Саврасов А. К. (1830-1896). Пейзаж с избушкой. 1866. Холст. Масло.

Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.

Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернув­шего весь город в поисках новых произ­ведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспона­тами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей посту­пили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крам­ского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Се­рова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерус­ской живописи составили иконы, посту­пившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллек­ционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богома­терь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.

Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В формиро­вании музейного собрания практически на протяжении всей своей жизни большое участие принимал М. В. Нестеров. Так, исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающих­ся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К. Айвазовского, «Всадник - башкир» А. О. Орловского, «После ливня» И. П. Стефановскош, а также работы Н. Н. Ге, А. А. Харламова, Н. K. Рериха.

М. В. Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ - «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков». В том же году музей приобрёл у Нестерова графиче­ский эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Серги­евский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м - ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна « Видение отроку Вар­фоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве - «Воскресение Христово» (1890).

Давлеткильдиев К. С. (1887-1947). Девочка-башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель.

Давлеткильдиев К. С. (1887-1947). Девочка-башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель.

Неоценимую роль в деле формирова­ния коллекции произведений Нестерова играли и играют многолетние дружествен­ные связи сотрудников музея с членами его семьи. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М. Елизаровой были купле­ны несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903-2004) были приобрете­ны этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914-1916), «Портрет Е. П. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет A. M. Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Портрет Н. М. Не­стеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918-2003) - графический эскиз к карти­не «Под домашним арестом» (1883). Позд­нее от И. В. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О.М. Неетеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане. В 1994 году от Н. М. Не­стеровой перешла в дар музею принадлежа­щая ей коллекция произведений русских художников, в том числе и работы своего отца. В 1982 году от Н.М. Нестеровой и И.В. Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориаль­ный раздел коллекции. Среди них - брон­зовая чернильница, палитра, визитная карточка, орден Трудового Красного Знамени, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Не­стерова и свадебная фата, головной убор, перчатка и туфельки его первой жены М. И. Мартыновской (1862-1886). Посетившие в 2005 году музей внучки Нестерова Ма­рия Ивановна и Татьяна Ивановна Титовы передали в дар музею выполненный нх великим дедом графический портрет своей матери В. М. Титовой".

Коллекция произведений М. В. Не­стерова в собрании Башкирского художе­ственного музея, носящего с 1954 года его имя, уникальна. Это одна из самых круп­ных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них - живопись, 17 - графика). Её хронологические рамки, в основном, - 1878-1919 годы, то есть пе­риод формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой - в духовном возрождении человека в усло­виях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу.

Уникальна и коллекция живописи «отца российского футуризма» Д. Д. Бурлюка: 37 произведений (портреты, пейза­жи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915-1918 годами, то есть временем пребывания художника в Башкирии. По количествен­ному составу и качественному уровню - это самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка. Основными источни­ками поступления стали Уфимская худо­жественная студия (в 1919 году) и деревня Буздяк Белебеевского кантона Башкирии (в 1923-м).

Бенуа А. Е. (1870-1960). Сентиментальная прогулка. До 1899. Бумага. Акварель. Гуашь.

Бенуа А. Е. (1870-1960). Сентиментальная прогулка. До 1899. Бумага. Акварель. Гуашь.

В 1920-1930-е годы по инициативе ди­ректора музея Ю. Ю. Блюменталяи извест­ных башкирских художников К. С. Девлеткильдеева и B. C. Сыромятникова начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства: в результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образцы ткаче­ства, резьбы по дереву, ювелирного искус­ства, костюма башкир XVIII - начала XX века. Эта поисковая работа была продол­жена экспедициями 1960-1970-х годов. В 1920-1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобрази­тельного искусства Башкортостана, явля­ющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретро­спективы. С 1950-х годов формируется коллекция многонационального совет­ского изобразительного искусства: основ­ными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х - выставки (всероссий­ские, международные и т.п.)9. Так сформи­ровались основные коллекции музейного собрания, являющиеся сегодня его гордо­стью и публиковавшиеся не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, Волгограде, Таганроге, Казани.

Коллекция древнерусского искусства включает в себя памятники Московской и Новгородской иконописных школ конца XV-XVII веков, так называемых север­ных писем XVI века, палехского письма конца XVIII века, церковной меднолитой пластики XII-XIX веков и церковного се­ребра XVIII-XIX веков (потиры, кресты-мощевики, кресты выносные, складни, иконные оклады и многое другое, выпол­ненное из меди и серебра с декорирова­нием эмалями, зернью, сканью, цветным стеклом, чеканкой, чернением, гравиров­кой и позолотой).

Тюлькин А. Э. (1888-1980). Гортензии. 1920. Картон. Темпера.

Тюлькин А. Э. (1888-1980). Гортензии. 1920. Картон. Темпера.

Собрание русского искусства XVIII - начала XX века состоит из ряда коллек­ций, каждая из которых имеет как само­стоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологиче­ского периода. Так, коллекция русской живописи XVIII века представлена па­радным портретом, в основном неизвест­ных художников круга Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского и И. Б. Лампи, коллекция русского искусства первой поло­вины - середины XIX века - пейзажами П. В. Басина, С. Ф. Щедрина, Л. Ф. Лагорио, П. П. Джогина, И. K. Айвазовского, портре­тами О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, рисунками К. П. Брюллова, акварелями А. О. Орловского, произведениями скуль­птуры, а также фарфором заводов Ф. Я. Гарднера, А. Г. Попова и Императорского фарфорового завода. В основе коллекции русского искусства второй половины XIX века - дар М. В. Нестерова и поступления 1920-1930-х годов: произведения Н. Н. Ге, А. Г.  Перова, Г. М. Хруслова, А. К. Саврасо­ва, И. П. Стефановского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. Е. Ма­ковского, В. В. Верещагина, Ф. А. Рубо. В. Иванова, С. А. Виноградова, И. П. Похитонова, И. С. Остроухова, Н. А. Касат­кина и многих других. Коллекция рус­ского искусства конца XIX - начала XX века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: это живопись и графи­ка А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. И. Фешина, П. П. Кончаловского, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларио­нова, П. В. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор).

В коллекции западноевропейского ис­кусства XVI-XIX веков - живопись Ф. Ваувермана, Дж. П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Лай­кре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, собрание гравюры, представляющее извест­ные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, скульптура XVIII - XIX веков и фарфор - саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский.




Комментарии  

 
0 Максим Новиков #1 06.11.2010 19:25
Другие шедевры из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова можно посмотреть на форуме. Если у Вас есть чем дополнить (репродукции, фотографии или просто ссылки) будем рады...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта