой формировалось на русских реалистических традициях, взаимообогащаясь народным искусством Башкирии. До конца 40-х годов XX века творческая и педагогическая деятельность вышеназванных художников определяла уровень художественной культуры Башкирии.
Разруха гуляла по стране после окончания Великой Отечественной войны. Необходимо было восстанавливать уничтоженное и порушенное. Находили средства и на культуру. 20 августа 1949 года начал свою работу кружок при клубе «Ударник», руководимый Г. В. Огородовым. В своей педагогической деятельности он следовал традициям русского реалистического искусства. С уроков в народной изостудии Огородова начинали профессиональный путь в искусстве известные в республике и стране художники: ныне москвичи П. Багин, Г. Сысолятин, Ю. Ракша, Э. Шагеев, Т.Лукина, ленинградцы Н. Полякова, А. Пермяков, новгородец Н. Селиков, уфимцы С. Литвинов, В. Меос, В. Пегов, А. Рыбаков, М. Давлетбаев, Р. Ягафаров, В. Рязанов. Огородов умел создать атмосферу подлинного творчества, высокого уважения к искусству.
Своеобычна, несравнима с другими странами Россия с ее историей, бытом, нравами, народным характером, древней культурой. И самой природой ее. Столь же своеобразным является солнцеликий Башкортостан, народная культура которого так или иначе входит в творчество русских художников, здесь живущих. И наоборот, художники национальные, пройдя русскую реалистическую школу, в свое творчество привносят российские корни. В русском классическом искусстве основой всегда были нравственность, духовность, высокие идеалы. Основой, опорой подлинного искусства является национальная культура, обогащаемая и взаимодействующая с мировой и не утрачивающая при этом своеобычной духовности.
← Нестеровский, художественный. ИСТОРИЯ | Коллекция искусства - что это? - Часть 2. → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.