Картинная галерея.

Изобразительное искусство Башкирии с начала XX века до конца 90-х годов развивалось на основе реалистической традиции. И сейчас развитие реализма не замерло и не остановилось. Но тем не менее наблюдается определенное его торможение, процесс, похожий на вялотекущую болезнь.

В начале 90-х годов в общество и искусство пришла свобода. По линии Союза художников стали проводиться выставки, не имеющие отношения к принципам этого творческого объедине­ния — от выставок фото до эротических. Предпочтение отдается «новому современному искусству». В то же время в музейных запасниках находится целый кладезь разнообразных реалистиче­ских произведений, которых не видят ни зрители, ни художники нового поколения. При этом нам навязывают мнение о сложности определения границ реализма. И предлагают считать реализмом любое направление в искусстве, мотивируя это примитивной доморощенной «философией». Объясняют, что линия, цвет, пятно уже сами по себе реальны на изобразительной плоскости, значит — это реализм. Происходит непоправимая профанация восприятия системы сложившихся определений и ценностей в искусстве. Ведет все это к смещению, сдвигу, разрушению реалистической школы станкового изоискусства. Действительно, реализм беско­нечен, как сама жизнь. Но жизнь показала, что без границ бывает не реализм, а бездумность и непрофессионализм.

Любое другое направление — это, собственно, скол айсберга реализма, с ограни­ченным использованием изобразительных средств и его возмож­ностей. Происходит манипуляция рядом изобразительных средств (пятном, линией, масштабом, цветом), но при этом исключается отображение предметного мира, пространства. Разрушается сама суть станкового реалистического искусства — передача характер­ных явлений жизни. У реалистов восприятие жизни распахнутое, что называется, «во все глаза».

Много раз на съездах, на заседаниях правления Союза худож­ников РБ предлагалось провести выставки И. Урядова, М. Елгаштиной, старейшего графика Р. Гумерова и других художников-реалистов. Мы не видели развернутой выставки так много давшего реалистическому искусству Башкирии русского художника и вы­дающегося педагога П. М. Лебедева. В то же время у нас широко проходят в залах выставки авангарда, и издаются каталоги к ним. Да, никто не отрицает эту ветвь искусства: абстрактного, беспред­метного, авангардного. Но разве художники-реалисты — это уже отжившее старое?

Храмов А. В. Уральская зима.

Храмов А. В. Уральская зима.

Новым событием в жизни Союза художников стали проводи­мые по линии Министерства культуры выставки по жанрам и видам: декоративная, скульптура, акварель. Но зритель уже несколько лет не видит выставок республиканского масштаба, отражающих состояние искусства в целом. При таком подходе к выставочной деятельности художники среднего и старшего поколений, даже и наши классики Б. Домашников, А. Лутфуллин, П. Салмасов, В. Пустарнаков оказались вне поля выставочной деятельности в 1990—1997 годы.

Хотелось бы видеть больше заботы о традициях подлинно клас­сического, реалистического искусства с его профессиональным умением владеть формой, рисунком, пробивать пространство в глубину и бумерангом вернуть изображение на плоскость, удер­жать его на ней. Портретов, пейзажей, картин — вот чего ждут зрители в полупустых выставочных залах.

Неизменными признаками станкового реалистического искус­ства является предметность, передача объемности, трехмерность, пространственность, профессионализм в умении гармонично завязать, сконструировать изображение на плоскости, не разрушая ее. Перевод объемного изображения в плоскостное и иные вариа­ции с конкретикой изображения реального мира есть производные от известного нам трехмерного мира. Основой всех направлений, их фундаментом является «школа», ее академическая реалистиче­ская традиция.

Бурзянцев А. Д. Весна.

В 1959 году, в период расцвета реалистического искусства в Башкирии, молодой художник, а ныне академик Ахмат Лутфуллин писал: «Изобразительное искусство в Башкирии не имеет старых традиций. Мусульманская религия запрещала его. Но народ созда­вал изумительные произведения прикладного искусства — резьбы по дереву, чеканки, ковроткачества. Только после установления советской власти башкиры получили возможность раскрыть свое дарование в изобразительном искусстве. Правда, пока у нас еще мало живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов и искус­ствоведов. Но в нашем краю живут верные товарищи — русские художники, которые сроднились с Башкирией, работают в Башки­рии и воспитывают кадры национальных художников». С надеж­дой смотрел в будущее из 1959 года А. Лутфуллин.

Пышным, ярким букетом выглядит сегодня искусство всех направлений Башкортостана. «Мы благодарны русским мастерам, воспитавшим национальных художников», — писал М. Н. Арсла- нов.

За 80 лет с начала XX века на основе русской реалистической традиции сформировалась Башкирская школа реалистического искусства. Несколько поколений художников писали изобразитель­ную летопись Башкирии и Урала. И ясно: реалистическое направле­ние — приоритетное.

В январе 1996 года Союз художников России провел в Москве второй пленум Правления. Пленум принял резолюцию, в которой пункт 18-й призывает к действию:

«Учитывая сложность современного развития искусства и состояния общества, усилить пропаганду деятельности Союза художников России, максимально активизировать работу искусст­воведов, сотрудников художественных музеев, картинных галерей с учетом необходимости противостояния тенденции американиза­ции национальной культуры и искусства народов России».

К сожалению, до всех указанных в резолюции организаций правлением Союза художников РБ решение Пленума доведено не было. Оно осталось пустым звуком.

Много лет нет выставок, отражающих общее состояние искус­ства. Издали стопу каталогов «современных направлений» и ни одного общего или группового каталога, посвященного художни­кам-реалистам. Нет альбома даже о самобытном, выдающемся живописце А. Тюлькине.

А. Лутфуллин. Девушка с мандолиной.

А. Лутфуллин. Девушка с мандолиной.

Как известно, вкусовщина и стилизаторство приводят к ком­пилятивному искусству, обезличиванию. Бездействие по вопросу традиций, школы, реализма будет иметь печальные последствия. Мы не должны допустить вырождения глубоких и содержательных традиций, формировавшихся в российском искусстве веками. Иначе в будущем мы не увидим ни портретов, ни жанровых картин, ни самобытного творчества художников реалистической направленности.

Сейчас в республике изобразительное искусство находится на перепутье. Если реализм, основой которого является академизм, перестанет быть ведущим направлением, то за этим последует уход в схема­тизм, стилизаторство, примитивизм. Увянет и пышная крона всех других направлений древа искусства. А надо сказать, что россий­ское искусство в духовном плане самое значительное в мире. И ориентация его поступательного движения в будущем зависит от Министерства культуры, Союза художников РБ и специальных учебных заведений. На основе академического обучения заклады­вается профессионализм, способствующий раскрытию самобыт­ности будущего художника, но не наоборот. Обратный подход сковывает студента в решениях сложных художественных задач, ограничивает его в процессе дальнейшего творчества, снижает уровень мастерства будущего художника.

Сознательное, тенденциозное выпячивание любого из направ­лений изобразительного искусства на выставках рано или поздно может привести к противостоянию и конфронтации. Нужна не конфронтация по оси «авангард — реализм», а «веротерпимость». Как говорится, у каждого своя «религия». Нужна, необходима «веротерпимость» перед лицом зрителя на общих выставках изобразительного искус­ства всех его видов и направлений.

Питательной средой для искусства является жизнь, а не инфор­мация Интернета. Работа расчетливая, рациональная лишена души. Она — безжизненный манекен. Произведений реалистиче­ских, живых, пульсирующих чувством, наполненных духовностью, ждут зрители в выставочных залах. Реалистическое искусство всех времен и народов контактирует с самой Жизнью.

Заслуженный художник РБ Владислав Меос.




Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Мировые новости

News image

Под вопросом авторства оказались две работы Босха

Как стало известно, две почти что самые знаменитые работы Иеронима Босха могут оказаться имитациями правд, написанными в... Далее

Мировые новости искусства | Пятница, 6 Ноября 2015

News image

Есть ли место искусству в современном мире? Суд выслушает аргументы и вынесет решение

The Art Newspaper – самая известная британская газета, освещающая актуальные вопросы искусства решила отметить сво... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 1 Ноября 2015

News image

Кандинский покоряет Мадрид

К 150-летнему юбилею видного русского живописца и графика, известного теоретика школы Баухаус, одного из лидеров абстрак... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 28 Октября 2015

News image

Рембрандта не выпустят из страны

Одному из поздних шедевров Рембрандта – «Портрету Катрины Хогсат», находящемуся в публичном доступе в ... Далее

Мировые новости искусства | Воскресенье, 25 Октября 2015

News image

Сумму, близкую к пяти миллионам долларов, выручили при продаже портрета Ленина на аукционе

Написанный американцем Энди Уорхолом с использованием фотографии Ленина, сделанной в 1897 году, портрет вождя русской ре... Далее

Мировые новости искусства | Среда, 21 Октября 2015

Перейти в категорию: Мировые новости искусства

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта