БГХМ им. М. В. Нестерова. Фасад.К 90-летию Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова

Башкирский государственный худо­жественный музей им. Михаила Васильевича Нестерова - один из старейших музеев России. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. Желая «содействовать художественному обра­зованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины XIX - начала XX века: 102 экспоната, в том числе про­изведения И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, В. Д. По­ленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, А. Е. Архипова, Н. К. Рериха и многих других. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.

Нестеров предполагал разместить свою коллекцию в строящемся Аксаковском Народном доме, но строительство затянулось, а другого свободного помещения тогда не нашлось, и коллекция продолжала оставаться в Москве. Лишь в октябре 1919 года, после освобождения Уфы от колчаковцев, коллекция прибыва­ет в город: её привозит земляк Нестерова, известный московский архитектор И. Е. Бондаренко, ставший впоследствии пер­вым директором музея. В Уфе Бондаренко сразу же приступает к поискам подходя­щего для музея помещения. В результате тщательного обследования всех архитек­турных достопримечательностей горо­да он останавливается на бывшем доме купца-лесопромышленника М. А. Лаптева, расположенном на улице Гоголевской (ныне - улица Гоголя, 27). «За» особняк Лаптева было сразу же несколько аргумен­тов. Во-первых, его удачное расположение - в исторической части Уфы и в то же время достаточно уединённо, как бы в стороне от делового центра. Во-вторых, необходимая для любого музейного помещения так называемая отстранённая зона, то есть то расстояние от дороги, которое препятству­ет архитектоническим колебаниям, представляющим опасность для произведений искусства. В-третьих, располагающийся по всему периметру особняка сад и дере­вья (липы, ёлочки, рябинки), создающие особую атмосферу музейной тишины и покоя, а летом - ещё и прохлады. Вместе особняк и сад представляли собой клас­сический образец русской усадьбы начала XX века, при этом доминирующую роль в этом усадебном ансамбле играл всё-таки особняк, поэтому о нём следует сказать особо. Особняк Лаптева - не только одно из красивейших зданий Уфы, но в первую очередь - это уникальный образец стиля модерн. Торжественные плоскости высо­ких окон, фризовый пояс по всему пери­метру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями, изысканные плафоны по­толков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и раститель­ного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными ка­пителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым залами...

И. Валитов. Музей им. М. В. Нестерова. 1989. Бумага. Акварель.

И. Валитов. Музей им. М. В. Нестерова. 1989. Бумага. Акварель.

Особняк был построен в 1913 году по проекту известного самарского архитекто­ра А. А. Щербачёва, а его строителями стали студенты Петербургского училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (того училища, которое через год окончит первый профессиональный художник-башкир К. С. Девлеткильдеев, в будущем принявший активное участие в формиро­вании музейного собрания).

23 октября 1919 года было издано по­становление Уфимского Губревкома, по которому особняк М.А. Лаптева был пере­дан Уфимскому художественному Про­летарскому музею имени Октябрьской революции. В новоиспечённом музее сра­зу же началась работа над экспозициями. В результате в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала: в первом экспонировались произведения М. В. Нестерова и его дар, во втором - «русская старина», в третьем - произве­дения художников-уфимцев и живопись Д. Д. Бурлюка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Нестеровский, художественный. Коллекции.




Комментарии  

 
0 Максим Новиков #1 06.11.2010 19:25
Другие шедевры из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова можно посмотреть на форуме. Если у Вас есть чем дополнить (репродукции, фотографии или просто ссылки) будем рады...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта