Мы продолжаем рассказывать о Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Об истории его создания можно прочитать здесь.
Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей поступили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крамского, В. Т. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерусской живописи составили иконы, поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г.И. Чирикова. Среди них - иконы XVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия», икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.
Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В формировании музейного собрания практически на протяжении всей своей жизни большое участие принимал М. В. Нестеров. Так, исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К. Айвазовского, «Всадник - башкир» А. О. Орловского, «После ливня» И. П. Стефановскош, а также работы Н. Н. Ге, А. А. Харламова, Н. K. Рериха.
М. В. Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ - «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков». В том же году музей приобрёл у Нестерова графический эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Сергиевский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м - ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна « Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве - «Воскресение Христово» (1890).
Давлеткильдиев К. С. (1887-1947). Девочка-башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель.
Неоценимую роль в деле формирования коллекции произведений Нестерова играли и играют многолетние дружественные связи сотрудников музея с членами его семьи. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М. Елизаровой были куплены несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903-2004) были приобретены этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914-1916), «Портрет Е. П. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет A. M. Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Портрет Н. М. Нестеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918-2003) - графический эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883). Позднее от И. В. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О.М. Неетеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане. В 1994 году от Н. М. Нестеровой перешла в дар музею принадлежащая ей коллекция произведений русских художников, в том числе и работы своего отца. В 1982 году от Н.М. Нестеровой и И.В. Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориальный раздел коллекции. Среди них - бронзовая чернильница, палитра, визитная карточка, орден Трудового Красного Знамени, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Нестерова и свадебная фата, головной убор, перчатка и туфельки его первой жены М. И. Мартыновской (1862-1886). Посетившие в 2005 году музей внучки Нестерова Мария Ивановна и Татьяна Ивановна Титовы передали в дар музею выполненный нх великим дедом графический портрет своей матери В. М. Титовой".
Коллекция произведений М. В. Нестерова в собрании Башкирского художественного музея, носящего с 1954 года его имя, уникальна. Это одна из самых крупных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них - живопись, 17 - графика). Её хронологические рамки, в основном, - 1878-1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой - в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу.
Уникальна и коллекция живописи «отца российского футуризма» Д. Д. Бурлюка: 37 произведений (портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции), датированные 1915-1918 годами, то есть временем пребывания художника в Башкирии. По количественному составу и качественному уровню - это самая крупная в России коллекция живописи Бурлюка. Основными источниками поступления стали Уфимская художественная студия (в 1919 году) и деревня Буздяк Белебеевского кантона Башкирии (в 1923-м).
Бенуа А. Е. (1870-1960). Сентиментальная прогулка. До 1899. Бумага. Акварель. Гуашь.
В 1920-1930-е годы по инициативе директора музея Ю. Ю. Блюменталяи известных башкирских художников К. С. Девлеткильдеева и B. C. Сыромятникова начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства: в результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образцы ткачества, резьбы по дереву, ювелирного искусства, костюма башкир XVIII - начала XX века. Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960-1970-х годов. В 1920-1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства Башкортостана, являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее полных с точки зрения ретроспективы. С 1950-х годов формируется коллекция многонационального советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х - выставки (всероссийские, международные и т.п.)9. Так сформировались основные коллекции музейного собрания, являющиеся сегодня его гордостью и публиковавшиеся не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, Волгограде, Таганроге, Казани.
Коллекция древнерусского искусства включает в себя памятники Московской и Новгородской иконописных школ конца XV-XVII веков, так называемых северных писем XVI века, палехского письма конца XVIII века, церковной меднолитой пластики XII-XIX веков и церковного серебра XVIII-XIX веков (потиры, кресты-мощевики, кресты выносные, складни, иконные оклады и многое другое, выполненное из меди и серебра с декорированием эмалями, зернью, сканью, цветным стеклом, чеканкой, чернением, гравировкой и позолотой).
Тюлькин А. Э. (1888-1980). Гортензии. 1920. Картон. Темпера.
Собрание русского искусства XVIII - начала XX века состоит из ряда коллекций, каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Так, коллекция русской живописи XVIII века представлена парадным портретом, в основном неизвестных художников круга Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского и И. Б. Лампи, коллекция русского искусства первой половины - середины XIX века - пейзажами П. В. Басина, С. Ф. Щедрина, Л. Ф. Лагорио, П. П. Джогина, И. K. Айвазовского, портретами О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, рисунками К. П. Брюллова, акварелями А. О. Орловского, произведениями скульптуры, а также фарфором заводов Ф. Я. Гарднера, А. Г. Попова и Императорского фарфорового завода. В основе коллекции русского искусства второй половины XIX века - дар М. В. Нестерова и поступления 1920-1930-х годов: произведения Н. Н. Ге, А. Г. Перова, Г. М. Хруслова, А. К. Саврасова, И. П. Стефановского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. Е. Маковского, В. В. Верещагина, Ф. А. Рубо. В. Иванова, С. А. Виноградова, И. П. Похитонова, И. С. Остроухова, Н. А. Касаткина и многих других. Коллекция русского искусства конца XIX - начала XX века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза»: это живопись и графика А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, И. Э. Грабаря, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. И. Фешина, П. П. Кончаловского, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор).
В коллекции западноевропейского искусства XVI-XIX веков - живопись Ф. Ваувермана, Дж. П. Паннини, Д. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, Ж. Верне, Н. Лайкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна, собрание гравюры, представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, скульптура XVIII - XIX веков и фарфор - саксонский, севрский, мейсенский, веджвудский.
← Проблемы изобразительного искусства Башкортостана конца 90-х годов XX века | Нестеровский, художественный. ИСТОРИЯ → |
---|
Под вопросом авторства оказались две работы БосхаКак стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015 |
Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решениеThe Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015 |
Кандинский покоряет МадридК 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015 |
Рембрандта не выпустят из страныОдному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015 |
Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционеНаписанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015 |
Этот музей открыли в самой горе на высоте более 2,3 тысяч метров над морским уро
Эта талантливая женщина стремительно ворвалась в ряды мастеров от нескольких вид
Устроил выставку с говорящим наименованием «Коллекция российского и
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.